Эффективность финансового
менеджмента определяется состоянием дебиторской задолженности, которая в свою
очередь состоит из двух частей — дебиторской задолженности поставщиков и
подрядчиков и дебиторской задолженности покупателей. Во многом успешность работы
с дебиторской задолженностью зависит от правильности оформления договоров с
контрагентами, организации взаимодействия финансового менеджера с другими
подразделениями аппарата управления и информированности высшего руководства о
текущем состоянии финансовых ресурсов организации.
К основным задачам организации
документооборота относятся: определение видов договоров поставки; организация
контроля за их исполнением; установление порядка контроля правильности,
целесообразности и эффективности оформления и выполнения договоров поставки;
составление графика документооборота; определение обязанностей и
ответственности сторон договора и должностных лиц организации.
Обязанности должностных лиц
и подразделений организации в ходе исполнения договора поставки.
Договор поставки — договор, по
которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность,
обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им
товары покупателю для использования в процессе деятельности организации или в
иных целях, не связанных с личным или другим подобным использованием.
В процессе исполнения договора
поставки и управления дебиторской задолженностью выделяют три этапа подготовки
и движения документов:
1) распределение функций в
процессе выбора поставщика и сбора информации;
2) составление договора и
юридический контроль;
3) определение ответственных
исполнителей.
Рассмотрим содержание каждого
этапа.
1. Распределение функций в
процессе выбора поставщика и сбора информации.
Отдел снабжения:
а) согласовывает годовые
потребности организации с потребностями производства;
б) определяет потребность в
товарах и сырье на год;
в) конкретизирует номенклатуру
и объемы поставок;
г) согласовывает потребности
организации на данном этапе с финансовой службой;
д) налаживает контакт с
должностными лицами фирмы-поставщика;
е) собирает подробную
информацию о поставщике;
ж) представляет в юридическую
службу изложение типовых ситуаций, возникающих при заключении договоров.
Финансовая служба:
а) согласовывает потребности
организации в товарах и сырье с отделом снабжения;
б) определяет потребность в
оборотных средствах и составляет план платежей в зависимости от ожидаемых
поставок;
в) проводит экспертизу
финансовой отчетности новых контрагентов.
Юридическая служба:
а) перед заключением договора
с новой фирмой-поставщиком изучает информацию о ней:
—
|
учредительные документы (устав, учредительный договор);
|
—
|
сведения о месте расположения офиса;
|
—
|
данные о том, в каком банке обслуживается фирма-поставщик;
|
—
|
финансовую отчетность;
|
—
|
сведения о коммерческой репутации;
|
б) представляет в финансовую
службу характеристику фирмы-поставщика вместе с ее финансовой отчетностью для
экспертизы на предмет финансовой устойчивости.
2. Составление договора и
юридический контроль.
Ответственность за составление
договора и юридический контроль правомерности заключения сделки полностью
ложится на финансовую и юридическую службы организации. Приведем примерный
перечень их функций.
Финансовая служба:
а) уточняет наиболее важные
моменты, связанные с оформлением контракта, подписанием и исполнением, в
частности:
—
|
условия оплаты;
|
—
|
финансовую ответственность;
|
—
|
сроки выполнения обязательств;
|
—
|
сроки действия договора;
|
б) прогнозирует риски.
Юридическая служба:
а) разрабатывает проекты всех
типовых договоров на основе данных, представленных отделом снабжения;
б) при отсутствии типового
договора под конкретный случай разрабатывает новый проект предстоящего
договора;
в) проверяет наличие
доверенности, если организация контактирует с представителем контрагента;
г) проверяет доверенность
(реквизиты, подписи, печать, дату выдачи, срок действия, юридическое право и
объем полномочий представителя и т.д.).
3. Определение
ответственных исполнителей.
Отдел снабжения:
а) контролирует исполнение
поставщиком его обязанностей согласно всем пунктам контракта;
б) своевременно принимает
установленные договором поставки и установленные действующим законодательством
меры по предотвращению или минимизации потерь по сделке;
в) организует погрузку,
доставку и разгрузку товаров и сырья, когда согласно действующему договору
поставки доставлять товары обязана организация;
г) контролирует
своевременность, надлежащее качество и количество поставки согласно контракту;
д) в случаях нарушения условий
контракта одной из сторон направляет в юридический отдел служебное письмо с
просьбой о принятии необходимых мер.
Бухгалтерия:
а) осуществляет расчеты с
поставщиками за поставляемые товары;
б) контролирует правильность
оплаты;
в) следит за соблюдением
сроков оплаты;
г) оформляет соответствующие
документы.
Организационно-технологическая
схема реализации договора поставки включает следующие этапы.
Этап I: оформление
договора.
