Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N3 / 2001

Уроки истории (экономический кризис в 30-х годах в США)

Крединс Н.Е,

Первый урок истории мы решили начать срассмотрения экономического кризисаохватившего США в 30 - х годах. Нельзя сказать, чтоэкономический кризис в США сильно похож нароссийские проблемы, но что-то общее все же есть.Кроме того, многие экономические методы, которыеприменял Рузвельт для выхода из кризиса США,заслуживают пристального внимания. Так же на нашвзгляд ситуация в США в настоящее время, оченьнапоминает ситуацию в 1929 г. Чем это закончилосьтогда мы уже знаем, чем закончится"экономическое чудо" в США завтра сказатьсложно, очевидно одно, в большей степенипострадают рядовые граждане.

В первой четверти 20 века США были вчисле ведущих государств мира и наиболееблагополучной в экономическом отношениистраной. С переходом промышленного капитализма кмонополистическому, центр мировогоэкономического развития переместился из Европыв Северную Америку. США развивались быстрее всехи производили больше всех. Их доля в мировомпроизводстве постоянно увеличивалась. Ещесильнее позиции США укрепились после первоймировой войны, в частности за счет значительныхприбылей от поставок странам Антантамвооружения и боеприпасов. Быстро рослопромышленное производство, интенсивнорасширялся основной капитал, увеличивалсяэкспорт. Экономические успехи послужилирождению теории вечного процветания этогогосударства. Как потом выяснилось, что этооказалось "великой иллюзией".

Действительность опрокинула этинадежды. В 1929 г. Разразился мировой экономическийкризис, который продолжался до 1933 г. включительнои сильнее всех поразил именно США.

Кризис начался в Нью-Йорке с краха нафондовой бирже. Он охватил банковскую систему,промышленность, сельское хозяйство.

По своему характеру он представлялсобой циклический кризис перепроизводства,когда в следствие недостаточной покупательнойспособности населения произведенная массатовара не нашла сбыта и оказаласьнереализованной. В итоге нарушился процессобщественного воспроизводства, разорилисьмногие торговые и промышленные предприятия,транспортные компании, банки. К 1932 г.Промышленное производство в США сократилось вцелом на 46%, а по отдельным видам продукциизначительно больше: производство чугуна - на 79%,стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменныхпечей в числе действующих оставалось только 44.Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929 -1933 г.г. потерпели крах 135 тыс. Торговых,промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760банков. Убытки корпораций только в 1932 г.Составили 3,2 млрд. Долл. Обороты внешней торговлисократились в 3,1 раза. Страна была отброшена куровню 1911 г.

Неизбежное последствие циклическогокризиса - ухудшение положение трудящихся. Резкоснизился их жизненный уровень. Падение курсаакций затронуло от 15 до 25 млн. Американцев.Охваченные паникой люди стремились разменятьбанкноты на золото. Росло число безработных,несколько миллионов были полубезработными. Счленами семей безработные составляли почтиполовину всего населения. Заработная платаснизилась более чем в двое. Многие лишилисьжилья. Население голодало - только в Нью-Йорке в1931 г. От голода погибли 2 тыс. Человек.

Промышленный кризис переплетался саграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. На 36%, кукурузы- на 45%. Цены на сельскохозяйственные продуктыснизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шлона погашение задолженности и налоги. За годыкризиса разорилось более 1 млн. Ферм, они былипринудительно проданы, и фермеры лишилисьсобственности на землю.

Для сдерживания падения цен исокращения предложения продуктов на рынок ихуничтожали - пшеницу сжигали в топках паровозов ипароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы,картофельные и хлопковые поля заливаликеросином или запахивали.

В США в этот период утвердиласьфилософия "американского индивидуализма",не признающего государственного вмешательства вдела частного бизнеса, хотя в годы первой мировойвойны оно применялось. Вступивший в 1929 г. На постпрезидента Герберг Гувер (1874 - 1964) первоначальноограничился введением торгового протекционизма,считая, что кризис будет преодолен автоматическии страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. длярезкого сокращения ввоза товаров в США былпринят высокий таможенный тариф. В ответ на этодругие страны тоже повысили ввозные пошлины.

