Технология формирования консолидированного бюджета в ВУЗе
Данная статья является продолжением статьи: Никулина И.Е., Жданова А.Б. Формирование системы бюджетирования в вузе // Финансовый менеджмент № 3, 2007г.
Никулина И.Е.,
доктор экономических наук, профессор,
проректор по экономическому развитию
Томского политехнического университета (ТПУ),
Жданова А.Б.,
аспирант кафедры менеджмента ТПУ
Томский политехнический университет (ТПУ) имеет пятнадцатилетний опыт стратегического планирования на основе составления программ развития вуза на 5-летний период. Концепция стратегического развития ТПУ на современном этапе изложена в Комплексной программе развития университета на период 2006–2010 г. (КПР ТПУ – 2010) [2].
Стратегической целью Томского политехнического университета на период 2006–2010 гг. является его становление и развитие как университета инновационного типа, осуществляющего проведение научных исследований и подготовку специалистов мирового уровня, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и в конечном итоге в экономике и социальной сфере России.
Реализация стратегии невозможна без концентрации финансовых ресурсов на основных направлениях и программах стратегического развития. Руководство ТПУ уделяет большое внимание формированию системы управления финансами (бюджетированию). В настоящее время в ТПУ разработана и внедрена система управления финансами, позволяющая сконцентрировать финансовые ресурсы на основных направлениях реализации стратегии. В основу системы бюджетирования положено разделение расходов вуза на бюджет функционирования и бюджет развития. Мы не делаем тайны из нашего бюджета, мы учимся им управлять.
Основным финансовым планом в вузе является консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет вуза – это сбалансированный план доходов и расходов на финансовый год. Как любой бюджет, он имеет две равные части – доходную и расходную. Особенностью формирования доходной части бюджета государственного вуза является наличие двух основных источников финансирования: средств государственного бюджета и внебюджетных средств, которые зарабатывает сам вуз.
Технология формирования консолидированного бюджета предусматривает составление доходной и расходной частей бюджета в виде, удобном для управления финансами вуза и соответствующем специфике государственного вуза как бюджетного учреждения.
Формирование доходной части бюджета
Госбюджетное финансирование – финансирование за счет государственного бюджета, бюджета муниципальных образований и общественных организаций:
- средства федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по гл. 0706 (образование);
- средства федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по гл. 0708 (наука);
- средства бюджетов различных уровней по целевым и научно-техническим программам;
- целевые средства государственных и общественных организаций (фондов) по целевым и научно-техническим программам.
Финансирование за счет госбюджета на научные исследования осуществляется по целевым и научно-техническим программам.
Внебюджетное финансирование – доходы, которые вуз зарабатывает самостоятельно, оказывая услуги и выполняя работы в соответствии с лицензией, не противоречащие действующему законодательству в отношении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственных вузов.
Внебюджетные источники финансирования деятельности вуза включают:
- внебюджетные средства от платных образовательных услуг, реализующих основные образовательные программы высшего образования;
- внебюджетные средства от платных образовательных услуг по программам дополнительного образования и переподготовки кадров;
- внебюджетные средства от выполнения научных исследований и оказания научно-технических услуг по хоздоговорам и контрактам;
- средства от сдачи в аренду нежилых помещений, зачисляемые в доход федерального бюджета;
- внебюджетные средства по договорам жилого найма;
- добровольные пожертвования и средства спонсоров;
- внебюджетные средства от прочей коммерческой деятельности.
Составлению планов финансирования предшествует анализ внешней среды, выявление тенденций на основе показателей прошлых лет. Проведение такого анализа является весьма важным и должно быть проведено с достаточно высокой точностью. Можно выделить основные направления такого анализа, на базе которого и формируются плановые показатели доходной части бюджета.
Планирование доходной части бюджета осуществляется на основе:
- достигнутых объемов привлеченных средств;
- выделенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
- прогнозов динамики роста объемов бюджетных средств;
- развития внебюджетных источников;
- оценки необходимого финансирования задач развития и функционирования университета.
В таблице 1 представлена динамика консолидированного бюджета ТПУ, соответствующая запланированным в Комплексной программе развития ТПУ показателям роста на 2006 – 2010 гг.

