Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N4 / 2001

Экономические реформы правительства М.Тэтчер

Крединс Н.Е.,

 Великобритания - небольшая страна снаселением около 57 млн. Чел. - входит в число 7наиболее развитых государств мира. Мощныйэкономический потенциал ее складывалсястолетиями. В значительной степени он былоснован на последовательном проведениицелесообразной экономической политики, в основекоторой лежали идеи либерализма: упор делался наразвитие частного сектора, стимулированиечастного предпринимательства, свободы торговли.Государство традиционно играло весьмаограниченную роль в хозяйственном развитиианглийского общества. Однако в 20 столетии вэкономической политике Великобританиипроизошли существенные изменения, связанные сусилением вмешательства государства вэкономику. Особенно в этом отношении показателенпериод после 2-й мировой войны.

Уже в первые послевоенные годы былапроведена национализация ряда отраслейпромышленности: так, в 1945 - 1948 гг. Собственностьюгосударства стали банки Англии, многиепредприятия угольной промышленности, радио ителеграфная связь с заграницей,электроэнергетическая промышленность, в 1967 г. -предприятия черной металлургии и транспорта. В 70- е годы в руках государства находилось 95,1 % акцийкрупнейшей автомобильной компании "Бритишмотор лейленд корпорейшен", 62,5% акцийэлектротехнической компании "Ферранти"; 93,5%стали производилось на предприятиях Британскойстальной корпорации, принадлежавшейгосударству. Все большее распространениеполучала практика создания смешанныхгосударственно -частных компаний. Правительстволейбористов, находившееся у власти в 60-70-е гг.,проводило политику низких цен на продукциюнационализированных отраслей.

Государство активно использовалоразличные формы экономического иадминистративного регулирования. Из числа мерэкономических это была прежде всего бюджетная ифинансовая политика, которая заключалась вгосударственном регулировании накоплениякапитала, в повышении или понижении ставкипроцента, в установлении дифференцированныхставок на прибыль. В качестве административныхмер использовались запреты или разрешения настроительство предприятий в определенныхрайонах и пр. Государство активно вмешивалось вотношения между трудом и капиталом, проводяполитику принудительного регулированиязаработной платы. Лейбористское правительствоустановило процент ее допустимого ежегодногороста (2,5%, а затем 3,5%); в середине 60-х лейбористысделали попытку вообще запретить ростзаработной платы.

Правительство лейбористов такжепыталось планировать экономическое развитиестраны. В 60-е годы были последовательноразработаны программа развития английскойэкономики, а затем "национальный план",практическое воплощение в жизнь которыхнамечалось соответственно на первую и вторуюполовину 60-х годов. И программа, и план осталисьнереализованными, однако результатом попыток ихвнедрения было усиление темпов инфляции иухудшение других показателей экономическогоразвития.

Темпы инфляции в конце 70-х годовсоставили 15% в год - невиданный до того времени вВеликобритании уровень. Инфляционные процессынашли отражение в ускоренной динамике цен напотребительские товары и услуги.

В 70-е гг. Замедлился рост производства.Замедлился, а затем в определенные периодыстановился нулевым рост производительноститруда. В середине 70-х гг. На 10,6% по сравнению сначалом 70-х гг. Сократился объем промышленногопроизводства. Особенно пострадали текстильнаяпромышленность, строительство. Участилисьциклические кризисы, удлинились фазы депрессии.Выросла безработица, которая в 80-е годы достигларекордных за послевоенный период размеров.Снизился уровень жизни населения:потребительские расходы сократились в конце 70-хгодов в реальном выражении на 0,5%. Торговый балансстраны систематически сводился с дефицитом:резко вырос внешний долг Великобритании.

Лейбористское правительство пыталосьрешить эти трудности, особенно четкопроявившиеся в период кризиса 1973 - 1975 гг., путемусиления государственно-монополистическогорегулирования. Однако мероприятиялейбористского правительства успеха не имели,так как именно проведение данной политики иявилось в значительной степени важнейшейпричиной торможения хозяйственного развитиястраны.

Это означало кризис системы и методоврегулируемой экономики, основанной накейнсианской концепции. Выход из кризиса был впринципиальной перестройке системыгосударственно-монополистическогорегулирования экономики.

Такой путь был найден правительствомконсерваторов во главе с М. Тэтчер. В основеполитики правительства консерваторов лежалиидеи экономического либерализма6 важнейшееположение этой концепции заключалось в том,чтобы сократить регулирующую функциюгосударства в хозяйственной жизни общества,усилить значение рыночных механизмов.

Придя к власти в мае 1979 г.,правительство консерваторов практически сразуже стало проводить политику построенную напринципах экономического либерализма. Реформытак или иначе затронули все сферы хозяйственнойжизни общества.

В области денежного обращения,финансов и банковского дела консерваторыисходили из монетаристской концепции, ставящейзадачу жесткого ограничения денежной суммы вобращении. Средствами для достижения этой целидолжны были стать ослабление налоговогоконтроля за функционированием рынка, повышениероли кредитно-денежных институтов, радикальноеизменение структуры бюджетного механизма, вчастности, отход от прямого и прогрессивногоналогообложения частных лиц и предпринимателей.

