Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N5 / 2009

Финансовое планирование деятельности предприятия: история возникновения и развития, современное состояние

Кулик О.С.,
аспирантка финансового факультета
кафедры финансового менеджмента
Ростовского государственного
Экономического университета «РИНХ»

Финансы предприятий призваны обеспечить предприятие финансовыми ресурсами; обеспечить сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением помогают финансовое планирование.

На основе анализа литературных источников предложим следующие подходы, с позиции которых можно рассматривать историю возникновения и эволюцию категории «финансовое планирование» (рис. 1).

Подход с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте предложен нами на основе описанных Д. Б. Мельничуком граней стратегического управления предприятием. Он представляет собой первую грань, согласно которой происходит постоянный рост уровня компетенции команды руководителей (табл. 1).

Согласно данному подходу датой возникновения финансового планирования принимается дата возникновения финансового менеджмента, то есть конец 1950-х гг.

Второй предложенный нами подход к истории возникновения и эволюции финансового планирования – с позиции этапов развития финансового менеджмента – создан на основе работ С. Л. Улиной. Он уточняет подход с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте и позволяет более точно получить дату возникновения финансового планирования (табл. 2).

Согласно данному подходу возникновение финансового планирования датируется 1990–1996 гг. Это произошло на этапе возникновения и развития функционального подхода в финансовом менеджменте.

Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на конкретный момент времени экономической ситуацией в стране. В этом заключается ограниченность первых двух подходов, предложенных нами: они не учитывают это, рассматривая финансовое планирование только как элемент финансового менеджмента. В подходе с позиции развития экономики России, предложенном нами на основе работ И. Н. Олейниковой [3], этот недостаток устраняется. В данном подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики, поскольку именно ей присуща черта централизации, причем как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

Изучение эволюции типов финансовых планов в зависимости от изменения макроэкономических условий начинается с 1918 г. (рис. 2, табл. 3), а заканчивается 90-ми гг. ХХ в., что не случайно. Переход от административно-командной экономики к рыночной системе хозяйствования ликвидировал существовавшую в стране систему долгосрочного государственного планирования, а вместе с ней исчезла и система внутрифирменного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность в условиях непредсказуемости, стихийности экономики, а новые созданы не были. Финансовое планирование потеряло свою значимость и постепенно было забыто.

Формирование рыночной среды, характеризующейся высокой конкурентной борьбой, изменчивыми макроэкономическими условиями хозяйствования, сложностью получения прибыли и привлечения клиента, способствовало тому, что руководители предприятий вынуждены были искать более эффективные методы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности, используя весь арсенал инструментов финансового менеджмента, имевшихся в тот момент в зарубежной и отечественной практике. Повысился интерес к методам финансового планирования и бюджетирования деятельности предприятия.

В своем развитии эволюция бюджетирования как управленческой технологии в российских компаниях прошла три последовательных этапа.

http://www.dis.ru/gif/fm/arhiv/2009/5/2/finansovoe_planirovanie_deyatelnosti_predpriyatiya10.gif

http://www.dis.ru/gif/fm/arhiv/2009/5/2/finansovoe_planirovanie_deyatelnosti_predpriyatiya12.gif

http://www.dis.ru/gif/fm/arhiv/2009/5/2/finansovoe_planirovanie_deyatelnosti_predpriyatiya14.gif

Первый этап характеризовался интенсивным использованием модного слова «бюджетирование» и подготовкой документов под названием «бюджет», не имеющих ничего общего с действительными задачами бюджетирования. Основной целью этого этапа являлись попытки привлечь финансовые ресурсы западных кредиторов и инвесторов. В подавляющем большинстве из этого ничего не вышло, так как кредиторы и инвесторы быстро разобрались, что представляемые материалы не несут никакой смысловой нагрузки и полагаться на них нельзя.

В определенной степени это дискредитировало идею бюджетирования среди руководителей предприятия.

Второй этап отмечен широким выходом на рынок услуг по постановке бюджетирования российского консалтинга. Руководство предприятий все же принимало минимальное участие в выполнении этих работ.

Третий этап характеризуется осознанием многими руководителями предприятий полезности бюджетирования как инструмента стратегического и текущего управления своим бизнесом, без которого достижение серьезных конкурентных преимуществ на рынке возможно лишь по случайному стечению обстоятельств. Наряду с привлечением специализированных фирм динамично развивающиеся предприятия начали сами осваивать технологию бюджетирования и готовить соответствующие документы.

Для оценки современного состояния финансового планирования деятельности предприятий мы провели исследование, в котором приняли участие восемь крупных и средних компаний Ростова-на-Дону и Ростовской области. Для целей данного исследования нами была разработана анкета, содержащая ряд вопросов, касающихся организации системы финансового планирования в компании. Распределение опрошенных предприятий по типу отраслей представлено на рис. 3.

По масштабу деятельности четыре из восьми опрошенных предприятий (то есть 50%) являются крупными, оставшиеся четыре (также 50%) – средними.

По территориальному признаку шесть предприятий (75%) – это фирмы Ростова-на-Дону, два предприятия (25%) – Ростовской области (города Новочеркасск и Таганрог).

Все руководители опрошенных предприятий применяют в своей деятельности систему финансового планирования. Функции финансового планирования осуществляют в компаниях следующие лица (рис. 4).

