Филобокова Л.Ю.,
д. э. н., профессор
МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Ведущие ученые и экономисты-практики сделали заключение о том, что грамотное управление оборотным капиталом должно составлять содержание стратегии и тактики как финансового менеджмента, так и управления малым предпринимательством в целом. Преобладание и высокая доля оборотного капитала (до 90%) позволяют констатировать, что уровень конкурентоспособности предпринимательства в малых организационно-экономических формах может быть диагностирован с использованием неформализованного инструментария – бенчмаркинга, позволяющего идентифицировать эталон для сравнения и последующей выработки адекватных мер управляющего воздействия.
В современных условиях повышение конкурентоспособности и обеспечение конкурентоустойчивости национальных экономик рассматриваются факторами успешного выживания и развития, ответной реакцией на императивы глобализации и модернизации [2].
1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определивший правовое поле признания субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки их развития в интересах решения глобальной стратегической задачи – повышение конкурентоспособности национальной экономики России [1].
В соответствии с теорией предпринимательства Й. Шумпетера, выделявшего инновационность в качестве основополагающего условия предпринимательской деятельности, предприниматель-новатор является основным двигателем механизмов и процессов производства, распределения и обмена в условиях рыночной экономики [5].
Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о специфических функциях малого предпринимательства, но все исследователи подразделяют их на две группы – экономические и социальные. Автор представляет свою позицию на сущность данной категории:
– предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном подходе к производству и поставке на рынок товаров, работ, услуг, приносящих его субъекту доход и дающих ощущение осознания своей значимости как личности;
– в основе получения эффекта лежит новаторская, инициативная деятельность отдельного человека, мобилизующего свои силы, целеустремленно использующего возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия;
– основная цель предпринимательства сводится к извлечению сверхдохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности;
– предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления – от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения;
– основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками процесса – потребителями, государством, партнерами, наемными работниками;
– малое предпринимательство – наиболее динамичная, открытая, активная, реальная хозяйственная система, субъект и объект управления (система управления), способный инициировать и поддерживать инновационно-воспроизводственный характер развития национальных экономик (и их подсистем), обеспечивающий заданный уровень конкурентоспособности и ее динамики.
Малое предпринимательство функционирует в высококонкурентной среде, когда успешность определяется наличием, состоянием и уровнем использования интеллектуального потенциала, в том числе и в управлении. В современном бизнесе от 70–80% всего, что делается людьми, обеспечивается интеллектом, когда человеческий мозг становится основным средством производства. Все это нацеливает на поиск, разработку и обоснование инструментария управленческих инноваций, представленного неформализованными подходами. Одним из таких инструментов, обеспечивающих управление конкурентоспособностью малого предпринимательства, является бенчмаркинг.
Концепция бенчмаркинга основана на таких принципах (постулатах), как:
– концентрация на качестве;
– важность бизнес-процессов;
– систематическое проведение внешнего бенчмаркинга;
– признание бенчмаркинга в качестве основы для выживания.
При этом различают следующие типы и виды бенчмаркинга (табл. 1).
Очевидно, что при разработке инструментария бенчмаркинга в управлении конкурентоспособностью малого предпринимательства необходимо идентифицировать и учитывать особенности состояния системы, но независимо от масштабов предпринимательской деятельности основная проблема сопряжена с выбором эталона, предлагаемого в качестве базы для сравнения.
Исследования, проведенные в 2001 году Шеффилдским университетом Великобритании, позволили установить, что в малом и среднем предпринимательстве применяется как стратегический, так и процессный бенчмаркинг с использованием в качестве эталона следующих показателей (табл. 2).
Российский экономист Д. Маслов идентифицировал проблемы, препятствующие сравнению показателей состояния и развития отдельных субъектов малого предпринимательства, с показателями, принимаемыми в качестве эталонных (рис. 1) [3].
Ведущие ученые и экономисты-практики в области управления малым предпринимательством сделали заключение о том, что грамотное управление оборотным капиталом должно составлять содержание стратегии и тактики финансового менеджмента предпринимательства в малых организационных формах хозяйствования. Исследования и аналитические изыскания, проводимые автором в течение последних 16 лет, позволили установить, что в малом предпринимательстве доля оборотного капитала достигает 80–90% от общей величины совокупного капитала. При этом доля остается достаточно высокой даже у субъектов малого предпринимательства, занятых в капиталоемких отраслевых сегментах. Потенциал конкурентоспособности (прежде всего внутренней) в значительной степени отображается индикаторами состояния, структуры, движения и управления оборотным капиталом. Формирование информационного массива о состоянии, движении, структуре и управлении оборотным капиталом малых предприятий не представляет особой сложности и позволяет нейтрализовать проблемы, препятствующие сопоставлению со значениями эталонных показателей.
Автором разработан и апробирован инструментарий бенчмаркинга в управлении конкурентоспособностью субъектов малого предпринимательства, основанный на использовании методологии и методики комплексной рейтинговой оценки. При этом под комплексной оценкой состояния, движения и управления оборотным капиталом было предложено понимать одновременное и согласованное изучение совокупности индикаторов, отображающих основные аспекты процесса управления оборотным капиталом, формирование выводов о качестве его использования (определение рейтинга) на основе сравнения обобщающей комплексной оценки (единого интегрального показателя) с эталоном, среднеотраслевой или соответствующей оценкой другого аналогичного (сопоставимого) объекта. Расчет рейтинга и последующая классификация малых предприятий позволят не только рассчитывать и измерять уровень их конкурентоспособности и сегментации отраслевого рынка.
