Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N5 / 2013

Учетная политика малого предприятия как элемент его финансовой политики и экономической стратегии: формирование, оценка эффективности

Филобокова Л.Ю.,
д. э. н., профессор МГТУ
им. Н.Э. Баумана


Аннотация
Перед малым предпринимательством поставлена стратегическая целевая установка повышения уровня конкурентоспособности в интересах формирования конкурентной среды национальной экономики. Достижение заявленных целей представляется возможным в условиях инновационных подходов к управлению финансами малых предприятий, в том числе в области учетной политики в процессе ее формирования и оценки.

В качестве целей стратегии развития малого предпринимательства представляется целесообразным рассматривать обеспечение полного удовлетворения потребностей населения и экономики страны в конкурентоспособной продукции, товарах, работах и услугах, обеспечение инновационного сценария развития и повышение уровня ее конкурентоспособности.

Для достижения заявленных целей требуется решение целого ряда задач, к числу которых следует отнести:
- увеличение количества малых предприятий с учетом особенностей каждого региона;
- обеспечение комплексного развития малого предпринимательства в регионах с замкнутым внутрирегиональным циклом производства; - развитие инфраструктуры функционирования малого предпринимательства;
- обеспечение эффективности использования ресурсов, авансированных в малое предпринимательство;
- обеспечение эффективности бизнеса, в том числе благодаря управленческим инновациям, основанным на неформализованном инструментарии;
- активизацию деятельности научно-исследовательского сектора, занятого изысканиями в области обоснования направлений инновационного развития малого предпринимательства и повышения его конкурентоспособности;
- совершенствование системы подготовки кадров для работы в малом предпринимательстве;
- и др.

Генеральная цель стратегии развития малого и среднего предпринимательства закреплена ст. 6 Федерального закона 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства» и состоит в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации [3].

Финансовая политика представляет собой совокупность мер целенаправленного формирования, организации и использования финансовых ресурсов в интересах реализации цели общей экономической стратегии развития того или иного хозяйствующего субъекта, в том числе и признаваемого малым предприятием.

Финансовая политика включает инновационную, инвестиционную, маркетинговую, налоговую, учетную, амортизационную, ценовую и другую политику.

С позиции финансового менеджмента учетная политика малого предприятия представляет собой элемент финансовой политики, выступающей составной частью политики более высокого уровня – экономической политики, призванной соответствовать генеральной стратегии хозяйствующего субъекта и малого предпринимательства как системы (или подсистемы, по отношению к региональной и национальной экономики) (рис. 1).

Вступивший в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 8, определил правовое поле учетной политики, рассматриваемой как совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятой экономическим субъектом [2]. При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухгалтерского учета каждый хозяйствующий субъект (в том числе и малое предприятие) должен сделать выбор способа его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами.

С 1 января текущего года нормативное регулирование бухгалтерского учета должно осуществляться системой федеральных и отраслевых стандартов. До введения в действие таких стандартов бухгалтера должны руководствоваться как положениями Закона № 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008 (согласно п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). В соответствии с положениями ПБУ 1/2008 учетная политика подлежит разработке (формированию) главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, при ее утверждении руководителем хозяйствующего субъекта.

Пунктом 5 ПБУ 1/2008 закреплены следующие допущения, которые необходимо учитывать при разработке учетной политики:
- имущественной обособленности;
- непрерывности деятельности;
- последовательности применения;
- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика малого предприятия определяет совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в силу существующих методологических различий, вариабельности возможных методических подходов к отражению фактов хозяйственной деятельности в учете.

В настоящее время малые предприятия имеют право не использовать в системе бухгалтерского учета следующие нормативные акты, его регулирующие:
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (согласно п. 2.1);
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (согласно п. 3);
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (согласно п. 3);
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (согласно п. 2);
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (согласно п. 3.1);
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (согласно п. 2).

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» малые предприятия имеют право перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики.

Если малое предприятие применяет специальный режим налогообложения, позволяющий вести учет по кассовому методу, то доходы и расходы такого хозяйствующего субъекта определяются «по оплате». Данное методическое правило закреплено в ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 12, и в ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. 18.

Пункт 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» позволяет малым предприятиям не переоценивать финансовые вложения.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 7, разрешает малым предприятиям расходы по всем кредитам и займам учитывать как прочие расходы.

Пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» позволено малым предприятиям прибыли и убытки, возникающие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет, учитывать перспективно с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Все остальные нормативные требования к методологии учета, закрепленные системой регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, являются обязательными для малых предприятий.