Положение в стране ухудшалось - онабыла охвачена массовыми выступлениями,организовывались походы голодных и безработныхв Вашингтон (в 1931 - 1932 гг.), фермеры Среднего Западабойкотировали закупки сельскохозяйственнойпродукции, противились принудительной продажеферм, участвовали в голодных походах. В горной,текстильной, автомобильной, швейной отрасляхразвернулось стачечное движение. Оностановилось все более массовым. В 1933 г.Численность стачечников превысило миллиончеловек.

В этих условиях в целях предотвращениябанкротства Гувер с конца 1931 г. Предпринялпопытки государственного кредитования банков,промышленности, транспортных предприятий. Дляэтого была создана Национальная кредитнаякорпорация, с капиталом в 3,5 млрд. Долл., которая вянваре в 1932 г. Была преобразована вРеконструктивную финансовую корпорацию. Дляоказания помощи крупным фермерам организованоправительственное "Федеральное фермерскоебюро". Задача этого бюро заключалась вподдержании уровня цен на сельскохозяйственнуюпродукцию. Деятельность бюро не увенчаласьуспехом и в конечном итоге привела кдезорганизации рынка и дальнейшему разорениюфермеров. Социальные противоречия продолжалиобостряться. К марту 1933 г. Число безработныхдостигло 17 млн. Человек.

Таким образом, обещание Гувера быстропреодолеть кризис оказалось невыполненным.

Прежде чем продолжить описаниесобытий в США в период самого глубокого кризиса,мы бы хотели более подробно остановиться набиржевом крахе в 1929 г.

По мнению значительной частиэкономистов, основной причиной кризиса явилсяименно финансовый кризис на фондовом рынке. Мы несогласны с этим утверждением. Фондовый рынокявляется всего лишь определенным барометромсостояния дел в экономике выраженным через курсакций. Долгосрочное снижение акций лишьконстатирует ухудшение состояние дел вэкономике. Повышение курса акций (за исключениемнекоторых случаев) является своего родапредоплатой компании. Если дела в экономике(прежде всего) идут хорошо, то и бизнес отдельнойкомпании также развивается успешно. В этомслучае инвесторы готовы сделать определеннуюпредоплату, т.е. покупать акции компаний врасчете на получение прибыли в дальнейшем. Вслучае, когда ожидания инвесторов неоправдываются, то "искушенные" инвесторывыходят из игры, но основная часть подвоздействием правила долгосрочногоинвестирования продолжают "держать" акции.В том случае, когда наблюдается продолжительнаяотрицательная динамика, то начинаютсямассированные продажи акций, и этот процессусиливается в том случае, когда инвесторысделали большую предоплату компаниям(фундаментальные качества акции определеннойкомпании не соответствуют положению дел. В связис этим, порой не понятно почему инвесторыудивляются обвальному падению акцийвысокотехнологичных компаний, у которыхпоказатель Р/Е до падения составлял более 100 - 120,при общепринятом значении в 20 - 22, которыйсчитается уже значительным).

Дополнительной причиной кризиса нафондовом рынке, служит покупка акций в кредит впериод бума (как правило показатель Р/E превышает18 - 20). О чем думают инвесторы в тот момент непонятно. Не искушенным инвесторам можнопосоветовать следующее:

  1. Следует различать инвестиции и спекуляции. Инвестиции - долгосрочно открытые позиции (более 1 года). Спекуляция - краткосрочная позиция.
  2. Долгосрочная позиция открывается в момент положительной динамики в экономике в целом и в компании в частности. Показатель P/E чем меньше, тем лучше. При его достижении 18 и более, инвестиционную позицию целесообразнее перевести в спекулятивную.
  3. Курс акции, у которой показатель P/E более 25 следует считать достаточно дорогой.
  4. Долгосрочную покупку акций в кредит следует производить в начале экономического цикла, когда Р/E менее 7.

