Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N0 / 2000

Финансовый анализ позволяет предупредить несостоятельность

Матвеева В.М., Шутенко В.В.,

В последнее время наблюдается повышенный интерес к финансовому анализу организаций. Если попытаться определить круг пользователей этой информации, то представляется, что в их число входят:

  • учредители (собственники);
  • конкуренты;
  • специализированные госучреждения;
  • партнеры;
  • общественность, как потенциальные акционеры;
  • зарубежные инвесторы;
  • поставщики и покупатели;
  • кредитные учреждения;
  • персонал, связывающий личное благополучие с состоянием дел на фирме.

  • Вместе с тем, зачастую, информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, призванный заниматься общехозяйственной деятельностью. Хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.
    По нашему мнению, степень финансовой устойчивости должна лечь в основу при выработке им стратегических управленческих решений.
    Понятно, что при ежедневной рутине финансовый анализ проводить трудоемко. Тем более, что он требует завершенных отчетных показателей. Вместе с тем, существует вполне конкретная методика, изложенная в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 <О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий> разработанном на основе финансового анализа, опирающегося на международную практику бизнеса.

     

    Оценка жизнеспособности организации


    Значимость вышеупомянутого Постановления усиливает то обстоятельство, что оно было разработано для определения платежеспособности предприятия при признании его несостоятельности (банкротства). Представляется, что его подходы к реальной оценке положения дел в организации и есть тот необходимый минимум, гарантирующий жизнедеятельность и перспективу организации. так, в частности, вышеуказанным Постановлением утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность.
    В соответствии с положениями Постановления <О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий> анализ баланса предприятия производится на основании:

  • баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке;
  • баланса предприятия за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.
  • Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

     

    Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий


    1. Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  • коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

  • 2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
    Этот коэффициент определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.
    3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
    Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).
    4. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.
    Данный коэффициент определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
    5. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:
    - коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
    - коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
    При наличии вышеназванных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.
    При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).
    Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по основаниям, установленным пунктом 5 настоящего Положения, может быть отложено на срок, определяемый Федеральным Управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России, если в порядке, определенном абзацем 1 пункта 6 настоящего приложения, установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.
    На основании вышеприведенной системы критериев, принимаются следующие решения:
    - о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;
    - о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
    - о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
    Указанные решения принимаются, независимо от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия. Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное Управление).
    В отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов решения по вопросам жизнеспособности организации принимает Федеральное управление.
    Федеральное управление также выступает от имени государства как кредитор при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

     

    Возможности оздоровления организации


    Федеральным управлением при участии Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации утверждена типовая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана), предусматривающего предоставление государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий, порядок его согласования, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, а также методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления.
    Постановление <О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий> предусматривает предоставление государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. При этом установлено, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:
    - наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
    - наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательному разгосударствлению, в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 1, ст. 2);
    - безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.
    Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка. Ниже приводятся условия предоставления государственной поддержки несостоятельным организациям.

