Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N2 / 2001

Управление финансовыми ресурсами наукоемких производств на конкурсной основе

Бендиков М.А., Джамай Е.В.,

Рассматриваютсяорганизационно-методические аспекты
конкурсного размещения подрядов на выполнениеНИОКР
и производство сложной наукоемкой продукции,позволяющего
в условиях конкуренции оптимизироватьрасходование
финансовых ресурсов, увеличивать за счетэкономии
общие объемы работ и повышать их качество.

Эффективное управление дефицитнымиресурсами, как известно, является сутьюэкономики и перманентно решаемой задачей во всехсферах деятельности, где присутствуетэкономический аспект. Если ресурсы лимитированы,то их приходится распределять, исходя изпринципов ресурсосбережения и приоритетностиработ. При этом при одних и тех же затратахресурсов, но их оптимальном применении объемвыполненных работ может увеличиваться, и в этомслучае, соответственно, возрастаетэффективность ресурсопотребления. В рыночнойэкономике эффективность использования ресурсовявляется не самоцелью, а средством повышенияпроизводительности и завоевания товарныхрынков. Таким образом, конкуренция являетсядейственным стимулирующим фактором в работемеханизма ресурсосбережения. Применительно ксовременным российским условиям наибольшийинтерес представляет исследование предпосылок ксозданию конкурентной среды при распределенииограниченных бюджетно-финансовыхресурсов в промышленности, поскольку именно онии именно в этом секторе экономики являютсянаиболее значимыми и дефицитными на текущиймомент.

1. Конкурсный отбор как способ созданияконкурентной среды и повышения эффективностилимитированных финансовых ресурсов

 

Управление промышленнымпроизводством продукции предполагаетпланирование его финансового обеспечения.Решение этой ключевой задачи рыночногохозяйствования существенно усложняется, еслиречь идет о наукоемкой продукции: ее созданиевключает дополнительные этапы научныхисследований, опытно-конструкторских итехнологических разработок, испытаний и т. д.,выполняемых в определенной последовательности,а потому требует сквозного финансирования повсем взаимоувязанным работам жизненного циклапродукции – от исследований и разработок досерийного производства и эксплуатации (а иногда– и утилизации). Сложная научно-производственнаякооперация требует организации адекватнойфинансовой сети по всем ее переделам, причем, какправило, чем больше узловых точек и соединений вэтой сети (узлов и ребер целенаправленногографа), тем больше степеней свободы выборауправленческого решения и обширнее поледеятельности для рационализацииресурсопотребления, хотя бы с точки зренияоптимизации структуры сети (графа) или снижениятрансакционных издержек. Гипотетически можнопредположить, что в хитросплетениях этой сетимогут скрываться и различные злоупотребления,что повышает значимость независимой экспертизыпроектов (во всяком случае, названия некоторыхдокументов, таких, как [3], позволяют делатьподобные предположения).

Необходимо иметь в виду, что в плановойи регулятивной экономике процесс финансовогообеспечения производства и его планированияимеет существенные отличия. Главное из нихзаключается в том, что плановая и к тому жегосударственная система поддержки инноваций ужев переходных к рыночным условиях имеетограниченную сферу применения, – появляетсябольшое количество направлений работ,финансируемых не только из государственных, но иряда других источников. И даже работы,выполняемые по правительственным заказам, такжезачастую нуждаются в дополнительных источниках,альтернативных государственным. Кроме того, и угосударственной системы благодаря разнообразиюформ и методов финансирования в рыночныхусловиях появились новые возможности дляповышения эффективности использования своихфинансовых ресурсов.

Чтобы все эти условия, требования,возможности реализовались, необходимысоответствующие мотивационно действующиеэкономические механизмы управления финансовымиресурсами. Эти механизмы тем более актуальны,если иметь в виду, что в настоящее время впромышленности и экономике в целом продолжаетсяотносительное падение или стагнация объемовфинансирования научной сферы (см. таблицу). И хотяпринципиальной особенностью этой сферыдеятельности во всем мире является ведущая идоминирующая роль государства в обеспечениифундаментальных и большей части прикладныхисследований всем необходимым, тем не менее,нельзя пренебрегать возможностями частного иликорпоративного (с участием государства)финансирования исследований и разработок, атакже производства наукоемкой продукции.

Таблица

Исполнение бюджета по статье«Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу»

 

  Единица измерения 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Федеральный бюджет

Млрд. руб. 9548,9 5172,4 11196,8

Доля в ВВП

% 0,4 0,2 0,3

Бюджеты субъектов РФ

Млрд. руб. 575,4 507,3 706,0

Доля в ВВП

% 0,0 0,0 0,0

Внебюджетные фонды

Млрд. руб. 17,4 660,7 1612,4

Доля в ВВП

% 0,0 0,0 0,0

Бюджет расширенного Правительства

Млрд. руб. 10141,7 6340,4 13515,3

Доля в ВВП

% 0,4 0,2 0,3

Источник: Российская экономика в 1999 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 21) / М.: Институт экономики переходного периода, 2000.

Справка. Даже в крайне неблагоприятном для российской экономики 1992 г. расходы по этой статье бюджета достигали 1% ВВП. В СССР максимальный уровень наукоемкости ВВП был в 1990 г. – 3,67 % (см. [13]).

Система поддержки развития науки и еефинансирования, включающая концептуальныеположения, целевые ориентиры, мерызаконодательного регулирования (в том числезащиты прав интеллектуальной собственности),порядок ресурсного обеспечения и др., находитсяпока еще в стадии формирования. По этой причине, атакже в силу различных нестационарных процессов,свойственных переходной экономике, у нас поканет четкого и эффективного механизма, который быстимулировал разработчиков новой техники всоздании и распространении нововведений. Если вэкономически развитых странах с рыночнойэкономикой такой механизм достаточно отлажен,поскольку он целенаправленно формировалсявластями и конкуренцией бизнеса в течениедлительного времени (научно-техническаяреволюция в 50-е – 60-е гг. на Западе произошла вомногом благодаря созданию такого механизма), то вроссийской промышленности из-за не устоявшихсяоснов рыночного хозяйствования ожидатьавтоматизма самоорганизации его действия покане приходится [1, 2]. Сегодня предпринимаютсятолько первые попытки практически полногоизменения принципов финансирования наукоемкогопроизводства, направленные на рациональное иэффективное использование имеющихсяограниченных финансовых (в первую очередь –бюджетных) ресурсов.

