Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Вопросы формирования института финансового расследования

Дедков А.В.,

аспирант кафедры экономической и информационной безопасности
в финансово-кредитной сфере Финансовой академии при Правительстве РФ

Новые экономические, правовые и политические условия внесли в нашу жизнь и новые процессы, явления, виды деятельности.

В связи с тем, что финансовое расследование — явление новое в российской практике, научный подход еще не выработан. Это тот самый случай, когда практика идет впереди научной жизни.

На самом деле для того, чтобы правильно охарактеризовать понятие, целесообразно, как представляется, прежде всего определить, что такое расследование само по себе.

Согласно словарю Ушакова расследование — это всестороннее изучение, рассмотрение чего-либо1. Таким образом, с семасиологической точки зрения под расследованием понимается всестороннее исследование каких-либо процессов.

Исходя из этих определений по своему характеру и возможным задачам понятие «расследование» достаточно близко термину «оперативно-розыскная деятельность».

В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 8-ФЗ от 1998 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из целей, которые мы преследуем, идеи, заложенные в определении оперативно-розыскной деятельности, довольно удобно использовать, чтобы сформировать понятие «расследование», в том числе финансовое. В данном случае «угроза» целесообразно представить как любое явление, обстоятельство или процесс, представляющие интерес для исследователя.

Стоит также отметить, что заложенный в определении ОРД фактор влияния «угрозу» соответствует в корпоративной практике понятию «риск». Хотя и по отношению к безопасности организаций «угроза» может быть также вполне применима.

Таким образом, для расследования в целом характерно выявление и изучение признаков какого-либо явления или процесса (фактора влияния), а также причинно-следственной связи между явлениями, с одной стороны, и причинами, приведшими к этим явлениям, — с другой2.

Большая советская энциклопедия под фактором подразумевает причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты3. Таким образом, думается, вполне правильно все предметы расследования понимать как факторы влияния.

На практике можно встретить различные виды и формы расследования:

  • уголовное;
  • служебное;
  • журналистское;
  • налоговое;
  • и, наконец, финансовое;
  • а также другие виды.

Эти формы и виды расследования зависят от того, какие задачи ставятся и какими способами эти задачи будут реализовываться.

Финансовое расследование — явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки — понятие абсолютно не сформированное и неустойчивое. Однако уже имеются попытки связать финансовое расследование с уже имеющимися в российской практике институтами. В большинстве случаев проводят аналогии между финансовым расследованием и предварительным следствием.

Так, в одной из работ4 под финансовым расследованием понимается сбор, всестороннее рассмотрение, изучение существенных обстоятельств совершенного нарушения в сфере денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Как видно, основная идея заимствована из учебника «Финансы»5.

Попробуем выяснить, отражает ли данное определение основные задачи и функции расследования.

Для того чтобы более полно представить сферу действия института финансового расследования, целесообразно обратиться к западной практике и теории.

Стоит отметить, что в западной практике понятие «финансовое расследование» достаточно прочно укрепилось, однако нельзя сказать, что сложилась прочная система научных понятий.

Расцвет подобных услуг и видов деятельности имел место в связи с ростом экономической преступности, а также преступлений, связанных с применением ИТ (так называемой «беловоротничковой преступности» — «white collar crimes»). Стало ясно, что система разрешения подобных проблем уже больше не может справляться с таким количеством правонарушений. К этой системе могут относиться и правоохранительная деятельность, и защита корпоративных интересов в арбитражных судах, и защита интересов и прав инвесторов, в том числе от случаев корпоративного мошенничества.

Стало понятно, что такие услуги, как аудит не могут удовлетворить возникшие потребности — ведь подобные задачи просто не ставились перед аудитом. Хотя стоит отметить, что в связи с участившимися случаями банкротств мировых компаний на аудит был возложен также ряд дополнительных обязанностей6.

Таким образом, появилось целое направление экономической деятельности.

Однако его классификация до сих пор не является устойчивой и общеизвестной.

Например, кроме понятия финансового расследования как такового (financial investigation) существует также понятие «forensic accounting». Многие организации объясняют понятие «forensic accounting», используя словарь Вебстера и совмещая в его определении понятия учета (accounting) и судебной медицины (forensic medicine).

В результате, эту деятельность представляют как методики в сфере бухгалтерского учета, используемые в отношении и для применения системы документирования и анализа хозяйственных и финансовых операций для решения правовых вопросов.

В российской практике это понятие по форме известно как судебно-бухгалтерская экспертиза.