    Порядок предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий


    1. Настоящее Положение определяет порядок представления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий.
    2. В порядке, определенном настоящим Положением, осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
    - восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
    - финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.
    Далее по тексту под финансированием санационных мероприятий понимается выделение государственных ассигнований в рамках любого из указанных выше направлений.
    3. Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
    - финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
    - возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;
    - финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
    - финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
    Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
    Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут повлечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.
    4. Финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление), обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), - с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) - с другой.
    5. Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
    - выполнение требований, установленных в пункте 3 Постановления;
    - наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
    - наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
    В случаях, когда действующим законодательством предусмотрено внесение Федеральным управлением от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предусматривающих оказание государственной финансовой поддержки, Федеральное управление не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хотя бы одного из указанных выше оснований.
    6. Для получения ходатайства Федерального управления в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур или согласия Федерального управления на проведение санационных мероприятий во внесудебном порядке орган (органы), намеренный финансировать санационные мероприятия, предоставляет в Федеральное управление:
    - документы, подтверждающие выполнение требований пункта 3 Постановления;
    - предварительно согласованный в установленном порядке план финансового оздоровления (бизнес-план);
    - план-график финансирования санационных мероприятий;
    - документы, подтверждающие наличие средств, соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
    При решении вопроса о внесении ходатайства в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур в отношении предприятия-должника указанные документы должны быть представлены в Федеральное управление не позднее, чем за 10 дней до истечения срока подачи соответствующего ходатайства.
    7. Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования могут выступать:
    - Министерство финансов Российской Федерации либо уполномоченный финансовый орган субъекта Российской Федерации, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта Российской Федерации;
    - федеральный орган (органы) исполнительной власти, орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источниками финансирования являются указанные фонды.
    В качестве уполномоченных организаций (агентов) Правительства Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), через которые осуществляется государственное финансирование санационных мероприятий, могут выступать банковские учреждения, инвестиционные компании и фонды, заключившие договор, предусмотренный в пункте 4 настоящего Положения.
    8. Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).
    В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом - графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
    9. В целях осуществления возложенных на него функций по контролю за целевым использованием средств государственной финансовой поддержки, а также обеспечения возвратности средств, выделяемых в форме государственных кредитов, Федеральное управление вправе назначить аудиторскую проверку деятельности уполномоченных организаций (агентов), в части надлежащего использования выделенных средств с привлечением независимых аудиторских фирм.
    В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, невыполнение плана - графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.

    Добровольная ликвидация
    Постановлением <О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий> от 20 мая 1994 г. № 498 утвержден и порядок принятия решений о добровольной ликвидации предприятий, который приводится ниже.