Резкий спад наукоемких производств,наблюдающийся на протяжении последнегодесятилетия, в значительной мере вызваннедостаточной эффективностью как рыночныхмеханизмов, находящихся в стадии их становления,так и государственного регулирования сложнойхозяйственной деятельностью, а также слабымиадаптационными свойствами предприятий кизменяющимся условиям хозяйствования. Крометого, необходимо учитывать и тот очевидный факт,что наукоемкий сектор российской промышленностибыл в основном оборонно-ориентированным, апотому кадровый состав его менеджеров не былприучен и подготовлен к принятиюсамостоятельных хозяйственных решений всоответствии с условиями и требованиями рынка.Организация и обеспечение специфическогопроизводства строго регламентировались,регулировались и контролировались государством.

Комплекс финансовых мер, направленныхна сохранение и развитие высокотехнологичногопотенциала промышленности должен обеспечиватьвыполнение следующих задач:

  • определение приоритетных направлений технологического развития, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны;
  • выделение высокотехнологичного ядра промышленности из предприятий, действительно способных производить конкурентоспособную продукцию;
  • обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных финансовых ресурсов;
  • обеспечение финансирования государственного заказа предприятий;
  • создание конкурентной среды при распределении государственного заказа и его финансировании, в том числе и путем организации конкурсов на размещение заказов;
  • пресечение злоупотреблений при организации закупок для государственных нужд.

Апробация способов формированиеконкурентной среды при размещениигосударственного заказа для правительственныхнужд методами конкурсного отбора началась в 1997 г.Идея управленческой инновации была простая ипонятная – в условиях рынка побеждать вполучении подряда на выполнение работгосударственного заказа должен тот, кто вмаксимальной мере способен производитьсовременную, конкурентоспособнуюнаучно-техническую продукцию. Основаниями дляпроведения конкурсов должны являтьсясоответствующие правовые акты, регулирующиепроцесс создание научно-технической продукциидля государственных нужд. К ним относятсяфедеральные, межрегиональные, региональные имежгосударственные целевые программы,государственный заказ и утвержденныетехнические задания, различные руководящиематериалы, регламентирующие процесс созданиясложной продукции. Основаниями для проведенияконкурсов на работы по созданиюнаучно-технической продукции, не отнесенной кгосударственным нуждам, могут служитьинициативные проекты и предложения предприятийи организаций, иностранные заказы и др.

2. Организационно-методическое и нормативноеобеспечение финансирования наукоемкогопроизводства на конкурсной основе

 

Одним из первых документовгосударственного уровня, направленных навыполнение задач по совершенствованиюфинансового обеспечения наукоемкогопроизводства, является Указ Президента РФ от08.04.97 г. «О первоочередных мерах попредотвращению коррупции и сокращению бюджетныхрасходов при организации закупки продукции длягосударственных нужд» [3]. Указ регламентируетразмещение заказов на закупку товаров, работ,услуг на торгах (конкурсах), если иное прямо непредусмотрено федеральными законами и указамиПрезидента РФ. Положения указа распространяютсятакже на заказчиков, использующих средствафедерального бюджета и бюджетов субъектов РФ,предоставляемые в качестве государственнойподдержки, включая государственные гарантии.Указом было утверждено «Положение оборганизации закупки товаров, работ и услуг длягосударственных нужд». Изначальнопредназначались эти меры и документы, главнымобразом, для предприятий оборонно-промышленногокомплекса (ОПК).

В то время (1997 г.) в ОПК входило окологоловных 1700 предприятий, и ставилась задача егореформирования путем конверсии, сокращения иреструктуризации с целью создания “ядра ОПК”, вкоторое вошло бы не более 670 предприятий. Столькопредприятий, согласно правительственным планам,смогли бы победить в конкурсе на правовыполнения государственного заказа, то естьобладали на тот момент необходимымивостребованностью и конкурентоспособностью.Победителем конкурсного отбора устанавливалсятот, кто предлагал самую низкую цену за конечныйпродукт или самое высокое качество при тех жеценах.

Ожидалось, что таким образом к 2002 г.число участников государственного оборонногозаказа, в котором в 1997 г. было задействовано 1200предприятий, сократится вдвое. В 1999 г. их числосоставило уже не многим более 1000 предприятий, изкоторых 50 взяли на себя половину всего объемаоборонного заказа. Оставшимся к 2002 г. 670предприятиям правительство обязалось оказыватьфинансовую поддержку. При этом устанавливалось,что приоритет будет отдаваться 130специализированным предприятиям, продукциякоторых имеет стратегическое значение длястраны.

Во исполнение названного Указасовместным приказом министерств науки,экономики и финансов было введено типовоеположение о порядке размещения заказов навыполнение научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работприкладного характера для государственных нуждпутем проведения торгов (конкурсов) [4].

Целями введения в действие данногоположения являются:

  • создание контрактной системы при размещении заказов на выполнение НИОКР и технологических работ прикладного характера для государственных нужд;
  • повышение эффективности использования выделяемых на научные исследования бюджетных средств;
  • обеспечение ответственности за выполнение принятых обязательств;
  • стимулирование спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты и их реализация на выгодных для государства условиях.

На рисунке приведена схемаорганизации финансирования и конкурсного отборанаучно-технических проектовобщегосударственного значения.

Позднее порядок проведенияконкурсного отбора подобных проектов былрегламентирован не межведомственнымнормативным актом, а Федеральным законом «Оконкурсах на размещение заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных нужд» от 06.05.99 г. [5], что исключиловозможность изменения этого порядка введомственных интересах. Данный законрегулирует отношения, возникающие междуорганизатором конкурса, то есть государственнымзаказчиком, и участниками конкурса (поставщикамипродукции или исполнителями НИОКР) в процессепроведения конкурса.

