Этапы валютной интеграции Западной Европы
Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания Европейского Союза (ЕС). Римскому договору, закрепившему его создание, предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии, соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Первая масштабная попытка организации такого союза была предпринята в 1971 г., когда странами—членами ЕС была принята программа поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. При разработке этой программы столкнулись позиции “монетаристов” во главе с Францией, считавших, что вначале необходимо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и “экономистов” во главе с ФРГ, которые предлагали начать с формирования экономического союза и предпочитали плавающие валютные курсы. Результатом этого спора стало решение глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге об одновременном создании экономического и валютного союза. 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС был принят “план Вернера”, рассчитанный на 10 лет — до 1980 г.
На первом этапе (1971—1974 гг.) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ±1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975—1976 гг.) намечалось завершение всех этих мероприятий. На третьем этапе (1977—1979 гг.) предполагалось передать наднациональным органам ЕС некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировались создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.
Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, “план Вернера” потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности — между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начала 80-х годов. Режим “европейской валютной змеи” оказался малоэффективным, так как не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали “валютную змею”, чтобы не тратить свои валютные резервы для поддержания курса валют в узких пределах. Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.
Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Была сформирована разветвленная институционально-организационная структура. Изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капитала и образованием единого рынка. Все это способствовало принятию в апреле 1989 г. программы создания политического, экономического и валютного союза, разработанной комитетом Ж. Делора.
“План Делора” предусматривал:
— создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма;
— структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
— координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета;
— учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
— проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.
Дополнительно была поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены проводить общую внешнюю политику и политику в области безопасности.
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора 1957 г., провозгласившего создание ЕС. Для валютного союза необходимо участие валют в “европейской валютной змее”, соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты, соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ в части унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.
На основе “плана Делора” к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе был подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к этому договору присоеденились Австрия, Финляндия и Швеция.
В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз создается в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском союзе.
В частности, были устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского союза, а также между Европейским союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, для чего странами-членами принимались программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы, ориентированные на обеспечение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС.
Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступавшего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого стало определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций начиная с третьего этапа. Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежной политики стран-членов в преддверии становления экономического и валютного союза и в этом качестве мог выносить рекомендации национальным центральным банкам.
На данном этапе протекали следующие интеграционные процессы:
— принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Тот же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;
— принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;
— утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом. Эта мера получила название “оговорки об отказе от поручительства”;
— формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
— принятие национального законодательства, предоставляющего центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, с тем чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.
К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран—участниц ЭВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.
2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, который исходил из индивидуальных контрольных оценок Комиссии ЕС и Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.
Третий этап (1 января 1999 г. — 1 июля 2002 г.) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 г. были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро (см. таблицу), а евро стал их общей валютой.
Валюта
|
Единиц за 1 евро
|
Австрийский шиллинг
|
13,7603
|
Бельгийский франк
|
40,3399
|
Немецкая марка
|
1,95583
|
Ирландский фунт
|
0,787564
|
Испанская песета
|
166,386
|
Итальянская лира
|
1936,27
|
Люксембургский франк
|
40,3399
|
Голландский гульден
|
2,20371
|
Португальский эскудо
|
200,482
|
Финская марка
|
5,94573
|
Французский франк
|
6,55957
|
Произошла также замена ЭКЮ на евро в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро. ЕСЦБ использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировые валютные рынки, а ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро. Через инструменты единой денежной политики поощряется переход к операциям в евро коммерческих банков и крупных корпораций. Только в евро номинируются новые выпуски ценных бумаг в странах-участницах. Согласно решению Совета Евросоюза в Мадриде (декабрь 1995 г.) эмиссия государственных облигаций с января 1999 г. осуществляется исключительно в евро. Кроме того, с начала переходного периода в евро котируются все государственные облигации — как новых, так и старых, в том числе не реденоминированных, выпусков. Поскольку дополнительная сегментация рынков (деление на облигации в национальной валюте и в евро) отрицательно сказывается на их ликвидности, процесс реденоминации в этом секторе идет форсированными темпами, что обусловлено также важной ролью правительственных ценных бумаг в формировании европейского фондового рынка и принципиальными общеполитическими соображениями.
В 1999—2001 гг. в безналичных расчетах в зоне евро параллельно используются евро и привязанные к нему национальные валюты. Работает принцип “никакого принуждения”: любой субъект хозяйственной деятельности имеет право выбирать, в какой валюте он будет выставлять и оплачивать счета.
