Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N5 / 2013

Развитие электронной коммерции в современной России и осуществление внешнеторговых операций

Плещенко В.И.,
к. э. н., начальник управления
ФГУП «Гознак»

Аннотация
Внешнеторговая деятельность предприятий в современной России развивается на фоне активного внедрения новых средств и технологий электронной коммерции. В статье анализируются основные тенденции в данных сферах, оценен потенциал реализации экспортно-импортных операций посредством электронных торговых площадок, показаны имеющиеся на текущий момент проблемы и пути их решения.

Трансформация экономики России происходит под влиянием ряда тенденций, определяющих организацию коммерческой деятельности в сегодняшнем мире. Одной из них является т. н. информационная революция, выразившаяся в числе прочего во все более расширяющемся применении передовых коммуникационных технологий, развитии инфраструктуры электронной торговли и автоматизации рутинных процессов. Преимущество электронной коммерции выражается в том, что финансовый, торговый и человеческий капитал, необходимый для проведения торговых сделок, обходится организаторам дешевле, чем при их реализации в реальном режиме [1]. Кроме того, значительно возрастает и скорость проведения самих трансакций. Подобные нововведения позволяют существенно сократить издержки участников сделок на поиск информации, ведение переговоров и документарное оформление контрактов. В результате такие инфраструктурные инструменты, как интернет-магазины и банки, сетевые сервисы предоставления информации, электронные торговые площадки и др., прочно заняли свое место в современном бизнесе, и сейчас уже невозможно представить функционирование современных хозяйствующих субъектов без их использования.

Для производственных компаний, изначально получающих из внешней среды необходимые для технологического процесса сырье, материалы и комплектующие, а затем передающих по цепи поставок готовую продукцию, наиболее актуальными в этой связи являются электронные средства заказа или продажи контрагентам товарно-материальных ценностей. Основными корпоративными инструментами в данной области выступают электронные торговые площадки (далее по тексту – ЭТП). В настоящее время спектр существующих в России ЭТП достаточно широк. Так, среди них есть универсальные и специализированные, общероссийские и региональные, корпоративные (принадлежащие предприятиям-заказчикам или продавцам) и межкорпоративные (независимые).

Число действующих ЭТП, количество зарегистрированных на них поставщиков и продавцов, объемы сделок и число позиций товарной номенклатуры постоянно и планомерно увеличиваются. Такому результату в немалой степени способствуют и действия органов власти, предписывающих государственным учреждениям, а также предприятиям и организациям, полностью или частично находящимся под их контролем, осуществлять в электронной форме закупку определенных товаров, работ и услуг, устанавливая, к примеру, перечни таких позиций [2]. При этом одной из главных задач, решение которых может обеспечить повышение эффективности торгово-закупочной деятельности, является стимулирование активного участия поставщиков, в том числе и иностранных, в проводимых процедурах. Как известно, отсутствие географической привязанности в случае торгов в электронной форме позволяет существенно расширить возможности по участию в них зарубежных фирм [3].

Другой важной тенденцией для российских производственных компаний является растущее вовлечение предприятий во внешнеэкономическую деятельность, происходящее в форме осуществления экспортно-импортных операций.

Происходящее расширение участия предприятий во внешней торговле обусловлено следующими причинами.

Во-первых, весьма большое значение имеют причины объективного характера, такие как продолжающиеся интернационализация и глобализация мирового экономического пространства. Для Российской Федерации важнейшим этапом в этой связи стало состоявшееся в 2012 г. вступление в ВТО. Понятно, что данный шаг как означает последовательную либерализацию доступа импортных товаров на внутренний рынок, так и открывает новые возможности для российских предприятий-экспортеров.