Основные терминологическиеопределения, используемые при рассмотрениивопросов, связанных с проведение конкурсовнаучно-технических проектов на получение заказасо стороны государства, включают следующиепонятия:

  • «заказ на выполнение НИОКР и технологических работ для государственных нужд» – утвержденное в установленном порядке задание государственного заказчика на проведение НИОКР и технологических работ прикладного характера, финансируемых из средств государственного бюджета;
  • «государственный заказчик» – любой федеральный орган исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения, утверждаемые Правительством РФ, орган государственной власти субъекта РФ, другие юридические лица, которым государственные заказчики по договору, заключенному на конкурсной основе, передали выполнение части своих функций по размещению заказов;
  • «закупки НИОКР и технологических работ» – размещение заказчиком заказа на выполнение НИОКР и технологических работ посредством заключения государственных контрактов;
  • «исполнитель» – любой участник процедур закупки НИОКР и технологических работ, включая сторону, с которой заключен государственный контракт на выполнение НИОКР и технологических работ;
  • «государственный контракт на выполнение НИОКР и технологических работ» – договор, заключаемый заказчиком с исполнителем, по которому в зависимости от вида НИОКР и технологических работ исполнитель обязан провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования либо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее;
  • «торги (конкурс)» – способ закупки НИОКР и технологических работ на основе конкурса, предметом которого является право заключения государственного контракта на выполнение НИОКР и технологических работ.

Схема организации финансирования научно-технических проектов на выполнение государственного заказа на конкурсной основе

Рисунок. Схема организации финансирования научно-технических проектов на выполнение государственного заказа на конкурсной основе

Для участия в процедуре размещениязаказов на закупки продукции длягосударственных нужд юридические лица ииндивидуальные предприниматели должныудовлетворять квалификационным требованиям.Исполнитель, претендующий на участие в конкурсе,должен иметь:

  • необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, соответствующие специализации контракта;
  • финансовую устойчивость, опыт выполнения аналогичных контрактов, положительную репутацию делового партнера;
  • необходимые трудовые ресурсы для выполнения государственного контракта.

Предприятия, научные организации,претендующие на участие в конкурсе, должныисполнять обязательства по уплате налогов вбюджеты всех уровней и обязательных платежей вгосударственные внебюджетные фонды, бытьплатежеспособными и не находиться в процесселиквидации.

Претендент на исполнение контрактадолжен иметь документы, подтверждающие егоквалификацию. Оценка квалификации исполнителяосуществляется в соответствии с критериями,требованиями или процедурами, общими для всехучастников конкурса. Не должно допускатьсяустановление критериев, требований или процедур,носящих дискриминационный характер. Также, какне должно допускаться умышленное предоставленияпретендентом ложной, неполной или неточнойинформации о своей квалификации,научно-техническом и производственномпотенциале, в этом случае он отстраняется отучастия в конкурсе.

При организации конкурса предприятие,претендующее на получение государственногозаказа, получает комплект инструктивнойдокументации, который содержит:

  • инструкцию по подготовке и представлению заявок на участие в квалификационном отборе;
  • краткое изложение основных условий государственного контракта, заключаемого на поставки продукции для государственных нужд;
  • примерный перечень документов, которые должны быть представлены организацией в подтверждение своей квалификации;
  • порядок представления заявок на участие в квалификационном отборе и срок их представления (с указанием места и времени), обеспечивающий организации достаточное время для предоставления заявки.

Конкурсная процедура предусматриваетпроведение торгов в два этапа.

На первом этапе все предприятия,научные организации, претендующие на получениегосударственного заказа, предоставляютпервоначальные заявки на участие в конкурсе. Этизаявки должны содержать предложения, касающиесятехнических, качественных или иныххарактеристик продукции, но без указания цены. Навтором этапе заказчик предлагает организациям,принявшим участие в первом этапе, представитьокончательные заявки на участие в конкурсе суказанием цены на один и тот же вид продукции.Каждая организация-претендент представляеттолько одну ценовую котировку, которую она невправе впоследствии изменить. При составленииспецификации нужной продукции заказчикнаходится в более привилегированном положении,поскольку он может исключить или изменить любоепервоначально установленное в конкурснойдокументации положение, включая функциональные,технические или качественные характеристикипродукции, а также критерии оценки,сопоставления проектов и определениявыигравшего проекта.

Нельзя исключать случаи, когдазаказчик не имеет возможности конкурсногоразмещения заказа и вправе размещать заказы навыполнение работ у единственного исполнителя. Кним следует отнести следующие ситуации:

  • если работа может быть выполнена только единственным исполнителем (в силу, например, уникальности применяемых технологий) или исполнитель обладает исключительными правами на ее выполнение;
  • при срочной потребности в результатах выполнения работы и при наличии у предполагаемого исполнителя научных, технических или технологических наработок, позволяющих обеспечить срочное выполнение заказа.

Для организации конкурсов, как указанона схеме (см. рис.), на различных уровняхуправленческой иерархии создаются специальныеконкурсные комиссии и подкомиссии,осуществляющие непосредственный отборнаучно-технических проектов. Основной целью ихсоздания является обеспечение выполненияпринятых законодательных и директивныхдокументов [3-8].

