Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм

Емельянов С.В.,

к.э.н, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН

Окончание. Начало в № 4

В первую (28 стран) были включены в основном страны Западной Европы, а также Канада, Австралия, Мексика, Новая Зеландия и Япония, для которых лицензия для экспорта суперкомпьютеров была не нужна.

Во вторую (106 стран) вошли страны АСЕАН, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, для которых требовалась лицензия для экспорта компьютеров мощностью свыше 10 тыс. MTOPS. Условием передачи суперкомпьютеров в 20 тыс. MTOPS и выше являлись специальные гарантии правительства страны-получателя относительно конечного использования.

Ктретьей (50 стран) отнесены все государства бывшего СССР, включая Россию, атакже Китай, Индия, Пакистан, Израиль и другие импортеры, вызывающие у США«озабоченность» в связи с возможным использованием ими компьютерных технологийпри реализации военных программ. Поставки компьютеров мощностью до 2 тыс. MTOPSв эту группу стран можно осуществлять без лицензии. Для экспорта компьютеровбыстродействием от 2 до 7 тыс. MTOPS требовалась индивидуальная лицензия вслучае, если техника могла быть задействована в военных целях. Дляиспользования экспортируемых компьютеров в гражданских программах лицензия ненужна. Экспорт техники мощностью свыше 10 тыс. MTOPS требовал предоставленияправительственных гарантий страны-получателя относительно конечногоиспользования.

Четвертую группу (Ирак, Иран, Ливия, КНДР, Куба,Судан и Сирия) составили государства, куда экспорт высокотехнологичнойпродукции фактически был запрещен.

Общимрезультатом этой кампании стало ужесточение конгрессом действующегозаконодательства, регулирующего правила экспорта суперкомпьютеров в страны«категории III». Новый порядок, установленный в Законе об оборонном бюджете СШАна 1998 финансовый год, предусматривал следующее: экспортеры обязаны былизаранее уведомлять Министерство торговли США о своих намерениях поставить в этистраны компьютеры мощностью свыше 2 тыс. MTOPS. В свою очередь, Минторг должен был согласовать вопрос об экспорте с другимизаинтересованными ведомствами. По итогам 1998 г. Минторгнаправил свой первый доклад конгрессу на эту тему. Согласно приведеннойстатистике за отчетный период в страны «категории III» из США поставлены 390суперкомпьютеров мощностью в 2 и более тыс. MTOPS (в 1997 г. было поставлено279 ед.). Экспорт в эту группу стран, по оценкам Минторга,увеличивался более высокими темпами, чем прогнозировалось. Из общего количествапоставок наибольший их объем пришелся на Китай. При этом американцам удалосьосуществить только 3 проверки конечного использования китайцами закупленной уСША компьютерной техники. В целом, по утверждению Минторга,им была проведена инспекция конечного использования 104 экспортированных из СШАсуперкомпьютеров.

Продолжаетсядальнейшее ужесточение контроля за экспортом высокотехнологичных товаров, которое в конечном счете затрагивает и Россию. Речь идет овведении Минторгом дополнительных требований кэкспортерам по выполнению ими действующего законодательства. Эти требованияизложены в новой программе экспортного контроля, представленной на рассмотрениеконгресса в начале февраля 1999 г. (License and Enforcement Program — LEAP).

Контрольнад экспортом высокотехнологичной продукции дополняется системой защитыинтеллектуальной собственности  США.

Юридическойосновой, закрепляющей защиту инновационных конкурентных преимуществ, служитпатентное законодательство. В США в настоящее время существует одно из лучшихпатентных законодательств в мире.

Правоваязащита авторского права в США закреплена в конституции (статья 1, раздел8), а также в резолюции конгресса от 1783 г. об охране прав авторов ииздателей. Развитие технологий привело к расширению толкования принципаавторского права, включив в него архитектурный дизайн, программное обеспечение,графические работы и кино- и аудиопродукцию.Функции регистрации и право применения законодательства по авторскому правувозложены с 1870 г. на библиотеку конгресса, а с 1897 г. — на созданное прибиблиотеке конгресса Федеральное агентство по авторскому праву. В 1989 г. СШАприсоединились к Бернской конвенции по защите литературных и артистическихработ.