Рис. 1. Схема формирования консолидированного бюджета вуза
Таблица 1
Динамика консолидированного бюджета ТПУ и его составляющих на 2006–2010 гг. (млн руб.)
Источник средств
|
Вид источника
|
2006 г., млн. руб.
|
2007 г., млн. руб.
|
2008 г., млн. руб.
|
2009 г., млн. руб.
|
2010 г., млн. руб.
|
Образовательная деятельность
|
Бюджетные средства
|
1079
|
1200
|
1330
|
1450
|
1580
|
|
Внебюджетные средства
|
366
|
500
|
670
|
900
|
1200
|
Научная деятельность
|
Бюджетные средства
|
50
|
55
|
60
|
70
|
75
|
|
Внебюджетные средства
|
110
|
150
|
200
|
270
|
360
|
Научная деятельность НИИ
|
Бюджетные средства
|
25
|
28
|
31
|
35
|
40
|
|
Внебюджетные средства
|
300
|
400
|
550
|
740
|
970
|
Хозяйственная деятельность и управление активами
|
Внебюджетные средства
|
20
|
25
|
35
|
50
|
65
|
Спонсорские средства
|
Внебюджетные средства
|
200
|
270
|
370
|
490
|
650
|
Прочая коммерческая деятельность
|
Внебюджетные средства
|
56
|
75
|
100
|
140
|
180
|
Консолидированный бюджет ТПУ, млн руб.
|
2206
|
2703
|
3346
|
4145
|
5120
|
Далее мы рассмотрим механизм формирования бюджетов на 2006 год. Финансирование деятельности университета за счет средств федерального бюджета осуществляется по двум направлениям: наука и образование в соответствии с лимитами бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств (гл. 0706 «образование») на 2006 г. по соответствующим статьям бюджетной классификации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Лимиты бюджетных обязательств на 2006 г. (гл. 0706 образование), тыс. руб.
№ статьи
|
Статьи расходов бюджетной классификации
|
Лимиты 2006 г., тыс. руб.
|
ст. 211
|
Расходы по оплате труда
|
552 803
|
ст. 213
|
Единый социальный налог
|
141 948
|
ст. 221
|
Услуги связи
|
4 000
|
ст. 223
|
Коммунальные услуги
|
57 100
|
ст. 225
|
Услуги по содержанию имущества
|
63 454
|
ст. 226
|
Прочие услуги
|
15 515
|
ст. 262
|
Трансферты
|
5 730
|
ст. 290
|
Прочие расходы
|
115 533
|
ст. 310
|
Увеличение стоимости основных средств
|
55 030
|
ст. 310
|
Увеличение стоимости основных средств (инвестиции)
|
56 000
|
ст. 340
|
Увеличение стоимости материальных запасов
|
12 331
|
|
ВСЕГО средств федерального бюджета (гл. 0706)
|
1 079 444
|
Финансирование научной деятельности вуза осуществляется в соответствии с целевыми программами, отдельными проектами. Плановые показатели финансирования за счет средств федерального бюджета (гл. 0708 «наука»), средств по целевым и научно-техническим программам бюджетов различного уровня приведены в таблице 3.
Таблица 3
Плановые показатели финансирования целевых и научно-технических программам за счет бюджетных средств на 2006 г. (гл. 0708 наука), тыс. руб.
Подразделения университета
|
План привлечения на 2006 г., тыс. руб.
|
Томский политехнический университет (ТПУ)
|
50 500
|
Юргинский технологический институт при ТПУ (ЮТИ)
|
1 000
|
НИИ ядерной физики
|
13 000
|
НИИ высоких напряжений
|
6 000
|
НИИ интроскопии
|
5 000
|
ИТОГО лимитов бюджетных обязательств (гл. 0708)
|
75 500
|
Доходная часть консолидированного бюджета ТПУ декомпозирована на плановые задания привлечения средств подразделениями университета. Плановые задания подразделениям устанавливаются по отдельным источникам финансирования. При планировании в ТПУ выделяют следующие источники финансирования:
ПОУ – платные образовательные услуги;
ХД – внебюджетные средства НИР по хоздоговорам и контрактам;
ГБ наука – бюджетные средства НИР;
Спонсоры – добровольные пожертвования и средства спонсоров;
Аренда – поступление средств от сдачи в аренду помещений;
Прочие – доходы от коммерческой деятельности подразделений.