Конкурсные подкомиссии имеютследующие направления расходов бюджетныхсредств:

  • НИОКР, выполняемые по заказам министерств и ведомств, в том числе работы, входящие в федеральные целевые программы;
  • проектно-изыскательские работы, инвестиции гражданского назначения;
  • закрепленная за министерствами и ведомствами часть государственного заказа;
  • программы по диверсификации и перепрофилированию производства, федеральные целевые программы ОПК;
  • материально-техническое обеспечение деятельности централизованного аппарата министерств и подведомственных организаций здравоохранения, образования, культуры;
  • закупка сырья, материалов за счет бюджетных ссуд для производства товаров народного потребления в текстильной и легкой промышленности;
  • создание в лесном комплексе за счет бюджетных ссуд межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

Согласно разработанномуМинистерством экономики России «Положению оКонкурсной подкомиссии по направлениям расходовбюджетных средств на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, в том числеработы, входящие в федеральные целевыепрограммы» основными задачами подкомиссийявляются:

  • координация и контроль работы структурных подразделений, которые являются заказчиками конкретных НИОКР;
  • рассмотрение и согласование разработанных заказчиком графиков проведения конкурса на выполнение НИОКР;
  • подведение итогов конкурса, проведенного заказчиком;
  • подготовка сведений по итогам работы конкурсной подкомиссии по результатам конкурса на проведение НИОКР.

Затем подкомиссия передает материалыо победителе конкурса в конкурсную комиссию поорганизации конкурсов на закупку товаров, работи услуг за счет бюджетных средств.

Организацию конкурсной комиссии можнорассмотреть на примере ее деятельности вавиационной промышленности, где также былоразработано соответствующее Положение. Согласноэтому Положению к участию в конкурсе допускаютсяпредложения по проектам (НИР, ОКР), направленныена выполнение федеральных целевых программ«Развитие гражданской авиационной техникиРоссии» и «Национальная технологическая база»,предоставляющие возможность комплексногорешения задач. Проекты представляются научнымиорганизациями авиационной отрасли различныхформ собственности (относящимися как кгосударственному, так и к негосударственномусектору экономики), имеющими официальноутвержденный статус исполнителя предлагаемоговида работ.

С целью наиболее эффективногоиспользования выделяемых финансовых ресурсов винтересах создания высокоэкономичных итехнически совершенных летательных аппаратовнового поколения был образован экспертный совет.Его обязанностью является обеспечениесоблюдения гласности и объективности отбора исоответствие отобранных НИОКР требованиямрассматриваемого Положения.

Для рассмотрения в экспертный советпредставляется тематическая карта НИОКРустановленного образца и в качестве приложения– бизнес-план или технико-экономическоеобоснование с пояснительной запиской.

Материалы, представляемые на конкурс,должны содержать сведения:

  • о новизне работы, патентной чистоте предполагаемого результата работы, экономических, технических и эксплуатационных характеристиках объекта и их сопоставлении с характеристиками аналогов и конкурентов;
  • о полезном эффекте от реализации работы (в контексте следующих задач по приоритетности: военно-политическая безопасность страны, экономическая безопасность страны, безопасность полетов, экологическая безопасность и т.д.);
  • о потребности рынка в результатах работы и источниках получения этих сведений (например, предварительное соглашение с авиакомпаниями);
  • об эффективности внедрения результатов работы (например, основные финансово-экономические показатели проекта, период окупаемости, индекс прибыльности, чистый приведенный доход, внутренняя норма рентабельности);
  • о целесообразности реализации предложения на предприятии - заявителе: наличие научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной базы, мероприятия по снижению себестоимости выполняемых работ (реструктуризация, стоимость нормо-часа, уровень накладных расходов, рентабельность и прибыльность научной организации в настоящее время);
  • о текущем состоянии работ по предлагаемой на рассмотрение экспертного совета работе (теме).

Основными документами,предоставляемыми организациями в рабочую группупо рассмотрению заявок, являются:

1. Заявка на участие в конкурсе напроведение НИОКР.

2. Информационная карта проекта (всоответствие с письмом министерства экономикиот 07.12.98 г. № АС-1057/2-1035).

3. Пояснительная записка проекта,порядок составления которой утвержденминистерством экономики в составе следующихразделов:

  • отсутствие других организаций, занимающихся аналогичной тематикой (при размещении заказа на выполнение работ у единственного исполнителя);
  • специфика деятельности исполнителя по данному направлению НИОКР;
  • технико-экономическое обоснование стоимости работ;
  • наличие материальной (экспериментально-технической) базы;
  • кадровое обеспечение выполняемой НИОКР;
  • состояние НИОКР на момент размещения заказа;
  • научная и прикладная значимость результатов работы с точки зрения приоритетов развития экономики;
  • конкурентоспособность, патентоспособность результатов НИОКР;
  • экологическая оценка результатов работ;
  • сроки реализации, масштаб применения результатов работы, эффективность их использования для решения социально-экономических проблем;
  • создание научно-технического задела для решения перспективных задач прикладного значения.

4. Основные этапы работ по выполнениюНИОКР.

5. Справка о финансово-экономическомсостоянии организации.

6. Заявка по обоснованиюгосударственной поддержки создания и освоенияпроизводства гражданской продукции.

7. Технико-экономическое обоснованиезаявки на проведение НИОКР.

8. Справка по окупаемости проекта,создания и освоения изделий в производстве.

9. Сравнительные технические иэксплуатационные показатели создаваемого(осваиваемого) изделия.

10. Форма тематического перечня заявок,представленных на участие в конкурсе НИОКР.

11. Подтверждение заказчикомпотребности в создаваемой продукции илизаключение заказчика о целесообразностипроведения работ (представляется дополнительнопри значительных объемах НИОКР или организациипроизводства гражданской продукции взначительных объемах).

12. Бизнес-план проекта.

Организации, представляющие своипроекты на конкурс, могут по своему усмотрениюдополнительно представить иные материалы,подтверждающие целесообразность финансированияпредлагаемой темы НИОКР.

Темы, представленные на конкурс,рассматриваются экспертным советом в месячныйсрок путем оппонирования материалов ирассмотрения докладов оппонентов на пленарныхзаседаниях комиссии. Поданные предложения наконкурс ранжируются на три группы: приоритетные,резервные и бесперспективные.

Предложения, являющиеся победителямиконкурса, включаются в перечень приоритетныхнаправлений финансирования и для их реализациизаключаются договоры между отраслевымиминистерствами и ведомствами и научнымиорганизациями, подавшими свои заявки на участиев конкурсе. Утвержденное решение экспертнымсоветом доводится до сведения всех научныхорганизаций данной отрасли промышленности,подавших материалы на конкурс.