Здесь стоит отметить, что forensic accounting хотя и можно определить в русском языке как СБЭ, однако по целям, приемам и методологии они резко отличаются друг от друга.

Очень важно отметить, что услуги по финансовому расследованию могут принимать различные формы или являться элементом многих других услуг, предлагаемых рядом крупнейших консалтинговых компаний.

Среди таких услуг можно особо отметить:

  • прединвестиционный анализ (due diligence);
  • восстановление активов (assets recovery);
  • документирование фактов хозяйственной деятельности для последующих судебных процессов (judgement enforcement, litigation services);
  • расследование с целью установления причин банкротства (bankruptcy fraud);
  • выявление случаев корпоративного мошенничества (corporate fraud investigation);
  • а также уже упомянутую судебно-бухгалтерскую экспертизу (forensic accounting and fraud).

В институт финансового расследования многие западные компании, специализирующие на специфических услугах, включают также услуги смежных отраслей (например, обеспечение информационной безопасности, аудит компьютерных систем и другие).

При этом стоит отметить, что в западной практике (откуда, собственно, пришло понятие «финансовое расследование») не совсем ясно, что является системообразующим понятием, а что — его элементом. Речь идет о двух понятиях — forensic accountingfinancial investigation.

Логично было бы предположить, что financial investigation является более широким понятием, включающим в себя СБЭ.

Однако в некоторых компаниях существуют группы forensic, предоставляющие свои услуги в области финансовых расследований, идентификации операций, содержащих признаки отмывании «грязных» денег, корпоративного мошенничества, а также информационного сопровождения бизнеса (так называемой экономической разведки).

Есть и другая позиция. Ряд монографий предоставляют этим двум понятиям равный статус и рассматривают их как синонимы7.

В случаях, когда речь о финансовом расследовании идет как об инструменте правоохранительной деятельности, некоторые эксперты понимают этот институт как сбор, контроль, дополнение, обработку и анализ финансовой или связанной с ней информации в целях и от имени правоохранительной деятельности8.

Таким образом, субъектами финансового расследования являются как государственные организации, так и субъекты частного сектора экономики (в первую очередь консалтинговые компании).

При этом стоит отметить, что в рамках уголовного расследования финансовое расследование также может иметь место и свою роль.

Так, в федеральных органах налоговой полиции сбором доказательств в отношении объективной стороны преступления занимались подразделения документальных проверок (ранее — подразделения оперативного документирования, налоговых проверок). После передачи функций ОНП органам внутренних дел подразделения документальных проверок сохранились и продолжают успешно функционировать.

Основной их задачей является документирование признаков правонарушений, то есть выявление признаков неправомерного поведения в связи с причинами, которые к ним могли привести (например, выявлять признаки уклонения от уплаты налогов, механизм уклонения, должностных лиц организаций, которые причастны к возможному преступлению).

В результате установления тех или иных отклонений или нарушений следует выявить причину их возникновения — явились ли они следствием стечения обстоятельств, непрофессионализма или здесь просматриваются умышленные действия по подготовке и совершению преступлений.

Очевидно, что именно определение причинно-следственной связи между угрозами (факторами) и обусловившими их причинами будет являться главной задачей (и одновременно целью) финансового расследования. Суть в том, что только после того, как в результате финансового расследования будут установлены угрозы и риски, имевшие место, причины, их обусловившие, появится возможность принять верное управленческое решение.

Возможно, основной причиной отсутствия до сих пор устойчивого понятия финансового расследования является неправильное позиционирование его как института. В основном попытки формирования понятия основываются на проведении аналогии с такими формами деятельности, как предварительное следствие и налоговая проверка.

Прежде всего, финансовое расследование не следует ограничивать выявлением обстоятельств каких-либо нарушений. Однако и не следует возлагать на этот институт функции, которые ему по природе не свойственны, например, квалификацию тех или иных действий с точки зрения уголовного права. Не следует здесь пересекаться с органами предварительного следствия. Действующее уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно в этой связи освещает правоохранительную систему: кто может квалифицировать, какова процедура принятия подобных решений.

Расследование само по себе намного шире и более многообразно, чем предварительное следствие. Они не только не тождественны, как предполагают некоторые исследователи, но и вообще могут сочетаться лишь в некоторой части.

Высказывается также утверждение, что назначение и проведение налоговой проверки может являться основанием для начала финансового расследования9.

В соответствии со ст. 82 НК РФ выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля и назначается на основании соответствующего решения руководителя налогового органа.