Вернемся к биржевому кризису 1929 г.Предвидя неизбежность падения прибылей иуменьшения дивидендов, акционеры многихкомпаний уже к осени начали лихорадочнопродавать акции. В результате предложение ценныхбумаг резко превысило спрос на них, что привело кпадению их курсов. В этот период стоимость ценныхбумаг на крупнейших биржах мира снизилась на 60 -75%.

Стремительный рост продажи ценныхбумаг был вызван погоней за наличными деньгамидля выполнения обязательств по платежам,массовой распродажей кредитными институтами(главным образом банками) ценных бумаг,находящихся у них в качестве залога под ссуды.Поскольку ценные бумаги - важная часть активовпредприятий и фирм (особенно кредитныхинститутов и в первую очередь банков) и частныхлиц, биржевой крах резко ухудшил ихплатежеспособность. Наряду с этим началаснижаться деловая активность, потребительскийспрос и т.д.

Биржевой крах охватил все крупныебиржевые центры: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж,Франкфурт-на-Майне и другие. Наиболее сильноепотрясение было в Нью-Йорке.

В 11 часов утра 24 октября 1929 г. Началасьпаника на Уолл-стрите. До этой даты число акций,проданных на бирже в течение одного дня, никогдане превышал 8 200 тыс.; 24 октября было продано 12800тыс. Акций. За несколько дней до потрясения биржусильно лихорадило. Группа крупнейших нью-йорскихбанков все эти дни поддерживали дыхание биржимиллионами долларов. Известные экономисты,банкиры, государственные деятели (вплоть допрезидента Г. Гувера) заверяли страну, чтопромышленность и банки в превосходном состоянии,трудности вызваны "техническимифорсированием предложения" в ожидании новогобольшого повышения курса ценных бумаг. (Следуетвспомнить заверения Б.Н. Ельцина, за несколькодней до девальвации рубля, что ее не будет, хотямонетарный курс долл./руб. Находился на уровне 12 -14 руб./долл., а фактический не более 6 руб./долл.Интересная ситуация наблюдается в настоящеевремя. Монетарный курс 17 - 18 руб./долл., афактический 28, 65 руб./долл.).

Джон Мейнард Кейнс, выдающийсязападный экономист, подводя теоретический базиспод оптимистические прогнозы, утверждал, чторезкое падение курсов акций ликвидировалонездоровую спекуляцию, что кредит, поглощавшийбиржей, освободится для использования впроизводстве. Однако все дело было в том, чтопроизводство страны полностью удовлетворялоськредитом и имело значительные финансовыеизлишки, которые оно направляло для спекуляциина Уолл-Стрите.

29 октября в пароксизме спекулятивногоажиотажа на Нью-Йорской бирже из рук в рукиперешли 16410 тыс. Акций. В этот день числопроданных ценных бумаг было в два раза больше,чем в любой день до 24 октября 1929 г. Крах 24 и 29октября уничтожил немало "бумажных"состояний. 50 млрд. Долл. как бы испарились врезультате биржевой паники.

Биржевой крах явился симптомомкризиса хозяйства США. С лета 1929 г. Наблюдалосьперепроизводство в важнейших отрасляхпромышленности. Однако этому не придавалосьособого значения, пока кризис не прорвалсянаружу.

Государственная программа выхода избиржевого кризиса предполагала удешевлениекредита резервными банками за счет сниженияучетной ставки и покупки на рынке ценных бумаг, 4 -миллиардное капитальное строительство (3 млрд. -промышленные и железнодорожные компании,остальное - правительство), сокращениеподоходного налога и другие меры. Одновременнопять крупнейших американских банков - Ситибэнка,Бэнк оф Америка, Морган Гаранти, Чейз Манхэтэн иМаньюфэкчюрерз Ганновер - начиная с октября 1929 г.И в течение нескольких месяцев осуществляли своюпрограмму, периодически созывая секретныесовещания. Банкирская пятерка во главе сМорганом, создав тайный союз железнодорожныхмагнатов, стала скупать акции за полцены точнотак же, как накануне паники выбрасывала на рынокмиллионы долларов. Однако ничто не помогло, ибиржевой крах сдержать не удалось. Стоимостьпромышленных акций, котировавшихся наНью-Йоркской бирже, сократилась с сентября 1929 г.До конца 1932 г. На 89%, что значительно превосходилопадение курса ценных бумаг во время любого изкризисов за предшествующие 50 лет: 1883 - 1884 гг.,например стоимость промышленных акцийпонизилась на 45%, в 1983 г. - на 55%, в 1906 - 1907 гг. - на 49%, в1920 - 1921гг. - на 47%.