В таблице 4 приведены плановые показатели привлечения финансирования в разрезе основных источников. В таблице приведены агрегированные показатели по направлениям деятельности вуза в соответствии с организационной структурой. Каждая сводная статья детализируется по подразделениям, входящим в состав того или иного управления. Также в таблице приведены источники финансирования НИИ при ТПУ, находящихся на самостоятельном балансе.
Таблица 4
Плановые показатели привлечения средств подразделениями университета по видам источников на 2006 г., тыс. руб.
Подразделения вуза
|
Источники финансирования на 2006 г., тыс. руб.
|
|
ПОУ
|
ХД
|
ГБ наука
|
Спонсоры
|
Аренда
|
Прочие
|
Всего
|
Итого УУ
|
327 900
|
90 600
|
37 800
|
94 500
|
14 530
|
1 500
|
566 830
|
Итого СУ
|
22 800
|
7 900
|
2 500
|
5 500
|
0
|
14 100
|
52 800
|
Итого НУ
|
1 000
|
11 400
|
10 200
|
0
|
0
|
0
|
22 600
|
Ректорат
|
0
|
0
|
0
|
100 000
|
0
|
0
|
100 000
|
Итого АХУ
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5 470
|
40 600
|
46 070
|
НИИ
|
13 000
|
300 700
|
25 000
|
0
|
0
|
56 200
|
338 700
|
Всего ТПУ
|
364 700
|
410 600
|
75 500
|
200 000
|
20 000
|
|
1 127 000
|
Примечание. УУ – учебное управление; НУ – научное управление; АХУ – административно-хозяйственное управление; СУ – стратегическое управление.
|
Управление финансами на основе бюджетирования предполагает анализ изменений финансовых показателей текущего планового периода по сравнению с предыдущим. Итоговые показатели доходной части консолидированного бюджета университета в сравнении с показателями предыдущего года приведены в таблице 5.
Таблица 5
Доходная часть консолидированного бюджета ТПУ на 2006 г. в сравнении с фактическими показателями 2005 г. (тыс. руб.)
|
2005, тыс. руб.
|
2006, тыс. руб.
|
Рост
|
Федеральный бюджет, в т.ч.
|
985 611
|
1 154 443
|
117,1%
|
образование
|
902 481
|
1 023 443
|
113,4%
|
наука
|
63 130
|
75 000
|
118,8%
|
инвестиции
|
20 000
|
56 000
|
280%
|
Внебюджетные средства, в т.ч.
|
853 435
|
1 052 100
|
123,3%
|
ПОУ
|
285 990
|
352 800
|
123,4%
|
хоздоговора
|
335 958
|
410 000
|
122%
|
благотворительные пожертвования
|
150 050
|
200 000
|
133,3%
|
аренда
|
17 200
|
20 000
|
116,3%
|
прочие
|
53 365
|
56 300
|
105,5%
|
ПОУ ЮТИ
|
10 872
|
13 000
|
119,6%
|
ВСЕГО консолидированный бюджет
|
1 839 013
|
2 206 543
|
120%
|
Формирование расходной части бюджета
В целях реализации программ стратегического развития в ТПУ была внедрена система распределения средств по двум направлениям: для обеспечения текущего функционирования вуза и для финансирования программ развития, в соответствии с Комплексной программой развития университета на период 2006 – 2010 гг. (КПР ТПУ – 2010).
Расходная часть консолидированного бюджета представляет собой два направления:
- расходы денежных средств на функционирование – бюджет функционирования;
- расходы денежных средств на развитие – бюджет развития.
Бюджет функционирования – средства, направляемые на обеспечение основных (научно-исследовательской и образовательной) и вспомогательных видов деятельности вуза в соответствии с адресными программами функционирования подразделений вуза. Это расходы на текущую деятельность, направленные на поддержание основных процессов на текущем уровне с учетом восстановления изнашиваемых фондов. Основная задача этого бюджета – осуществлять финансирование текущей деятельности с максимальной эффективностью.
