Автурханов Э.М.
канд. экон. наук
Во многих странах вопросы налогообложения участников операций с ценными бумагами реализуются с помощью соответствующих фискальных ставок внутренних налоговых систем. В качестве объектов
налогообложения выделяются дивиденды, проценты на капитал и прирост капитала. Систематизированные единые законодательные акты государств, регулирующие правовые основы в области налогообложения, отчетливо демонстрируют критерий местопребывания налогоплательщика. В этом отражаются определенные подходы применительно к налогоплательщикам нерезидентам в отличие от резидентов.
Отношение к нерезидентам в мире
Анализ налоговых систем стран мира показывает, что налоговая политика в отношении иностранных
инвесторов довольно либеральная. На многих фондовых биржах ставки налогообложения для нерезидентов сравнительно ниже, чем для отечественных участников, например на Американской фондовой бирже, Нью-Йоркской фондовой бирже, Новозеландской фондовой бирже, Фондовой бирже Торонто. Налоговые ставки для нерезидентов могут быть снижены на основе соглашений по вопросам налогообложения (Американская фондовая биржа, Новозеландская фондовая биржа, Корейская фондовая биржа). На некоторых фондовых биржах налогообложение по соответствующему виду дохода, установленное для резидентов, для иностранцев отменено (Итальянская фондовая биржа, Немецкая фондовая биржа, Нью-Йоркская фондовая биржа, Филиппинская фондовая биржа).
Экзотические страны
Либеральная политика на фондовых рынках с некоторыми свойственными условиями проявляется
и в незападных странах. Любая прибыль, полученная нерезидентом от ценных бумаг, выпущенных резидентом, не подлежит налогообложению в Пакистане в случае:
- если нерезидент не является аффилированным лицом;
- ценные бумаги были широко выпущены за пределами Пакистана, с целью получения займа за пределами Пакистана, для использования в бизнесе в Пакистане;
- прибыль была выплачена за пределами Пакистана;
- ценные бумаги одобрены Центральным налоговым правлением [2].
В Гайане любое распределение, сделанное в адрес любого лица нерезидента или лицу от имени такого нерезидента, когда он не вовлечен в торговлю или бизнес в Гайане, подлежит налогообложению по ставке 10%. Однако в случае выплаты дохода, происхождением вне пределов Гайаны, такое лицо-нерезидент не подлежит налогообложению. В то же время общая ставка налогообложения по подоходному налогу по выплатам, произведенным в адрес резидентов, составляет 15%.
Дивиденды в целом не подлежат налогообложению по кипрскому подоходному налогу, однако на дивидендный доход кипрского резидента налагается 15% специального защитного взноса. Есть тут исключения. Нерезиденты Кипра не подлежат специальному защитному взносу и дивиденды, выплачиваемые кипрской резидентной компанией своим иностранным акционерам (компании или
физическому лицу) не подлежат какому-либо подоходному налогообложению на Кипре [5].
В Уганде к любому нерезидентному лицу, которое получает доход в виде дивидендов, прироста капитала применяется налоговая ставка в 15%. Для целей налогообложения дивидендный доход, получаемый нерезидентным лицом, трактуется как доход, источником происхождения которого является Уганда. Ставка подоходного налога, применяемая к резидентам-физическим лицам в стране формируется в зависимости от величины налогооблагаемого дохода по нарастающей шкале: 10%,
20%, 30%. А налоговая ставка по доходу, применяемая к компаниям, составляет 30%. Проценты от прироста капитала, выплачиваемые резидентной компанией по облигациям, освобождаются от налогообложения, в случае если удовлетворяются следующие условия:
- Облигации были выпущены резидентной компанией для нерезидентного лица за пределами Уганды.
- Облигации были широко выпущены с целью мобилизации капитала для использования этих средств в бизнесе, осуществляемом в Уганде.
- Процент от прироста капитала выплачивается за пределами Уганды [6].
Ставка подоходного налога по налогообложению юридических лиц в Афганистане составляет 20% налогооблагаемого дохода в фискальном году. При этом учитывается источник возникновения дохода. Подоходный налог для физического лица рассчитывается соответствующим образом в зависимости от размера дохода и составляет цифру от 0 до 20%. При условии, если иностранное государство предоставляет соответствующее освобождение от уплаты подоходного налога для резидента Афганистана, нерезидентные лица в Афганистане освобождены от уплаты подоходного налога [7].
Нерезиденты Кореи подлежат налогообложению дохода только в части дохода, имеющего происхождение в Кореи. В случае если другое не предусмотрено договором по вопросам налогообложения, лицо, выплачивающее доход из внутреннего источника нерезиденту, должно удержать подоходный налог с источника дохода и выплатить его в адрес правительства в течение 10 дней, следующих за месяцем, в котором такой налог был удержан. Ставка налогообложения по дивидендному доходу для нерезидентов составляет от 10 до 15% в зависимости от договора по вопросам налогообложения. Прирост капитала по операциям с ценными бумагами облагается налогом по ставке 10% торговой выручки или 25% прироста капитала. Местом налогообложения доходов нерезидента является либо место размещения его бизнеса, либо место размещения источника дохода. Общая ставка налогообложения резидентного лица по дивидендному доходу составляет 14% [8].