Самые солидные акции упали больше чемнаполовину в первые же месяцы кризиса, а к началу1933 г. Некоторые из них понизились в 10 - 15 раз.Индекс этих акций, равнявшийся 452 в сентябре 1929 г.,упал до 41,22 в 1932 г.

Особо хотелось бы обратить надеятельность братьев Меллонов. Всю жизнь братьяМеллоны работали бок о бок. Если старший, Эндрю,занимался в отцовском банке Т. Мellon & Sons теорией,то младший, Ричард, - практикой. Если Эндрюстановился секретарем казначейства (министрфинансов), Ричард оставался на хозяйстве. ЕслиЭндрю настаивал на том, чтобы Федеральный резерввыдавал кредиты всем желающим купить акции наНью-Йорской фондовой бирже, Ричард первымначинал использовать такую возможность. Если впервые два дня октябрьской биржевой паники 1929 г.Эндрю утешал публику и призывал ее кблагоразумию, Ричард продавал акции.

С 1933 г. Президентом США был избранФранклин Деланно Рузвельт (1882 - 1945). К этомумоменту положение в стране было чрезвычайным.Для выхода из кризиса требовались неординарныемеры. Правительством Рузвельта былиосуществлены крупномасштабные реформы, которыевошли в историю под названием "Новый курсРузвельта".

Не смотря на то, что "Новый курс"не был заранее обдуманной системой нововведений,он представляет одну из самых известных иэффективных реформ в мировой истории. Рузвельтомпроведено в жизнь больше реформ, чем обещано впредвыборной кампании. Уже 9 марта была созванаспециальная сессия Конгресса и в течение 100 днейзаложены основы политики "Нового" курса.

Отрицая политику "грубогоиндивидуализма" Гувера, президент Рузвельтрассчитывал преодолеть кризис путемпланирования хозяйства, установления"классового" мира внутри страны и доброгососедства с другими странами.

Теоретической базой "Новогокурса" стало учение выдающегося английскогоэкономиста Д,М. Кейнса (1883 - 1946). В условияхглубоких изменений в экономикекапиталистических стран при господствемонополий Кейнс и его последователи признавалинеобходимым участие государства в регулированиихозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформРузвельта стало активное вмешательствогосударства в процесс общественноговоспроизводства.

В осуществлении "Нового курса"выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг.И второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвигивлево.

Прежде всего, началось спасениебанковской и финансовой системы. Для ихоздоровления запрещался вывоз золото. В США былизакрыты все банки. Несмотря на то, что многиеобщественные деятели и политики требовалинационализации банков, Рузвельт не пошел на это.В принятом единогласно Чрезвычайном законе обанках предусматривалось возобновление функцийи получение правительственных кредитов изфедеральной резервной системы, хотя эторазрешалось только благополучным, т.е. наиболеекрупным банкам. К концу 1933 г. Было вновь открыто 4/5банков - членов ФРС, однако 2 тыс. Банковразрешение на это не получили.

Созданная при президенте ГувереРеконструктивная корпорация расширила своиоперации - за первые 2 года "Нового курса"сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. Долл.В результате усилилась концентрация банковскойсистемы - число банков сократилось с 25 тыс. До 15тыс.

