Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N4 / 2003

«Особым» экономическим связям России с Кипром быть или не быть, вот в чем вопрос. Оффшоры на Кипре — что нового?

Чувыкин М.А.,

MBA, CFE, аттестованный аудитор по общему аудиту

Для российского бизнеса, как впрочем и для иностранных компаний, иметь в своей структуре одну или несколько фирм, зарегистрированных в так называемых оффшорных юрисдикциях, — правило хорошего тона. И как бы руководство тех или иных стран не призывало возвращать деньги из оффшоров, маловероятно, что все предприниматели последуют этим рекомендациям.

Следует понимать, что стремление компаний и физических лицминимизировать свои налоговые расходы является совершенно нормальным иестественным. Нет никаких возражений против того, что каждый обязан платитьзаконно установленные налоги.

Однако снижение налоговых обязательств путем примененияЛЕГАЛЬНЫХ методов является правом каждого налогоплательщика. Более того, авторискренне считает, что в отношении компаний минимизация налоговых расходовявляется их обязанностью перед акционерами, поскольку это позитивно влияет настоимость компании.

Вернемся же, однако, к особым отношениям России и Кипра.

Особые отношения

Немалая часть собственности наших предприятий принадлежиткипрским структурам. Достаточно только взглянуть на состав учредителей многихсредних и крупных предприятий и, как правило, среди собственников этих компанийобязательно отыщется одна или несколько структур, зарегистрированных на Кипре.

Кроме того, большинство операций на российском фондовомрынке также ведется через оффшорные фирмы. (Нельзя при этом не отметить, что вцелом ряде случаев и сами такие операции осуществляются оффшорно,то есть вне российской юрисдикции.)

Аналогичного принципа придерживаются и многие иностранныекомпании, ведущие операции с Россией: довольно часто они делают контрагентомроссийских предприятий свою кипрскую «дочку».

Это объясняется нестабильностью и непредсказуемостьюусловий ведения бизнеса в России, а также целым рядом других факторов.

Объективно росту популярности Кипра среди российскихбизнесменов в значительной мере способствовали существовавший на Кипре льготныйрежим налогообложения для компаний международного бизнеса («IBC»), отсутствиеограничений на движение капитала, возможность использования номинальныхдиректоров и акционеров.

Кроме того, нельзя не учитывать значениетого, что между Россией и Кипром действовал безвизовый режим въезда, что, содной стороны, облегчало управление зарегистрированными компаниями, а с другой— позволяло многим российским бизнесменам «совмещать приятное с полезным», аименно отдых и решение тех или иных деловых вопросов.

Отчасти на популярность Кипра среди российскихпредпринимателей повлиял сверхлиберальный вариантсоглашения о двойном налогообложении, действовавший в 90-х годах. Однако идействующее в настоящее время соглашение, несмотря на некоторые изменения,остается достаточно либеральным.

Итак, мы определили, что между Кипром и Россией не моглоне сложиться особых экономических отношений. К сожалению, все меняется.Меняются политические, экономические условия. Меняются правила игры…

Это коснулось и Кипра. Вводятся визы для граждан Россиинезависимо от сроков пребывания на острове. Меняется налоговоезаконодательство, правила регистрации компаний.

В первую очередь это связано с предстоящим вступлениемстраны в ЕС – необходимо приведение местного законодательства и базовых условийхозяйственной деятельности в соответствие общеевропейскими нормами. Кроме того,определенное влияние на происходящие в стране изменения оказали и требованияFATF.

Ниже мы рассмотрим основные изменения налоговой системыКипра и влияние этого на «российские» кипрские компании.

Изменение правил игры

Различные оффшорные инструменты весьма популярны вфинансовом инжиниринге и налоговом планировании. Но далеко не всепредприниматели интересуются правовыми режимами оффшоров и планируемыми в нихизменениями. Между тем в режим функционирования компаний, зарегистрированных наКипре, вносится целый ряд значительных изменений.

Еще в ноябре 2001 года Кипр объявил о плане реформированияналоговой системы. Реформа должна стать балансом между требованиями,выдвигаемыми Европейским союзом в преддверии вступления в него Кипра в 2004году, и намерением Кипра сохранить при этом привлекательность для международного делового сообщества.

С 1 января 2003 года введен 10%-ный корпоративный налог наприбыль, который распространяется на все компании и призван заменить отдельныережимы налогообложения, существовавшие до сих пор для местных компаний и дляпредприятий международного бизнеса (IBC).

