Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N6 / 2010

Анализ и оценка рисков инновационных проектов

Мочалина Я.В.,
аспирант кафедры финансов и кредита
ПГПУ им. В.Г. Белинского, г. Пенза

Любая деятельность фирмы связана с ситуацией неопределенности, которая в конечном счете характеризует случайные события в работе компании.

Инновационная деятельность не только не является исключением из правил, а скорее даже характеризуется еще большим уровнем риска. Неопределенность – один из главных признаков инновационного проекта.

Риск инновационного проекта – это совокупность рисков, состоящая из ряда элементов, специфических для данного инновационного проекта, реализуемого в среде конкретного экономического субъекта, и рисков, характерных для традиционных бизнес-процессов.

Риск связан с возможностью возникновения убытков, с вероятностью недостижения поставленной цели. Неопределенность инновационного проекта имеет объективно-субъективную природу.

Основными источниками риска являются, с одной стороны, объективная неполнота или недостаточность информации и, с другой стороны, субъективность восприятия информации и возможность принятия неверного решения. Первый фактор соответственно приводит к проблеме прогнозирования, а второй – к проблеме распознания. Таким образом, риск инновационного проекта характеризуется наличием объективной неполноты информации, возможностью неадекватного его восприятия и принятия неверного решения по управлению им.

Риск инновационного предприятия, в силу уникальности самого проекта, в основе своей имеет неопределенность будущего развития событий, а также отсутствие полноценной базы анализа и апроксимизации данных прошедшего периода (то есть отсутствие полноценной статистики по всем параметрам проекта). Риск характеризуется частичной неопределенностью, имеет сложную структуру: включает как риски вероятностного, интервального характера, так и систему рисков, имеющих природу нечеткого множества.

Поэтому при осуществлении любого инновационного проекта компания уделяет особое значение риск-менеджменту.

В современном представлении риск-менеджмент – это система управления риском и экономическими отношениями, возникающими в процессе управления [1].

Риск-менеджмент как система управления состоит из субъекта и объекта управления. Эта система включает процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, необходимых для данной стратегии приемов управления риском и методов его снижения, осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента. Согласно сложившимся к настоящему времени воззрениям риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управление риском и экономическими (а точнее, финансовыми) отношениями, возникшими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.

Под стратегией управления следует понимать определенное направление и обобщенные способы использования средств для достижения поставленной цели. При этом каждому способу управления соответствует определенный набор принципов, правил и ограничений для принятия наилучшего управленческого решения. Стратегия обеспечивает необходимость содержательно концентрировать усилия менеджеров на вариантах возможных действий, не противоречащих
принятой стратегической концепции. После достижения цели предпринимательской деятельности менеджеры осуществляют оценку жизнеспособности провозглашенных целей, оценку фактически достигнутых результатов и принимают решение относительно будущего использованной стратегии. Например, стратегия может быть оставлена без изменения, доработана или может прекратить дальнейшее существование.

Что касается тактики для риск-менеджмента, то здесь понимают теорию и практику применения конкретных методов и приемов менеджмента для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Иногда к задачам тактики относят также и выбор наилучшего решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления. Однако эта позиция в отношении задач тактики несколько завышена, поскольку она входит в противоречие с содержанием принципа свободы принятия решений, о котором мы уже упоминали.

Концептуально систему риск-менеджмента можно определить следующим образом. Прежде всего это специально внедренная в компанию структура управления рисками. Ее главное целевое предназначение – своевременная идентификация, квантификация (шкалирование и соизмерение) и взаимоувязка рисков по целям, объектам, субъектам, времени и ресурсам. Второй компонент системы – это, несомненно, ресурсы. На их основе будут формироваться реакции на риски. Главная составляющая таких ресурсов – достаточные инвестиции для обеспечения целей менеджмента при осуществлении управления рисками. Третий компонент системы риск-менеджмента определяется тем, что любые идеи все равно реализуются конкретными людьми, при этом они же оперируют и выделенными на управление рисками ресурсами. Другими словами, третий компонент системы управления рисками – это самостоятельная бизнес-культура риска, которая формирует, направляет и усиливает процессы принятия решений по управлению рисками.