Для увеличения финансовых ресурсовгосударство и расширения его регулирующихфункций в это период США отказались от золотогостандарта, изъяли из обращения и провелидевальвацию доллара. В январе 1934 г. Золотоесодержание долл. снизилось на 41%.

Заслуживает внимание методдевальвации денежной единицы, примененныйправительством Рузвельта. Девальвация долл.затруднялась активным торговым и платежнымбалансом. Встать же на путь массового выпусканеобеспеченных золотом бумажных денег Рузвельтне считал возможным. Был найден оригинальныйспособ. США осуществили крупномасштабныезакупки золота по ценам, превышающим курс долл.по отношению к золоту. До конца 1933 г. Золота былозакуплено на 187, 8 млн. Долл. Это искусственноснизило курс долл. Одновременно золотой запасбыл изъят из федеральных резервных банков ипередан казначейству. Банкам взамен выдавалисьзолотые сертификаты, приравненные к золоту иобеспечивающие банковский резерв. Наверное, вРоссии идея о передачи золотого запаса из ЦБР вструктуру подконтрольную правительству взята изамериканского опыта. Может быть идея и хорошая,но вероятнее всего низшая точка кризиса пройденаболее 2 лет назад, и в настоящий момент, затеяпустая и не к чему позитивному не приведет.Многие российские чиновники, предлагающие стольрадикальное решение не совсем правильнопонимают суть золото валютных резервов ЦБР.Необходимо сосредоточиться на решении болееважных задач (легальная и нелегальная утечкакапиталов, изменение структуры экспорта, всторону увеличения готовой продукции,урегулирования внешней задолженности,стимулирование производства и потребления ит.д.), нежели чем перекладывать резервы из одногозашитого кармана в другой не зашитый (поопределению и опыту).

В начале 1934 г. Был принят закон озолотом резерве, устанавливающий новую цену назолото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

Благодаря девальвации долларараспределение дохода изменилось в пользупромышленного, а не ссудного капитала. Тем самымбыли предотвращены массовые банкротства вкредитной сфере, уменьшилась задолженностьмонополий правительству, усилились экспортныевозможности США. Для стимулирования мелкихакционеров и вкладчиков (частных средств) быласоздана корпорация по страхования банковскихвкладов, а также приняты меры защиты вкладов отриска из-за биржевой спекуляции. Введениегосударственного страхования депозитовспособствовало предотвращению банкротства,повышало доверие вкладчиков.

Центральное место в мероприятиях"Нового курса" отводилось проблемевосстановления промышленности. В июне 1933 г. Былпринят один из двух наиболее важных законов -закон о восстановлении национальнойпромышленности. Для его проведения была созданаАдминистрация национального восстановления, всостав которой вошли представители финансовойолигархии (от торговой палаты, от фирмы"Дженерал моторс", "Стандарт ойл", отгруппы Морган и других акционеров), а такжеэкономисты деятели Американской федерациитруда.

Закон о восстановлении промышленностивводил систему государственного регулированияэтого подразделения экономики. Он включал трираздела. Первый раздел предусматривал меры,способствующие оживлению экономики и выводу ееиз бедственной ситуации. Основной упор делался"на кодексы честной конкуренции", в которойустанавливались правила конкуренции, занятостии найма.

Ассоциация предпринимателей всюпромышленность разделила на 17 групп, каждая изкоторых обязывалась разработать такой кодекс.Кодексами для каждого предприятияустанавливались объемы производства, уровеньзаработной платы, продолжительность рабочейнедели, рынки сбыта продукции, единая политикацен. В каждом кодексе обязательно оговаривалисьусловия занятости и найма. В случае утверждениякодекса президентом, он становился законом, адействие антитрестовского законодательстваприостанавливалось. В целом во всех отрасляхпромышленности администрация Рузвельтасанкционировала 746 кодексов, охвативших 99%американской индустрии и торговли.