До этого момента, местные компании платили налог по ставке20-25% в зависимости от величины выручки. IBC же платили налог по плоской шкале— 4,25% прибыли. Отказ от налоговых преференций иностранным компаниям сталосновным требованием ЕС к Кипру в части налогообложения.

Учитывая, что проводимые реформы являются весьма кардинальными, Кипр до проведения налоговой реформыобратился к ЕС с просьбой о переходном периоде и применении так называемой«защитной оговорки», предусмотренной внутренним законодательством Кипра.

Условия «защитной оговорки» должны были применяться кобязательствам иностранных компаний, осуществивших средне- или долгосрочныеинвестиции, либо инвестиции на фиксированный периодисходя из существующего льготного режима налогообложения. Внезапное изменениеналоговой системы могло привести к тому, что эти предприятия столкнутся с существеннымитрудностями и дополнительными расходами. Это, в свою очередь, могло бы привестик возникновению у них права требовать от кипрского правительства возмещенияубытков.

Ссылаясь на это обстоятельство, Кипр и обратился спредложением разрешить некоторым IBC пользоваться действующими правиламиналогообложения до 31 декабря 2011 года.

Это условие планировалось распространить на двекатегории предприятий:

  • компании, зарегистрированные по кипрскому законодательству, акции которых принадлежат исключительно (прямо или косвенно) нерезидентам Кипра. При этом источники доходов этих компаний должны находиться за пределами Кипра;
  • филиалы иностранных компаний, место управления и контроль которых находятся на Кипре. Акции таких компаний тоже должны принадлежать нерезидентам Кипра. При этом источники доходов кипрских филиалов этих компаний должны находиться за пределами Кипра.

При этом, для предотвращениявозможных злоупотреблений «защитная оговорка» должна была применяться только кпредприятиям, которые фактически существовали на 31 декабря 2001 года. Всельготы, предоставляемые таким предприятиям на основании «защитной оговорки»,должны были быть прекращены в отношении предприятий, где смена контролирующихих акционеров происходит после 31 декабря 2001.

Кроме того, использование преимуществ, предоставляемых«защитной оговоркой», должно было быть ограничено предприятиями, контролирующиеакционеры которых смогут реалистично аргументировать, что они при принятииинвестиционных решений полагались на наличие так называемой секции 28А(сохранение режима налогообложения) Закона о налоге на доходы и о ее применимости вплоть до 31 декабря 2001 года.

Однако эти предложения не были приняты, и в итоге прежнийрежим налогообложения может быть сохранен до 2005 года для всех компаний,зарегистрированных до 31 декабря 2001 года, независимо от фактов сменысобственников этих компаний.

Что сохранилось?

Компании международного бизнеса могутвыбрать вариант, при котором они будут облагаться налогом на прибыль по прежнейставке в 4,25% в течение 2003, 2004 и 2005 годов.

Это право предоставляется компаниям, которые:

  • по состоянию на 31 декабря 2001 года фактически существовали;
  • осуществляли деятельность;
  • получали доходы:
    • от предпринимательской деятельности из источников, находящихся за пределами Кипра и не связанных с деятельностью указанных источников дохода на территории Кипра;
    • от инвестиций в ценные бумаги;
    • в виде лицензионных отчислений;
    • от сдачи имущества в аренду.

Переходный период.

Следует однако учитывать, чтовыбор IBC правил переходного периода и соответсвеннопониженной ставки налога накладывает на них определенные обязательства.

В частности, сделанный выбор не может быть изменен втечение всех указанных трех лет. Кроме того, будет продолжать действоватьограничение на получение доходов с территории Кипра, то есть компания должнабудет продолжать извлекать доходы за пределами острова.

Помимо этого такая компания будет лишена праваиспользовать перенос убытков с одной компании на другую в рамках единой группы.

Существуют ограничения на перенос убытков в будущее:

  • убытки, понесенные вплоть до 2000 года, могут быть перенесены в будущее в течение пяти лет;
  • убытки, понесенные в 2001 году и в последующие годы, могут быть зачтены против прибыли будущих периодов без ограничения сроков.

Следует также отметить, что в случае выбора правилпереходного периода (то есть сохранение налоговой ставки 4,25%) компаниимеждународного бизнеса будут освобождены от уплаты так называемого сбора взащитный фонд («defense fundcontributions»).

Что нового?

Ниже приведен краткий обзор основных изменений, которыезатрагивают IBC, зарегистрированные на Кипре.

