Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N1 / 2001

История введения единой европейской валюты и его последствия

Тимченко М.Н.,

Этапы валютной интеграции Западной Европы

Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания Европейского Союза (ЕС). Римскому договору, закрепившему его создание, предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии, соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Первая масштабная попытка организации такого союза была предпринята в 1971 г., когда странами—членами ЕС была принята программа поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. При разработке этой программы столкнулись позиции “монетаристов” во главе с Францией, считавших, что вначале необходимо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и “экономистов” во главе с ФРГ, которые предлагали начать с формирования экономического союза и предпочитали плавающие валютные курсы. Результатом этого спора стало решение глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге об одновременном создании экономического и валютного союза. 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС был принят “план Вернера”, рассчитанный на 10 лет — до 1980 г.

На первом этапе (1971—1974 гг.) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ±1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975—1976 гг.) намечалось завершение всех этих мероприятий. На третьем этапе (1977—1979 гг.) предполагалось передать наднациональным органам ЕС некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировались создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, “план Вернера” потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности — между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начала 80-х годов. Режим “европейской валютной змеи” оказался малоэффективным, так как не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали “валютную змею”, чтобы не тратить свои валютные резервы для поддержания курса валют в узких пределах. Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.

Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Была сформирована разветвленная институционально-организационная структура. Изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капитала и образованием единого рынка. Все это способствовало принятию в апреле 1989 г. программы создания политического, экономического и валютного союза, разработанной комитетом Ж. Делора.

“План Делора” предусматривал:

— создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма;

— структурное выравнивание отсталых зон и регионов;

— координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета;

— учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;

— проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.

Дополнительно была поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены проводить общую внешнюю политику и политику в области безопасности.

В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора 1957 г., провозгласившего создание ЕС. Для валютного союза необходимо участие валют в “европейской валютной змее”, соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты, соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ в части унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.

На основе “плана Делора” к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе был подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к этому договору присоеденились Австрия, Финляндия и Швеция.

В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз создается в три этапа.

Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском союзе.

В частности, были устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского союза, а также между Европейским союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, для чего странами-членами принимались программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы, ориентированные на обеспечение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС.

Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступавшего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого стало определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций начиная с третьего этапа. Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежной политики стран-членов в преддверии становления экономического и валютного союза и в этом качестве мог выносить рекомендации национальным центральным банкам.

На данном этапе протекали следующие интеграционные процессы:

— принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Тот же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;

— принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;

— утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом. Эта мера получила название “оговорки об отказе от поручительства”;

— формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;

— принятие национального законодательства, предоставляющего центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, с тем чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран—участниц ЭВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, который исходил из индивидуальных контрольных оценок Комиссии ЕС и Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.

Третий этап (1 января 1999 г. — 1 июля 2002 г.) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 г. были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро (см. таблицу), а евро стал их общей валютой.

 

 

Валюта

Единиц за 1 евро

Австрийский шиллинг

13,7603

Бельгийский франк

40,3399

Немецкая марка

1,95583

Ирландский фунт

0,787564

Испанская песета

166,386

Итальянская лира

1936,27

Люксембургский франк

40,3399

Голландский гульден

2,20371

Португальский эскудо

200,482

Финская марка

5,94573

Французский франк

6,55957

Произошла также замена ЭКЮ на евро в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро. ЕСЦБ использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировые валютные рынки, а ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро. Через инструменты единой денежной политики поощряется переход к операциям в евро коммерческих банков и крупных корпораций. Только в евро номинируются новые выпуски ценных бумаг в странах-участницах. Согласно решению Совета Евросоюза в Мадриде (декабрь 1995 г.) эмиссия государственных облигаций с января 1999 г. осуществляется исключительно в евро. Кроме того, с начала переходного периода в евро котируются все государственные облигации — как новых, так и старых, в том числе не реденоминированных, выпусков. Поскольку дополнительная сегментация рынков (деление на облигации в национальной валюте и в евро) отрицательно сказывается на их ликвидности, процесс реденоминации в этом секторе идет форсированными темпами, что обусловлено также важной ролью правительственных ценных бумаг в формировании европейского фондового рынка и принципиальными общеполитическими соображениями.

В 1999—2001 гг. в безналичных расчетах в зоне евро параллельно используются евро и привязанные к нему национальные валюты. Работает принцип “никакого принуждения”: любой субъект хозяйственной деятельности имеет право выбирать, в какой валюте он будет выставлять и оплачивать счета.