Во втором и третьем разделах законаопределялись формы налогообложения и фондобщественных работ с указанием порядкаиспользования средств этого фонда. Для оказанияпомощи безработным Конгресс создалАдминистрацию общественных работ, которуювозглавил министр внутренних дел Г. Икес. Наорганизацию общественных работ выделялось 3,3млрд. Долл.. В числе других мер борьбы сбезработицей были создание трудовых лагерей длябезработной молодежи в возрасте 18 - 25 лет. Ониобеспечивались бесплатным питанием, жильем,форменной одеждой, им платили 1 долл. в день.Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс.Человек. Работами руководили офицеры резерва ВС.К 1935 г. Лагеря были расширены вдвое и в нихпобывало 3 млн. Человек. Молодежь очищала леса,проводила мелиорацию, занималасьлесонасаждением, ремонтировала дороги.Администрация чрезвычайной помощи выдавалаштатам дотации для помощи безработным. Масштабыобщественных работ, организованных американскимправительством, следует признать значительным -на них к январю 1934 г. Было занято 5 млн. Человек.

Сам Рузвельт придавал этому законуочень большое значение: "В истории закон онациональном промышленном восстановлениивойдет, возможно, как наиболее важное идущеезаконодательство, когда-либо принятоеконгрессом".

Закон о восстановлении национальнойпромышленности вводился на два года. Онпредусматривал либеральные реформы в областитрудовых отношений.

Реализация этого закона укрепилаположение крупных монополий, так как в конечномсчете они определяли условия производства исбыта; менее сильные компании были вытеснены.

Несмотря на то, что сначала НИРА былвоспринят американскими деловыми кругами сэнтузиазмом, к осени 1934 г. Они, недовольныеизлишней регламентацией и централизацией, сталиподнимать вопрос о пересмотре этого закона, темболее, что с марта по июль 1933 г. Производствопромышленной продукции резко пошло вверх. Вцелях предотвращения радикального развития"Нового курса" они создали специальнуюорганизацию "Лигу американской свободы".Поэтому 1935 г., когда президент Рузвельт поставилвопрос о продлении срока действия этого закона,он натолкнулся на сильное сопротивление разныхсил. Представители крупного бизнеса критиковалиНИРА с позиции идеалов свободы частнойпредпринимательской деятельности и видели в немпочти "государственный социализм"; мелкиепредприниматели считали, что НИРА ослабляет ихпозиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935г. Сторонников оказалось меньше, чем противников,и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал егонеконституционным, хотя регулирующая рольгосударства во многом сохранилась.

Второй важный закон - закон орегулировании сельского хозяйства - Конгресс СШАпринял в начале 1933 г. В канун объявленнойфермерами всеобщей забастовки. Для егопроведения была создана АдминистрацияРегулирования сельского хозяйства, такназываемая ААА. Для преодоления аграрногокризиса закон предусматривал меры повышения ценна сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 -1914 гг. В их числе:

  1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры, существовавшие цены на зерно делали более выгодными его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.
  2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. Достигла 12 млрд. Долл.
  3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. Долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933 - 1935 гг. Получили кредиты на сумму более 2 млрд. Долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизньпривело к тому, что запахали 10 млн. Акровзасеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всехпосевов. За один год действия ААА было забито 23млн. Голов рогатого скота и 6,4 млн. Голов свиней.Мясо убитых животных превращали в удобрения.Если наблюдались неурожаи, то это считалосьудачей. Выше перечисленными методами удалось к1936 г. Поднять доходы фермеров на 50%. (Читая опостоянной проблеме в перепроизводстве зерна вСША, становится понятным, почему благодарянекоторым чиновникам в бывшем СССР, лобировалисьпостоянные крупные закупки зерна у США. Частьзерна оплачивалась, а другая часть формировалакредиторскую задолженность СССР. США решали своипроблемы: занятость, гарантированные закупки уфермеров и др. И ими было найдено отличноеэкономическое решение - вместо уничтожениязерна, его продавали государству, которое впринципе, без особых усилий могло полностьюобеспечивать свои потребности в данном видепродукции).