В первую очередь, элиминируется деление на местныекомпании и IBC. Налогообложение всех компаний будет осуществляться на основеединых норм. В качестве основы для определения налоговогостатуса компаний на Кипре будет использоваться принцип налогового резидентства, трактуемый совершенно по-новому.

До проведения реформ любые компании, зарегистрированные наКипре, рассматривались в качестве налоговых резидентов. Однако с 2003 годавводится концепция места управления и контроля. При этом только компании сместом управления и контроля на Кипре будут признаваться резидентами независимоот места их регистрации.

С одной стороны, это может означать, что в отношениикомпаний, место управления и контроля которыми находится на Кипре, независимоот страны их регистрации, Кипр будет признавать их налоговое резидентство на своей территории.

Нельзя однозначно говорить о положительном илиотрицательном влиянии данного положения на иностранные компании. Необходимовнимательно оценивать возможные последствия в каждом конкретном случае. Однако,по мнению автора, это может быть использовано при налоговом планировании.

Одним из вариантов является следующий принципиальныйсценарий. Признание налогового резидентства Кипра вотношении компаний, зарегистрированных в юрисдикциях, не имеющих соглашений обизбежании двойного налогообложения с другими странами или же условиясоглашений, заключенных этими странами, менее благоприятны для компании, чемположения аналогичных соглашений с участием Кипра. В этой ситуации указанныекомпании смогут воспользоваться льготами, предусмотренными соответствующимисоглашениями.

Рассмотрим для примера Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойногоналогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», подписанное 5 декабря1998 года.

Согласно статье 1 «лица, к которым применяется Соглашение»данного документа, оно применяется к лицам (тоесть к «физическим лицам, компаниям и любым другим объединениям лиц» — статья 3«Общие определения»), которые являются резидентами одного или обоихДоговаривающихся Государств — России или Кипра. При этом под резидентом вСоглашении понимается (статья 4 «Резидент») «любое лицо, котороепо законодательству этого Государства подлежит налогообложению внем на основании его местожительства, постоянногоместопребывания, места управления, места регистрации или любого другогокритерия аналогичного характера».

Соответсвенно данное Соглашениебудет распространяться и на компании, не зарегистрированные на Кипре, нопризнающиеся там налоговыми резидентами.

С другой стороны, IBC, место управления и контролякоторыми находится вне Кипра, не будут считаться его налоговыми резидентами. Вэтом случае на них не будут распространяться положения соглашений об избежаниидвойного налогообложения, заключенных Кипром с другими странами, и в частностис Россией.

Наиболее заметным изменением является установление единой ставкиналога в 10% для всех компаний и ее применение в отношении доходов, получаемыхиз любых источников.

При этом, сохраняется прежняяставка в 4,25% для судоходных компаний. Однако и здесь кипрские власти даликомпаниям право выбора — они могут перейти на уплату налога исходя из тоннажасудов, которыми они владеют.

Следует обратить внимание на введение дополнительного5%-ного налога, взимаемого с прибыли компаний. Этот налог будет взиматься втечение двух лет — 2003 и 2004 годов, в отношении прибыли, превышающей 1миллион кипрских фунтов.

В соответствии с новыми правилами определенные видыдоходов освобождаются от налогообложения на Кипре. Это касается, в частности:

  • получаемых дивидендов;
  • половины сумм процентов, получаемых компаниями (за исключением случаев, когда получение доходов в виде процентов является основным видом деятельность этой компании);
  • доходов от продажи акций;
  • прибыли, полученной за пределами Кипра, компанией, зарегистрированной на Кипре, через ее постоянные представительства для целей налогообложения в соответствующих странах.

Достаточно либеральными можно назвать новые условияпереноса убытков. В первую очередь это касается снятия ограничений по срокам, втечение которых может происходить списание убытков. Кроме того, допускаетсяперенос убытков с одной компании на другую в рамках единой группы, а такжесписание убытков от одного вида деятельности против прибыли от другого.

При выплате средств от кипрской компании в пользунерезидента следует учитывать, что в отношении отдельных типов платежей будетприменяться налогообложение у источника выплат,например, в отношении некоторых видов лицензионных платежей (до 10%). При этомналог у источника не будет взиматься в отношении дивидендов и процентовнезависимо от юрисдикции, в которой зарегистрирован получатель доходов.

Кроме вышеперечисленных есть еще целый ряд довольнозначительных изменений, не описанных в настоящей работе, которые компании,зарегистрированные на Кипре, должны принимать во внимание. Это и установлениепринципа освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых материнскойкомпанией от дочерней, при условии соблюдения определенной доли владенияпоследней («participation exemption»),и сборы в так называемый защитный фонд («defense fund contributions»), и вопросыприменения косвенных налогов.

