Следующий
шаг в развитие инструментальной мощности полученных уравнений состоит в
переходе к натуральным измерителям.
3.1. Раскрытие факторов оплаты труда
Наиболее
легко перейти к натуральным показателям в факторе, связанном с оплатой труда.
Пусть K — количество работников, l — средний по предприятию
годовой доход работника, так что выполняется L = K х l. Тогда
фактор XL представим в виде: XL = K х l , и это
представление содержит показатели производительности труда и зарплаты.
В самом
деле, обозначим:
ЭL = W / l
|
—
|
выручка, приходящаяся на рубль зарплаты
(производительность зарплаты);
|
ЭК = W / k
|
—
|
выручка, приходящаяся на одного
работника (производительность труда).
|
С учетом
сделанных обозначений фактор зарплаты можно представить двояко:
XL
= K / ЭL или XL = l / ЭК.
Если
установлен норматив XLmax на максимальную долю зарплаты в выручке, то
неравенство XL <= XLmax может быть уже интерпретировано четырьмя
способами:
K
<= ЭL XLmax
|
—
|
ограничение по числу работающих, исходя
из нормативной (или сложившейся) эффективности зарплаты и нормативных затрат
на оплату труда;
|
ЭL >= K / XLmax
|
—
|
ограничение на минимальную эффективность
зарплаты, исходя из численности персонала и принятого уровня затрат на оплату
труда;
|
ЭL >= K / XLmax
|
—
|
ограничение на максимальный средний
годовой доход работника, исходя из производительности труда и нормативных
затрат на оплату труда;
|
ЭК
>= l / XLmax
|
—
|
ограничение на минимальную
производительности труда, исходя из заданной средней годовой зарплаты и нормативных
затрат на оплату труда.
|
Данные
неравенства позволяют оценить согласованность заработной платы, численности
персонала, производительности труда, доходов и расходов с точки зрения
обеспечения должной рентабельности бизнеса.
Пример
3. Рассмотрим, как
связаны численность персонала, заработная плата и производительность труда на
конкретном числовом примере. Пусть выручка W = 1 500 000 рублей.
Численность персонала K = 10 человек. Суммарные расходы на оплату труда L
= 100 000 рублей, средний доход одного работника равен 10 000 рублей.
Определим максимальную долю расходов на оплату труда в выручке как XLmax
= 0,1.
Показатели
эффективности:
—
|
показатель эффективности зарплаты ЭL
= 150 рублей выручки на рубль заработной платы;
|
—
|
производительность труда ЭК = 150
000 рублей выручки на человека.
|
Теперь
можно рассчитать неравенства:
—
|
K <= 15 человек (численность персонала должна быть не больше
15 человек);
|
—
|
ЭL >= 100 рублей выручки на рубль заработной платы;
|
—
|
l <= 15 000 рублей (зарплата не больше 15 000 рублей на
человека);
|
—
|
ЭК >= 100 000 рублей выручки на человека
(производительность труда выше 100 000 рублей на человека).
|
В
приведенном примере все неравенства выполняются, что позволяет надеяться (при
достаточной выручке и при соблюдении прочих нормативов) на расчетную прибыль.
Более того, можно либо повысить зарплату, либо нанять дополнительный персонал.
Наконец, ориентируясь на неравенства, можно ввести премирование, отталкиваясь
от плана по прибыли. С другой стороны, при неблагоприятном сочетании факторов
неравенства показывают, какова может быть сумма жестких и непопулярных мер по
сокращению расходов на оплату труда и персонала.
3.2. Представление выручки в натуральных показателях
Запишем
выручку, используя натуральные показатели продаж, а именно пусть W = q x p, где
q — количество (объем) продаж, p — средняя цена продажи. Подстановка выручки в
фактор зарплаты дает:
где
|
qL =
l / p
|
—
|
средний годовой доход работника,
выраженный в натуральных показателях продаж или выпуска;
|
|
Эq =
q / K
|
—
|
производительность труда в натуральных
показателях.
|
И в этом
контексте неравенство qL <= Эq XLmax может выступать элементом
сдельной оплаты труда. В самом деле, зная количество проданного или
произведенного, нормативы и количество работающих, каждый работник может
вычислить свою долю зарплаты. Поясним это на примере.