Воснову законодательства по промышленной собственности был положен Федеральныйпатентный закон 1790 г., в дальнейшем вошедший в конституцию. Международнаясистема охраны промышленной собственности осуществляется как в рамках ВОИС, таки на основе двусторонних соглашений.

США исходят из того, что сильная защитаинтеллектуальной собственности является предпосылкой для перевода технологий вдругие страны. Возрастающая пропорция торговли в областях, основанных назнаниях, делает эти положения еще более актуальными.

США стали первым государством, принявшим меры позащите своей интеллектуальной собственности на мировом рынке. В рамках Закона оторговле и конкуренции от 1974 г. и внесенных в него конгрессом в 1988 г.поправок (раздел 301) предусматривается выявление стран, нарушающих праваамериканских граждан на защиту интеллектуальной собственности. Ежегодно аппаратТоргового представительства США (US Trade Representative) представляет перечень стран, необеспечивающих адекватной охраны авторских прав.

 Перечень состоит из трех списков: первого — «приоритетныезарубежные страны», т.е. страны, в которых допускаются самые грубые нарушения ввопросах защиты интеллектуальной собственности, второго — «страны, подлежащиеприоритетному наблюдению» и третьего — «страны, подлежащие просто наблюдению».США могут принимать в отношении стран, занесенных в первый список, весьмажесткие санкции — например увеличение импортных пошлин, сокращение импортныхквот, приостановление либо аннулирование особых льгот, ранее предоставленныхданной стране в соответствии с соглашением о торговле.

Важнейшим инструментом поддержания инновационнойактивности экспортеров является кооперация государства, бизнеса, университетови военных лабораторий, поощряемая правительством.

Федеральная программа «Высокоэффективные компьютеры икоммуникации» (HPCC) имеет важное значение длябудущего американской суперкомпьютерной промышленности. Она координируетдействия Федерального агентства исследований и разработок с наукой ипромышленностью для развития продвинутых приложений с целью поддержатьобщественный сектор, операции частного сектора и повысить американскую  конкурентоспособность.

Г. Поддержка глобальных преимуществ производителей

Глобальныепреимущества — разновидность конкурентных преимуществ фирм, связанная сприобретением последними активов, приносящихвнеэкономические эффекты их собственникам, а также возникновениемответственности собственников за их использование. Речь идет о соблюдениисоциальных, экологических стандартов в деятельности предприятий, а также оразвитии форм деятельности, имеющей иные глобальные результаты и использующейглобальные же ресурсы.

Особенностью преимуществ подобного рода являетсяпридание конкурентоспособности не только экономике, но и социальной сферестран, в которую так или иначе проникает теперьдеятельность фирм. Отсюда следует также, что в создании преимуществ подобногорода активно участвует государство, для которого социальная сфера — предметестественной компетенции.

Из этого вытекают еще две особенности глобальныхконкурентных преимуществ: во-первых, в любом случае их приобретает весьамериканский социум, во-вторых, их распространение на фирмы может бытьдлительным процессом, когда в социальной сфере воспроизводятся ресурсы, которыебудут вовлечены в хозяйственный оборот в будущем. 

В первую очередь глобальные преимущества производителейсоздаются в связи с возникновением экологических ограничений в отрасляхпервичного сектора экономики.

Несмотря на то что правительство делает попыткизащищать производителей металлов от импорта, вводя антидемпинговые меры, все жеэти предприятия сталкиваются со все большимиограничениями со стороны правительства. По сути дела, политика правительстванаправлена на выдавливание подобных предприятий за границы страны. Основнойпретензией, предъявляемой к предприятиям добывающей промышленности, являетсязначительный ущерб, наносимый окружающей среде.

Принятыйв 1872 г. Закон о добыче позволял любому разведывать и разрабатыватьместорождения. В рамках этого законадействовало до недавнего времени более 330 тыс. фирм. Добывающие компании могли«запатентовать», а по сути дела, купить разрабатываемый участок засимволическую цену: 2,50—5 долл. за акр. Больше платежей государству непоступало.

В1999 г. конгресс принял закон, ограничивающий доступность частных иобщественных земель для разработки. Например, американский Акт, защищающийсуверенитет земель (The AmericanLand Sovereignity Protection Act), требует согласияконгресса на разработку земель, находящихся в списке «Мировое достояние ООН» или являющихся биосферными резервами.