    Положение о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников


    1. Добровольная ликвидация предприятий - должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием - должником и кредиторами, в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий, в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.
    Решение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление) о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, является основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.
    Если подготовка к применению процедур добровольной ликвидации федерального государственного предприятия либо предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) Российской Федерации, осуществляется по иным основаниям, руководитель предприятия обязан не позднее, чем за 15 дней до момента проведения собрания кредиторов, уведомить об этом Федеральное управление и представить документы и сведения, определенные пунктами 2 и 3 статьи 5 Закона Российской Федерации <О несостоятельности (банкротстве) предприятий>.
    2. В случае, если добровольная ликвидация предприятия инициируется Федеральным управлением, начало подготовки к применению процедур добровольной ликвидации оформляется распоряжением Федерального управления после предварительного рассмотрения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащим обязательное для руководителя предприятия предписание об исполнении установленных действий по добровольной ликвидации предприятия. Данное распоряжение в установленном порядке направляется руководителю предприятия и доводится до сведения соответствующего комитета по управлению имуществом.
    3. Руководитель предприятия, в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления, обязан:
    - издать приказ об организации всех необходимых мероприятий по выполнению распоряжения Федерального управления;
    - организовать проведение собрания кредиторов, назначить дату его проведения и разослать известным предприятию кредиторам соответствующие извещения;
    - организовать проведение общего собрания (конференции) трудового коллектива, избирающего своего представителя для участия в процедурах добровольной ликвидации.
    Изданный руководителем предприятия приказ направляется в адрес Федерального управления в день его выхода.
    Собрание кредиторов проводится не позднее, чем через 15 дней с момента получения распоряжения Федерального управления.
    Дата проведения общего собрания (конференции) трудового коллектива назначается не позднее, чем за 3 дня до проведения собрания кредиторов. Непроведение общего собрания (конференции) трудового коллектива не препятствует проведению собрания кредиторов.
    4. В собрании кредиторов, созываемом в порядке, определенном в пункте 3 настоящего Положения, с правом голоса участвуют кредиторы, имеющие не обеспеченные залогом обязательства предприятия, срок исполнения которых наступил до момента проведения указанного собрания.
    Федеральное управление представляет на собрании кредиторов интересы государства в объеме суммарных обязательств предприятия перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами и при решении вопроса о добровольной ликвидации предприятия голосует с обязательным учетом мнения соответствующих отраслевого министерства (ведомства) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    В собрании кредиторов участвуют руководитель предприятия, а также уполномоченный представитель трудового коллектива. К участию могут быть приглашены представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующих отраслевого министерства (ведомства), финансового органа, комитета по управлению имуществом, антимонопольного органа (в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на федеральном или местном рынке).
    Порядок проведения собрания кредиторов определяется примерным регламентом собрания кредиторов, утверждаемым Федеральным управлением, если иной порядок не утвержден соглашением кредиторов.
    Если в результате анализа экономического состояния предприятия Федеральным управлением установлено наличие признаков умышленного или фиктивного банкротства, Федеральное управление обязано проинформировать об этом собрание кредиторов. При этом, в случае обнаружения признаков умышленного банкротства Федеральное управление в установленном законодательством порядке предъявляет требования о признании недействительными сделок, совершенных с целью доведения предприятия до состояния банкротства, а при наличии признаков совершенного правонарушения направляет материалы в следственные органы.
    В случае принятия собранием кредиторов решения о добровольной ликвидации предприятия, указанное решение считается принятым руководителем предприятия и кредиторами совместно. Одновременно с принятием решения о добровольной ликвидации предприятия собрание кредиторов вправе предложить кандидатуру конкурсного управляющего.
    Решение собрания кредиторов по вопросу добровольной ликвидации предприятия оформляется и направляется в Федеральное управление в течение трех суток.
    5. Федеральное управление, в течение трех суток с момента получения решения о добровольной ликвидации федерального государственного предприятия, утверждает указанное решение и назначает конкурсного управляющего, с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, Федеральное управление обязано назначить
    В случае, если принято решение о добровольной ликвидации предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государства, для утверждения указанного решения Федеральное управление поручает руководителю предприятия организовать проведение собрания высшего органа предприятия, уполномоченного в соответствии с уставом последнего принимать подобное решение (далее - уполномоченный орган). Собрание уполномоченного органа проводится не позднее 30 дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации предприятия в порядке, определенном уставом предприятия.
    Федеральное управление представляет на этом собрании интересы государства в объеме принадлежащей государству доли (вклада, пакета акций), при этом полномочия любых иных лиц по представлению интересов государства на данном собрании недействительны. Федеральное управление не вправе голосовать против утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия за исключением случаев, когда в результате анализа экономического состояния предприятия выявлена фактическая платежеспособность либо реальная возможность ее восстановления, а также при наличии обстоятельств, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящего положения.
    Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности утверждается простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает данное решение, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.
    В случае утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия уполномоченный орган назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, уполномоченный орган назначает конкурсным управляющим лицо, предложенное собранием кредиторов.
    6. Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия, либо оно отклонено собранием кредиторов, Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для этого руководителя предписание касательно внесения в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
    Руководитель предприятия в течение двух недель после получения указанного распоряжения обязан представить в Федеральное управление копию заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и документ, подтверждающий получение арбитражным судом указанного заявления. В случае, если в установленный срок указанные документы не представлены, Федеральное управление подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно.
    7. Предприятие считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения совместного вышеупомянутого решения. Объявление о добровольной ликвидации предприятия должно быть подано для опубликования в установленном порядке не позднее трех дней с момента утверждения указанного решения.
    Начало осуществления ликвидационных мероприятий под контролем кредиторов откладывается на срок, установленный для подачи кредиторами заявления о несогласии с принятым решением о добровольной ликвидации предприятия в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
    8. Кредитор, несогласный с данным утвержденным решением, может заявить несогласии с указанным решением, подав соответствующее заявление конкурсному управляющему.
    Если в течение 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим не получено ни одного заявления кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации, решение о добровольной ликвидации считается согласованным всеми кредиторами.
    Если в указанный срок конкурсным управляющим получено хотя бы одно такое заявление, осуществление ликвидационных мероприятий прекращается. При этом Федеральное управление, в соответствии с предоставленными ему полномочиями, обязано принять меры по подаче заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражный суд.
    9. Конкурсный управляющий формирует ликвидационную комиссию, которая не позднее 15 дней с момента начала ликвидационных мероприятий представляет в Федеральное управление план ликвидации предприятия, разработанный в соответствии с Типовым планом ликвидации предприятия, утверждаемым Федеральным управлением. В случае, если ликвидационная комиссия не представила в указанный срок план ликвидации предприятия, Федеральное управление вправе самостоятельно разработать план ликвидации.
    План ликвидации предприятия, согласованный с Федеральным управлением, а в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на федеральном или местном рынке, - и с соответствующим антимонопольным органом, представляется конкурсным управляющим на утверждение собрания кредиторов, созываемого им в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 51 Закона Российской Федерации <О несостоятельности (банкротстве) предприятий>.
    10. План должен содержать:
    - полное наименование предприятия, юридический адрес и расчетный счет;
    - сведения о размерах и структуре уставного капитала;
    - сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;
    - перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок должника, ущемляющих интересы кредиторов;
    - перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче соответствующим органам исполнительной власти и местного самоуправления;
    - требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;
    - способ (способы) продажи имущества ликвидируемого предприятия (имущественных лотов), а также их начальная цена;
    - перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества (имущественных лотов);
    - перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации;
    - порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
    - К плану ликвидации прилагаются бухгалтерский баланс предприятия на момент принятия решения о добровольной ликвидации, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.
    11. Реализация (продажа) имущества осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации, Федеральным управлением либо уполномоченным им посредником, если иное лицо не определено непосредственно планом ликвидации предприятия в соответствии с требованием собрания кредиторов.
    Средства, вырученные от реализации имущества, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.
    12. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи имущества ликвидируемого предприятия конкурсный управляющий обязан созвать заключительное собрание кредиторов и представить отчет о своей работе.
    Собрание кредиторов принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
    В случае, если ликвидационный баланс не утвержден собранием кредиторов, кредиторы вправе в течение 15 дней назначить независимую аудиторскую проверку либо предъявить соответствующий иск конкурсному управляющему. Если в течение указанного срока ни одно из указанных действий не было осуществлено, ликвидационный баланс, представленный конкурсным управляющим, считается утвержденным.
    Утвержденный в указанном порядке ликвидационный баланс представляется конкурсным управляющим в Федеральное управление и соответствующему органу регистрации предприятий и является достаточным основанием для исключения предприятия из Государственного реестра предприятий.
    13. Собрание кредиторов осуществляет контроль за процессом добровольной ликвидации предприятия и действиями конкурсного управляющего в порядке, установленном действующим законодательством.
    Обжалование действий конкурсного управляющего и ликвидационной комиссии осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