Руководствуясь ст. п. 3 ст. 32 НК РФ, при выявлении в ходе налогового контроля обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в органы внутренних дел и направить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством органы предварительного следствия обязаны в 3-дневный срок принять решение о возбуждении уголовного дела. Все мероприятия, проводимые по результатам налоговой проверки, четко прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах.

Таким образом, налоговая проверка ни в коем случае не может рассматриваться как элемент, предшествующий стадии финансового расследования. Очевидно, что налоговая проверка, по сути, уже представляет собой стадию финансового расследования, в данном случае принимающая форму налогового расследования!

Однако в соответствии с действующим законодательством налоговая проверка может являться основанием для принятия соответствующего решения в рамках налогового контроля, а также основанием для начала уголовного расследования.

Стоит заметить, что финансовое расследование — понятие комплексное. Оно не может изменяться в зависимости от сферы применения, от поставленных в рамках него отдельных задач. В этом и состоит роль и значение науки — сформировать методологическую базу для определенной практической деятельности. И, конечно же, нельзя говорит о финансовом расследовании отдельно как о научном направлении и практической деятельности. Все это — разные проявления, формы одной сути. Теория не может существовать без практики, как и наоборот.

Если, характеризуя финансовое расследование, использовать понятия уголовного права, то задачу финансового расследования можно определить как документирование признаков объективной стороны преступления. Иными словами, задачей финансового расследования является выявление, исследование и фиксирование признаков угроз экономической деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами.

Своевременное выявление угроз и установление причин, способствовавших их появлению, является необходимым условием для принятия эффективных решений.

Собственно говоря, не важно, в какой связи и какой сфере деятельности эти решения должны приниматься — правоохранительная деятельность, выявление собственниками или инвесторами случаев корпоративного мошенничества

Таким образом, можно выделить три основные задачи финансового расследования:

  • обнаружение угроз или наступивших негативных факторов;
  • определение размера ущерба в связи с их наступлением;
  • выявление истинных причин угроз и рисков.

Иными словами, выявление всех признаков неблагоприятного явления. Признаками могут быть различные данные, по совокупности которых можно узнать, определить или описать предмет или явление. Эти признаки необходимо рассматривать и оценивать в совокупности с другими фактами или обстоятельствами.

Отсутствие формально признанного понятия «финансовое расследование» может привести гораздо больше, чем просто к заблуждению. От этого зависит теоретическое обоснование всей системы финансового контроля, в первую очередь государственного.

Та или иная форма, которую принимает процесс расследования, не должна оказывать влияния на цели, задачи и методы, которые применяются на практике.

Однако от формы проведения расследования напрямую зависят последствия расследования, применяемые инструменты и, конечно, субъекты, непосредственно проводящие расследование.

В этой связи основным образом финансовые расследования, как представляется, можно классифицировать по сфере интересов:

  • финансовые расследования для защиты государственных интересов;
  • финансовые расследования для защиты корпоративных интересов (в том числе инвесторов—частных лиц).

В качестве важного метода (инструмента) финансового расследования выступает формирование самой модели проведения самого расследования.

Последовательность этапов расследования (модель) можно представить следующим образом:

Последовательность этапов расследования. Модель

при этом в каждом конкретном случае модель может претерпевать определенные изменения.

Главная особенность финансового расследования заключается в том, что оно проводится в случаях, когда предполагается наступление угроз. Иными словами, расследование всегда представляет собой ретроспективный взгляд.

1 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939.

2 Далее все явления, события, процессы, риски или угрозы, являющиеся предметом расследования, для удобства будем представлять как угрозы или риски.

3 БСЭ. Т. 27. — 3-е изд. — М., 1997.

4 Кондратьева Е.А., Горюнов А.Р. К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.

5 Родионова В.М. Финансы. — М.: Финансы и Статистика, 1999.

6 Закон Сарбейнза-Оксли от 2002 года стал наиболее широким по своему охвату законодательным актом о ценных бумагах. Он также затраивает ряд важных вопросов, касающихся новых правил составления финансовой отчетности и аудита. (Прим. гл. редактора).

7 George A. Manning. Financial investigation and forensic accounting.

8 Petrus C. van Duyne, Marcel Pheijffer and others. Financial Investigation of Crime: A tool of the integral law enforcement approach. — The Hague: Koninklijke Vermande, 2001, 201 p.

9 Кондратьева Е.А., Горюнов А.Р. К вопросу формирования научного определения финансового расследования // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».