В 1935 г. В политике "Нового курса"обозначился поворот влево. Этого добилисьтрудящиеся своей борьбой. За 1933 - 1939 гг. Бастовалоболее 8 млн. Человек. Наиболее активной формойклассовой борьбы стали "сидячие стачки",когда часть рабочих оставалась внутри заводов, аостальные круглосуточно пикетировали. Такиестачки оказались эффективными и способствовалиобразованию профсоюзов даже в тех отраслях, гдепроизвол предпринимателей был особенно ощутим.Рабочие добивались введение федеральной системысоциального страхования. В 1936 г. Произошлосплочение всех рабочих организаций и они влилисьв единый Рабочий альянс Америки.

В результате широкого движениятрудящихся правительство Рузвельта на второмэтапе осуществления "Нового курса" взначительно большей степени вынуждено былоучитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшимзавоеванием рабочего класса США следуетпризнать принятие закона Вангера, биль которогобыл внесен на рассмотрение Конгресса послеотмены НИРА. В биле признавались необходимостьколлективной защиты рабочими своих интересовчерез профессиональные союзы и путем заключенияс предпринимателями коллективных договоров. Зарабочими признавалось право на стачки.

Не менее важное значение имел закон осоциальном обеспечении, принятый нескольконедель спустя после закона Вагнера. Им вводиласьсистема пенсий по старости и пособий побезработице. Однако закон распространялся нарабочих крупных промышленных предприятий и неохватывал рабочих и служащих торговли, сферыобслуживания.

Рабочее законодательство 30-х гг. -серьезный успех борьбы американских рабочих.

Все меры, проведенные "Новымкурс", сделали его одной из самыхпрогрессивных страниц истории США.

Оценивая "Новый курс", следуетотметить, что он соответствовал историческойэпохе утверждениягосударственного-монополистическогокапитализма (ГКМ) и отражал тенденцию переходаэкономики США на стадию ГКМ. Благодаря активнойрегулирующей роли государства, страна смоглавыбраться из кризиса, прибыли американскихмонополий пошли в гору.

В то же время "Новый курс" нельзярасценивать как переход к социалистическомупланированию, поскольку частная собственностьоставалась незыблемой, не былонационализировано ни одного предприятия илибанка.

В результате политики "Новогокурса" в США укрепились позиции крупнойбуржуазии, что прослеживается во всех сферахэкономики - промышленности, банковской системе,аграрном секторе. Концентрация производства ибанков усилилась. Наиболее благоприятныепоследствия эта политика имела для ведущих группамериканского монополистического капитала.

Проведение "Нового курса" не былобезболезненным. Против "Нового курса"выступили приверженцы старых методовантирабочего законодательства - представителиконсервативных слоев финансовых монополий.Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер,Мэллон. Оппозиция "новому курсу" усилилась сослаблением экономического кризиса, что привелок отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушениюзакона Вагнера. Созданная Американская Лигасвободы требовала отказа от государственногорегулирования, снижения налогов на крупныйкапитал и перехода к жесткому курсу по отношениюк трудящимся.

В политике Рузвельта воплотилисьчерты либерально-реформистского вариантаразвития ГМК. Важнейшим инструментом егополитического курса стал государственныйбюджет, за счет средств которого осуществлялосьфинансирование расширенного воспроизводства исоциальных программ. К такой политикедефицитного финансирования, так как впредвыборной кампании обещал достичьсбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельтоткрыто заявил, что "бюджет будет оставатьсянесбалансированным до тех пор, пока существуетармия нуждающихся".

В современных условиях, не всеэкономические решения, эффективно"сработавшие" в то время, помогут решитьсложные экономические задачи, возникшие как вРоссии, так и на Западе. По нашему мнению, вближайшие 5 - 10 лет, в случае возникновенияглубокого мирового кризиса, появится новоенаправление в экономической науке, которое будетсочетать несколько различных направлений даннойобласти.

 

Литература:

А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов идр.; под ред. Проф. А.Н. Марковой. История мировойэкономики. Хозяйственные реформы 1920 - 1990 г.г.:Учеб. Пособие. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. - 192 с.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».