При организации финансированиянаучно-технических проектов на конкурснойоснове, необходимо выделять технические исоциально-экономические критерии отборапроектов. Конкурсная комиссия при оценке иотборе проектов должна руководствоватьсяследующими такими критериями:

  1. Соответствие проекта приоритетным направлениям развития экономики.
  2. Стоимостной критерий.
  3. Наличие международного или российского патента и «ноу-хау».
  4. Соответствие международным стандартам ИСО, МЭК, ИСО/МЭК, ЕЭК ООН.
  5. Наличие бизнес-плана.
  6. Уменьшение затрат на ресурсы и энергию в 2 и более раза.
  7. Минимальный срок окупаемости.
  8. Уровень цены должен быть не менее чем на 30% ниже по сравнению с импортируемой идентичной продукцией.
  9. Возврат средств и сроки возврата средств (по работам, реализующим результаты НИОКР).
  10. Максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования и кредитов.
  11. Социальная значимость проекта.
  12. Обеспечение новых рабочих мест в процессе выполнения проекта.
  13. Соответствие нормам охраны труда, безопасности, экологичности.
  14. Экспортная пригодность или импортозамещение.
  15. Сроки и стоимость конкурсного проекта.

3. Технико-экономическая оценка эффективностиконкурсных научно-технических проектов

 

Для конкурсного отбора наиболееэффективных проектов используются ихтехнико-экономические обоснования. Длякорректности сопоставления проектовтехнико-экономические обоснования должны бытьвыполнены на единых принципах, с использованиемобщей для всех претендентов системы показателейи критериев оценки. Многолетний опыт проведенияподобных оценок в промышленности имеется: оннаработан при оценке эффективности итехнико-экономическом обосновании НИОКР.Потребовалась адаптация методики проведенияоценок применительно к изменяющимся условиямхозяйствования.

При ее разработке были приняты вовнимание общепринятые принципы и опытпроведения оценок эффективности инновационныхпроектов, имеющийся в странах с развитойрыночной экономикой, учтены специфическиеособенности переходного периода, а такжемноголетний отечественный опыт экономическогообоснования мероприятий научно-техническогопрогресса (см., например, работу [10], методическиерекомендации [11]).

В настоящее время основным источникомфинансирования проектов по созданию наукоемкойпродукции в промышленности являются средствафедерального бюджета. Но есть устойчиваятенденция наращивания инновационногопотенциала и из других источников, наиболеезначительными из которых являются:

  • собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления и др.);
  • заемные финансовые средства (банковский кредит);
  • внебюджетные средства;
  • иностранные инвестиции.

Эффективность проектов определяетсяна расчетный период, продолжительность которого(горизонт расчета) принимается, как правило, сучетом продолжительности всех этапов жизненногоцикла создания наукоемкой продукции. За началорасчетного периода  принимается первый годосуществления инвестиций, конец расчетногопериода  определяется последним годомсерийного производства.

Для конкурсного отбора в целяхсопоставимости показателей проектов по времении создания равных условий для всех претендентовза расчетный период (продолжительностьрасчетного периода) принимается интервалвремени от начала финансирования проекта допервого года серийного производства плюс 3-5 летсерийного производства в зависимости от видагражданской продукции. При этом в качестверасчетного года принимается фиксированныймомент времени – первый год бюджетногофинансирования проектов НИОКР, то есть начальныйгод расчетного периода. В качестве шага расчетапринимается минимальный интервал времени,принятый разработчиком для проекта (год,полугодие, квартал).

При технико-экономическом обоснованиипроектов необходимо приведение(дисконтирование) разновременных затрат ирезультатов к единому моменту времени (расчетномугоду) 2. Приведение будущихденежных ресурсов (инвестиций, производственныхиздержек, прибыли, амортизационных отчислений) красчетному году проектного периода производитсяпутем умножения затрат и результатов на коэффициентдисконтирования, величина которогоопределяется по известной формуле:

 

где    E годовая нормадисконтирования; t порядковый номергода расчетного периода, а именно: 0 – расчетныйгод; 1 – первый год, следующий за расчетным годом;2 – второй год, следующий за расчетным годом и т.д.

Если в качестве шага расчета принятополугодие, то в формуле (1) показатель at=1,норма Е делится на 2, а показатель tявляется порядковым номером каждого кварталарасчетного периода.

С целью создания равных условий длявсех участников конкурса и сопоставимостипроектов принимается единая нормадисконтирования (Е=0,25), характеризующаяожидаемый уровень прибыли при альтернативномиспользовании или процент за банковский кредит(процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ) в 1999 г.

При оценке проектов большое значениеимеет учет инфляции, то есть повышения общего(среднего) уровня цен в экономике в целом или наданный вид ресурса, продукции, услуг, труда. Когдав качестве норм дисконта при сложенииразновременных затрат и результатов принимаетсядействующая банковская ставка за депозит, то онасама является инфляционной и для укрупненныхрасчетов ее применение правомерно. Однакобанковские ставки весьма нестабильны, плохоподдаются прогнозированию. Кроме того, они неявляются рыночными. Ставка Центрального банка,которая часто принимается в качестве нормыдисконта, во многом представляет собой результатцеленаправленной политики этого банка. Поэтомудля более точных расчетов необходимо определятьуровень инфляции за инвестиционный период.

Уровень инфляциипоказывает, насколько вырастут цены (впроцентных пунктах) за рассматриваемый периодвремени. Для его определения обычно используетсяотносительное значение уровня инфляции:

где упр4.jpg (725 bytes) – уровень инфляции; S – текущая величина цены; – увеличение цены в результате инфляции.