Физические лица, не являющиеся резидентами Южно-Африканского государства, подлежат налогообложению только на величину дохода, полученного из источника в Южно-Африканской Республике. Однако на налоговую позицию нерезидента может оказать влияние соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между Правительством Южно-Африканской Республики и Правительством иностранного государства в котором нерезидент проживает. По условиям такого соглашения вознаграждение нерезидента, полученное из Южно-Африканской Республики может не облагаться налогом в ЮАР, в случае соблюдения определенных требований. Процентный доход, полученный нерезидентом из источника в ЮАР, не облагаем налогом. Однако это освобождение не применяется в следующих обстоятельствах:
I. Если нерезидент – физическое лицо физически находился в Южно-Африканской Республике на период, превышающий 183 дня в совокупности в течение оцениваемого года.
II. Если это нерезидентного лицо в любое время в течение оцениваемого года осуществляло бизнес через организацию с постоянным статусом нахождения в Южно-Африканской Республике.
Дивиденды, получаемые нерезидентом из источника в Южной Африке (от резидентной компании) освобождены от налогообложения.
Дивиденды, получаемые резидентом страны от резидента, в общем, освобождены от налогообложения. С другой стороны дивиденды, полученные от иностранной компании резидентами, в целом облагаются налогом. Есть также и важные исключения относительно иностранных дивидендов:
- Дивиденды, объявленные нерезидентными компаниями, имеющими листинг на Йоханнесбургской фондовой бирже, по которым более 10% акционерного капитала находится коллективно у резидентов, освобождены от налогообложения.
- Дивиденды, объявленные иностранной компанией, освобождены от налогообложения, если резидент владеет по крайней мере 20%общего акционерного капитала и правом голоса в этой компании [12].
- Общая ставка налогообложения в части дивидендных доходов и процентного дохода в Болгарии составляет 25%. Дивиденды, выплаченные резидентами в адрес нерезидентов в Болгарии, подлежат обложению подоходному налогу по ставке 7% от общей суммы. Как исключение из правила, ставка налогообложения может быть 0%, если удовлетворены следующие условия:
- Акционер является резидентом государства – члена Европейского Союза в соответствии с внутренними правилами такого государства и не считается резидентом государства не члена Европейского Союза в соответствии с договором по вопросам налогообложения.
- Акционер облагается корпоративным налогом в своей стране, где он является резидентом, без вариантов или права освобождения от налога.
- Акционер является выгодоприобретающим собственником дивидендов и владеет по крайней мере 20% акционерного капитала болгарской компании и такая доля акционерного капитала находится во владении акционера непрерывно по крайней мере один год.
Ставка налогообложения в 7% по нерезидентам в Болгарии может быть снижена или исключена в случае, если действующее соглашение по вопросам налогообложения обеспечивает это и имеется соответствующее подтверждение для такого случая.
Есть примеры равноценного отношения в политике налогообложения в не зависимости резидентом или нерезидентом является налогоплательщик. В Сьерра-Леоне компания, являющаяся резидентом государства и платящая дивиденды нерезиденту, должна удерживать налог с общей суммы платежа по ставке 10%.
В случае выплаты дивидендов лицу, являющемуся резидентом в государстве Сьерра Леоне, резидентной компании, которая осуществляет выплату дивидендов, следует удержать налог по ставке 10% [3].
Лицо, делающее платежи в адрес нерезидентного лица в Гане, подлежит налогообложению на общую сумму дивидендных выплат и выплат дохода от прироста капитала по ставке 10%. Резидентной компании, которая выплачивает дивиденды акционеру-резиденту следует удержать налог от общей суммы платежа по ставке 10% [9].
Нерезиденты Испании, которые получают дивиденды или процентные доходы, выплачиваемые резидентами-физическими лицами, государственными или частными организациями в Испании, подлежат налогообложению по подоходному налогу. Базой налогообложения является полная сумма дивидендов и процентного дохода. Общая налоговая ставка составляет 15%. Когда может быть применено соглашение по вопросам налогообложения, соответствующая налоговая ставка меньше, чем общая ставка. Кроме того, процентный доход, получаемый резидентом государства – члена Европейского Союза, освобожден от налогообложения при условии, что процентный доход не получен через налоговую гавань.
Доход, источником происхождения которого являются инвестиции в государственный долг (исключая случай получения через налоговую гавань) также освобожден от налогообложения [11].