Каки многие другие отрасли американской промышленности, добыча металлов инеметаллических полезных ископаемых должна согласовывать свою деятельность сзаконодательством по охране окружающей среды на федеральном уровне, уровнештатов и местном уровне. На федеральном уровне эти вопросы регулируются:

  • Законом по консервации и восстановлению ресурсов (the Resource Conservation and Recovery Act);
  • Законом о чистой воде (the Clean Water Act), который регулирует загрязнение поверхностных вод;
  • Законом о чистом воздухе (the Clean Air Act), который создан для предотвращения и контроля загрязнения воздушного пространства;
  • Законом об ответственности за состояние окружающей среды, компенсации и ответственности (the Comprehensive Environmental Responce), прописывающим механизм восстановления закрытых и покинутых истощившихся участков.

В1999 г. отрасль металлодобычи также стала подотчетнаАгентству по охране окружающей среды (Enviromental Protection Agency) относительносоответствия стандартам Программы контроля токсичных выбросов (Toxic Release Inventory).Эта программа определяет химические вещества, которые во время добычи могутбыть выброшены в воздух, воду и почву.

Таким образом, политика государства относительно предприятий данной отрасли весьма агрессивна. Прежде всего она направлена на сохранение окружающей среды и, как следствие, повышение качества жизни американской нации.  То есть в данном случае глобальные преимущества получает только сообщество американских производителей и вся американская нация в целом, но не отрасли, в отношении которых осуществляется жесткое экологическое регулирование.

Несколькоиные результаты экологическая политика приобретает, если производство отрасли,выведенное за пределы страны, остается под контролем американских фирм. Это прежде всего относится к нефтегазовой промышленностиСША, иностранные активы предприятий которой весьма значительны. В этом случаекак производство, так и (что особенно интересно)  в значительной степени потребление вынесеныза пределы территории страны.  Однакопоскольку капитал продолжает функционировать, он требует стабильности рынков,находящихся за пределами территории США. Экологические глобальные преимущества,получаемые таким образом американскими производителями, требуют дополнения ввиде преимуществ, возникающих в результате благоприятствующей ведениюглобального нефтяного бизнеса системы поддержания стабильности мировогонефтяного рынка.

Целивнешней энергетической политики США вытекают из Национальной энергетическойстратегии, обновленной в 1998 г. Их содержанием является обеспечение растущихпотребностей США в энергоресурсах, сохранение американской экономики как самоймощной в мире, сокращение зависимости США, их друзей и союзников отпотенциально ненадежных поставщиков энергоресурсов и  выполнение обязательств по защите окружающейсреды. В качестве основного направления деятельности в рамках внешней энергетическойполитики стратегия декларирует:

  • повышение энергетической безопасности США;
  • развитие мировых энергетических рынков;
  • решение экологических проблем мировой энергетики.

Речь в первую очередь идет о прекращении перебоев впоставках энергоресурсов и резких колебаний мировых цен на энергоносители, атакже о сохранении собственных запасов энергоресурсов. США заинтересованы вконсервации собственных месторождений и в доступе кчужим [5, с. 72].

Приоритетными для США являются отношения со странами,обладающими крупными запасами энергоресурсов, в первую очередь — сгосударствами Персидского залива и Латинской Америки. Большое вниманиеуделяется энергетическому сотрудничеству с Россией и другими странами каспийского региона. В отношениипоследних основной упор делается на содействие рыночным преобразованиям в них,что также укрепляет позиции американских компаний в странах региона, посколькурыночные преобразования, сопровождающиеся активным сокращением государственногорегулирования, приводят к упрощению структуры экономики и придания ей сырьевойориентации.

Наравне с Персидским заливом прикаспийский регион трактуется Госдепартаментом США вкачестве «сферы жизненно важных интересов США», затрагивающих безопасностьстраны. При этом мотив — контроль доступа не только к месторождениям, но и кпутям их транспортировки.

Для достижения основных целей США стремятсядиверсифицировать источники энергоресурсов и обеспечить их надежные поставки.На глобальном уровне большое внимание уделяется Международному энергетическомуагентству (МЭА), созданному в 1974 г. по инициативе Генри Киссинджера.Благодаря принципу «взвешенности голосов», США играют в МЭА главную роль. Подэгидой агентства проводятся конференции и исследования по добыче итранспортировке углеводородов [5, с. 75].