Другим явлением, отражающим действие процессов глобализации, выступает отказ промышленных компаний от изготовления определенных материалов или комплектующих на национальной территории и последующий перенос производства в иные регионы, по принципу более близкого расположения по отношению к исходным ресурсам либо из-за меньших расходов на оплату труда персонала. Применительно к России указанный процесс мы можем наблюдать на примере ряда отраслей легкой промышленности, когда отечественное производство практически полностью замещено импортом из Китая и стран Юго-Восточной Азии или т. н. контрактным производством в тех же странах, когда продукция под определенной торговой маркой может изготавливаться на различных предприятиях. В этом случае для осуществления приобретения и доставки продукции до мест ее потребления внутренние договоры закупки заменяются импортными контрактами.

Во-вторых, развитие внешнеторговой деятельности связано с поставленной руководством страны задачей модернизировать российскую экономику, создать инновационные и высокотехнологичные производства, развивать (или восстанавливать) промышленный потенциал ряда регионов. В этой связи отметим, что сегодня значительная часть товарной номенклатуры, закупаемой российскими потребителями, имеет иностранное происхождение. К примеру, почти из 2,6 трлн руб. затрат на закупки российских госкомпаний в 2012 г. на отечественную продукцию пришлось лишь 286 млрд руб. (или 10,7%) [4]. Поскольку прямые внешнеторговые контракты позволяют повысить эффективность взаимодействия и обеспечить экономию средств, государство периодически стимулирует их заключение, освобождая импортеров от обязанности выплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость при оформлении ввоза на территорию Российской Федерации ряда позиций, в частности отдельных видов технологического оборудования.

Также имеются и субъективные факторы, которые, по мнению автора, во многом связаны с переходным статусом российской экономики. Это выражается прежде всего в институциональном несовершенстве действующей практики коммерческого взаимодействия, недостаточной развитости корпоративной культуры и несоблюдении субъектами процесса норм деловой этики.

В данном контексте следует указать такие явления, как низкое качество подготовки документов, плохая дисциплина исполнения контрактов и правовой нигилизм участников сделок. Кроме того, можно упомянуть вероятность получить в качестве контрагента «фирму-однодневку» и относительно недавно возникшую новую опасность – т. н. тендерное рейдерство. Указанные обстоятельства, безусловно, угрожают стабильности производства, негативно отражаются на финансово-экономических показателях предприятия, вредят деловой репутации фирмы, а также влекут опасность претензий государственных структур, в частности налоговых или таможенных органов.

В таких условиях именно непосредственное взаимодействие с внешнеторговыми партнерами способно снизить упомянутые риски, а также повысить качественный уровень работы коммерческих служб отечественных предприятий за счет обмена опытом, участия в конкурентной борьбе на международном уровне, изучения передовых форм и методов ведения бизнеса.

Следовательно, перечень объективных факторов, стимулирующих предприятия к осуществлению внешнеторговых операций, дополняется возможной экономией денежных средств и времени за счет прямых контрактов между партнерами, исключения из цепочки поставок неэффективных посредников. Кроме того, непосредственные контакты позволяют снизить риск потери или искажения информации при ее передаче или обработке.

Исходя из изложенного можем констатировать, что в настоящее время актуальность темы взаимодействия российских и зарубежных партнеров, осуществления ими экспортно-импортных операций весьма высока, а данная модель отношений в условиях глобализации дает предприятию возможность реализовать дополнительный потенциал, заложенный во внешнеторговом сотрудничестве.

Попробуем проанализировать, каким образом соприкасаются в современной России две вышеописанные тенденции: развитие средств и технологий электронной коммерции и повышение актуальности для предприятий внешнеторговой деятельности. По мнению автора, главный вопрос в этой связи заключается в том, смогут ли зарубежные поставщики в полной мере участвовать в закупочных процедурах, проводимых отечественными заказчиками.

Ситуация во внешней торговле Российской Федерации такова, что за последние полтора десятилетия доля энергоносителей в структуре экспорта возросла с 53% в 2000 г. [5] до 73% в 2012 г. [6]. Другие основные составляющие экспорта в то же время постепенно теряли свою долю во внешнеторговом обороте, в частности такие позиции, как металлы и изделия из них, а также машины и оборудование, снизили свой вес с 17 и 9% в 2000 г. до 8,3 и 3,6% в 2012 г. соответственно.