Одним из ведущих направленийдеятельности правительства тори стала борьба синфляцией. Были сокращены займы, предоставляемыегосударством частному сектору, стали строгоконтролировать темпы роста денежной массы вобращении, был отменен контроль над ценами изаработной платой, повышены ставки процента.

Важным инструментом борьбы синфляцией и в целом воздействия государства нахозяйственную жизнь был государственный бюджет.Более 90% доходов английского бюджета в конце 70-х -начале 80-х годов составляли налоги. Так, толькоподоходный налог в 1980 -1981 гг. Давал около 345 всехдоходов бюджета.

В целях стимулированиякапиталовложений правительство сдвинуло акцентс прямого налогообложения на косвенное, сокративна 3,5 млрд. фунтов стерлингов прямые налоги накрупные доходы. Одновременно выросли роль иудельный вес косвенных налогов в доход бюджета.Если в 1979 г. они составили 34% всех поступлений вбюджет, то в 1981 г. - уже 39%. Были повышены ставкиналога на добавленную стоимость с 8 до 15%. Этимналогом облагался широкой ассортимент товаровпервой необходимости, включая бытовые услуги вмедицинскую помощь. Кроме того, 17% были повышеныучетные ставки Банка Англии.

Существенной составной частьюантиинфляционных мер консерваторо было ихстремление к ограничению государственныхрасходов. Так, на 4 млрд. фунтов стерлингов былиуменьшены государственные расходы напромышленность, коммунальное и дорожноехозяйство, развитие культуры, просвещение.Проводилась политика сокращения внутреннегопотребления.

Антиинфляционная политикаправительства М. Тэтчер имела положительныерезультаты. Уже в 1982 - 1983 гг. Темпы инфляцииснизились до 5%, в конце 80 - х гг. - до 35 в год, то естьдо величины, рекомендуемой монетаристскойшколой в политэкономии.

Другим важнейшим направлением реформбыл курс на значительное сокращение или (в рядеотраслей хозяйства) на полную ликвидациюгосударственного предпринимательства. Этовыразилось прежде всего в осуществлении широкойденационализации предприятий государственногосектора экономики и преимущественномстимулировании частного бизнеса.

С начала 80-х годов были существенносокращены расходы на содержание государственныхпредприятий и фирм. Так, если на содержаниенационализированных отраслей в 1983 - 1984 гг. Быловыделено 6,1 млрд.ф.ст., то уже в 1984 - 1985 гг. 5,6млрд.ф.ст.

С 1980 г. правительство М. Тэтчерпритупило к проведению крупномасштабнойкампании по денационализации государственныхпредприятий. Частным фирмам продавались богатыеместорождения нефти в Северном море, заводы попроизводству радиоактивных изотопов,национальная компания по перевозке грузов,угольные шахты и пр. Особое вниманиеправительства было направлено на приватизациюнефтяной, сталелитейной, авиа космическойпромышленности, воздушного транспорта.Характерно, что в частные руки продавалисьтолько прибыльные предприятия. Резкосократилась доля капиталовложений в английскуюэкономику со стороны государственных органов(центрального правительства и местных органоввласти) и национализированных отраслейхозяйства* в начале 80-х гг. Она составила всего 25%против 50%, характерных для периода пребывания увласти лейбористской партии.

Правительство тори увеличилоналоговые льготы частному бизнесу. Ставка налогаприбыль крупнейших корпораций былапоследовательно снижена сначала до 50, а затем до35%. Выросла сумма кредитов, предоставляемыхбанками промышленным компаниям. Были отмененывзносы предпринимателей в фонды социальногострахования на занятую рабочую силу.Правительство шло по пути последовательногорасширения уровня свободы хозяйственнойдеятельности предпринимателей. В 1982 г. былоотменено положение, введенное лейбористами, опреимущественном принятии на работу членовпрофсоюза. На отдельных предприятиях былизначительно ограничены права профсоюзов. Былиобъявлены незаконными все виды забастовоксолидарности. Стимулирование деловой активностичастных предпринимателей положительносказалось на общем ходе экономического развитияВеликобритании

Реформы кабинета М.Тэтчер затронули ивнешнеэкономическую сферу английской экономики.В октябре 1980 г. были отменены все ограничения наэкспорт капитала, которые существовали в странеболее 40 лет. После отмены валютных ограниченийвывоз частного капитала из великобритании сталрасти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг. Толькоза 1979 - 1981 гг. Экспорт капитала составил 11,3млрд.ф.ст.; в начале 80-х гг. Среднегодовой размервнешних инвестиций частного капитала колебалсяоколо 3,5 млрд.ф.ст. основная часть английскогоэкспорта капитала (4/5 от его общего объема )направлялась в развитые индустриальные страны срыночной экономикой, прежде всего в США, Канаду,страны Европейского экономического Сообшества.В частности, уже в 1982 г. Великобритания, опередивНидерлаеды, стала крупнейшим иностраннымвкладчиком в американскую экономику. Наразвивающиеся страны приходилось только 18 %английских прямых инвестиций.