Представляется необходимой идентификация таких типов учетной политики, как формализованная и неформализованная. На малых предприятиях, по глубокому убеждению автора, предпочтения должны быть отданы неформализованным подходам, учитывающим как отраслевые и региональные особенности, так и особенности состояния и перспектив развития каждого отдельного субъекта. Разработка эффективной неформализованной учетной политики малого предприятия – сложный системный управленческий процесс, направленный на оптимизацию учета в направлении стратегического вектора развития хозяйствующего субъекта и с учетом его ресурсного обеспечения, эффективность которого определяется приростом конкурентоспособности и позиционированием во внешней рыночной среде. Представляется, что при разработке учетной политики должны иметь место управленческие инновации, предназначение которых и состоит в формировании эффективной политики взамен формализованной. Автор солидарен с выводами российского экономиста Н.С. Сахчинской, предлагающей идентифицировать три этапа разработки учетной политики для целей обеспечения максимального эффекта от функционирования учетной системы того или иного хозяйствующего субъекта [16]. Адаптируя основные этапы разработки учетной политики к особенностям малого предпринимательства, автор полагает, что наиболее трудоемким, требующим генерирования управленческих инноваций, является второй этап, а база для такого генерирования (емкость интеллектуального потенциала) формируется на третьем этапе, который в условиях цикличности можно рассматривать и в качестве первого для нового управленческого цикла (рис. 2).

На втором, разработочном этапе в первую очередь необходимо определиться с составными элементами учетной политики. Наиболее емкая по составу и трудоемкая по формированию (разработке) учетная политика малого предприятия, функционирующего по общей системе налогообложения.

Эффективность представляет собой относительный оценочный индикатор, определяемый посредством комбинирования абсолютных показателей эффекта и его последующего измерения. Автор предлагает оценивать абсолютную и относительную эффективность учетной политики (табл. 1). Поскольку как бухгалтерскому, так и налоговому учету присуща вариабельность учетных методик, то в результате оценки формируется ряд значений абсолютной и относительной эффективности учетной политики малого предприятия, и эти значения для целей управления следует признать альтернативными. Выбор из состава альтернативных вариантов наиболее оптимального целесообразно признать эффективным.

Условные обозначения:
QE – абсолютная эффективность учетной политики;
OE – относительная эффективность учетной политики;
WP – прибыль до налогообложения;
WD – совокупный доход (от текущей, финансовой, инвестиционной деятельности);
HP – чистая прибыль.

Наиболее привлекательным является индикатор относительной эффективности, отображающий способность малого предприятия не только зарабатывать прибыль, в том числе и посредством эффективной учетной политики, но и оптимизировать методические подходы, сближающие бухгалтерский и налоговый учет (что обеспечит снижение трудоемкости учетной работы).

При оценке эффективности учетной политики малого предприятия прибыль от продаж может быть представлена как функция

где УП1 – прибыль от продаж, обеспеченная учетной политикой в области основных средств;
УП2 – прибыль от продаж, обеспеченная учетной политикой в области материально-производственных запасов;
УП3 – прибыль от продаж, обеспеченная учетной политикой в области затрат и себестоимости.

При оценке эффективности финансовой политики малого предприятия чистая прибыль хозяйствующего субъекта можно представить функцией:

где УП – учетная политика;
АП – амортизационная политика;
ИП1 – инновационная политика;
ИП2 – инвестиционная политика;
НП – налоговая политика;
ЦП – ценовая политика;
МП – маркетинговая политика;
КП – кадровая политика.

Эффективная учетная политика и эффективность мер ее управления в конечном счете должны быть направлены на повышение конкурентоспособности малых предприятий и малого предпринимательства в целом, обеспеченное укреплением финансового положения, приток квалифицированных кадров под благоприятным воздействием социальных условий труда, наращивание имущественного потенциала в условиях совершенствования учетной работы.

Оценка эффективности экономической стратегии малого предприятия, по заключению автора, также нуждается в неформализованных подходах.

Основываясь на заключениях, сделанных учеными, посвятившими свои исследования циклическим колебаниям и циклообразующим факторам, автор разработал методические подходы, позволяющие идентифицировать экономическое положение малого предприятия (эффективность стратегии его развития) (табл. 2).

Для капиталоемких малых предприятий, занятых в строительстве, промышленности, транспорте и других отраслях, в условиях крайне низкой доли основных средств и высокой степени их физического износа для оценки их экономического положения как результата эффективности реализованной экономической стратегии предлагается методический подход, основанный на расчете и оценке комбинации таких факторов, как доля основных производственных фондов в стоимости совокупных активов и степень их физического износа (табл. 3).

Использование методических подходов позволяет на базе доступного информационного массива, представляемого формой № 1 и формой № 2 бухгалтерской отчетности (соответственно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), выполнить аналитические изыскания, основанные на неформализованном подходе, что очень актуально как для теории, так и практики финансового менеджмента в малом предпринимательстве.

Литература
1. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) «Налоговый кодекс Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 № 167н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ-10/99), утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утв. приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утв. приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утв. приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.
16. Сахчинская Н.С. Обоснование управленческого аспекта учетной политики // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – № 5. – С. 190–195.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».