1. Отдел снабжения оформляет
проект договора и представляет его в финансовую службу.
2. Финансовая служба в случае
согласия с содержанием договора визирует его и передает для юридического
контроля в юридическую службу, в случае несогласия — возвращает договор со
своими замечаниями на доработку в отдел снабжения.
3. Юридическая служба в случае
согласия с содержанием договора визирует его и передает в отдел снабжения для
оформления заключения сделки с поставщиком, в случае несогласия — возвращает
договор со своими замечаниями на доработку в финансовую службу.
4. Отдел снабжения присваивает
договору номер, оформляет его в двух экземплярах, организует подписание
договора контрагентом, делает необходимое количество копий договора и передает
договор с визами юридической и финансовой служб, подписями и печатями другой
стороны на подпись генеральному директору организации.
5. Отдел снабжения передает
после подписания генеральным директором полностью оформленный договор в
финансовую службу на регистрацию.
6. Финансовая служба
регистрирует договор и передает его копии в юридическую службу, бухгалтерию и
отдел снабжения — исполнителю.
Этап II: контроль за
исполнением договора поставки.
1. Исполнитель (уполномоченное
организацией лицо на контакт с контр-
агентом) при наличии в
договоре условия о предоплате организует получение с поставщика счета на
предоплату.
2. Исполнитель передает
полученный счет в финансовую службу на визу.
3. Финансовая служба
удостоверяется в наличии договора, свободных оборотных средств, определяет
возможность оплаты, визирует счет и передает его на подпись к оплате
генеральному директору.
4. Подписанный генеральным
директором счет передается в бухгалтерию для оплаты, где регистрируется в
журнале представленных на оплату документов (форма 1).
Форма 1
Журнал учета документов, поступивших для оплаты
Дата поступления
|
Наименование, дата и номер документа
|
Получатель денежных средств
|
Фамилия исполнителя
|
Роспись исполнителя
|
Роспись бухгалтера
|
01.06.05
|
Счет от 28.05.05 № 36/1-Н
|
ООО «Монолит»
|
Петров
|
|
|
12.05.05
|
Счет от 12.05.05 № 242-П
|
ООО «Сервис»
|
Полков
|
|
|
5. Бухгалтерия проводит оплату
и передает копии платежных поручений исполнителю.
6. Исполнитель уведомляет
поставщика об оплате по данным бухгалтерии.
7. Бухгалтерия еженедельно (по
пятницам) представляет в финансовую службу данные о дебиторской и кредиторской
задолженности (форма 2).
Форма 2
Журнал учета дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторы
|
Кредиторы
|
Наименование поставщика
|
Номер договора
|
Дата платежа
|
Сумма платежа (руб.)
|
Наименование поставщика
|
Номер договора
|
Дата постав ки
|
Сумма поставки (руб.)
|
ООО «Монолит»
|
31/04
|
01.06.05
|
13 600
|
ООО «Демократ»
|
1П-02
|
13.06.05
|
105 000
|
ООО «Сервис»
|
23/04
|
15.05.05
|
25 600
|
ООО «Металлоконструкция»
|
237/05
|
15.05.05
|
32 700
|
ООО «Стройком»
|
12/03
|
01.02.05
|
300 000
|
|
|
|
|
ООО «Геоком»
|
03/03
|
23.12.04
|
127 700
|
|
|
|
|
8. Финансовая служба на
основании данных бухгалтерии анализирует дебиторскую и кредиторскую
задолженность по каждому поставщику, а также определяет, по каким договорам
превышены предельные сроки поставки, и еженедельно (по понедельникам)
представляет отчет о просроченной дебиторской задолженности генеральному
директору и в отдел снабжения для принятия необходимых мер (форма 3).
Форма 3
Журнал учета просроченной дебиторской задолженности
Наименование поставщика груза
|
Номер договора
|
Дата платежа
|
Сумма платежа (руб.)
|
Объем поставки (руб.)
|
Дата поставки по контракту
|
Нарушение сроков поставки, в днях
|
ООО «Лессервис»
|
10.апр
|
30.04.05
|
112 500
|
300 000
|
15.05.05
|
45
|
ООО «Стройком»
|
12.мар
|
01.02.05
|
300 000
|
300 000
|
23.02.05
|
129
|
ООО «Геоком»
|
03.мар
|
23.12.04
|
123 700
|
260 000
|
10.01.05
|
170
|
Этап III: оформление
закрытия договора.
1. Исполнитель проверяет
наличие доставленных товаров по данным бухгалтерии, их соответствие условиям
контракта.
2. Исполнитель проверяет
соответствие качества доставленных товаров характеристикам и качеству товаров,
оговоренным в контракте с фирмой-поставщиком.