    Внутренние аспекты финансовой состоятельности
    Описанный выше подход к жизнеспособности организаций является официальным и как правило реализуется на стадии, требующей кардинального изменения управленческой стратегии организации. Однако первые признаки финансового неблагополучия могут быть различимы заранее. Одним из практических шагов в этой области является зарубежная практика бухгалтерского учета: ежемесячно делать так называемый пробный баланс. Это поможет вовремя обнаружить нетрадиционные отклонения поступления финансовых средств и спрогнозировать перспективу получения намеченных финансовых результатов.
    Составление таблицы структуры получаемых организацией прибылей и убытков в % к валовому доходу позволяет заранее выявить отклонения в рыночной стратегии организации. При этом следует исходить из того, что в результате деятельности коммерческого предприятия его первоначальный капитал должен увеличиваться, поскольку главная цель проведения хозяйственных операций (т.е. бизнеса) - получение дохода. Капитал предприятия может увеличиваться по двум причинам. Первой из них является получение капитала от его владельцев, т.е. дополнительные взносы в уставный капитал. Вторая - получение прибыли от хозяйственных операций, т.е. продаж продукции, выполнения работ, оказания услуг. По правилам бухгалтерского учета и прибыль, и убыток разбиваются на следующие четыре вида:
    1) От обычных видов деятельности;:
    убыток от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
    2) Операционные расходы:
    проценты к уплате,
    убытки от участия в других организациях,
    прочие операционные расходы;
    3) Внереализационные расходы от хозяйственных операций (не связанные с реализацией вообще):
    уплаченные штрафы,
    пени, неустойки,
    проценты по кредитам,
    курсовые разницы по операциям стоимость которых выражена в иностранной валюте.
    4) Чрезвычайные убытки.