Российский бизнес на Кипре — быть или не быть?

Налоговая реформа на Кипре является очень серьезнымизменением условий хозяйствования для оффшорных компаний.

Повышение ставки налога, введение дополнительныхтребований и норм влекут за собой необходимость уделять больше вниманияадминистрированию деятельности этих компаний, их финансовой отчетности и т.п. Вконечном счете это повысит стоимость «обслуживания»этих компаний.

Однако маловероятно, что предлагаемая единая ставка в 10%(для IBC налог повысится более чем вдвое) станет серьезным сдерживающимфактором.

Во-первых, Кипр все равно будет иметь самую низкую ставкуналога на прибыль среди всех стран, входящих в Евросоюз. Это даст емуконкурентные преимущества в глазах компаний, выбирающих себе базу для операцийв ЕС. При этом на Кипре сохранится хорошо развитая инфраструктура бизнеса инекоторые другие льготы для иностранных компаний, ведущих свой бизнес с еготерритории.

Во-вторых, Кипр имеет обширную сеть соглашений обизбежании двойного налогообложения, в том числе достаточно хорошие с точкизрения инвесторов соглашения с Россией и с другими странами Восточной Европы.

В-третьих, возможность распространения статуса налоговогорезидента на компании, зарегистрированные в иных юрисдикциях. Это может дать имвозможность применять благоприятные для них соглашения об избежании двойногоналогообложения с участием Кипра и третьих стран.

В-четвертых, для компаний, зарегистрированных в периоддействия старого законодательства, прежний режим налогообложения можетсохраниться до 2005 года.

Наконец, изменения практически не затрагивают вопросовналогообложения средств, вывозимых с территории Кипра. В этой ситуации кипрскиекомпании имеют возможность перераспределять (например, на основе соглашений обоказании разного рода услуг) получаемые доходы в пользу аффилированныхкомпаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях с меньшим уровнемналогообложения, чем на Кипре. В результате эффективная ставка налога наприбыль может быть гораздо ниже 10%.

Таким образом, несмотря наизменение режима налогообложения оффшорных компаний, Кипр все равно останетсяпопулярной юрисдикцией.

Более того, после вступлениястраны в ЕС привлекательность различных вариантов использованиязарегистрированных на Кипре структур будет возрастать.

В этой ситуации можнопредположить, что значительного оттока «российских» средств сКипра не произойдет. Тем не менее нельзяисключить, что часть компаний все-таки переориентирует свои операции на другиенаправления. В качестве альтернатив Кипру можно рассматривать целый рядюрисдикций, как например, Венгрия (с определеннымиоговорками), Объединенные Арабские Эмираты или Ливанская Республика.

Налоговая реформа на Кипре — продолжение следует?

Следует однакоучитывать, что реформы на Кипре или в любой другой стране — члене ЕС или встране кандидате в члены ЕС нельзя рассматривать в отрыве от общеевропейскихтенденций.

Так, в частности, следуетобратить внимание на процесс обсуждения и формирования Европейской конституции,который идет под руководством бывшего президента Франции г-на Валери Жискр Д’Эстена.

В соответствии с его планомдолжна быть законодательно запрещена несправедливая налоговая конкуренция, досих пор существующая в отношениях между некоторыми странами ЕС, а также долженбыть определен механизм контроля и применения санкций за нарушениеустановленных правил. Под налоговой конкуренцией понимается привлечение внутреннихинвестиций и стимулирование роста сбережений засчетустановления более низких ставок налогов и льгот.

Основными «нарушителями» вЕвропе считаются Великобритания и Ирландия, в которых ставки налога на прибылькорпораций относительно ниже, чем в других странах Европы и вчастности во Франции и в Германии.

Следует иметь в виду, чтовесьма вероятно, что в ходе гармонизации налоговых систем стран ЕС будет достигнут компромисс. Нельзя также исключать, чтобудет определен диапазон, в котором странам — членам ЕС будет разрешеноизменять свои налоговые ставки.

В этой ситуации Кипр, равно каки другие страны-кандидаты, может столкнуться в будущем с необходимостьюпроведения дополнительных реформ, направленных на удовлетворениеобщеевропейским правилам.

Этот фактор следует учитывать в среднесрочном и в долгосрочном плане. Однако на ближайшие несколько лет можно рассчитывать на определенную стабильность.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».