С 1 января 2002 г. в обращение вводится наличный евро и все безналичные расчеты осуществляются только в евро. Период параллельного обращения наличного евро и национальных валют установлен до 31 июня 2002 г. За это время производится постепенное изъятие из обращения национальных наличных денежных знаков и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро. Но и после 1 июля 2002 г. национальные денежные знаки можно будет свободно обменивать на евро. Одновременное обращение двух валют будет создавать определенные проблемы как клиентам, так и торговым предприятиям, поэтому для облегчения перехода предусмотрена возможность сокращения этого периода в отдельных странах, а также ряд мер способствующих более быстрому замещению национальных валют евро. В частности, только наличный евро планируется использовать в банкоматах и при выдаче сдачи независимо от валюты платежа.

 

Схема перехода на единую валюту

 

Схема перехода на единую валюту

Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране-члене.

Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если денежные средства доступны, операция производится немедленно — в реальном времени. При недостатке средств на счете операция вносится в очередь, до поступления необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlements — RTGS).

Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS, возможны на всей территории зоны евро. Все RTGS связаны между собой через механизм TARGET и создают общеевропейскую систему расчетов в евро. Эта система проводит операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки проводятся только в единой валюте – евро. Платеж коммерческого банка из какой-либо страны проходит через RTGS этой страны и затем по каналам связи системы TARGET передается в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий банк и в национальную систему расчетов. Доступ в TARGET открыт только через RTGS, и все платежи контролируются ЕЦБ.

Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием является возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS и служат мостом к национальным системам расчетов.

Схема перехода на единую валюту

Схема перехода на единую валюту

 

Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет только евро-номинированные операции.

Последствия введения единой европейской валюты

 

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран—участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком – американским. Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для его развития и углубления, улучшения инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использования евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках.

Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке — в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие, усиление конкуренции между ними.

Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999 г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах—членах ЕС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30—50% в Велико-британии и Нидерландах.

В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, — к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг.

В-четвертых, введение евро привело к существенным изменениям на рынке деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные ставки, акции, биржевые индексы и другие. Поэтому вопросы перехода к евро для этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они обращаются. С введением евро в обороте появились фьючерсы и опционы, выраженные в новой валюте, которые обращаются наряду с опционами в национальных валютах, но постепенно заменяют их. То же самое относится к рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов.

В целом в течение 1999 г. объем операций в секторе производных финансовых инструментов сократился почти в десять раз (с 8,2 до 0,8 трлн. евро). Связано это прежде всего с глубокой перестройкой структуры рынка, выраженной в существенном уменьшении количества традиционных контрактов (из 200 действовавших видов сделок с участием 13 валют сохранилось не более 20—30), а также в снижении валютных рисков. Ввиду увеличения кредитных рисков на рынке производных финансовых инструментов, вероятнее всего, будут увеличиваться объемы процентных свопов. Сокращение объемов операций с традиционными деривативами (форвардами и фьючерсами) уже сейчас поставило на грань выживания мелкие западноевропейские биржи. По-видимому, как и на рынке акций, здесь резко возрастет концентрация биржевой торговли. Основная борьба за преобладание на рынке деривативов в рамках зоны евро разворачивается между тремя биржевыми центрами: ЛИФФЕ (Великобритания), ДТБ (Германия) и МАТИФ (Франция).

В-пятых, введение единой европейской валюты создало стимулы для ускорения концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь специализируясь на работе с ценными бумагами компаний с низкой капитализацией. Тем не менее рост объемов международных инвестиций на европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от увеличения инвестиций на рынке государственных облигаций, основным результатом чего станет более низкая рыночная капитализация западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпорациями.

С технической точки зрения введение евро не составило значительных трудностей для фондовых бирж, особенно для тех, которые уже функционировали в мультивалютном режиме. Европейские фондовые биржи, объединенные в Федерацию европейских бирж, с 4 января 1999 г. перешли к котировкам и операциям со всеми ценными бумагами в евро и только в евро. Поскольку номинальная стоимость акции, по существу, никак не связана с ее рыночной ценой (а подчас и вовсе отсутствует), двойные котировки (в евро и в национальной валюте) были признаны ненужными (тем более что они влекут за собой дополнительные издержки как для бирж, так и для брокеров и брокерских контор на этих биржах). Основные трудности лежат в плоскости достижения политического согласия между различными биржами в процессе их объединения и слияния. Являясь объектом интересов своих акционеров, биржи будут вынуждены искать компромиссные решения, способные удовлетворить не только руководство самих бирж, но всех заинтересованных лиц, что займет значительное время.

В целом глубокая перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону стандартов финансового рынка США, которые на сегодняшний момент являются своеобразным эталоном. Это обстоятельство ускорит процесс преодоления экономических проблем, накопившихся в европейских странах, поскольку последние частично лишатся защиты, обеспечиваемой узкими границами национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Вместе с тем успешное функционирование финансового рынка ЭВС в течение 1999—2000 гг. наряду с совершенствованием его качественной структуры и расширением объема проводимых на нем операций позволяет надеяться на усиление в ближайшем будущем его роли в мировой валютно-финансовой системе, а также на придание дополнительного импульса развитию экономики европейских стран.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».