Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N6 / 2008

Формирование механизма привлечения социальных инвестиций в образование и пути его совершенствования

Пустовалов М.Н.,
заместитель руководителя представительства Администрации
Псковской области при Правительстве РФ,
cоискатель Волгоградского государственного университета

В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для перехода к стабильному экономическому росту отечественной экономики, который требует привлечения значительного объема инвестиций. В современных условиях основная часть инвестиций в социальную сферу осуществляется регионами за счет «сухих приобретений» средств федерального бюджета. Доля же средств, которая привлекается через различные механизмы инвестиций, остается незначительной. Поэтому одним из важнейших инструментов инвестиционного прорыва в экономике может стать формирование и развитие новых механизмов привлечения социальных инвестиций.

Цель написания данной статьи — обозначить новые подходы к формированию механизмов привлечения социальных инвестиций в образование. Для успешного функционирования механизма привлечения социальных инвестиций в образование все источники инвестирования обязательно должны взаимодействовать между собой, что и предполагает комплексное инвестирование в образование граждан страны.

Один из существующих механизмов привлечения социальных инвестиций в образование выглядит следующим образом [5].

Государство вкладывает свои средства в образование путем прямого финансирования учебных заведений либо через различные образовательные фонды. В частности, если говорить о привлечении инвестиций в общее образование, то в последнее время стало использоваться нормативное финансирование, предполагающее собой финансирование учебных заведений в зависимости от норматива и численности учащихся конкретного заведения.

Для того чтобы конструктивно решать проблему равного доступа к качественному образованию, надо сначала, как ни парадоксально это для кого-то звучит, признать наличие неравенства. Нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося гарантирует равенство оплаты образовательной услуги из бюджета для всех детей, независимо от социального и экономического положения их семей. Бюджет платит за их образование поровну, поскольку все дети — суть граждане России. И бюджет платит больше за образование детей из малообеспеченных семей, поскольку это социальная функция государства и местного сообщества — помогать тем, кому эта помощь нужнее. А в результате растет благосостояние всего населения, поскольку образованное общество более динамично, стремится к получению новой информации, более готово к экономической конкуренции, а следовательно, более готово к внедрению новых технологий и методов производства, к новому образу жизни, к экономическому развитию [3].

Итак, норматив плюс средства бюджета для тех учащихся, кто нуждается в социальной поддержке, и норматив плюс+ средства родителей для тех учащихся, чьи семьи могут платить за дополнительные платные услуги сами. Такова новая экономическая формула российского образования. В итоге в выигрыше будут все — в образование поступит значительно больше и бюджетных, и внебюджетных средств, чем это было раньше, и главное — эти средства будут более эффективно использоваться. Кроме того, возрастет и доступ к качественному образованию. Что касается профессионального образования, то здесь мы из многочисленных форм финансирования выделили две формы привлечения инвестиций в образование: ГИФО и образовательный кредит.

Сущность ГИФО заключается в том, что данный механизм финансирования является формой нормативно-подушевого финансирования программ высшего профессионального образования, реализующей принцип «деньги следуют за студентом». Введение ГИФО создает условия для экономической реструктуризации рынка образовательных услуг, отбраковки устаревших образовательных программ, вытеснения псевдообразования и притока ресурсов в вузы с образовательными программами высокого качества [4; 16].

В целях обеспечения эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу высшего образования, развития конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений и экономического стимулирования качества высшего образования ГИФО дифференцируются по категориям, в зависимости от которых определяются размеры предоставляемых высшему учебному заведению средств федерального бюджета на обучение данного студента. На период эксперимента устанавливалось пять категорий ГИФО при следующем соответствии между категориями финансовых обязательств и приведенной суммой баллов, полученной гражданином по учебным дисциплинам, сданным им по ЕГЭ [3; 12]:

1-й категории финансовых обязательств соответствует приведенная сумма баллов в интервале свыше 80 баллов до 100 баллов включительно;
2-й категории финансовых обязательств — свыше 68 баллов до 80 баллов включительно;
3-й категории финансовых обязательств — свыше 52 баллов до 68 баллов включительно;
4-й категории финансовых обязательств — свыше 43 баллов до 52 баллов включительно;
5-й категории финансовых обязательств — свыше 35 баллов до 43 баллов включительно.

ГИФО представляется гражданином в высшие учебные заведения по собственному выбору. Объем бюджетного финансирования вуза на основе ГИФО определяется по количеству полученных высшим учебным заведением ГИФО каждой категории и размеров их финансового обеспечения. Величина финансового обеспечения ГИФО соответствующей категории устанавливается ежегодно приказом Минобрнауки России.

Кредит на образование еще очень молодой вид банковских услуг в России. Список кредитных учреждений, предоставляющих такого рода продукты, не превышает и десятка на всю страну.