При этом необходимо учитывать, что объемы поставок сырья (энергоресурсы, лесоматериалы, целлюлоза, металлы, химическое сырье и др.), как правило, достаточно значительны и осуществляются на основе долговременных соглашений сторон. Следовательно, такие отношения в принципе не предполагают широкого использования ЭТП, более нацеленных на заключение разовых краткосрочных сделок. Поэтому в условиях текущей конъюнктуры внешней торговли говорить о высокой вероятности заключения экспортных сделок посредством

ЭТП преждевременно, в связи с чем оценим потенциал этого вида электронной коммерции применительно к импортным операциям.

Сразу отметим, что существует ряд технических барьеров, препятствующих развитию импорта товаров с помощью применения ЭТП. Во-первых, это языковой барьер. Большинство действующих в стране ЭТП имеют исключительно русскоязычный интерфейс. В качестве определенных исключений из данного правила укажем такие ЭТП, как «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) и площадка ОАО «Мечел», на которых также имеется и англоязычная версия сайта. Однако описания конкретных закупочных процедур на них приводятся опять же только на русском языке.

Вторым техническим барьером является требование большинства ЭТП об использовании участниками процедур электронной цифровой подписи для подтверждения своих действий на площадке. При этом непонятно, как иностранная компания может получить электронно-цифровую подпись для работы на российской торговой площадке (сейчас такая возможность есть только у представительств, филиалов или иных обособленных подразделений иностранных фирм в РФ). Вариантом решения проблемы является обеспечение трансграничного действия ЭЦП по принципу «доверенной третьей стороны» [3]. Идея базируется на создании специализированного технического центра, осуществляющего проверку действительности электронной подписи и подкрепляющего результаты процедуры своей подписью. Пока данное решение не получило широкого распространения, но тем не менее актуальность подобного внедрения для российских потребителей и их зарубежных партнеров весьма велика.

Третьим барьером является практическая невозможность для зарубежных поставщиков дать свое предложение на условиях DDP, т. е. самостоятельно осуществить оплату таможенных пошлин и сборов на территории Российской Федерации. Исходя из этого в случае заинтересованности в участии иностранных фирм в процедуре эту процедуру должен будет выполнять сам заказчик, а для обеспечения корректного сравнения предложений резидентов и нерезидентов ему придется самостоятельно рассчитывать предполагаемый размер выплат при таможенном оформлении.

Еще одним проблемным аспектом электронной коммерции применительно к внешней торговле является следующее обстоятельство. Как известно, современные представления о характере отношений поставщиков и потребителей базируются на идее о взаимовыгодном долгосрочном партнерстве. Взаимодействие участников внешней торговли происходит в институциональных рамках, очерченных как на формальном (контракты, соглашения, протоколы переговоров и т. п.), так и неформальном уровне (традиции, условности и т. д.). Так, существенное значение имеют определенные ситуации из прошлого (прецеденты), накопленный личный опыт и сложившиеся отношения между конкретными людьми, основанные на таких социально-психологических антиподах: «доверие – недоверие», «симпатия – антипатия» и др. В то же время особенностью электронной коммерции являются фактическое обезличивание сторон сделки, реализация процесса в удаленном режиме, что может сказаться на качестве взаимодействия, уровне ответственности контрагентов за результаты исполнения контрактов.

Исходя из этого автор полагает, ч о при использовании механизмов электронной коммерции отношения с внешнеторговыми партнерами помимо удаленного взаимодействия по сети должны в обязательном порядке включать элементы социальных коммуникаций в форме проведения совместных встреч, переговоров, участия в выставках или конференциях.

Литература
1. Сидорова О.В. Виды и организационные модели электронной коммерции // Креативная экономика. – 2012. – № 1 (61). – С. 95–100.
2. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».
3. Доверенная третья сторона // Аукционный вестник. – 2013. – № 133.
4. Не любят российское // Ведомости. – 2013. – 26 авг.
5. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2004 год // РГ-Бизнес. – 2005. – 17 мая.
6. Информация Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=17055&Itemid=1981

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».