Шекова Е.Л.,
к. э. н., доцент Высшей школы менеджмента
Санкт-Петербургского государственного
университета
Специфика хозяйственного механизма некоммерческих организаций требует применения особых показателей для оценки эффективности их деятельности. В отличие от коммерческих предприятий анализ эффективности работы некоммерческих организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации.
К показателям социальной эффективности можно отнести социальный индекс Вайсброда и коэффициент социальной рентабельности.
Социальный индекс (publicness index, PI; дословно – индекс общественности) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции» [4, p. 75]:
Иными словами, социальный индекс рассчитывается как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ. Доходы от создания общественных благ в некоммерческие организации выступают в форме благотворительных взносов, грантов, государственных дотаций, которые предоставляются некоммерческой организации на безвозмездной основе.
Благотворительный взнос – добровольная бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) в различных формах поддержка физических и юридических лиц в общеполезных целях.
Грант – средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы.
Спонсорский взнос – вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и др. Спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.
Членский взнос – регулярное отчисление в некоммерческую организацию установленных средств с целью получения стандартного пакета некоммерческих услуг.
Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров, услуг, работ в некоммерческие организации. В ответ на спонсорский вклад некоммерческая организация предлагает рекламу, PR-мероприятия и др., тогда как в обмен на членские взносы – набор своих товаров и услуг.
К примеру, в ответ на членский взнос в Клуб друзей Эрмитажа можно получить целый ряд привилегий, таких как бесплатный вход в музей, приглашения на открытие временных выставок, двадцатипроцентные скидки на сувенирную и печатную продукции в магазинах Эрмитажа и др.
В качестве единиц измерения индекса Вайсброда выступают его абсолютные значения.
Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности.
Индекс равен нулю в коммерческих организациях, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, то есть взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, то есть вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.
Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования некоммерческих организаций. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческой организации.
Социальный индекс Вайсброда был рассчитан для музеев Москвы и СанктПетербурга (табл. 1).
Расчеты показали, что среди исследуемых музеев самым высоким уровнем самофинансирования обладает Государственный Эрмитаж с самым низким значением социального индекса (PI = 2,2). В Эрмитаже 69% всех поступлений составляют благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 31% – входная плата в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и коммерческой деятельности (рис. 1) [2].
Таким образом, 69% бюджета образовали финансовые поступления от производства общественных благ, а 31% – доходы от выпуска частных благ. Социальный индекс Эрмитажа в этом случае равен 2,2.
Самое большое значение социального индекса (PI = 6,1) среди исследуемых музеев принадлежит Русскому музею, 86% поступлений которого составляют бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты (рис. 2) [3].
В данном случае финансовые поступления от производства общественных благ достигли 86% бюджета, тогда как доходы от выпуска частных благ – только 14%.
Социальный индекс Русского музея почти в три раза выше индекса Эрмитажа, что свидетельствует о низком уровне самофинансирования Русского музея по сравнению с Эрмитажем.
Другим показателем социальной эффективности является коэффициент социальной рентабельности SR. Он рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта:
В качестве примера рассмотрим выборочную вакцинацию населения в одном из регионов. В данном случае социальный эффект будет проявляться в снижении уровня заболеваний населения региона, при этом выгоду получат те лица, которые не прошли вакцинацию, но остались здоровыми из-за сокращения масштабов распространения вируса. Таким образом, денежная оценка социального эффекта будет измеряться разницей стоимости затраченных медицинских услуг региона, где не проводилась вакцинация, и региона, где вакцинация имела место, при условии, что регионы равноценны по своим характеристикам. Затраты на производство социального эффекта измеряются расходами на проведение вакцинации в регионе.
Однако в отличие от показателя экономической рентабельности коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т. д. По мнению И.А. Андреева, показатель социальной рентабельности наиболее применим для программ социально-экономического развития региона страны, разработанных государственными и негосударственными научно-исследовательскими институтами. Их результативность «может быть оценена отношением изменения душевых (семейных) денежных доходов населения региона после ее внедрения к затратам на ее разработку и реализацию» [1, с. 13]. Однако показатель социальной рентабельности может активно использоваться и в сфере здравоохранения, где процессы и результаты оказания медицинских услуг поддаются количественной оценке.
На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.
Литература
1. Андреев И.А. Некоммерческий маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4.
2. Данные внутренней отчетности Государственного Эрмитажа.
3. Данные внутренней отчетности Государственного Русского музея.
4. Weisbrod B. The Nonprofit Economy. – Cambridge: Harvard Univ. Press, 1994. |