Все восемь опрошенных предприятий (100%) знакомы с понятием «система центров ответственности», кроме того, на всех опрошенных предприятиях данная система существует. Существующие в компаниях центры финансовой ответственности показаны нами на рис. 5: так, наиболее часто встречающиеся ЦФО – это центр затрат, центр дохода, центр продаж и центр прибыли, то есть основные центры ответственности предприятия. Напомним, что:
- центры затрат представляют собой те центры ответственности, в которых сотрудники контролируют и отвечают только за затраты, но не контролируют остальные показатели, такие как доход, маржинальная прибыль, прибыль, инвестиции;
- центр дохода – структурное подразделение, отвечающее за доход (объем реализации), который оно приносит компании своей деятельностью;
- центр прибыли – структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности.

Также на 50% опрошенных предприятий существуют центры инвестиций и центры капитальных вложений. Такие центры, как центр управления и центр стоимости (самостоятельная стратегическая единица, работающая на сложившемся сегменте или нескольких сегментах рынка, имеющая дело с определенными типами потребителей и характером конкуренции, разрабатывающая собственную рыночную стратегию, используется при реализации концепции Value based management), не используют ни одно из опрошенных нами предприятий, что, на наш взгляд, странно, поскольку в процессе нашего исследования одно из восьми опрошенных предприятий отметило использование в своей деятельности системы VBM, внедрение которой затрагивает организационную структуру предприятия как раз в части создания центров стоимости. Предположим, что система VBM на данном предприятии находится в зачаточном состоянии и еще не полностью внедрена.

На вопрос «существует ли на вашем предприятии бюджетный регламент» 87,50% предприятий, то есть семь из восьми, ответили утвердительно, и лишь одно предприятие не руководствуется в своей деятельности бюджетным регламентом. Что касается подхода, согласно которому формируются бюджеты в компании, то четыре предприятия (50%) формируют бюджеты по центрам финансовой ответственности, а оставшиеся четыре (также 50%) – по центрам финансового учета. Ни одно предприятие не формирует бюджеты по проектам, иные подходы (например, по процессам, по компании в целом) также не используются, что также удивительно, так как 37,5% предприятий (три из восьми) применяют попроцессное бюджетирование Activity based budgeting, соответственно, они должны строить бюджеты по выделенным бизнес-процессам.

На рис. 6 указаны основные бюджеты, которые составляются в компаниях.

Наиболее часто в обследованных компаниях встречаются операционные и сводные бюджеты (их составляют восемь предприятий, то есть 100%), на втором месте – инвестиционные бюджеты (они присутствуют у семи предприятий, то есть у 87,5%). Самые редко встречающиеся бюджеты – финансовые, ими пользуются шесть обследованных предприятий, что составляет 75%. Табл. 4 уточняет вышеприведенные рассуждения.

12,5% предприятий довольны своей системой финансового планирования, но большинство – 87,5% (семь из восьми) хотели бы усовершенствовать ее с учетом современных требований и подходов. К слову, на многих предприятиях уже предприняты шаги по модернизации финансового планирования: так, например, 12,5% предприятий используют систему индикативного планирования, 37,5% – хотели бы ее внедрить, 37,5% используют попроцессное бюджетирование, 25% хотели бы его внедрить, 62,5% используют систему сбалансированных показателей Balanced Scorecard, 37,5% хотели бы ее внедрить.

В целом проведенное нами исследование состояния финансового планирования на предприятиях Ростова-на-Дону и Ростовской области выявляет положительные тенденции и положительно характеризует его. Однако нельзя забывать о том, что все больше и больше авторов отмечают наличие ряда существенных, до конца не решенных проблем, осложняющих внедрение и использование системы финансового планирования на предприятиях. Рис. 7 наглядно отображает проблемы, с которыми сталкиваются обследованные предприятия при внедрении и использовании финансового планирования.

Самые распространенные проблемы – аналитические, их отмечают 75%, то есть шесть из восьми опрошенных предприятий, причем самой значимой на предприятиях проблемой является то, что анализ и контроль осуществляются в основном сотрудниками экономических служб, а не ответственными за то или иное направление.

Второе место делят два вида проблем – концептуальные и управленческие, их отмечают четыре респондента (50%). Такое же количество опрошенных отмечает среди концептуальных проблем на первом месте ретроспективность планирования, его неперспективность, а среди управленческих – отсутствие связи планирования с системой поощрения и оценки деятельности подразделений и их руководителей.

Третье место также делят две группы проблем, отмеченные тремя предприятиями (37,5%), – это финансовые и инвестиционные, методологические и учетные. Среди первых наиболее значительна проблема отсутствия ориентации на управление оборотным капиталом (ее отмечают 37,5% респондентов), среди вторых – отсутствие разделения между бухгалтерской и управленческой отчетностью и планирование только движения денежных средств (их отмечают 25% респондентов).

Предложенные нами подходы к возникновению и эволюции финансового планирования деятельности предприятия далеко не единственно возможные, работы в данном направлении постоянно продолжаются. На наш взгляд, точное определение даты возникновения и путей эволюции этого полезного и значимого инструмента финансового механизма компании поможет сделать его использование более эффективным, положительно скажется на его современном состоянии, в будущем поможет устранить ошибки, осложняющие его применение и внедрение.

Литература
1. Амосов А. Эволюция экономического планирования: [Электронная версия]. – Режим доступа: promved.ru/oct_02_04/shtml.
2. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 5.
3. Олейникова И.Н. Развитие форм финансового плана предприятия: [Электронная версия]. – Режим доступа: jourclub.ru/3/29.
4. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.
5. Улина С.Л. Подходы к формированию системы финансового менеджмента в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2.
6. Vasconcellos Jorge A. e Sa. The War Lords. Measuring Strategy and Tactics for competitive advantage in business. 1999.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».