3. Исполнитель составляет в
случае окончания срока действия договора акт о закрытии договора и передает его
на визу в финансовую службу.
4. Финансовая служба проверяет
выполнение договора, визирует акт и передает его на визу в юридическую службу.
5. Юридическая служба
удостоверяется в юридической правильности закрытия договора, визирует акт и
возвращает исполнителю для оформления закрытия договора.
6. Исполнитель присваивает
акту номер, оформляет его в двух экземплярах, организует подписание акта с
контрагентом, делает необходимое количество копий и передает акт с подписями и
печатями другой стороны и визами юридической и финансовой служб на подпись
генеральному директору.
7. После подписания
генеральным директором полностью оформленный акт о закрытии договора и его
копии передаются в финансовую службу для регистрации.
8. Финансовая служба
регистрирует акт и передает его копии в бухгалтерию, юридическую службу и отдел
снабжения.
9. Финансовая служба
ежемесячно представляет в отдел снабжения сведения о неисполненных договорах.
Для управления дебиторской и
кредиторской задолженностью, а также для анализа спроса на товары и их
предложения необходимые данные могут быть представлены в форме 4.
Форма 4
Дебиторы и кредиторы на 01 июля 2005 г.
Документ (договор, акт, накладная)
|
Контрагент, исполнитель
|
Нормальная задолженность, руб.
|
Сроки
|
Оплата
|
Поступление в организацию, дата
|
Наименование продукции
|
Ед. Измерения
|
Сальдо, руб
|
|
|
|
начало
|
окончание
|
Сумма
|
Дата
|
|
|
|
Д-т
|
К-т
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Договор 3/03
|
ООО Геоком
|
123700
|
23.12.04
|
10.01.05
|
123700
|
23.12.04
|
-
|
Доска обрезная
|
куб. м
|
123700
|
|
Договор 237/05
|
ООО Металлоконстрой
|
-
|
15.05.05
|
20.05.05
|
|
|
15.05.05
|
Гвозди в ассортименте
|
кг
|
|
32700
|
Исходная информация для
заполнения формы:
1. Заявки на капитальные
вложения.
2. Договоры.
3. Счета поставщиков.
4. Данные о банковском счете
(выписки, первичные документы).
5. Кассовые документы.
6. Данные о поступлении
товарно-материальных ценностей, оказанных услугах (накладные, акты и т.п.).
На основе полученных данных
формируется файл дебиторов и кредиторов (заполняются графы 1, 2, 4—10).
Рассчитывается контрольный
срок дебиторской задолженности каждого дебитора (графа 3).
Ежедневно по дебиторам и
кредиторам составляется сальдо<*> (графы 1—1, 12). Если сальдо равно
нулю, то данная запись о дебиторе (кредиторе) удаляется.
<*> Сальдо формируется
на основе предположения, что счет оплачен.
Каждый понедельник формируется
таблица дебиторов, чья плановая задолженность превышена (делается выборка
данных о дебиторах, для которых: текущая дата — дата из графы 7 > графы 3).
Форма 4 представляется в
юридический отдел для ведения претензионной работы. Выписки из этой таблицы
направляются соответствующим исполнителям.
Не позднее 5-го числа каждого
месяца формируется информация о просроченной (в соответствии с договорами) дебиторской
и кредиторской задолженности, которая передается руководству.
Ежеквартально (не позднее
15-го числа первого месяца, квартала) готовятся предложения по списанию
дебиторской и кредиторской задолженности.
Управление финансовыми
отношениями осуществляется в рамках утвержденного финансового плана. В связи с
этим при принятии решения об оплате счетов необходимо соблюдать определенную
последовательность процедур:
1) проверка законности счета
(наличия договора, соблюдения сроков оплаты);
2) проверка поставщика на
предмет наличия просроченной дебиторской задолженности;
3) оценка возможности оплатить
счет (сравнение сальдо по соответствующей статье сметы);
4) получение необходимых
резолюций.
Представленный алгоритм организации документооборота способствует формализации
взаимодействий между подразделениями аппарата управления при организации финансовых
отношений с контрагентами, что в свою очередь снижает финансовые риски организации
вследствие минимизации субъективных факторов. Формирование базы данных о состоянии
расчетов в совокупности с контролем за исполнением финансового плана (сметы,
бюджета) позволяет принимать обоснованные решения по оттоку финансовых ресурсов,
что в свою очередь положительно влияет на финансовую устойчивость организации.
Регулярное информирование высшего руководства об уровне сверхнормативного отвлечения
финансовых ресурсов с указанием конкретных уполномоченных контрактом с внешними
контрагентами лиц организации способствует повышению ответственности исполнителей
за качественное выполнение своих функций и финансовой дисциплины в целом.