Адресные программы функционирования (АПФ) подразделений вуза планируются с учетом сформировавшейся на текущий период структурой расходов по отдельным направлениям деятельности, заявок и смет затрат на функционирование по подразделениям.
Бюджет развития – средства, направляемые на совершенствование деятельности вуза по комплексным и целевым программам в соответствии со стратегическими целями вуза.
Реализация Комплексной программы развития ТПУ до 2010 года (КПР ТПУ – 2010) осуществляется на основе выполнения проектов творческими коллективами по комплексным программам совершенствования основных видов деятельности и целевым программам развития университета с ежегодным утверждением технических заданий и приемкой результатов [2].
КПР ТПУ – 2010 декомпозируется на 5 комплексных программ совершенствования (КПР):
- совершенствование научной деятельности,
- совершенствование образовательной деятельности,
- совершенствование управленческой деятельности,
- совершенствование финансово-хозяйственной деятельности,
- совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;
- и 7 целевых программ по приоритетным направлениям развития университета (ЦПР):
- инновационное и элитное образование,
- коммерциализация научно-технических разработок и образовательных продуктов,
- корпоративная культура и развитие персонала,
- информатизация и управление знаниями,
- интернационализация и международное сотрудничество,
- мультиязыковая и мультикультурная среда,
- качество жизни коллектива университета.
Каждая программа имеет количественно выраженные результаты и индикаторы достижения установленных результатов. Каждая программа предполагает реализацию определенных проектов и выделение средств в консолидированном бюджете вуза на их реализацию.
Бюджеты функционирования и развития предусматривают планирование расходов университета по статьям бюджетной классификации с разделением затрат по источникам финансирования (средства федерального бюджета, внебюджетные средства).
Технология формирования бюджета функционирования в вузе
Как отмечалось выше, бюджет функционирования представляет собой средства, выделяемые на финансирование адресных программ функционирования по подразделениям вуза. Подразделения вуза, являясь центрами финансовой ответственности, составляют сметы расходов на функционирование, которые объединяются в бюджет функционирования.
Алгоритм формирования бюджета функционирования состоит из следующих этапов:
- Подготовительный (аналитический) этап – общий анализ ситуации за прошедший период и анализ перспектив планируемого периода.
- Этап планирования бюджетов функционирования подразделений – составление конкретных планов структурными подразделениями университета. Также этот этап включает более детальный анализ состояния внешней и внутренней среды университета.
- Непосредственно составление адресных программ функционирования (бюджетов) структурных подразделений ТПУ.
- Формирование бюджета функционирования университета, сопровождаемое общим анализом проделанной работы и ее результатами, выводами и предложениями.
- Утверждение бюджета функционирования на Ученом совете университета.
Следует отметить, что среди этих этапов нет более или, наоборот, менее важных. Их нужно рассматривать в совокупности и каждому уделить должное внимание. Охарактеризуем особенности реализации каждого этапа на практике.
1-й этап. Процесс бюджетирования начинается с решения общих вопросов:
- необходимо обозначить перспективные и текущие цели университета;
- проанализировать финансовое состояние каждого структурного подразделения на основании итогов за прошедший период;
- наметить перспективы функционирования на планируемый период и необходимые для этого затраты;
- выявить возможные риски;
- определить показатели, которые будут использоваться для оценки бюджетного процесса;
- оценить возможные изменения в планах и учесть сроки корректировки бюджета.
Решение этих вопросов представляет собой подготовительный этап. Уже на этом этапе нужно определить, кто будет заниматься бюджетированием и, соответственно, отвечать за него в каждом структурном подразделении. В зависимости от размера и специфики структурного подразделения это может быть его руководитель или специально назначенное лицо.
2-й этап. Составление конкретных планов структурными подразделениями университета включает следующие процедуры:
- анализ внешней среды: анализ рынка образовательных услуг, научной деятельности, инфраструктуры вуза и т. п.;
- выделение центров финансовой ответственности (в ТПУ это структурные подразделения в соответствии со структурой вуза);
- формирование структуры статей финансирования в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ;
- обсуждение и утверждение намеченных планов функционирования на бюджетном комитете университета;
- внесение соответствующих корректив после обсуждения на бюджетном комитете.