Индекс инфляциипоказывает, во сколько раз выросли цены зарассматриваемый период времени. Его величина Iсвязана с уровнем инфляции и определяется поформуле:

I = 1 + .                                                        (3)

Если необходимо определить индексинфляции за расчетный период, исходя из значенийуровней инфляции за временные интервалы,меньшие этого периода (например, – год, месяц иликвартал), то используется следующая формула:

где: Ip – индекс инфляции за расчетный период; n – уровень инфляции за минимальный временной интервал, принятый для расчета; n – количество интервалов в расчетном периоде.

Соответственно, уровень инфляции зарасчетный период  будет равен:

n = Ip - 1.                                                            (5)

Показатели экономическойэффективности отражают эффективность проекта сточки зрения интересов как всей экономики, так иотдельных ее отраслей. Оценка экономическойэффективности производится с помощью системныхпоказателей, позволяющих сопоставлять затраты ирезультаты, связанные с реализацией проекта.Определение состава и количества показателейявляется одной из главных функций заказчика.

К числу основных показателейэффективности проектов относятся следующие:

  • чистый дисконтированный доход,
  • внутренняя норма доходности,
  • бюджетный эффект,
  • срок окупаемости или период возврата инвестиций,
  • индекс доходности или рентабельности инвестиций.

Возможно использование и другихпоказателей эффективности проекта, отражающихспецифику проекта или интересы его участников.

Опыт использования этих показателейдля технико-экономического обоснования проектовсвидетельствует о недостаточности ни одного изэтих показателей как единственного критерия привыборе оптимального варианта, а их скалярнаясвертка невозможна из-за их качественнойразнородности: одни показатели являютсяабсолютными, другие относительными, третьивообще могут не измеряться количественно.Использование же только одного показателя вкачестве определяющего критерия недостаточнодля всесторонней оценки проекта, поскольку этоувеличивает риск отбора не лучшего варианта.

Вопрос о методах многокритериальнойсравнительной оценки различных проектов,процессов, явлений и т. п. является сложнойсамостоятельной задачей выбора. Существуютметоды многофакторной оценки проектов, которыечисто гипотетически можно применять дляконкурсного отбора. Эти методы связаны спостроением специальных функций полезностипроектов, с математической статистикой (методымножественной корреляции), с кластерным анализомматематической теории распознавания образов идр. Их общий недостаток неадекватной оценкипроекта проявляется по-разному: в сомнительнойкорректности сведения разнородных показателей водин обобщенный критерий, в невозможности учетаразновесности влияния показателей на оценкупроекта, в слабой чувствительности обобщенныхпоказателей к системе показателей эффективностипроекта. Все это отрицательно сказывается наобъективности оценок.

В силу отмеченных обстоятельстврешение об инвестировании средств в проектрекомендуется принимать с учетом значенийнескольких критериев, характеризующих проект побольшему числу параметров, с учетом интересоввсех участников проекта. Следует иметь в виду,что если проект в целом не выгоден хотя бы одномуего участнику, то нужно или изменять условияпроекта, чтобы заинтересованность в нем былавсеобщая, или менять состав участников, впротивном случае проект вообще не имеетэкономических мотивов для реализации.

Одним из определяющих параметровэффективности проекта может являться чистыйдисконтированный доход. Он характеризуетинтегральный эффект от реализации проекта.Чистый дисконтированный доход определяется какразность между суммой дисконтированных красчетному году чистых доходов и суммойдисконтированных к тому же году первоначальныхинвестиций за расчетный период:

где: ЧДД – чистый дисконтированныйдоход; at – коэффициентдисконтирования; Дt – чистый доходпредприятия в t-ом году расчетного периода; Kt– величина инвестиций в t-ом году расчетногопериода; tН и  tК –соответственно начальный и конечный годырасчетного периода.

Используя в качестве критерия чистыйдисконтированный доход от реализации проекта,можно утверждать, что, чем больше , тем вышеэффективность проекта.

В свою очередь, чистый доходпредприятия в t–ом году расчетногопериода  определяется как сумма чистойприбыли предприятия (прибыли от реализациипродукции  за вычетом налога на прибыль) иамортизационных отчислений в том же году:

Дt = Пt + Аt,                                                             (7)

где      Пt –чистая прибыль, а Аt – амортизационныеотчисления в t–ом году.

Прибыль от реализациипродукции проекта в любом году расчетногопериода определяется как разность между годовымобъемом реализации продукции (без НДС) в t-омгоду Tt и его себестоимостью в том жегоду Ct

Определение себестоимости изделийдолжно производиться в соответствии с«Положением о составе затрат по производству иреализации продукции (работ, услуг) и о порядкеформирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли» [9].

Величина инвестиций К можетвключать как средства федерального бюджета Кб,так и собственные средства предприятия Кс,заемные средства Ккр, прочиевнебюджетные средства Кпр :

К = Кб + Кс + Ккр пр.

 

По своему целевому назначению этиинвестиции складываются из затрат на НИОКР,приобретение необходимого оборудования, включаятранспортировку, монтаж и наладку, приобретениеоборотных средств, технологическую подготовкупроизводства, освоение производства и др.

Внутренняя норма доходности –относительный показатель эффективности,характеризующий предельную (граничную) нормудисконтирования, разделяющую эффективныепроекты от неэффективных. Внутренняя нормадоходности Енв представляет собойнорму дисконтирования, при которой величиначистого дисконтированного дохода (6) равна 0:

Проект считается эффективным, если Енв>Е, чем выше показатель Енв, темэффективнее инвестиционный проект. Показатель Енвможно рассчитать несколькими способами:

  • простым подбором параметра, при котором удовлетворяется условие, приведенное выше;
  • путем использования финансовой функции ВНДОХ (IRR), встроенной в «электронную таблицу» Excel Windows;
  • путем использования программы (команды) «Поиск решения», которая имеется в Excel (меню «Сервис»).

Срок окупаемости или период возвратаинвестиций - это период времени, в течениекоторого суммарная величина дисконтированныхинвестиций возмещается суммарной величинойчистого дохода. Срок окупаемости определяетсяпутем суммирования чистого дохода с учетомдисконтирования по годам расчетного периода дотех пор, пока полученная нарастающим итогомсумма не достигнет суммарной величиныинвестиций, дисконтированных к расчетному году.