Также США принимают участие в выработке европейскойэнергетической хартии, влияют на политику стран АТР.

В последние годы приоритетным стало развитиекаспийского направления. Это связано с заинтересованностью в понижениизависимости США от стран Персидского залива. США заинтересованы в скорейшемразделении Каспия по национальным секторам, проводя здесь многовариантнуюполитику:

  • поддерживается вариант транспортировки азербайджанской нефти через территорию России;
  • оказывается дипломатическая поддержка строительству трубопровода Баку — Джейхан через Турцию;
  • дискредитируется российско-турецкий проект «Голубой поток».

Одним из важных инструментов глобальной политики всырьевом секторе являются санкции. Им подвергаются страны, угрожающие экономическиминтересам США или создающие угрозу демократическим принципам.

В последнее время активизируется кампания противроссийского Газпрома французской компании «Тоталь» и малайзийской компании «Петронас»за планы по участию в разработке иранского газового месторождения «Южный парс»в Персидском заливе [5, с. 85].

Таким образом, к списку глобальных конкурентныхпреимуществ американских производителей можно добавить преимуществабезопасности ведения глобального бизнеса, а основными направлениямиправительственной политики по поддержанию этих преимуществ считать:

  • контроль за мировыми сырьевыми рынками;
  • контроль за коммуникациями по транспорту сырья;
  • влияние на экономико-политические системы стран — основных поставщиков сырья на мировые рынки.

Во вторичном секторе политика создания глобальныхпреимуществ также имеет место.

В отношении автомобилестроителей принимаются меры,связанные со стандартизацией выпускаемой продукции, причем такая стандартизациянаправлена, во-первых, на регулирование параметров воздействия автомобилей наокружающую среду (контроль за вредными выхлопами,ограничения по расходу топлива), во-вторых, на регулирование параметров безопасностиавтомобилей для пассажиров.

При этом для производителей возникает проблеманахождения оптимального баланса между разными характеристиками автомобиля.Улучшение одной характеристики неизбежно ухудшает другие. Так, например,наиболее эффективный путь снижения расхода топлива — уменьшение массыавтомобиля за счет применения в его конструкции более легких материалов, но вто же время такая модификация конструкции делает автомобиль более хрупким,менее устойчивым к внешним механическим воздействиям и, соответственно, менеебезопасным.

Кроме того, часто возникают противоречия междупотребительскими предпочтениями и политикой государства. Так, например, впоследние годы на американском рынке существует тенденция к увеличению спросана спортивные автомобили с мощными двигателями. В то же время мощность и объемдвигателя резко повышают показатели расхода топлива и выброса выхлопных газов,что идет вразрез с государственной политикой в отношении отрасли, которая имеетзадачи прямо противоположные.

Если говорить о данном аспекте политики государства вотношении отрасли более конкретно, то современный ее этап связан с выходом в1990 г. поправок к упоминавшемуся выше Закону о чистом воздухе, которые, вчастности, обязали автопроизводителей снизитьвоздушные выбросы заводов — изготовителей автомобилей.

Положения этих поправок начали применяться в 1994 г.В соответствии со стандартами, установленными данным законом, предусматривалось снижение выбросов оксида азота иуглеводорода соответственно на 60 и 40%. В 2003 г., в зависимости от состоянияокружающей среды, планируется ужесточить данные ограничения.

Такжеданными поправками предусматривается увеличение срока службы и гарантийногосрока для электронного измерительного оборудования, установленного наавтомобилях, до 8 лет (что эквивалентно 80 тыс. миль пробега). К 1994 г. каждыйвыпущенный автомобиль необходимо было оборудовать приспособлениями,предотвращающими выход паров бензина из топливных баков. Кро ме того, в 39 наиболее загрязненных районах автозаправки должны были располагать оборудованием дляустановки этих приспособлений на автомобили.

Обращает на себя внимание механизм приспособленияотраслей вторичного сектора к экологическим ограничениям со стороныгосударства. Отрасли, обладающие технологическими преимуществами, имеютвозможность, изменив конструкционные и технологические параметры производства,соблюсти экологические стандарты без сокращения производства в отличие ототраслей первичного сектора, где такое сокращение более вероятно. Такимобразом, носителем глобальных конкурентных преимуществ становится как все американское хозяйственное сообщество, так и предприятия,ставшие объектом регулирования.