    Прибыль:
    1) От обычных видов деятельности:
    Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
    2) Операционные доходы:
    проценты к получению.
    доходы от участия в других организациях.
    прочие операционные доходы;
    3) Внереализационные доходы от хозяйственных операций, (не связанныз с реализацией вообще):
    полученные штрафы,
    пени, неустойки,
    проценты по кредитам,
    курсовые разницы по операциям, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
    4) Чрезвычайные доходы.
    Такое деление прибылей и убытков связано с тем, что для каждого вида деятельности применяется отдельная ставка налогов и льгот. Например, при приобретении организацией оборудования для его основной уставной деятельности, ему предоставляется снижение налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая должна быть распределена, так как в бухгалтерской отчетности требуется показать направления ее использования.
    Неиспользованная прибыль, полученная предприятием в результате его деятельности, а также другие полученные им средства (в том числе: безвозмездно от физических и юридических лиц, эмиссионный доход - это разница между рыночной ценой проданных акций и их номиналом у организаций, выпускающих акции, стоимость переоценки основных средств) вместе с первоначально вложенным уставным капиталом позволяют судить о размере собственного капитала компании.
    Однако, при нехватке собственных средств, предприятия используют в своей деятельности внешние источники ресурсов развития, которые могут быть как в виде денежных средств, в виде отсрочки платежа за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также отложенные выплаты по накопленным обязательствам, т.е. заемного капитала. Как известно, предоставившие их юридические и физические лица называются кредиторами, а задолженность предприятия перед ним называется кредиторской задолженностью. Особенностью рыночного бухгалтерского учета является понимание хозяйственных операций организации как оборота ее капитала. При таком обороте каждая отсрочка платежа, несвоевременная проплата, невыдача зарплаты работникам должны рассматриваться как безналоговая форма кредитования, служащая источником пополнения его средств. Критерием эффективности их использования служит динамика процентных ставок. Например, по состоянию на 21.12.1999 г. ставка рублевого однодневного кредита равнялась 16, 10%.
    Заемный капитал предприятия может выступать в следующих формах: долгосрочный заемный капитал (на срок более одного года) и краткосрочный заемный капитал (менее одного года).
    По структуре долгосрочный заемный капитал подразделяется на следующие виды средств:
    - банковские кредиты;
    - займы (долгосрочный кредит, полученный от небанковского источника, юридического или физического лица);
    - облигации, выпущенные предприятием;
    - целевое финансирование с возвратом (договор о совместной деятельности, выделении бюджетных средств);
    - вексель, выданный предприятием под получение средств или товаров;
    - лизинг;
    - коммерческий кредит (получение от поставщика средств или товаров);
    - долгосрочная отсрочка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством.
    Структура краткосрочного заемного капитала предприятия складывается из следующих позиций:
    - краткосрочная часть долгосрочного заемного капитала;
    - банковские краткосрочные кредиты и ссуды;
    - краткосрочные займы от небанковских юридических и физических лиц;
    - краткосрочная аренда (до 1 года);
    - средства, полученные по договору о совместной деятельности с партнерами;
    - авансы, полученные от покупателей;
    - отсрочка расчетов с поставщиками по краткосрочным сделкам;
    - коммерческий кредит, то есть отсрочка платежа на срок от 1 месяца до 1 года;
    - отложенные расчеты с бюджетом по текущим налоговым обязательствам предприятия (организации);
    - отложенные расчеты по внебюджетным налоговым обязательствам (разного рода налоги - дорожные, автомобильные и т.д.);
    - отложенные платежи по социальному страхованию и социальному обеспечению (расчеты с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Фондом занятости, Фондом обязательного медицинского страхования);
    - отложенные расчеты по заработной плате работникам организации;
    - отложенные расчеты по прочим обязательствам (например, по исполнительным листам);
    - отложенные расчеты по претензиям, предъявленным партнерами организации;
    - доходы будущих периодов (например, доходы, полученные от аренды, подлежат налогообложению на прибыль после окончания срока аренды, таким образом сумма налога на прибыль, причитающаяся к выплате в бюджет, остается в распоряжении предприятия в течении срока аренды);
    - резервы организации, созданные путем отчисления от прибыли, для ремонта, покрытия сомнительных долгов и использования на социальные нужды коллектива.
    Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнозирования финансово-экономического состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях. Отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости отдельного предприятия. Поэтому финансовый анализ предприятия проводят факультативно.
    Копирование западных образцов данного анализа, которые иногда кажется самым правильным и быстрым выходом из проблемной ситуации, на наш взгляд, не всегда оправдано. Необходимо учитывать, что на Западе давно укоренились обычаи соблюдения конфиденциальности отчетности предприятий, предоставляемой ими статистическим организациям; сложились четкие понятия о закрытой части отчетности и об открытой, публичной. Менеджеров, инвесторов, акционеров учат пользоваться отчетностью организаций уже со школьной скамьи. В России заинтересованным пользователям финансовой отчетности еще предстоит научиться читать и понимать ее. Бухгалтер, не имея ни времени, ни сил разбираться в серьезных, пестрящих сложными расчетами книгах посвященных оценке эффективности хозяйственной деятельности организаций, на наш взгляд, должен взять за привычку после каждой отчетной даты <перетряхивать> имеющиеся показатели для собственной оценки развития организации. В порядке рекомендации для этого можно предложить следующий набор коэффициентов, расчет которых не составляет большого труда.