Однако вопрос кредитования образования успел заинтересовать многих. Ведь поступить в престижные вузы на бюджетные места с каждым годом становится все труднее. И даже в средний вуз поступить по силам далеко не всем. Прибавить сюда ежегодное сокращение бюджетных мест, и с мечтой о высшем образовании можно расстаться. Альтернативой может стать обучение на коммерческой основе. Возможность получить кредит всегда выше у людей, уже имеющих статус и финансовую поддержку. И если для получения в кредит первого высшего образования еще нужно потрудиться, чтобы доказать банку свою кредитоспособность, то с МВА (Master of Business Administration) дело обстоит проще.

Кредит МВА позволяет молодым людям продолжить свое образование в лучших учебных заведениях мира по программе мастера делового администрирования, а также по другим мастерским программам за рубежом. Сроки кредитования — до 11 лет, что существенно снижает финансовую нагрузку на плечи заемщика. По желанию заемщика/созаемщиков на период обучения до окончания учащимся образовательного учреждения банком может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга по кредиту [5].

Кроме этого, на основе финансирования образования путем ГИФО или образовательного кредита в регионе формируется конкурентная среда, а также происходит перераспределение финансовых средств на основе рыночной конкуренции. При этом данная конкуренция является не только ценовой, но и конкуренция качества. Но самая главная особенность данного механизма состоит в том, что бюджетные средства государства не переходят семьям, но связываются с их выбором. Это означает, что бюджетные средства расходуются более эффективно и имеют адресную направленность в отличие от предоставления субсидий населению на образовательные услуги. Выделенные денежные средства в результате направляются на образование студента и не могут быть потрачены на иные цели. Данный механизм представлен на рисунке 1 [4; 17].

На основе ГИФО и образовательного кредита в регионе формируется потребительский платежеспособный спрос на образовательные услуги. Население имеет реальную возможность уже получить высшее профессиональное образование. Данные программы позволяют более эффективно и доступно привлекать инвестиции в образование, давая при этом социальный и экономический эффект, что неотразимо скажется на развитии самого региона, а значит, на благосостоянии его граждан.

 

Не менее интересным и дающим надежды механизмом привлечения социальных инвестиций в образование является организационно-экономический механизм.

Его суть заключается в том, что региональные власти могут создавать в регионе путем привлечения инвестиций в образование экономическую эффективность, предоставляя одновременно с этим социальные гарантии. Функционирование механизма представлено на рисунке 2 [1; 12].

Государство инвестирует в бюджетные образовательные учреждения средства на основе утверждаемой ему сметы доходов и расходов, при этом данное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной ему сметой. Другая часть инвестиций в образование идет из личных сбережений семей, а также от предприятий, финансирующих обучение в данном учреждении своих работников. Бюджетные образовательные учреждения федерального подчинения используют бюджетные средства через лицевые счета в Федеральном казначействе, в недалеком будущем предполагается повсеместное введение казначейской системы. Прямое инвестирование государства создает социальные гарантии населению в праве на образование [5].

Помимо социальных гарантий региональные власти могут образовывать прямую эффективность от своего инвестирования. В частности, субъекты Федерации могут инвестировать и в негосударственные образовательные учреждения путем заключения контрактов на основе открытых конкурсов. Тем самым региональные власти инвестируют в негосударственные учреждения взамен на под готовку высококвалифицированных работников по необходимым региону специальностям.

Эффективность данного инвестирования состоит в том, что в регионе будут работать сотрудники нужных специальностей и квалификации, а образовательные учреждения получают при этом дополнительные инвестиции в свое развитие. Кроме этого, государственная поддержка  образовательных учреждений создает благоприятные условия для функционирования учреждений, а также вызывает рост спроса на образовательные услуги данного учреждения, при этом повышая конкурентоспособность учреждений в данном регионе, а значит, доступность и качество образования.

В результате рассмотренных основных механизмов социального инвестирования нами была предложена новая модель привлечения инвестиций в образование с обеспечением эффективности от социального инвестирования (см. рис. 3) [5].

Региональные власти инвестируют в образование путем прямого финансирования образовательных учреждений или путем внедрения ГИФО, предоставления образовательных кредитов населению. При этом регион получает в результате обучения квалифицированных сотрудников администрации и трудовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития региона. При этом в настоящее время все большее инвестирование в образование проходит по техническим специальностям, отодвигая на второй план бюджетное финансирование юридических и экономических специальностей. Далее, эффективность государственного инвестирования в образование состоит в повышении со временем валового регионального продукта, поскольку высококвалифицированные сотрудники способны производить и реализовывать более качественную продукцию на предприятиях, а также оказывать более эффективные услуги населению.

В результате увеличения валового регионального продукта в регионе повышается уровень жизни населения, что является одной из главных целей социального инвестирования.

Такие субъекты социального инвестирования, как население и предприятия, тесно взаимосвязаны между собой. Так, население, инвестируя в образование, повышает свой образовательныйи профессиональный уровень, после чего оно вправе рассчитывать на увеличение своих доходов [4; 12]. Предприятие же является основным источником получения данных доходов.