В случае с автомобильной промышленностью обретениепредприятиями глобальных конкурентных преимуществ компенсируется частичнойпотерей ими технологических (связанных с экономией на издержках, позволяющейучаствовать в  ценовой конкуренции)преимуществ, поскольку установление на автомобиль оборудования по нейтрализациивредных выбросов в атмосферу или утяжеление конструкции в целях повышениябезопасности ведет к росту издержек и цен. Иной пример демонстрируетэкологическая политика правительства в обувной и кожевенной отрасли.

Она также проводится через деятельность Агентства поохране окружающей среды, которое устанавливает разнообразные экологическиенормы (нормы на отходы производства, нормы воздушных и водных выбросов и т.д.).Применение такой политики побудило фирмы к совершенствованию своих технологий.Использование вторичного сырья, применение в производстве новых технологий,снижающих количество используемых химикатов, уменьшило вред, наносимыйокружающей среде, при одновременном снижении трудозатрат и издержек, что делаетамериканскую кожу более конкурентоспособной на мировом рынке.

В случае с обувной отраслью не только усиливаются какобщие (всего хозяйственного сообщества), так и частные (фирм) глобальныепреимущества, но и возникают одновременно технологические преимущества. То естьпроисходит двойное увеличение конкурентоспособности. Данный пример заслуживаетособого внимания как пример удачного согласованиячастных и общественных интересов в процессе наращивания глобальнойконкурентоспособности производителей.

Еще одна разновидность глобальных конкурентныхпреимуществ, поддерживаемых политикой американского правительства, — социальныестандарты, стандарты занятости, которые вменяются в обязанность фирмам.

В текстильной отрасли они устанавливаются совместногосударством и фирмами через ряд организаций:

- Партнерство производителей одежды (Apparel Industry Partnership — AIP). Его создание было инициировано президентом Б. Клинтоном в 1996 г.  Партнерство объединяет в себе рабочих, производителей, потребителей продукции отрасли. Введены нормы поведения (code of conduct) для производителей и независимые мониторинговые системы, которые дают необходимую информацию для анализа соблюдения этих норм. Данные нормы включают, в частности:

  • недопущение детской занятости;
  • недопущение плохого обращения (abuse) с работниками;
  • недопущение дискриминации;
  • признание прав работников создавать ассоциации и на переговоры между предприятиями и профсоюзами о заключении коллективных договоров;
  • ограничение сверхурочного времени до 12 часов в неделю.

Компании — участники AIP — принимают данные нормы итребуют их соблюдения от своих партнеров. Эта организация на сегодня включает18 членов.

В начале 1998 г. было объявлено о глобальном планемониторинга, который должен быть проведен независимой организацией —«Ассоциацией честного труда» (Fair Labor Association), в рамкахмониторинга будет проведен анализ условий работы на предприятиях — участникахAIP.

- «Достойная мирового доверия одежда» (Worldwide Responsible Apparel Production — WRAP)  — Программа сертификации производителей на предмет соответствия оборудования для производства одежды 12 минимальным стандартам для такого оборудования (в том числе и для выявления злоупотребления рабочей силой).

Обращает на себя внимание тот факт, что доминирующаяроль государства в создании глобальных конкурентных преимуществпроявляется в отраслях, эксплуатирующих смешанныересурсно-технологические преимущества. В текстильной отрасли существуетвозможность использования детского и женского труда, а также трударабочих-иммигрантов, относительно менее оплачиваемого, и сохраняетсявозможность эксплуатировать ресурсные преимущества.

В отраслях же более высокого уровняконкурентоспособности мотивация самих фирм к увеличению планки стандартов качестваиспользуемой рабочей силы гораздо выше, чем требования государства. Вчастности, это проявляется в микроэлектронике.