    Показатели, характеризующие финансовое положение
    1) Коэффициент собственности = (Собственный капитал : валюта баланса) x 100%
    Показывает, насколько средства предприятия реально ему принадлежат. Другими словами, соотношение собственного капитала, стоимости активов и пассивов баланса. Размер коэффициента собственности предприятия ниже 50% говорит о высоком риске для его кредиторов.
    2) Коэффициент самофинансирования = (чистая прибыль: валюта баланса) x 100%.
    Показывает на сколько процентов все операции финансируются за счет имеющихся резервов.
    3) Коэффициент финансового равновесия = (собственный капитал : заемный капитал) x 100%.
    4) Коэффициент финансовой напряженности = (краткосрочный заемный капитал : валюта баланса) x 100%.
    Позволяет оценить положение предприятия на рынке, если этот показатель ниже 50% - развивающееся производство, выше 50% - сворачивающаяся стратегия в бизнесе.
    5) Коэффициент денежных активов = (остатки денежных средств в кассе и на расчетном счете: краткосрочный заемный капитал) ? 100%. Показывает соотношение краткосрочного долга (до 1 года) с имеющимися денежными средствами, предельное значение - 50%.
    6) Размер <работающего капитала> = оборотный капитал - краткосрочный оборотный капитал. Речь идет о том капитале, который не <скован> необходимостью расчетов по краткосрочным кредитам организации.
    7) Коэффициент маневренности = (работающий капитал : валюта баланса) x 100%.
    Показывает какую часть собственного капитала организация может использовать. Предельный <безопасный> для организации размер этого показателя составляет 10-15%, причем для торговли коэффициент маневренности в виду специфики должен быть не менее 40%.

    Показатели структуры активов
    8) Коэффициент соотношения активов = (долгосрочные активы: оборотные активы) ? 100%. Позволяет оценить степень <перегрузки> основными средствами. Например в крупных предприятиях на машиностроительных и металлургических комплексах этот показатель может достигать 100%.
    9) Коэффициент оборотных активов = (оборотные активы: валюта баланса) x 100%. Показывает соотношение средств, затраченных на оборотные активы с размером общего оборота организации.
    10) Коэффициент покрытия собственным капиталом основных средств = (собственный капитал: стоимость основных средств) ? 100%. Показывает на сколько процентов основные активы приобретены за счет собственных средств.