С 1 января 2002 г. в обращение вводится наличный евро и все безналичные расчеты осуществляются только в евро. Период параллельного обращения наличного евро и национальных валют установлен до 31 июня 2002 г. За это время производится постепенное изъятие из обращения национальных наличных денежных знаков и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро. Но и после 1 июля 2002 г. национальные денежные знаки можно будет свободно обменивать на евро. Одновременное обращение двух валют будет создавать определенные проблемы как клиентам, так и торговым предприятиям, поэтому для облегчения перехода предусмотрена возможность сокращения этого периода в отдельных странах, а также ряд мер способствующих более быстрому замещению национальных валют евро. В частности, только наличный евро планируется использовать в банкоматах и при выдаче сдачи независимо от валюты платежа.
Схема перехода на единую валюту
Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране-члене.
Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если денежные средства доступны, операция производится немедленно — в реальном времени. При недостатке средств на счете операция вносится в очередь, до поступления необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlements — RTGS).
Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS, возможны на всей территории зоны евро. Все RTGS связаны между собой через механизм TARGET и создают общеевропейскую систему расчетов в евро. Эта система проводит операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки проводятся только в единой валюте – евро. Платеж коммерческого банка из какой-либо страны проходит через RTGS этой страны и затем по каналам связи системы TARGET передается в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий банк и в национальную систему расчетов. Доступ в TARGET открыт только через RTGS, и все платежи контролируются ЕЦБ.
Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием является возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS и служат мостом к национальным системам расчетов.
Схема перехода на единую валюту
Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет только евро-номинированные операции.
Последствия введения единой европейской валюты
Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран—участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком – американским. Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для его развития и углубления, улучшения инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использования евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках.
Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке — в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие, усиление конкуренции между ними.
Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999 г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах—членах ЕС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30—50% в Велико-британии и Нидерландах.
В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, — к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг.
В-четвертых, введение евро привело к существенным изменениям на рынке деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные ставки, акции, биржевые индексы и другие. Поэтому вопросы перехода к евро для этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они обращаются. С введением евро в обороте появились фьючерсы и опционы, выраженные в новой валюте, которые обращаются наряду с опционами в национальных валютах, но постепенно заменяют их. То же самое относится к рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов.
В целом в течение 1999 г. объем операций в секторе производных финансовых инструментов сократился почти в десять раз (с 8,2 до 0,8 трлн. евро). Связано это прежде всего с глубокой перестройкой структуры рынка, выраженной в существенном уменьшении количества традиционных контрактов (из 200 действовавших видов сделок с участием 13 валют сохранилось не более 20—30), а также в снижении валютных рисков. Ввиду увеличения кредитных рисков на рынке производных финансовых инструментов, вероятнее всего, будут увеличиваться объемы процентных свопов. Сокращение объемов операций с традиционными деривативами (форвардами и фьючерсами) уже сейчас поставило на грань выживания мелкие западноевропейские биржи. По-видимому, как и на рынке акций, здесь резко возрастет концентрация биржевой торговли. Основная борьба за преобладание на рынке деривативов в рамках зоны евро разворачивается между тремя биржевыми центрами: ЛИФФЕ (Великобритания), ДТБ (Германия) и МАТИФ (Франция).
В-пятых, введение единой европейской валюты создало стимулы для ускорения концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь специализируясь на работе с ценными бумагами компаний с низкой капитализацией. Тем не менее рост объемов международных инвестиций на европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от увеличения инвестиций на рынке государственных облигаций, основным результатом чего станет более низкая рыночная капитализация западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпорациями.
С технической точки зрения введение евро не составило значительных трудностей для фондовых бирж, особенно для тех, которые уже функционировали в мультивалютном режиме. Европейские фондовые биржи, объединенные в Федерацию европейских бирж, с 4 января 1999 г. перешли к котировкам и операциям со всеми ценными бумагами в евро и только в евро. Поскольку номинальная стоимость акции, по существу, никак не связана с ее рыночной ценой (а подчас и вовсе отсутствует), двойные котировки (в евро и в национальной валюте) были признаны ненужными (тем более что они влекут за собой дополнительные издержки как для бирж, так и для брокеров и брокерских контор на этих биржах). Основные трудности лежат в плоскости достижения политического согласия между различными биржами в процессе их объединения и слияния. Являясь объектом интересов своих акционеров, биржи будут вынуждены искать компромиссные решения, способные удовлетворить не только руководство самих бирж, но всех заинтересованных лиц, что займет значительное время.
В целом глубокая перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону стандартов финансового рынка США, которые на сегодняшний момент являются своеобразным эталоном. Это обстоятельство ускорит процесс преодоления экономических проблем, накопившихся в европейских странах, поскольку последние частично лишатся защиты, обеспечиваемой узкими границами национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Вместе с тем успешное функционирование финансового рынка ЭВС в течение 1999—2000 гг. наряду с совершенствованием его качественной структуры и расширением объема проводимых на нем операций позволяет надеяться на усиление в ближайшем будущем его роли в мировой валютно-финансовой системе, а также на придание дополнительного импульса развитию экономики европейских стран.
|