Наиболее информативными индикаторами оценки состояния, структуры, движения для целей управления оборотным капиталом малых предприятий рассматривается система таких относительных показателей (коэффициентов), как:
К1 – коэффициент текущей ликвидности;
К2 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
К3 – коэффициент абсолютной ликвидности;
К4 – коэффициент мобильности оборотного капитала;
К5 – доля реального чистого оборотного капитала в текущих активах;
К6 – рентабельность оборотного капитала;
К7 – коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
К8 – коэффициент оборачиваемости производственных запасов;
К9 – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
К10 – коэффициент рентабельности чистого денежного потока.
Представляется, что выводы относительно функционирования и уровня конкурентоспособности малых предприятий будут более объективны, если методикой рейтинговой оценки предусмотреть агрегирование локальных индикаторов, диагностирующих результат комплексного взаимодействия взаимозависимых и взаимосвязанных факторов с приданием весовых значений каждому локальному индикатору (табл. 3).
Максимальное весовое значение, равное 9 баллам, присвоено рентабельности денежных активов, в силу того что одной из отличительных особенностей функционирования малых предприятий является их затруднительный доступ на финансовый и денежный рынки из-за крайне непривлекательной кредитоспособности и слабости имущественного обеспечения. Данное обстоятельство императивно закрепляет условие выживания малых предприятий – эффективное управление оборотным капиталом и его элементами и получение максимум экономического эффекта с каждого рубля денежных средств, авансированных в бизнес. Способность малого предприятия генерировать чистый денежный поток является проявлением эффективности систем управления оборотным капиталом и хозяйствующим субъектом в целом и отображает его конкурентоспособность. Индикатор оценки рентабельности чистого денежного потока малых предприятий предлагается рассчитывать посредством моделирования показателей, представленных в табл. 4.
Расчет коэффициента рентабельности чистого денежного потока предлагается выполнять по следующему алгоритму:
Rчдп = ЧП: ЧДП или Rчдп = R прод × К3 × К4 × К5 × К6 × К7 × К8 . (1)
Для агрегирования локальных индикаторов состояния, движения и управления оборотным капиталом предлагается следующий алгоритм:
где К – весовые коэффициенты, определенные на основе экспертной оценки;
хij – отношение значения частного показателя к его максимальному значению по общей совокупности исследуемых малых предприятий (хij = аij/max aij).
На основании полученной рейтинговой оценки предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания R.
Согласно предлагаемой методике за эталонное малое предприятие принимается то, у которого рейтинг имеет минимальное количество набранных баллов, а последующее ранжирование производится по мере нарастания количества набранных баллов.
В процессе исследований состояния, развития и управления оборотным капиталом малого предпринимательства Сахалинской области (малое предпринимательство следует рассматривать в качестве подсистемы региональной экономики) был сформирован информационный массив, позволивший рассчитать локальные индикаторы, соответствующие эталонному значению, в разрезе отраслевой сегментации региональной экономики (табл. 5).
Размер эталонных значений рейтинга для малых предприятий Сахалинской области в разрезе отраслевых сегментов региональной экономики: добыча и переработка рыбы и морепродуктов – 2,17, сфера товарного обращения – 1,47, строительство – 2,24, транспорт – 1,01. В дальнейшем выполняется сопоставление значений рейтинговой величины каждого отдельного малого предприятия с эталонным значением. Внутри каждого отраслевого сегмента закрепления малых предприятий целесообразна идентификация по уровню конкурентоспособности (табл. 6).
В обосновании методологии и методических подходов к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства автор исходит из гипотезы о том, что конкурентоспособность членима, измерима и соотносима с потенциалом конкретной социоэколого-экономической системы. Конкурентоспособность обеспечивается (достигается) эффектом синергии производственных, организационных, инновационных, информационных, ресурсосберегающих, экологических, финансово-экономических и других возможностей системы.
Методологические подходы к управлению конкурентоспособностью основаны на идентификации внешнего и внутреннего потенциалов и необходимости выработки мер управляющего воздействия на их структурные элементы с целью перехода с фактического уровня конкурентоспособности в желаемое состояние (уровень). Гипотетический (желаемый) уровень конкурентоспособности представляется целесообразным рассматривать в качестве эталона. Бенчмарк (bench – место, to mark – отметить) – это термин, употреблявшийся землемерами в течение сотен лет в качестве закрепления исходных отметок для начала отсчета расстояний. С позиции управления бенчмаркинг – инструментарий, методологическими особенностями которого является возможность интегрирования качественно-количественных характеристик объекта управления с целью поиска наилучшего состояния, принимаемого за эталон для целей сравнения с ним других сопоставимых предметов. В качестве такого объекта управления предложено рассматривать конкурентоспособность предпринимательства в малых организационно-экономических формах хозяйствования.
Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации».
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
3. Маслов Д. Глобальный бенчмаркинг // Консультант. – 2013. – С. 1–7.
4. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта // Корпоративный менеджмент. – 2001. – С. 1–26.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем.; общ. ред. А.Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1982. – 453 с. |