Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм по налогам

Савосина А.С.,
Бухгалтер

Часто бывает так, что у предприятий образуется переплата по налогам, пеням, штрафам. Они могут зачесть ее в уплату других платежей или вернуть из бюджета после проведения акта совместной  сверки расчетов с налоговыми органами. В статье рассмотрен порядок проведения сверки расчетов, а также зачета и возврата излишне уплаченных платежей.

АКТЫ СВЕРОК
Как указано в постановлении ФАС МО от 25 июня 2008 г. № КА-А40/5284-08 излишне уплаченной или взысканной суммой налога, пени могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета денежные средства в размере, превышающем налоговое обязательство.

В налоговой инспекции на всех налогоплательщиков открываются карточки лицевых счетов. Учет начисленных сумм по налогам ведется на основании показателей сданных налоговых деклараций или расчетов. А сведения об уплаченных суммах налогов поступают из территориальных органов федерального казначейства. И по каждому налогу работниками инспекции формируется отдельная карточка.

Также информация о состоянии расчетов с бюджетом содержится и в бухгалтерском учете налогоплательщика. Часто бывает, что данные бухгалтерского учета о состоянии расчетов с бюджетом организации не совпадают с данными лицевых карточек налогоплательщика в налоговой инспекции. На это может повлиять много причин, и одна из них – человеческий фактор. Налогоплательщик может и не знать о возникшей задолженности, например, если в платежном документе ошибочно указан КБК другого налога. Но согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать предприятию о каждом ставшем известном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения и произвести уведомление налогоплательщика по форме извещения, утвержденной в прил. 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@. При этом налоговый орган вправе предложить налогоплательщику явиться к ним для проведения совместной сверки уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Предложение о сверке расчетов может поступить и со стороны налогоплательщика. Это может быть в случае неуверенности, что остатки на счетах бухгалтерского учета по налогам и сборам соответствуют остаткам на лицевых счетах в налоговой инспекции. Также сверка проводится в случае инвентаризации на предприятии. Как правило, она проводится один раз в год, при этом сверяются расчеты в том числе и с налоговой инспекцией по налогам, сборам, пеням и штрафам. Основанием для начала сверки расчетов может служить подача заявления в инспекцию. Если заявление подается лично, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дате представления заявления.

После этого представитель налогового органа формирует акт сверки по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@.

Первый экземпляр акта с подписями налогоплательщика и представителя налогового органа передается налогоплательщику, а на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика или его представителя.

Но согласно законодательству в некоторых случаях сверка по налогам и сборам проводится в обязательном порядке:
– ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
– при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
– при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
– в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

При проведении сверки с крупнейшими налогоплательщиками ежеквартально в их адреса рассылается письменное уведомление о дате проведения сверки.

В случае неявки налогоплательщика в указанный срок акт сверки распечатывается и отправляется по почте в двух экземплярах с сообщением о необходимости сверки расчетов и возврата одного подписанного экземпляра.

Свои особенности проведения сверки расчетов существуют и при снятии с учета в налоговом органе в случае перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую или в случае ликвидации (реорганизации) организации. Должностные лица отдела работы с  налогоплательщиками, получив служебную записку о снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе в случае изменения места нахождения или начала процедуры ликвидации (реорганизации) организации, проводят сверку расчетов. Для этого налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки. После проведения сверки расчетов в случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными организации на документе проставляются подписи налогоплательщика или его представителя и должностного лица отдела по работе с налогоплательщиками. Следует отметить, что при переходе налогоплательщика из одной инспекции в другую документ составляется в трех экземплярах. Акт сверки визируется начальником отдела по работе с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается налогоплательщику, на втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один из двух экземпляров направляется в налоговый орган по новому месту учета, а другой оставляют по месту формирования сверки расчетов. При ликвидации организации формируется два экземпляра акта, один остается у налогоплательщика, а второй передается в архив налогового органа.

В соответствии с Регламентом работы с налогоплательщиками срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.

В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщику.

Налогоплательщики, получающие информацию из налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи, отправляют в налоговую инспекцию запросы на формирование акта сверки расчетов плательщика по налогам, сборам и взносам и получают запрашиваемую информацию в электронном виде непосредственно на своем рабочем месте. Обратите внимание: в любом случае при личном обращении налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи должны быть правильно заполнены все реквизиты предприятия в заявлении. В случае отсутствия хотя бы одного из них должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками вправе отказать в предоставлении информации.

ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ ПО НАЛОГАМ
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется только на основании письменного заявления  налогоплательщика и по решению налогового органа. Данное заявление подается налогоплательщиком в произвольной форме и должно быть зарегистрировано в налоговым органе.

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ налоговому органу предоставлено право самостоятельно проводить зачет переплаты по налогу только в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки, или вступления в силу решения суда Обратите внимание: в соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Они перечислены в ст. 13–15 НК РФ. Зачеты согласно законодательству осуществляются по видам налогов. Это означает, что федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных.

Пример. В результате совместной сверки расчетов с бюджетом, проведенной ИФНС России и предприятием ООО «Парус», было выявлено, что по состоянию на 1 октября 2009 г. у налогоплательщика имеются:
– переплата по НДС в размере 100 000 руб.;
– недоимка по налогу на прибыль в размере 80 000 руб., в том числе:
в федеральный бюджет – 8000 руб.;
в региональный бюджет – 72 000 руб.

Акт сверки был подписан 5 октября 2009 г.

В связи с тем что НДС и налог на прибыль являются федеральными налогами, переплата по НДС может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.

10 октября 2009 г. инспекцией ФНС России принимается решение о зачете излишне уплаченного НДС в размере 100 000 руб., в том числе:
– в счет погашения недоимки по налогу на прибыль – в размере 80 000 руб.;
– в счет будущих платежей по НДС – в размере 20 000 руб. (100 000–80 000).

Как видно из примера, если у налогоплательщика осталась сумма после проведения зачета, то остаток переплаты можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).

ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ ПО НАЛОГАМ
Пунктом 6 ст. 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). Но, прежде чем принять решение о возврате, должностное лицо по работе с налогоплательщиками должен проверить соблюдение обязательных условий, установленных НК РФ. Это требование, равно как и сами условия, прописаны в п. 1.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@.

При положительном решении налоговые органы производят зачет по недоимке, пеням и штрафам, если таковые имеются у организации, и возвращают ей остаток переплаты. Они сообщают налогоплательщику в письменной форме о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, а также подтверждают факт и дату получения такого решения налогоплательщиком (скажем, лично под расписку).

Далее, при положительном решении, налоговые органы направляют соответствующее поручение в территориальный фонд федерального казначейства на возврат излишне уплаченной суммы налога, как мы уже говорили, в течение одного месяца со дня получения заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Обратите внимание: в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. № А42-8743/2006 определено, что, поскольку по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм в целях восстановления имущественного положения налогоплательщика, проценты на сумму излишне взысканного налога подлежат начислению также при подаче налогоплательщиком заявления о зачете излишне взысканного налога. При этом в случае незаконного взыскания налога проценты подлежат начислению независимо от наличия или отсутствия недоимки, а при наличии недоимки налоговый орган вправе начислить и взыскать с налогоплательщика пеню за несвоевременную уплату налога.

В п. 4 ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат суммы излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами, которые в данном случае являются компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика.

В связи с этим право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы замещения сумм налога (возврат или зачет).

Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации//СПС «КонсультантПлюс».
2. Приказ ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@.
3. Приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@.
4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. № А42-8743/2006.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».