Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Методические рекомендации по оценке кредитоспособности корпоративных клиентов в коммерческом банке

Константинов Н.С.,

начальник отдела методологии и развития кредитования
КБ «БайкалРОСБАНК» (ОАО)

 

(фрагмент статьи)

 

Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность. Между тем для некоторых коммерческих банков совмещение оперативности и качества оценки кредитных рисков на практике не представляется возможным. Одни банки запрашивают у клиентов колоссальный пакет документов, на анализ и оценку которого затрачивается порой от двух недель до одного месяца, в результате чего клиенты зачастую отказываются от услуг таких банков, не дожидаясь ответа. В то время как другие кредитные организации, руководствуясь доходностью, способны выдать кредит по первому требованию заемщика без достаточных подтверждений его кредитоспособности, принимая на себя при этом, как правило, неоправданные риски. Очевидно, что ни один из вышеперечисленных вариантов кредитной политики банка в отношении корпоративных клиентов не приемлем.

В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков в настоящей статье автор предлагает один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:

  • произвольность выбора системы базовых финансовых показателей;
  • несоответствие финансовых коэффициентов рекомендуемым значениям, что может стать основанием для признания клиента банкротом независимо от значений других коэффициентов;
  • отсутствие учета отраслевой специфики деятельности корпоративных клиентов;
  • громоздкость системы финансовых показателей.

Выбор рейтингового метода в качестве базы построенияметодики обосновывается его широкой известностью и популярностью средикредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой иудобством применения на практике, а также легкостью его формализации при помощипрограммы Microsoft Excel.

Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляетдостоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративныхклиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но икачественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущностькредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однакоучитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельностизаемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как напрактике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в формекаких-либо обоснованных математических и статистических моделей, автор несчитает целесообразным включение качественных факторов в методику.

Процесс разработки экспресс-методикисостоит из нескольких этапов.

Читайте в данной статье:

  • Перечень финансовых коэффициентов, применяемых в 16 исследуемых методиках анализа финансового состояния корпоративных клиентов
  • 10 финансовых показателей, наиболее часто используемых в 16-ти исследуемых методиках анализа финансового состояния корпоративных клиентов
  • Рекомендуемые значения финансовых показателей, выбранных в качестве основы методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка
  • Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов коммерческого банка в соответствии с данными финансовой отчетности
  • Определение места финансовых показателей в модели оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка
  • Удельный вес финансовых показателей в методике экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка в порядке убывания
  • Шкала рейтинговой оценки корпоративных клиентов коммерческого банка

 

Полностью статья опубликована в журнале Финансовый менеджмент №2 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».