Поскольку в США по-прежнему высоки объемыпроизводства высокотехнологичного, высокозатратного,но и высокорентабельного производства электронных компонентов, данная индустриясталкивается с острой нехваткой специалистов соответствующей квалификации:инженеров-электронщиков, программистов и т.д. Поэтому компании отрасли пролоббировали в конгрессе нормативный акт, известный какЗакон об улучшении американской рабочей силы и конкурентоспособности 1998 г.,согласно которому временно (до сентября 2001 г.) увеличены лимиты на иммиграциювысококвалифицированной рабочей силы. Однако новые лимиты были исчерпаны в 1999г., поэтому был внесен проект нового Закона о новых рабочих ради экономического роста, призванного увеличитьвизовые лимиты с 2000 по 2002 г.

Особо следовало бы выделить политику американскогоправительства, направленную на создание глобальной информационной системы.

Политика правительства в отношении производителейинформационных услуг развивается в следующих направлениях:

  • расширение рыночного доступа к информации;
  • обеспечение секретности, безопасности;
  • защита авторских прав и интеллектуальной собственности.

Сотрудничество американскогоправительства с такими международными организациями, как Генеральное  соглашение по торговле услугами (GATS),Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Комиссия ООН поправу международной торговли  (К ООНПМТ), Трансатлантический бизнес-диалог (TABD), Тихоокеанско-Азиатскоеэкономическое сотрудничество (APEC) и Организация экономического сотрудничестваи развития (ОЭСР), позволяет увеличить доступность к информационным службам дляпользователей во всем мире.

Конференция стран ОЭСР в Оттаве, в частности, принялатри декларации об основных принципах и целях информационной политики:

  • Декларацию по защите секретности в глобальной сети, вновь подтвердившую важность защиты информации и необходимость продолжения работы правительства страны вместе  с частным сектором в направлении обеспечения  гарантий эффективного выполнения принципов доступа к информации в открытой  глобальной сети;
  • Декларацию  защиты прав потребителей в контексте электронной торговли, выдвинувшую на первый план необходимость гарантий потребителям, которые участвуют в электронной торговле, предоставления эффективного уровня защиты  электронных сделок;
  • Декларацию  установления подлинности сделок по электронной торговле, объявившую о намерении стран-участниц не возражать против мер по определению подлинности сделок, а также о намерении корректировки политики в тех случаях, когда национальные законы или политика   препятствуют свободной электронной торговле.

Информационная политика США, на наш взгляд, являетсяпродолжением политики создания социальных глобальных преимуществсвоим производителям, поскольку фактически содействует превращениюстраны в производителя и экспортера инноваций, а также менеджера инновационногопроцесса в мире. «В международном разделении труда США намерены исполнять роль«мировой исследовательской лаборатории и испытательного полигона».Целесообразным считается производство только уникальных товаров, которые в силутех или иных причин невозможно производить в других странах, либо товаров,сделанных по новейшим технологиям, не имеющим мировых аналогов. Таким образом,приоритет имеют наукоемкие и сверхнаукоемкиепроизводства (в структуре себестоимости наукоемких товаров расходы на НИОКРсоставляют 8—15%, сверхнаукоемких — более 15%)» [6,с. 86—98]. А производство, реализация и управление инновациямисоответствуют наивысшему из известных на данное время социальных стандартов национальной хозяйственной деятельности, поскольку в ихпроцессе воспроизводится не только национальная, но и мировая профессиональнаяэлита.

Имея это в виду, можно считать социальную политикуправительства, на первый взгляд напрямую не относящуюся к стимулированию ростаконкурентоспособности отраслей американской экономики, разновидностью политикиусиления глобальных конкурентных преимуществ предприятий.

Основной производительной силой в экономике США становится «человеческийкапитал», поэтому важнейшее внимание уделяется именно его развитию. «...поскольку в основном рабочая сила высококвалифицированна, уровень оплаты труда высок,требования к качеству жизни повышены. Например, высвободившиеся в последниегоды средства от сокращения гонки вооружений и дополнительные расходыгосударства идут на статью расходов «человеческие ресурсы». При этом расходы наздравоохранение выросли в 2 раза, на образование — в 1,5» [7, с.53].