Членами бюджетного комитета должны быть руководители всех структурных подразделений, начальник ПФО, главный бухгалтер. Проректор по экономическому развитию выполняет функции руководителя бюджетного комитета (комиссии). Возможен вариант, когда составлением бюджета занимается экономическая служба, а затем уже готовый проект бюджета обсуждается с руководителями структурных подразделений.
Принципиально то, что за процесс бюджетирования в целом должен отвечать один человек, который будет принимать окончательное решение по всем вопросам и разрешать возникающие проблемы. Причем он должен знать, откуда берутся данные по статьям бюджета, почему они именно такие, как можно управлять ими. Именно он и будет принимать окончательное решение по бюджету, и он же будет за него отвечать. В структурных подразделениях отвечает за формирование и исполнение бюджета функционирования его руководитель, в целом в вузе – проректор по экономическому развитию.
3-й этап. Составление адресных программ функционирования (АПФ) структурных подразделений университета, которые планируются с учетом сформировавшейся на текущий период структурой расходов по отдельным направлениям деятельности, заявок и предложений руководителей структурных подразделений университета. АПФ подразделений проходят процедуру защиты и утверждаются решением Ученого совета ТПУ. Финансирование АПФ подразделений из внебюджетных источников в 2006 г. проводится по запланированной структуре расходов.
АПФ подразделений не включают затраты при выполнении НИР и НИОКР по хоздоговорам и контрактам, а также затраты по обеспечению текущей деятельности обособленных структурных подразделений, находящихся на самостоятельном балансе. Формирование затрат на цели функционирования осуществляется по отдельным сметам, обусловливающим экономическое обоснование расходов. В таблице 6 приведена форма такой сметы.
Таблица 6
Смета затрат на функционирование по подразделениям (ЦФО) ТПУ
№ статьи
|
Наименование расходов
|
Всего, тыс. руб. /год
|
В том числе по источникам финансирования
|
|
|
|
Бюджет (гл.0706)
|
Внебюджет.
|
211
|
Расходы по оплате труда
|
|
|
|
213
|
Единый социальный налог
|
|
|
|
221
|
Услуги связи
|
|
|
|
222
|
Командировки
|
|
|
|
223
|
Коммунальные услуги
|
|
|
|
224
|
Аренда помещений
|
|
|
|
225
|
Услуги по содержанию имущества корпусов
|
|
|
|
225
|
Услуги по содержанию имущества общего
|
|
|
|
226
|
Прочие услуги
|
|
|
|
|
- издание учебных пособий
|
|
|
|
|
- реклама
|
|
|
|
|
- учебные и научные мероприятия
|
|
|
|
290
|
Прочие расходы
|
|
|
|
|
- стипендия
|
|
|
|
|
- налоги
|
|
|
|
|
- практика студентов
|
|
|
|
310
|
Приобретение оборудования
|
|
|
|
|
Мебель и прочий инвентарь
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
340
|
Приобретение материалов и канц. товаров
|
|
|
|
340
|
Приобретение материалов на ремонт корпусов
|
|
|
|
|
Ремонт общежитий
|
|
|
|
|
ВСЕГО расходов
|
|
|
|
4-й и 5-й этапы, посвящены формированию и утверждению бюджета функционирования всего университета, выполняются экономическим управлением вуза с учетом бюджетов всех подразделений, выделенных лимитов бюджетных средств и планов по привлечению внебюджетных средств. На основании указанной информации формируется бюджет функционирования ТПУ, который обязательно публикуется и представляется каждому руководителю подразделения университета для исполнения.
Технология формирования бюджета развития в вузе
Расчет затрат, направляемых на цели развития, обеспечивается исключением расходов на функционирование из доходной части консолидированного бюджета. Предварительно ректором устанавливается желаемый уровень расходов вуза на развитие. Достижение этого уровня стимулирует ЦФО на оптимизацию расходов на функционирование. Следует отметить, что при планировании расходов на цели развития за счет бюджетных источников сохраняется строгое соответствие статьям бюджетной классификации. Форма бюджета развития ТПУ на 2006 г., формируемого за счет средств федерального бюджета (гл. 0706 «образование»), представлена в таблице 7.