    Показатели эффективности использования капитала
    11) Коэффициент общей капиталоотдачи = выручка от продаж (форма 2 строка 110) : валюта баланса.
    Показывает сколько оборотов за месяц совершает капитал, если этот коэффициент умножить на 12, то получим показатель количества оборотов капитала за год.
    12) Коэффициент общей фондоемкости - валюта баланса : выручка от продаж.
    Показывает размер средств, которые надо вложить, чтобы получить 1 рубль выручки за месяц.
    13) Скорость оборота капитала в днях = (валюта баланса : выручка от продаж) x 30 дней.
    Показывает за сколько дней капитал делает одни оборот.
    14) Средняя норма амортизации = (ежемесячная амортизация x 12 месяцев) : среднегодовая стоимость основных средств.
    Показывает какая часть стоимости основных средств окупается.
    15) Показатель оборота оборотного капитала = выручка от продаж : (малоликвидные - ликвидные активы).
    Показывает количество оборотов за год совершаемых оборотным капиталом.
    16) Скорость оборота товарных запасов = (стоимость товарных запасов : возможная годовая выручка) x 360 дней.
    Возможная годовая выручка представляет собой реальную месячную выручку, умноженную на 12. Показывает сколько дней запасы хранятся на складе.
    17) Скорость оборота дебиторской задолженности = (задолженность покупателей : возможная выручка) x 360.
    Показывает продолжительность ожидания поступления денег от покупателей в днях.
    20) Скорость оборота кредиторской задолженности = (краткосрочный заемный капитал : возможная годовая выручка) x 360 дней.
    Показывает средний срок возврата наших долгов.
    21) Показатель эффективности организации оборота капитала = скорость оборота оборотного капитала минус скорость оборота товарных запасов минус скорость оборота дебиторской задолженности.
    Скорость
    Показывает сколько дней рубль бездействует, <отдыхает> на расчетном счете предприятия.
    Рентабельность
    22) Общая рентабельность = (операционная прибыль : валюта баланса) x 100%.
    Операционная прибыль - это прибыль от продаж продукции, работ или услуг до налогообложения.
    23) Чистая рентабельность собственного капитала = (чистая прибыль : собственный капитал) x 100%.
    Чистая прибыль - это прибыль после уплаты налогов. Чистая рентабельность собственного капитала показывает размер полученной чистой прибыли на каждый вложенный рубль собственного капитала.
    24) Чистая рентабельность уставного капитала = чистая прибыль : уставный капитал) x 100%.
    Показывает сколько чистой прибыли приносит каждый вложенный рубль уставного капитала.
    25) Объявленный дивиденд или норма дивиденда = фактически полученные дивиденды: стоимость уставного капитала по номиналу. Показывает объявленный процент дивидендов.
    26) Фактическая норма дивиденда, причитающаяся к выдаче каждому акционеру = фактически полученные дивиденды : стоимость уставного капитала по рыночной цене.
    Показывает процент реально полученных акционерами дивидендов.
    27) Рентабельность продаж, т.е. отношение всех вариантов полученной прибыли к доходу от продаж = (прибыль от обычных видов деятельности + операционная прибыль + внереализационная прибыль + чрезвычайная прибыль: выручка от продаж) x 100%.

    Показатели использования персонала
    28) Капиталовооруженность = (валюта баланса: численность персонала) x 100%.
    Показывает сколько средств организации приходится на каждого сотрудника.
    29) Производительность единицы персонала = (выручка от продаж : численность персонала) x 100%.
    Позволяет оценить вклад каждого работника в реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг.
    30) Рентабельность персонала = (прибыль : численность персонала) x 100.
    Показывает сколько прибыли приносит каждый работник.

    Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
    Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



    Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».