Пример
4. Пусть продано 100 единиц.
Норматив, описывающий долю зарплаты в продажах — XLmax = 0,1. Тогда 10
единиц проданной партии составляют фонд оплаты труда. Цена продажи известна,
отсюда известна зарплата. И вовсе не важно, что цена продажи может отличаться
от средней, фонд оплаты труда определяется путем умножения объема на
фактическую цену. Вся хитрость подобного нормирования состоит в назначении XLmax
и распределении заработанного между работниками.
Натуральное
представление выручки позволяет перейти к кардинальному преобразованию
уравнения прибыли. А именно, выразить прибыль, выручку и затраты в натуральных
показателях. Для этого умножим правую и левую части уравнения баланса (8) на q:
q
= q (r пр + aS US + aV UV + aC XC + aL XL + aD XD + aB XB + aB XG),
после чего
представим расходы производства в натуральной форме. Так, например, для фактора
XC переменная qC = q x XC = C / p представляет собой
расходы в натуральном, а не денежном измерении. Обозначим qi = q x Ui
, i = {S, V}; qi = q x Xi , i = {C, L, D, B, G}. Тогда
весь выпуск можно представить уравнением:
Замечание. Задача расчета затрат в натуральном
выражении только на первый взгляд может показаться надуманной. Возьмем, к
примеру, производство грузовиков. Каждый вид затрат даже такого сложного вида
деятельности можно выразить в натуральных показателях продаж. Например,
месячная зарплата завода — это 1500 машин, общецеховые расходы кузовного
производства — 750 машин, все виды энергии основного производства — еще 700
машин и т.д. А отсюда не только управляющие, но и рабочие легко могут сделать
выводы — сколько нужно продавать и сколько нужно экономить.
Пример
5. Рассмотрим пример,
демонстрирующий «роспись» продаж по факторам производства. Возьмем следующее
уравнение прибыли:
и зададим
следующие значения факторов: US = 0,6, UV = 0,05, XC =
0,01, XL = 0,1, XD = 0,1, XB = 0,01. Используя уравнение
баланса факторов и убедившись, что r пр = 0,24, можно рассчитать
значение фактора XG. В нашем случае XG = 0,0362.
Возьмем
партию объемом 100 штук и распишем ее по факторам производства. Партия в 100
единиц удобна еще и тем, что значение фактора в точности равно проценту.
Таблица
3
Натуральное
представление факторов
Количество
|
Идет
на покрытие расходов
|
Фактор
|
Формула
расчета
|
60
|
Себестоимость товара
|
US
|
us q
|
5
|
Прочие переменные расходы
|
UV
|
qv q
|
1
|
Постоянные расходы
|
XC
|
XC q
|
10
|
Зарплата
|
XL
|
XL q
|
10
|
Амортизация
|
XD
|
XD q
|
1
|
Расходы, относимые на чистую прибыль
|
XB
|
XB q
|
3,62
|
Чистая прибыль
|
XG
|
XG q
|
9,38
|
Налоги
|
|
|
Есть ли
польза от подобной росписи продаж? Да, если нужно установить связь между
расходами и продажами, лимитируя расходы реальным уровнем продаж, и довести эту
связь до каждого работника предприятия. Еще раз подчеркнем — неважно, что
роспись выручки по факторам произведена по отношению к некоторой средней цене:
переход к денежной сумме всегда можно осуществить, умножая натуральный объем на
фактическую цену сделки.
Подобная
роспись затрат может быть распространена на любые работы и услуги с
использованием условных показателей типа «тонно—километры», «человеко—часы» и
т.п. В этом случае нужно лишь сохранять здравый смысл в интерпретации
полученных показателей.
3.3. Влияние скидок (накидок) на прибыль
До сих пор
мы предполагали, что средняя цена продажи остается неизменной. Представим
теперь, что в результате изменения цен изменилась средняя цена продажи. Что
произойдет с прибылью и каково должно быть изменение физических объемов продаж,
чтобы прибыль осталась та же. Для определенности будем рассматривать решение
данной задачи в условиях понижения цен, а именно в условиях предоставления
скидок. Каков в этом случае должен быть прирост количества продаж, чтобы иметь
ту же прибыль. В случае повышения цен вопрос состоит в том, каково допустимо
падение физических объемов продаж при неизменной прибыли.
