Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2015 год | Статьи из номера N3 / 2015

Национальные налоговые системы стран ЕС

Бобок В.С.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
экономики Российского государственного социального университета

 

Налоговые рычаги – важнейший элемент государственного регулирования. Велика их роль для стимулирования экономического роста, изменения отраслевых и территориальных пропорций, размеров и сфер приложения частных капиталовложений, для развития мелкого и среднего предпринимательства. В данной статье рассматриваются прямые и косвенные налоги, их ставки в странах ЕС.

В российское налоговое законодательство были внесены изменения, отразившиеся на функционировании системы налогов. Они предусматривают целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов налогов, расширяют права регионов и самоуправлений в области налогов, вводят множество новых льгот и т.д. Вместе с тем не все из нововведений достаточно обоснованны, многие из них могут иметь неоднозначные, даже нежелательные последствия.

Речь идет о продолжении сложившейся налоговой политики, которая отражает ведомственные интересы (Минфина России, ФНС России) и является для налогоплательщиков не стимулирующей, а карающей. Повышение ставок налогов на прибыль, имущество, введение транспортного налога при увеличении налоговых льгот не дали и не могли дать ожидаемого фискального результата из-за неизбежного роста числа обремененных и привилегированных плательщиков.

Нестабильность налоговой, как и всей экономической, политики предопределяется сегодня общей политической нестабильностью. Естественно, необходимое преобразование российского общества будет очень длительным процессом.

Для формирования полноценной рыночной экономики должна быть создана эффективная налоговая система с законами, учреждениями, механизмами контроля, поощряющая как национальные, так и иностранные частные инвестиции.

Налоговая политика и косвенные налоги
Налоговые системы стран Европейского союза сильно дифференцированы и различаются по многим параметрам. Основные элементы различий – налоговая база (что именно облагается налогом), ставки налога (его величина в процентном выражении), тип налога (прямой, косвенный и т.д.). Стратегия институциональных органов Европейского союза в области налогообложения нацелена не на создание единой системы, а на то, чтобы сделать национальные налоговые законодательства стран-участниц сопоставимыми друг с другом и задачами валютно-экономического союза. Устранение налоговых диспропорций является важной чертой центростремительной тенденции в Западной Европе, во главу угла которой поставлено «поощрение конкуренции таким образом, чтобы интеграция и экономический рост могли быть достигнуты одновременно и постепенно» [1].

Налоговая гармонизация в ЕС всегда преследовала две главные цели: создать равные условия конкуренции для хозяйственных агентов стран-участниц, что подразумевает упразднение налоговых границ; способствовать объединению и унификации внутреннего рынка как основного двигателя интеграционных процессов в регионе. На практике гармонизация в налоговой сфере реализуется намного медленнее и труднее, чем было задумано основателями «единой Европы»,
поскольку страны-участницы не желают поступаться суверенным правом государства взимать и распоряжаться налогами. Поэтому здесь не удалось добиться значительных результатов.

Принятые ими, предложенные на рассмотрение Совета ЕС меры затрагивают только структуры и налоговые базы, процентные же ставки как более подвижный и гибкий элемент остаются в ведении национальных властей. Усилия органов ЕС сосредоточены на двух основных направлениях: гармонизация ставок налога на добавленную стоимость и введение акцизных сборов; унификация налогов на доходы от ценных бумаг и банковских вкладов.

Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем рынке при сохраняющихся различиях во взимании косвенных налогов отмечалась в документах комиссии ЕС. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.

Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под налогообложение подпадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных покупок, в дальнейшем вычитают из общей суммы. Этот метод, известный как «налоговый кредит», вносит в налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия налогов. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить величину уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или ассоциации предприятий) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровню. Например, в Германии и Англии – одна процентная ставка; в Италии и во Франции – четыре ставки. Величина же НДС варьируется от 33,3% на некоторые предметы роскоши во Франции до 0% при экспорте товаров, работ и услуг в Италии, а также в Греции на медицинские и образовательные услуги (табл. 1).