Обобщая результаты анализа политики правительства СШАконца 90-х гг. ХХ в. вобласти поддержки конкурентных преимуществ своих производителей, можно сделатьследующие выводы:

  1. США продолжали использовать инструменты поддержки ресурсных преимуществ своих фирм, причем это касалось не только сельского хозяйства, традиционно пользующегося покровительством государства, но и других отраслей, в частности судо- и автомобилестроения.
  2. Наиболее широко употреблявшимися инструментами поддержки ресурсных преимуществ были таможенные барьеры на пути импорта, замещение частного спроса государственным на внутреннем рынке (приобретение продукции предприятий за счет средств бюджета), а также государственная финансовая поддержка частного экспортного спроса (связанные кредиты иностранным потребителям).
  3. Создание более тонких систем финансирования, имеющих целью поддержку национального производства и экспорта (предполагающих возвратность и платность финансовых средств, становящихся для производителей более доступными благодаря политике правительства), нельзя однозначно классифицировать как поддержку ресурсных преимуществ, и здесь требуется  дополнительный анализ. Финансово-кредитная поддержка государства может быть истолкована как поддерживающая ресурсные преимущества лишь в том случае, если она изменяет ценовые  пропорции на внутреннем рынке и условия торговли (замещение частного спроса государственным, в частности понижает нижний предел цен  производителей, с которыми они могут выходить на рынок).
  4. Поддержку экспорта можно считать политикой, защищающей технологические преимущества производителей, если она:
  • сопровождается  стимулированием повышения степени переработки исходного сырья;
  • проявляется в ослаблении таможенных барьеров  в странах-импортерах в результате заключенных правительством  двусторонних, многосторонних соглашений со странами — торговыми партнерами, а также в результате участия страны в интеграционных группировках.
  1. Рост технологических преимуществ стимулируется развитием внутренней конкурентной среды и антимонопольной политикой, в особенности в отраслях — естественных монополиях.
  2. Поддержка инновационных конкурентных преимуществ осуществляется посредством:
  • применения финансово-кредитных рычагов стимулирования НИОКР;
  • продвижения системы стандартов качества в мировой торговле;
  • реализации государственными органами части маркетинговых функций, обычно выполняемых предприятиями;
  • экспортного контроля (защиты технологий от несанкционированного распространения),
  • защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;
  • кооперации сил государственных органов, бизнеса, университетов и военных лабораторий в процессе разработки и передачи технологий.
  1. Формирование и поддержка глобальных конкурентных преимуществ американских производителей происходит в рамках реализации внеэкономических (экологических и социальных) целей и ограничений в хозяйственной деятельности, направлено на все американское хозяйственное сообщество и связано с управлением глобальными ресурсами. 
  2. Реализация глобальных конкурентных преимуществ осуществляется через:
  • «вытеснение» за границу страны экологически грязных технологических переделов, производств и целых отраслей путем установления жестких экологических стандартов хозяйственной деятельности;
  • обеспечение безопасности ведения глобального бизнеса в сырьевых отраслях путем:
    • контроля за мировыми сырьевыми рынками;
    • контроля за коммуникациями по транспорту сырья;
    • влияния на экономико-политические системы стран — основных поставщиков сырья на мировые рынки;
  • стимулирование экологически и социально ориентированных технологических и организационных изменений во вторичном секторе, которые могут в отдельных случаях усиливать, но, как правило, уменьшают ресурсные и технологические преимущества, имевшиеся в этих отраслях;
  • законодательное содействие притоку квалифицированной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли экономики;
  • содействие становлению глобальной информационной системы, позволяющей привлекать в американскую экономику интеллектуальные ресурсы, необходимые для высокотехнологичного развития, без импорта рабочей силы;
  • проведение долгосрочной социальной политики, направленной на формирование внутри страны человеческих ресурсов, необходимых для высокотехнологичного развития.

Литература

  1. Портер М. Международная конкуренция. ›— М.: Международные отношения, 1993.
  2. Рожков К.Л. Страновая и территориальная логистика. — М.: Научная книга, 2000.
  3. Черняков Б.А., Янбых Р.Г. Кредит в аграрном секторе США // США: экономика, политика, идеология. — 1997. — № 5.
  4. Овчинников О.Г. Внешнеторговая аграрная политика США в конце ХХ века // США — Канада: экономика, политика, культура. — 1999. — № 11.
  5. Жизнин С.  Энергетическая дипломатия США // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 2.
  6. Даниелов А. Промышленная специализация США в мировом разделении труда // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 2.
  7. Согрин В. США: общественно-политический портрет на исходе ХХ века // МЭиМО. — 1998. — № 9.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».