Таблица 7
Расчет бюджета развития ТПУ, формируемого за счет средств федерального бюджета, в 2006 г. (тыс. руб.)
№ статьи
|
Наименование статьи расходов бюджетной классификации
|
Лимиты 2006 г.
|
Распределено на функционирование
|
Направлено на развитие
|
211
|
Расходы по оплате труда
|
552 803
|
502 380
|
50 423
|
213
|
Единый социальный налог
|
141 948
|
132 117
|
9 831
|
221
|
Услуги связи
|
4 000
|
4 000
|
0
|
223
|
Коммунальные услуги
|
57 100
|
57 100
|
0
|
225
|
Услуги по содержанию имущества
|
63 454
|
48 454
|
15 000
|
226
|
Прочие услуги
|
15 515
|
15 515
|
0
|
262
|
Трансферты
|
5 730
|
5 730
|
0
|
290
|
Прочие расходы
|
115 533
|
115 533
|
0
|
310
|
Увеличение стоимости основных средств
|
5 730
|
28 850
|
26 180
|
310 инв.
|
Увеличение стоимости основных средств (инвестиции)
|
56 000
|
0
|
56 000
|
340
|
Увеличение стоимости материальных запасов
|
12 331
|
12 331
|
0
|
|
Бюджетные средства НУ
|
50 000
|
0
|
50 000
|
|
ВСЕГО средств федерального бюджета
|
1 129 444
|
922 010
|
207 434
|
На цели развития направляются также средства от финансирования научных исследований (гл. 0708 «наука»). Поскольку финансирование научной деятельности осуществляется на основании целевого финансирования программ, то при формировании бюджета развития за счет доходов от научно-исследовательской деятельности учитывается эта особенность. Источники финансирования научной деятельности следующие: целевое финансирование программ развития научно-исследовательской части (НИЧ) и распределенные средства на развитие от внебюджетного финансирования научно-исследовательской деятельности. Средства целевого финансирования: государственные инвестиции, научные программы и гранты (НИЧ), хоздоговора и контракты (НИЧ), нефинансовые добровольные пожертвования. Форма расчета внебюджетных средств на цели развития приводится в таблице 8.
Таблица 8
Расчет бюджета развития ТПУ, формируемого за счет внебюджетных средств, в 2006 г. (тыс. руб.)
|
Консолидированный бюджет
|
Бюджет функционирования
|
Бюджет развития
|
Платные образовательные услуги
|
352 800
|
290 000
|
62 800
|
Аренда
|
20 000
|
12 990
|
7 010
|
в т.ч. комбинат питания
|
1 870
|
1 870
|
|
Благотворительные пожертвования
|
200 000
|
|
200 000
|
Прочие услуги,
|
56 300
|
36 130
|
20 170
|
в т.ч. комбинат питания
|
33 130
|
33 130
|
|
Хоздоговора контракты (20 % на развитие)
|
109 300
|
87 440
|
21 860
|
Остаток средств на 01.01.2006
|
|
13 500
|
47 000
|
ВСЕГО внебюджетные средства
|
738 400
|
426 560
|
311 840
|
В таблице 9 приведены итоговые значения средств, выделяемых на развитие вуза, в соответствии с источниками финансирования. Из анализа данных таблицы 9 видно, что на развитие вуза в 2006 г. направлено примерно 18% из средств федерального бюджета и примерно 40% внебюджетных средств.
Таблица 9
Составляющие консолидированного бюджета ТПУ, направляемые на цели функционирования и развития в 2006 г. (тыс. руб.)
|
Консолидированный бюджет
|
Бюджет функционирования
|
Бюджет развития
|
Федеральный бюджет
|
1 079 443
|
922 010
|
157 434
|
Бюджетные средства НУ
|
50 000
|
-
|
50 000
|
Внебюджетные средства
|
738 400
|
426 560
|
311 840
|
Остаток средств на 01.01.2006
|
|
13 500
|
47 000
|
ВСЕГО
|
1 867 843
|
1 362 070
|
566 274
|
В % от общей суммы консолидированного бюджета
|
|
70,6%
|
29,4%
|
Средства обособленных подразделений
|
338 700
|
|
|
Для утверждения бюджета финансирования по каждой программе развития необходимо провести экспертизу данного бюджета на соответствие финансовым возможностям вуза. Пример алгоритма такой экспертизы приведен на рисунке 2.