Практически срок окупаемости (периодвозврата) инвестиций можно определить поформуле:

где K – суммарная величинадисконтированных инвестиций из всех источниковфинансирования,

Дср – среднегодовая величиначистого дохода с учетом дисконтирования,

 

n – количество лет производствапроектной продукции.

Срок окупаемости необходимосравнивать с расчетным периодом. Чем меньше срококупаемости, тем выше эффективность проекта.

Рентабельность инвестицийопределяется как отношение суммыдисконтированных доходов за расчетный период квеличине инвестиций, вызвавшей эти доходы (тоесть отношение отдачи капитала к вложенномукапиталу):

Поскольку основным источникомфинансирования проектов являются средствафедерального бюджета, необходимо определятьбюджетный эффект, представляющий собойпревышение доходной части бюджета над расходной.

Бюджетный эффект за расчетный периодопределяется по следующей формуле:

где:     Эб –бюджетный эффект за расчетный период отреализации проекта;

Dt – доходы, поступающие в бюджет и во внебюджетные фонды в t-ом году расчетного периода;

Kбt – расходы, осуществляемые из средств федерального бюджета в t-ом году расчетного периода;

d – коэффициент, учитывающий степень участия государства в реализации проекта.

В свою очередь, коэффициент dопределяется как отношение суммы бюджетныхсредств с дисконтированием Кб ксуммарной величине инвестиций из всехисточников финансирования на реализацию проектас дисконтированием K:

Величина K определяется по формуле(11). По аналогичной формуле определяется ивеличина Кб.

В случае привлечения заемных средствдля финансирования проектов необходимоопределять срок погашения банковского кредита.Срок погашения банковского кредита – это периодвремени, в течение которого заемщик полностьюрассчитывается с банком за ссуду с процентами извсех источников погашения. Показатель срокапогашения банковского кредита являетсярасчетным показателем и характеризуетпотенциальную возможность предприятия погаситьзадолженность перед банком за взятую им ссуду взаданные сроки. Величина расчетного срокапогашения не должна превышать фактический срокпогашения банковского кредита, обусловленныйкредитным договором.

Источниками погашения банковскогокредита являются чистая прибыль иамортизационные отчисления, остающиеся упредприятия по установленному нормативу.

Срок погашения банковскогокредита определяется путем суммированиядисконтированных чистых прибылей (чистыхдоходов) на погашение кредита по годамрасчетного периода до тех пор, пока полученнаянарастающим итогом сумма не достигнет величиныссуды с процентами, дисконтированной красчетному году. То есть срок погашенияопределяется исходя из условий:

где Kкр суммарная величинассуды с процентами с учетом дисконтирования; t -  год, в котором полученная нарастающим итогомчистая прибыль сравнивается с суммарнымиинвестициями.

Год, в котором наступит это условие,соответствует конечному году срока погашениякредита, начальный год срока погашения – годупредоставления кредита.

Срок погашения банковского кредитаможет быть также с достаточной степенью точностиопределен по формуле:

где Дср – среднегодоваявеличина чистого дохода, идущая на погашениебанковского кредита с учетом дисконтирования.

В случае привлечения заемных средств(средств банковского кредита) необходимоопределять сальдо реальных денег на тех шагах(или шаге) расчета, на которых кредитнымдоговором предусмотрено погашение ссуды спроцентами.

Под сальдо реальных денегпонимается разность между чистым доходом бездисконтирования, идущим на погашение кредита Дt, и платой за кредит, предусмотреннойкредитным договором на t-ом шаге Pt :

При этом в качестве шага расчета припроведении технико-экономического обоснованиянеобходимо принимать интервал времени междудвумя соседними платами за кредит,предусмотренными кредитным договором, если ихнесколько, или интервал времени между моментомполучения кредита и моментом выплаты ссуды спроцентами, если плата за кредит носитодноразовый характер.

Положительное сальдо реальных денегна каждом шаге расчета свидетельствует о том, чтоу предприятия достаточно накопленных средствдля погашения кредита в обусловленные сроки, а,следовательно, и об эффективности заемныхсредств. Отрицательное сальдо хотя бы на одномшаге расчета свидетельствует об ихнеэффективности.

В тех случаях, когда проект направленна создание импортозамещающего оборудования,должна приниматься во внимание экономия валюты.Экономия валюты за год определяется по следующейформуле:

где Цед – цена за единицуимпортного оборудования в валютном измерении, m– среднегодовое количество импортируемогооборудования.

Исходными данными для оценкиэкономической эффективности проектов являются:

  • начальный и конечный годы расчетного периода, принятые для оценки эффективности проекта;
  • величина инвестиций на реализацию проекта по годам (шагам) расчетного периода (в том числе средства федерального бюджета, заемные средства, собственные средства предприятия, прочие внебюджетные средства);
  • объем производства оборудования по годам (полугодиям, кварталам, если шаг расчета принят меньше года) расчетного периода;
  • цена единицы оборудования (без НДС) по годам расчетного периода;
  • себестоимость изготовления единицы оборудования по годам расчетного периода, в том числе, издержки производства, амортизационные отчисления и уплата процентов за кредит (если проект требует заемных средств);
  • фонд оплаты труда в себестоимости единицы оборудования;
  • срок кредита, процент за кредит, схема погашения кредита и плата за кредит по годам (шагам расчета), если одним из источников финансирования проекта является банковский кредит.

4. Реализация механизма финансированиянаукоемкого производства на конкурсной основе вавиационной промышленности

 

В 1999 г. предприятия и организацииавиационной промышленности участвовали вконкурсах за получение государственного заказана НИОКР по таким федеральным целевым программамкак:

  • «Программа развития гражданской авиационной техники России до 2000 года»;
  • «Программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы» (по разделу «Разработка производства новых материалов и специализированного оборудования, разработка и освоение новых технологий»).