Звездочкой
вверху пометим новые цены, новые объемы продаж и новую выручку, так что
W*
= W x W; q* = q x q; p* = p x p.
Абсолютное
изменение показателей будем обозначать D с индексом, соответствующим
обозначению показателя. Связь абсолютного и относительного изменения
показателей описывается формулой = – 1.
На первый
взгляд задача решается легко. В самом деле, казалось бы, достаточно
потребовать, чтобы новая выручка была не меньше старой, то есть W* >= W.
Так как W* = q* x p* = W x q
x p,
то q
>= 1 /p.
Так, если предоставлена скидка 10%, то р
= 0,9 и прирост объемов должен быть чуть больше 11,11%. Уже видно несовпадение
значений скидок и прироста объемов продаж.
Возьмем
уравнение баланса факторов (8). Это уравнение обязано выполняться для любой
выручки. Помечая значком «*» новые значения факторов, выразим их через старые
значения факторов. Факторы U и Х имеют различие в записи:
U* =
|
U
|
; X* =
|
X
|
(15)
|
|
p
|
|
q x p
|
|
Связано
это с тем, что абсолютное значение переменного фактора зависит от физического
объема продаж, а абсолютное значение постоянного фактора — нет. В силу этого
относительное значение переменного фактора зависит только от изменения цен в
силу изменения размеров торговых наценок, а относительное значение постоянного
фактора зависит и от изменения цена, и от изменения объемов продаж.
Запишем
уравнение баланса для факторов U* и Х*:
a0
U*m = aC X*C + aL X*L + aD X*D + aB X*B + aB X*G ,
Вместо U*
и Х* подставим «старые» значения факторов, используя формулы (15).
Выполнив преобразования, в итоге получим неравенство для показателя изменения
физического объема продаж:
q >=
|
Um
|
.
|
|
Um -
(1 - p)
|
|
Пример
6. В качестве примера
приведем таблицу расчета необходимого прироста физического объема продаж при
предоставлении скидок (табл. 4). По строкам таблицы указаны скидки, по столбцам
таблицы — маржинальная прибыль. В ячейках таблицы указано значение минимально необходимого
увеличения физических объемов продаж.
Таблица
4
|
Маржинальная
прибыль
|
|
|
65%
|
70%
|
75%
|
Скидки
|
20%
|
44,44%
|
40,00%
|
36,36%
|
|
18%
|
36,84%
|
33,33%
|
30,43%
|
|
15%
|
30,00%
|
27,27%
|
25,00%
|
|
13%
|
23,81%
|
21,74%
|
20,00%
|
|
10%
|
18,18%
|
16,67%
|
15,38%
|
|
8%
|
13,04%
|
12,00%
|
11,11%
|
|
5%
|
8,33%
|
7,69%
|
7,14%
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, подход к конструированию формулы прибыли, предложенный в [1],
полностью себя оправдал. В частности, оказалось, что формула прибыли без
существенных структурных изменений применима и к учету импортных товаров, и к
учету подакцизной продукции, а также справедлива для производства.
Не менее
интересно натуральное представление формулы прибыли и уравнение баланса
факторов, полученного на ее основе. Использование натуральных показателей
расширяет инструментарий анализа экономической эффективности, что
продемонстрировано в данной статье.
Модификации
формулы прибыли показывают, что ей свойственно сохранение своей структуры. Это
дает основание надеяться, что существует общая формула прибыли, справедливая
для любых видов деятельности. Этот вопрос будет рассмотрен в следующей
публикации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лумпов
Н.А. Формула прибыли: подход к анализу и построению // Финансовый менеджмент. —
2005. — № 3.
2.
Колемаев В.А. Математическая экономика. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 240 с.
3. Слуцкин
М. Л. Сегментарный анализ как инструмент управления прибылью // Финансовый
менеджмент. — 2003. — № 5.
4.
Редченко К. Японский след в стратегическом управлении затратами:
таргет-костинг.
http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_1805.
5. Грачев
А.В. Выбор оптимальной структуры баланса // Финансовый менеджмент. — 2004. —
№5.
6. Теслюк
Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент.— 2004. —
№3.