 

В результате взаимодействия населения и предприятий происходит взаимовыгода ранее вложенных социальных инвестиций: предприятия получают профессиональных сотрудников и квалифицированных работников, которые смогут увеличить доходность предприятий и полученной прибыли, а те, в свою очередь, — увеличить свои реальные доходы. Предприятия также могут напрямую инвестировать в образование для своих сотрудников, финансируя их образование, в обмен на работу на определенный срок сотрудника. То есть предприятию выгодно будет инвестировать в обучение своих работников, если сотрудник готов будет отработать данные вложения на пользу предприятия. На практике данная ситуация выглядит следующим образом: предприятие оплачивает обучение своего сотрудника взамен на определенный личный вклад работника в данное предприятие. В результате предприятие возвращает инвестированные средства в образование путем увеличения прибыли от личного вклада данного обучаемого работника.

Следующий момент данной модели состоит в том, что при увеличении уровня доходов населения региона, как правило, возрастает потребление населения. Это приводит к росту валового регионального продукта в денежном выражении, что также позитивно сказывается на развитии данного субъекта Федерации.

Предложенные механизмы привлечения социальных инвестиций в образование позволят осуществить экономическую реструктуризацию рынка образовательных услуг, ликвидировать искусственную сегментацию рынка образовательных услуг, перейти от управления затратами к управлению результатами. Кроме этого, данные механизмы обеспечат сокращение неэффективных обязательств государства, экономическое вытеснение «псевдообразования» и прозрачность качества и цены образовательных программ для потребителя [5].

Однако для дальнейшего совершенствования данного механизма предполагается провести следующие мероприятия [2; 24].

1. Ввести различные формы финансирования: нормативно-подушевое финансирование, финансирование в рамках социального заказа, государственных заказов на контрактной основе, введение льгот для отдельных категорий граждан, ГИФО, образовательный кредит, договорную систему подготовки, а также привлекать спонсорские средства.

Так, предлагается провести отработку комплексной модели финансирования вузов с использованием механизмов ГИФО, образовательных субсидий и программ развития вузов. Мы предлагаем изменить состав категорий ГИФО: сократить число категорий с нынешних пяти до трех, упразднив четвертую и пятую категории, и ввести высшую категорию. Высшая категория ГИФО устанавливается для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах. Предлагается изменить и соответствие категорий ГИФО сумме баллов, полученной по результатам ЕГЭ:

1-я категория ГИФО — выше 80 баллов до 100 баллов;
2-я категория ГИФО — выше 65 баллов до 80 баллов;
3-я категория ГИФО — от 50 баллов до 65 баллов.

2. Предлагается расширить состав расходов федерального бюджета по исполнению ГИФО, включив в их состав все текущие расходы за исключением стипендий и других социальных выплат, а также ввести систему повышающих коэффициентов к финансовому обеспечению ГИФО для специальностей, объективно имеющих более высокую стоимость подготовки специалистов по технически сложным, медицинским и творческим специальностям.

Предлагается также предусмотреть возможность замены требования обеспечивать обучение только за счет ГИФО не менее 50% от общего числа студентов, зачисленных в вуз, на требование обеспечивать обучение только за счет ГИФО студентов в количестве, равном установленным для вуза контрольным
цифрам приема.

3. Установить следующие пропорции предоставления бюджетных мест: при населении менее 1 млн чел. — 300 мест; с увеличением численности населения на каждые 0,5 млн. чел. добавлять по 50 мест.

4. Установить вторую категорию ГИФО:
— военнослужащих, зачисляемых в вузы без экзаменов;
— для лиц, зачисляемых в вузы вне конкурса согласно законодательству.

Предложенные мероприятия должны повысить эффективность привлечения социальных инвестиций в образование, улучшив его доступность и качество. Таким образом, в результате внедрения механизмов привлечения социальных инвестиций как в регионах, так и на всей территории РФ в выигрыше останутся все участники данного процесса. В результате инвестирования в образование работники предприятий получат профессиональное и квалифицированное образование, которое даст им возможность выйти на новый уровень развития и благосостояния; бизнес получит квалифицированных сотрудников, способных увеличить прибыль предприятий. Государство, в свою очередь, получит отдачу от социального инвестирования в виде социальной стабильности, роста уровня доходов населения, увеличения валового регионального и внутреннего продукта, а также повышения уровня и качества жизни людей. Данные результаты и будут отражать экономическую и социальную эффективность от данного инвестирования.

Литература
1. Национальные проекты. 2007. — № 5 (12).
2. Национальные проекты. 2007. — № 8 (15).
3. Национальные проекты. 2007. — № 10 (17).
4. Национальные проекты. 2008. — № 5 (24).
5. Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ: Материалы 8-й ежегодной конференции 28 мая 2008 г.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».