В состав рабочей группы порассмотрению и экспертизе заявок организацийдля выполнения на конкурсной основе НИОКР вошливедущие специалисты головных НИИ авиационнойпромышленности, таких как ГНЦ РФ «Центральныйинститут авиационного моторостроения им. П. И.Баранова», ГНЦ РФ «Центральныйаэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е.Жуковского», ГНЦ РФ «Государственный НИИавиационных систем», Государственныйнаучно-исследовательский центр ЦАГИ, ГНЦ РФ«Всероссийский институт авиационныхматериалов» и др.

На основании рекомендаций рабочейгруппы конкурсной подкомиссией по организацииторгов (конкурсов) Министерством экономики РФ в1999 г. были рассмотрены 14 заявок (лотов)одиннадцати организаций на выполнение новыхНИОКР по федеральной «Программе развитиягражданской авиационной техники до 2000 года». Порезультатам конкурсных торгов по рассмотреннымзаявкам между Министерством экономики РФ ипредприятиями авиационной промышленности былозаключено договоров на общую сумму 35,8 млн. руб.

Среди основных лотов, представленныхпредприятиями на конкурс в 1999 г., были, например,следующие:

  • Самолет Як-42Д-90 – создание опытного образца.
  • Гиперзвуковой летательный аппарат.
  • Участие в разработке самолета большой пассажировместимости А3ХХ.
  • Доведение характеристик основных используемых авиадвигателей до международных требований ИКАО-II (по эмиссии, удельной топливной эффективности, безопасности и шуму).

По аналогичной схеме в 1999 г. былипроведены торги (конкурсы) по размещению заказовна закупку товаров, работ и услуг, необходимыхдля выполнения федеральной «Программыреструктуризации и конверсии обороннойпромышленности на 1998-2000 годы». Всего был проведен51 торг (конкурс) на общую сумму лотов 51,75 млн. руб.По 26 лотам конкурс не был выигран ни одной изорганизаций-заявителей в связи снесоответствием предполагаемых лотовтребованиям программы и отечественных изарубежных стандартов. Государственнымзаказчиком было заключено с победителямиконкурсных торгов 25 контрактов на сумму 8,47 млн.руб., в том числе 14 закрытых контрактов на сумму 3,8млн. руб. и 11 контрактов по закупке уединственного источника на сумму 4,67 млн. руб. [12].

Общая стоимость лотов – предложенийгосударственного заказчика по выполнению работпо «Программе реструктуризации и конверсии …»,которые не привели к заключению контрактов,составила 43,3 млн. руб., в том числе 31,7 млн. руб. позакрытым торгам (конкурсам) и 11,6 млн. руб. поторгам закупки у единственного источника.

Среди основных лотов, выставляемых наконкурс в 1999 г., с точки зрения этапностижизненного цикла создаваемой научно-техническойпродукции, можно выделить два основныхнаправлений работ:

  • фундаментальные исследования (2,19 млн. руб. или 25,8% от лимита средств федерального бюджета, выделенного на проведение работ на конкурсной основе);
  • разработка перспективных технологий, оборудования и материалов (6,28 млн. руб. или 74,2 % от указанного лимита).

В 2000 г. в авиационной промышленностибыла продолжена организационно-методическаяработа по организации конкурсов на получениегосударственного заказа. В частности, для этогобыли введены в действие новые документы,регламентирующие:

  • порядок прохождения конкурса;
  • порядок заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение НИОКР;
  • проведение технико-экономической экспертизы, порядок обоснования планируемых затрат на материально-технические ресурсы, а также порядок утверждения цен на НИОКР;
  • порядок привлечения соисполнителей;
  • порядок контроля над выполнением государственного контракта и правильного расходования выделенных для этих целей средств.

5. Заключение

 

Инновационная стратегия развитияэкономики России создает надежную иперспективную базу для упрочения еемирохозяйственных связей, усилениянаучно-технического и промышленного потенциала,повышения жизненного уровня населения. Безсущественного реформирования и преобразованиямеханизма создания и распространениянововведений (бывшего на протяжении десятилетий«ахиллесовой пятой» директивно-плановойэкономики), финансирования исследований иразработок не удастся использоватьнаучно-технические достижения для улучшенияэкономической ситуации. Рационализация подходовк повышению эффективности инвестиций в научныеисследования и разработки будет способствоватьсущественному пополнению средствгосударственного бюджета, улучшениюконкурентоспособности продукции, повышениюсоциального и экономического статуса ученых иинженеров, разработчиков новых видов продукции иуслуг.

Прагматическая значимость иполученные, хотя и достаточно скромные, нообнадеживающие результаты конкурсного отборадля финансирования научно-технических проектовв производстве наукоемкой продукции, безусловно,имеют перспективу для своего развития. Угосударства, по мере укрепления егоэкономической мощи, увеличатся финансовыевозможности (так же как и потребности) длябюджетной поддержки технологического развития ивопрос об эффективности использованияфинансовых инструментов и финансовых ресурсовстанет еще более актуальным.

Литература:

 

  1. Эйсен Н. Механизм финансирования науки / Экономист, № 8, 2000.
  2. Шувалов С., Оборин С. Снижение риска бюджетного финансирования / Экономист, № 7, 2000.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 8.04.97 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» / Собрание законодательства РФ, 14.04.97 г., № 15.
  4. Типовое положение о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденное приказом Миннауки, Минэкономики и Минфина РФ от 17.10.97 г. № 94/130/74н.
  5. Закон Российской Федерации «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (от 6.05.99 г. № 97-ФЗ) / Собрание законодательства РФ, 10.05.99 г., № 19.
  6. Поручения Правительства Российской Федерации от 12.04.97 г. № БН-П5-5пр и от 15.05.97 г. № БН-П5-16пр в части проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ, услуг.
  7. «О совершенствовании работы Минэкономики России по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8.04.97 г. № 305 в части проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг за счет выделяемых Министерству бюджетных средств». Приказ Министра экономики РФ от 9.07.97 г. № 70.
  8. «Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и п

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».