Значительно большой разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.

Базовый уровень НДС определен в пределах 17,5–20%; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т.д.) – 4–9%; повышенны ставки – на топливо, табак и алкоголь. Такие рамки были выбраны не случайно. Опыт США показывает, что отношение ставок налога на 5 пунктов не оказывает существенного влияния на конкуренцию между соседними странами. В условиях ЕС для свободного действия рыночных сил достаточно организовать разброс ±2,5 пункта. Например, если средняя ставка процента на какой-либо товар составляет 18%, в странах-участницах одновременно может действовать до 5 различных налоговых ставок.

Кроме того, было предусмотрено изменение механизма действия НДС. В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании двух принципов: принципа страны происхождения и принципа страны назначения. Согласно первому налоги взимаются при экспорте и поступают в бюджет страны производителя. При использовании второго принципа НДС взимается на стадии реализации, т.е. взимая налог с импортируемых товаров, компенсируют его экспортерам.

Однако при таком порядке расчетов некоторые страны-участницы могут получать искусственную прибыль, облагая импортные товары более высокими пошлинами, чем национальные продукты, и возмещая экспортные налоги в большем размере, чем было уплачено.

Это равносильно введению скрытых таможенных барьеров и субсидированию экспорта, что является нарушением правил ЕС (ст. 95–96 Римского договора).

Переход на принцип страны происхождения в торговле продуктами собственного производства тесно связан с отменой таможенного контроля на внутренних границах Союза. Это означает, что система передвижения товаров внутри ЕС аналогична той, которая существует на территории отдельной страны. Понятие «экспорт-импортер» в масштабе ЕС было заменено нетаможенным термином «поставщик-заказчик». Сделки по экспорту-импорту между компаниями разных
стран-участниц перестали считаться налоговыми, а встали в один ряд с подобными операциями на национальном уровне.

Иными словами, в своей программе ЕС сделал акцент на сокращение числа национальных ставок НДС, а не на идентификацию их абсолютных значений.

Не случайно в ст. 192 заявлено, что «основной проблемой для единого рынка является не размер косвенного налогообложения, а его структура, т.е. деление на налог на добавленную стоимость и акцизы» [2].

Низкие ставки (и соответственно цены) способствуют расширению рынков сбыта, и изменение ставок изменяет финансовые потоки в рамках межфирменных взаимосвязей. Однако представители фирм считают, что предложенная налоговая разница в 5% не устранит существующих нарушений условий конкуренции. Они предлагают свести ее к 2–3 пунктам или установить единые ставки, поскольку при введении принципа взимания налогов с производителя экспорт из страны с низкой процентной ставкой в страну с высокой создает искусственную относительную прибыль.

Если рассмотреть ставки НДС на конкретных примерах, то в Италии (iva) – 20%, в отношении реализации продуктов питания первой необходимости (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, мука), а также печатной продукции – 4%. Продажа недвижимости, требующей реконструкции, не является элитной и облагается по ставке 4 или 10%, а при экспорте товаров, работ и услуг – 0%.

Во Франции существует четыре вида ставок НДС: 1) 18,6% – на все товары и услуги; 2) 33,3% – на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак; 3) 7% – на товары культурного обслуживания (книги); 4) 5,5% – на товары и услуги первой необходимости. От уплаты НДС освобождаются следующие виды деятельности: 1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. В Греции НДС является одним из
главных налогов и уплачивается, если производители ведут независимую экономическую деятельность (19%). 9% – применяется к основным потребительским товарам, 4,8% – к книгам, газетам, журналам. На некоторых островах (Лесбос, Самос, Скирос) ставка уменьшается на 30% , а некоторые товары освобождаются от налога. В Греции НДС не облагаются правовые, финансовые, банковские, образовательные услуги и экспортные сделки. Чтобы получить НДС (17,5%) в Англии, необходимо обратиться в Customerservice в том магазине, где была сделана покупка, предъявить чеки на покупки и паспорт. Получить НДС можно только в аэропорту при вылете из страны, только если вылет за пределы ЕС и покупка были больше 1000 ф. ст. Наличными выдаются только 200 ф. ст., вся остальная сумма переводится на счет.