Рис. 2. Алгоритм финансовой экспертизы бюджетов развития
В случае, если прогнозных источников финансовых ресурсов недостаточно для того, чтобы профинансировать все стратегические планы, придется либо пересмотреть программы, выбрать приоритетные, урезать значения некоторых стратегических показателей, либо вообще изменить сами цели, или изыскать новые источники финансирования. Применяя последний подход, следует отметить, что вуз ограничен в источниках финансирования по сравнению с коммерческим предприятием. Таким образом, пройдя несколько раз цикл утверждения бюджета развития, будет построен сбалансированный с финансовой точки зрения сценарий стратегического развития вуза.
Выполнение комплексных и целевых программ развития обеспечивается за счет реализации проектов, входящих в состав отдельных программ развития. Формирование расходов на выполнение проектов осуществляется на основе локальных смет в пределах сумм утвержденного финансирования по программе в целом и по направлениям целевого использования выделенных ресурсов. В таблице 10 приведена форма распределения финансирования по программам развития ТПУ.
Таблица 10
Распределение выделенного финансирования по направлениям целевого использования в составе отдельных программ развития
Программа развития
|
Запрашиваемая сумма затрат, млн руб.
|
Средства федерального бюджета
|
Внебюджетные средства
|
|
|
Ст. 211
|
Ст. 213
|
Ст. 225
|
Ст. 310
|
Ст. 310 инв.
|
НИР
|
Итого
|
ПОУ
|
Целевые
|
Аренда
|
ХД
|
Прочие
|
Итого
|
Совершенствование образовательной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствование управленческой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствование финансово-экономической деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО по КПР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информатизация и управление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Элитное и инновационное образование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпоративная культура и развитие персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интернационализация и международное сотрудничество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммерциализация научно-технических разработок и образоват. продуктов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мультиязыковая и мультикультурная среды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качество жизни коллектива университета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО по ЦПР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программам развития (распределено)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделено
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остаток к распределению (резерв)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализируя практику применения системы бюджетирования в Томском политехническом университете, можно выделить следующие проблемы, которые необходимо учитывать при построении системы управления финансами вуза.
Недостаточное для инновационного развития вуза бюджетное финансирование.
Неравномерность поступления оборотных средств.
Формирующаяся законодательная база развития образовательных учреждений.
Невозможность использования инструментов финансового рынка образовательными учреждениями.
Отсутствие механизмов управления собственностью.
Недоступность инструментов различного вида кредитования.
Жесткая регламентация в управлении финансовыми ресурсами.
Катастрофическое устаревание материальной базы вузов.
Нехватка квалифицированных кадров в области бюджетирования.
Рост затрат на автоматизацию финансового документооборота.
Противоречивые отношения собственности.
Фискальная политика государства в отношении образования.
В заключение следует отметить, что система бюджетирования направлена на участие руководителей ЦФО в формировании и исполнении бюджетов подведомственных им подразделений. Однако большинство руководителей не готовы определять критерии своей деятельности через финансовые показатели. Поэтому одной из главных задач внедрения процесса бюджетирования является формирование мнения о бюджетировании как о необходимом и полезном для руководителей различных структурных подразделений вуза нововведении.
ЛИТЕРАТУРА
- Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, Елиферов В. Г. 2-е изд. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 г.
- Комплексная программа развития Томского политехнического университета на 2006–2010 годы. Томск: Изд-во Томск. Политехн. Ун-та, 2006 г.
- Бюджетный кодекс РФ: офиц. текст: в ред. федерального закона Рос. Федерации № 189-ФЗ от 26.12.05.
- Инструкция по бюджетному учету. Утв. Приказом Минфина РФ № 25н от 10.02.06.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности. Утв. Приказом Минфина РФ № 25н от 10.02.06.
|