В России
В России к нерезидентам для целей налогообложения относятся плательщики налога на доходы физических лиц, а также организации и физические лица, получающие дивидендный доход и не являющиеся резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. В случае если российская организация – налоговый агент выплачивает дивиденды иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации, налоговая база налогоплательщика получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка 15% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Проведя сравнительный анализ по фондовым рынкам мира, можно увидеть, что ставки налогообложения дивидендного дохода нерезидентов – физических лиц в России максимальные, хотя почти равняются с размером ставки в США. Позитивная сторона в российской системе налогообложения – это то, что для нерезидентов-организаций в России ставки в целом средние по миру. Эти ставки вдвое ниже, чем ставки на Филиппинах – 32%. Однако здесь ставки по дивидендам,
выплаченным иностранным корпорациям-нерезидентам могут быть снижены до специальной ставки в 15%, если страна, в которой иностранная корпорация - нерезидент функционирует: а) не облагает налогом дивиденды от зарубежного источника; б) допускает налоговую скидку для иностранной корпорации-нерезидента по доле равной, по крайней мере, 17% таких дивидендов. В России доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций, также
облагаются по ставке 15%.
Положительным моментом является то, что в Российской Федерации так же, как и во многих странах мира (смотрите представленную выше таблицу) действует положение об избежании двойного налогообложения. Этим качеством российская налоговая система стремится к адекватному отношению со стороны других стран мира в вопросах налогообложения. Возможности избежания двойного налогообложения упоминаются в российской системе налогообложения в статье 214
Налогового кодекса Российской Федерации «об особенностях уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации», где говорится, что «налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения». Это создает возможности сокращения общего размера налоговой базы при условии соответствия данному пункту.
Оценка показывает нам, что наблюдаются предпосылки облегчения налогового бремени для нерезидентов. Это в свою очередь повышает потенциал мобильности инвестиционного капитала, предоставляя наибольшие площадки для оперирования инструментами финансового менеджмента в масштабах мира. Об этом говорит также процесс заключения странами соглашений об избежании двойного налогообложения. К примеру, количество стран, с которыми Соединенные Штаты Америки имеют соглашения по вопросам налогообложения нерезидентов, включает 63 государства. В их числе и страны бывшего Советского Союза. Ставка налогообложения для нерезидентов США составляет 30%, если акционер не является резидентом стран, с которыми США заключили соглашение об избежании двойного налогообложения. Если лицо является резидентом одной из стран, с которыми США имеет договор по вопросам налогообложения, то к нему во многих случаях могут быть применены ставки менее 30%. В среднем ставки для таких нерезидентов составляют 15%, но есть и 10-процентная ставка. По некоторым видам деятельности, согласно таким договорам, имеется освобождение от налогообложения, к ним относятся пенсионные фонды и благотворительные организации, освобожденные от уплаты налогов.
Формируя основы внутренней налоговой политики, множество государств в лице местных законодательных органов адоптирует систему налогообложения в соответствии с источником происхождения дохода и статусом местожительства получателя дохода, выделяя резидентов. Проявляется предрасположенность налогообложения дохода нерезидентов, только если доход получен в пределах юрисдикции данного государства. Доход же резидента склонны обложить налогом на всемирной основе.
Трактуя понятие нерезидент, налоговые законы стран причисляют к нему помимо непосредственно нерезидентов – физических лиц, также постоянно действующие единицы, через которые нерезидент осуществляет свой бизнес. К ним могут быть отнесены филиалы, заводы, представительства, места производства, работы, рудные месторождения, и другие места разработки полезных ископаемых. Одновременно в налоговых системах государств по поводу дохода нерезидентов говорится, что
налогообложению подлежит доход, источником возникновения которого является данное государство.
В налоговых системах стран мира наблюдается определенная тенденция. Чем менее развит экономический потенциал государства, тем более упрощенная система внутреннего налогового законодательства и налоговых законов. И наоборот, чем более экономически развита страна, тем более развернуто излагаются виды налогооблагаемой деятельности с подробными перечислениями и многими ссылками к различным статьям закона о налогообложении дохода. Усложненность в освещении вопросов налогообложения увеличивает затраты финансистов на осознание норм налогового законодательства.
Высокие ставки налогообложения дохода нерезидента, существующие, несмотря на общие послабления при налогообложении нерезидентов, направлены скорее на репатриацию дивидендов и удержание капитала в пределах государства.
Очевидным является также то, что сокращение налогового бремени для нерезидентов со стороны государств согласно условиям соглашений по вопросам налогообложения или договора об исключении двойного налогообложения, а также отмена налогов, направлены на стимулирование притока иностранных инвестиций.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Income Tax Ordinance. Pakistan.
3. The Income Tax Act. Sierra Leone.
4. Income Tax Act. Guyana.
5. Corporate Taxation in Cyprus. Limassol.
6. Domestic Tax Laws. Uganda Revenue Authority. Kampala.
7. Income Tax Law. Afghanistan.
8. Korean Tax Code.
9. Tax Legislation. Ghana.
10. Corporate Tax 2006. GLG. London.
11. Taxation of Non-residents in Spain. Ministetio de Economia Y Hacienda.
12. Residence Basis of Taxation. South African Revenue Service. 2006. |