Прямые налоги
Помимо гармонизации косвенных налогов не менее важное влияние на деятельность частного бизнеса оказывает и регулирование прямых налогов, а именно налогов на доходы от банковских вкладов и ценных бумаг, а также на прибыли корпораций. Данная проблема непосредственно связана с либерализацией движения капиталов в рамках ЕС, созданием единого финансового пространства, охватывающего сферу действия банков и других финансовых учреждений.

Это предполагает полную свободу обмена финансовыми услугами, выбора места размещения финансовых структур, вложения капитала или получения кредита в любой валюте ЕС, без чего нормального функционирования хозяйственных агентов на едином рынке попросту невозможно.

Совет министров ЕС принял директиву, предусматривающую либерализацию долгосрочных коммерческих кредитов, операций с иностранными ценными бумагами, котирующимися на бирже, и их свободную эмиссию компаниями на рынке стран-партнеров. Предполагается, что единый европейский рынок капиталов начнет функционировать в полном объеме. Частным фирмам ЕС это открывает дополнительные возможности для расширения источников финансирования (особенно для малых и средних предприятий в венчурной области), для снижения финансовых издержек за счет усиления конкуренции между банками, биржевыми агентствами и другими поставщиками финансовых услуг, для повышения маневренности на рынках капиталов и выявления более рентабельных направлений инвестирования. Все это в конечном счете будет содействовать укреплению промышленной базы Европейского союза.

Но при сохранении нынешних различий между странами в области налогообложения и регулирования финансовой деятельности объединение рынков капиталов ЕС может вызвать серьезные диспропорции в их движении, в том числе массовый перевод финансовых средств из стран с высокими налогами в страны с более благоприятными условиями их размещения. Так, в Германии и Испании доходы на предпринимательскую деятельность облагаются по ставке 30%.

Однако, если движение капитала стимулируется фискальными, а не финансовыми соображениями, это дает искаженные экономические результаты. Гармонизация налогов на доходы от финансовой деятельности нацелена на интеграцию рынков капиталов и тем самым на оптимизацию структуры инвестиций в рамках ЕС. Выравнивание соответствующих налоговых ставок будет способствовать переливу капиталов в более рентабельные отрасли производства товаров и услуг.

Далеко еще до гармонизации взимания налогов с корпораций: значительные различия по странам существуют как в системах таксации, так и в уровнях ставок. К примеру, английские компании не являются офшорными компаниями, т.е. с возможностями нулевого налогообложения. Весь доход английских предприятий облагается налогом на прибыль. В системе налогообложения нет разделения налоговых ставок по видам доходов – все доходы складываются в соответствующий годовой доход. Однако есть возможность получения освобождения от налогов в виде прироста капитала от продажи акций английскими компаниями за рубежом.

Ставки платежа налога различаются: если чистая прибыль до уплаты налогов меньше 300 000 ф. ст., то британские компании уплачивают корпоративный налог по ставке 20%; если прибыль больше 1 500 000 ф. ст., то ставка корпоративного налога – 30%. Налог на прирост капитала получается при продаже или передаче имущества: если операция ниже 6000 ф. ст., то не облагается налогом; ставка составляет 10–40% в зависимости от суммы прироста капитала. В Италии все зависит от товарооборота и масштабов предприятий. Чем больше товарооборот предприятий, тем соответственно возрастают налоги. Так, налог на прибыль составляет 23%, если годовой доход 15 000 EUR; 27% – 28 000 EUR; 38% – 55 000 EUR; 41% – 75 000 EUR; 43% – 75 000 EUR. В ФРГ и во Франции существует система двойных ставок, при которой распределяемая прибыль облагается меньшим налогом, чем нераспределяемая. В 2011 г. Греция стала 12-м членом Европейского валютного союза. Добилась значительного прогресса восстановления своей экономики путем снижения уровня инфляции; ставка на корпоративные налоги – 35%, для государственных проектов – 12%. Самые первые проекты по гармонизации национальных механизмов налогообложения корпораций предлагали использовать в качестве единой основы именно систему двойных ставок, причем доходы акционеров облагались бы отдельным налогом. Однако эти предложения, сделанные в период серьезного экономического кризиса в мировом хозяйстве, не получили достаточной поддержки среди партнеров и в большей части не реализованы до сих пор. Налоговые ставки стран ЕС колеблются вокруг 30–35%, в Германии – до 45% (табл. 2).