Правительство Великобретаниипоощряло вложения иностранного капитала в своюэкономику. Ведущее место среди иностранныхинвесторов в Великобретании занималиамериканские компании. Кроме того, весьмауспешной в этом отношении была деятельностьнекоторых развивающихся стран с относительновысокими темпами экономического роста. Так, внародное хозяйство Великобретании в 80-е годыуспешно вкладывали капиталы Бразилия, Мексика,Индия, Сингапур, Филиппины.

Пристальное внимание правительствоТэтчер уделяло вопросам внешней торговли. Уже вначале 80-х годов экспорт страны стал превышатьимпорт. Важнейшим стабилизирующим фактором вэтой сфере явились поступления одной из немногихразвитых капиталистических стран, которымудалось свести торговый баланс созначительным(1,1 млрд.ф.ст.) превышением экспортанад импорта. Для того, чтобы обеспечитьнеобходимый уровень конкурентоспособностианглийских товаров на мировых рынках,правительство консерваторов разработало сериюмероприятий, направленных на интенсификациюпроизводства, стимулирование ростапроизводительности труда, а также на снижениезатрат на заработную плату.

Правительство М.Тэтчер провелструктурную перестройку национальной экономики.Рационализации производства, в частности,осуществлялась за счет освобождения от излишнейрабочей силы на предприятиях.

Результаты реформаторскойдеятельности правительства консерваторовпроявились очень быстро. Уже в 1982 г. в стране сталочевидным рост производства, усилившийся с конца1983 г. Эксперты, анализирующие ситуации вэкономике Великобритании того периода,предполагают, что основным фактором поддержанияотносительно высоких темпов экономическогороста страны в середине и конце 80-х годоввыступало личное потребление. На росте желичного потребления населения благоприятносказалось снижение темпов инфляции. Кроме того,положительное воздействие оказал и важнейшийэлемент налоговой политики правительства -снижение подоходного налога.

Отмечен значительный рост валовоговнутреннего продукта, более быстрыми темпамистали развиваться английская промышленность, атакже непромышленные отрасли хозяйства:торговля, связь, транспорт, улучшилисьпоказатели состояния финансово-банковской сферыэкономики. Таким образом, уже в середине 80-х гг.Великобритания показала средние темпыэкономического роста, характерные для развитыхстран.

Поднятию уровня промышленности в 80-егг. Способствовало то, что большая частьинвестиций направлялась на замену имодернизацию оборудования, внедрение новыхэнерго-и ресурсосберегающих технологий.Например, уже в начале 80-х годов вложения в машиныи оборудование составили более 76% всехинвестиций, направленных в обрабатывающуюпромышленность страны. Постоянно росликапиталовложения в нефтедобычу.

Промышленному росту способствовало тообстоятельство, что кадры, занятые в английскойпромышленности, являлись одними из самыхквалифицированных в мире. Правительство Тэтчерсохранило высокий уровень расходов нанаучно-исследовательские иопытно-конструкторские работы в военной области,основную долю расходов взяло на себягосударство. Так, в первой половине 80-х годов 70%военных разработок в области авиаракетнойпромышленности финансировались изгосударственного бюджета. Всенаучно-исследовательские работы по разработкеядерного оружия велись под контролемгосударства. Характерно, что Великобританиязанимает 5-е место в мире после США, Японии,Германии и Франции.

Ведущими отраслями производстваявляются станкостроение, электротехническая,авиационная, химическая, электронная иавтомобильная промышленности.

Успешно развивается сельскоехозяйство, в котором занято около 2%самодеятельного населения страны. Сельскоехозяйство отличается высоким уровнеммеханизации и производительности, оно даетпримерно 80% всего необходимого странепродовольствия, в том числе обеспечивает странумясом на 88%, потребности в пшеницеудовлетворяются за счет внутреннегопроизводства на 106%. Важнейшей отраслью сельскогохозяйства является животноводство(мясомолочное, овцеводство, свиноводство,птицеводство), которое дает более 70% всейсельскохозяйственной продукции.

Правительство тори способствовалопроведению мероприятий, ведущих к усилениюинтенсификации в земледелии, стимулировалоразвитие сельскохозяйственной науки с цельювыведения новых высокопродуктивных пород скотаи селекции высокоурожайных сортов растений.Характерной чертой аграрного развитияВеликобритании 80-х гг. Было сращивание аграрногои промышленного капитала путем интенсивнойинтеграции.

Итак, в результате энергичнойдеятельности правительства консерваторов вэкономической жизни Великобритании произошлиперемены к лучшему: остановлен спад производствав промышленности, резко сокращен уровеньинфляции, укреплены позиции Лондона как одногоиз финансовых центров мира.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».