Отсутствие единого подхода в этом вопросе зачастую приводило к двойному налогообложению компаний, действующих на территории нескольких стран ЕС. Таким образом, транснациональные фирмы оказывались в худшем положении но сравнению с национальными, что противоречило идее единого рынка ЕС.

Национальные налоговые ведомства должны либо освобождать от налогообложения прибыль, которая переводится в иностранную компанию филиалами, расположенными на их территории, либо учитывать налоги, уплаченные этими филиалами при налогообложении материнской компании. В отличие от двусторонних налоговых конвенций между государствами ЕС описанная процедура предоставляет гарантии, так как компании могут в случае необходимости обращаться в арбитраж ЕС. Более того, она выражает интересы не только крупных индустриальных групп, но и в первую очередь малых и средних предприятий, занимающихся экспортом товаров через свои представительства в других странах Европейского союза.

Западноевропейские фирмы придают большое значение соглашению, достигнутому на уровне ЕС по этим вопросам. Европейская федерация предпринимателей и другие объединения бизнесменов годами оказывали лоббистское давление в пользу подобных мер, поскольку их отсутствие являлось одним из самых крупных препятствий развитию бизнеса во всей Европе.

Директива по налогообложению транснациональных слияний, которая позволила бы компаниям компенсировать потери филиалов в одной стране прибылями в другой, в процессе разработки тоже встретила сопротивление со стороны стран-участниц. Это было связано с тем, что в разных государствах налоги с корпораций имеют различный удельный вес в бюджете. Налоги ФРГ обеспечивают около 80% бюджетных доходов. Проблемы возникают порой из-за несовпадения методов расчета величины прибыли, подлежащей налогообложению.

Страны-участницы в своих национальных законодательствах по-разному трактуют понятия амортизации, капитального дохода и убытков, резервов и запасов, оценки активов и пассивов, что так или иначе влияет на величину чистого дохода, подлежащего налогообложению. Сюда же следует отнести и вопрос о налоговых льготах (например, ускоренная амортизация, освобождение определенных инвестиций или части прибыли от налогообложения, стимулирование модернизации), которые служат в основном для поддержки малоразвитых отраслей в национальном масштабе и сильно варьируют по странам.

* * *

В целом коммунитарная стратегия в сфере налогообложения частной предпринимательской деятельности преследует следующие цели:
– способствовать повышению конкурентоспособности европейских фирм на мировом рынке;
– обеспечить налоговый нейтралитет на уровне ЕС и не допускать диспропорций, которые возникают в результате тех или иных стран-участниц;
– усилить налоговый контроль за деятельностью компаний.

Таким образом, круг вопросов, требующих урегулирования на национальном уровне в налоговой сфере, очень широк. Очевидно, это связано не только со сложной проблемой динамики соотношения национального и наднационального в ЕС, но и с интересами частных фирм, прежде всего владельцев крупных капиталов. Будучи заинтересованными в полной свободе их обращения, они одновременно стремятся сохранить свои позиции на национальных рынках и оградить себя от излишнего контроля со стороны наднациональных органов ЕС.

Литература
1. Report of Fiscal & Financial Committee. Brussels, 2008, p. 188.
2. Vollendung des Binnenmark / Weissluch der Kommissian. Brussel, kom (85) 310, S. 46.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».