Первый компонент – структура управления риском – является, по сути, первым этапом проведения риск-менеджмента. Вопросы, связанные с риском инновационной деятельности, волнуют как собственников и менеджеров компании, так и инвесторов, которые, основываясь на величину риска, принимают решение о финансировании проекта. Из этого логически следует, что оценка риска представляется первой задачей на пути управления риском.

Существует несколько моделей оценки рисков. Основная часть данных методов на двух первых этапах проведения в значительной степени идентична в том, что риск обусловлен распределением фактических доходов относительно ожидаемого дохода. Но эти модели расходятся в вопросе, касающемся измерения рыночного риска [2].

Рассмотрим основные модели оценки риска (табл. 1).

В основе определения риска всех этих моделей лежит определение будущей доходности. Данный подход не уместен в оценке рисков инновационных проектов, особенно находящихся на ранних стадиях развития. Дело в том, что данные проекты на первых этапах жизненного цикла обладают большой долей неопределенности, поэтому расчет будущих доходов не представляется  возможным. Доходный подход не учитывает возможности быстрого роста инновационной деятельности. Для предприятия, которое собирается представить новый неизвестный продукт в рамках инновационного проекта, определить объемы рынка этого продукта довольно сложно, так как рынка как такового еще нет, его создает сама инновация. В совокупности эти проблемы не дают возможности использовать классические модели для расчета рисков инновационных проектов.

Решить данную проблему можно путем разработки нового метода оценки риска для инновационных проектов, учитывающего существующие недостатки.

Размер риска, зависящего от качественных характеристик самих компаний, на каждом этапе жизненного цикла будет меняться.

Инновационные риски относятся к деятельности самой компании, создающей некую  инновационную составляющую (продукт, технология, услуги и т. д.).

Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических,  предпринимательских, социальных, экологических и др. [4].

К специфическим рискам инновационных проектов можно отнести риски, представленные на рис. 1.

Многие из этих рисков можно устранить с помощью грамотных менеджеров и четкой управленческой политики. Научно-технические риски, и в частности отрицательные результаты научных исследований, устранить достаточно сложно. Данные риски зависят от характеристики самого предприятия, внедряющего инновационный проект, относимый к тому или иному типу в зависимости от различных классификационных признаков.

Выделим следующие признаки:
1. Предмет инновации.
2. Область инновационной деятельности.
3. Уровень инновации.
4. Масштаб инновации.
5. Степень новизны.
6. Этап жизненного цикла инновации.
7. Этап жизненного цикла компании.
8. Длительность инновационного проекта.
9. Зависимость инновации от других товаров.
10. Инновационные проекты по отношению к инновационным продуктам.

Используем метод балльной оценки, основанный на составлении рейтинга, для расчета величины риска. Для этого, во-первых, рассматриваем критерии, по которым можно классифицировать предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Во-вторых, в зависимости от риска присуждаем балльное значение каждому показателю признака. Далее составляем выборку из n-го количества компаний. На следующем шаге строим множественную регрессию, проводим корреляционно-регрессионный анализ и отбираем статистически значимые признаки. Затем присуждаем веса коэффициентам классификационным признакам.

На последнем этапе взвешиваем балльную оценку по каждому из показателей и вычисляем премию за риск на основе суммарной балльной оценки.

В общем виде величину риска можно определить по следующей формуле: Риск = К1 (вес 1-го признака) × балльное значение 1-го признака + К2 (вес 2-го признака) × балльное значение 2-го признака + … + Кn (1) (вес n-го признака) × балльное значение n-го признака.

Компании, осуществляющие инновационную деятельность, можно условно разделить на определенное количество групп, классифицировав по различным основаниям. Каждому признаку в составе классификационной группы присуждаем свой рейтинг (или балльное значение) риска. Ранжирование производим следующим образом: признаку с наибольшим риском присваиваем наибольший рейтинг, с наименьшим – наименьшее (единичное) значение (табл. 2).


 

Каждое балльное значение признака необходимо взвесить на определенный коэффициент, чтобы рассчитать величину риска. Поэтому основная задача – нахождение удельного веса каждого признака в общей сумме рассматриваемых признаков [6].

В качестве способа взвешивания будем использовать метод множественной регрессии, составив выборку из 100 инновационных предприятий, функционирующих на российском рынке (данные сайта inovbusiness.ru). В качестве объясняющих переменных выступают классификационные признаки, в качестве результирующего признака – риск, найденный по формуле (2) модели CAPM:

где Ri – ожидаемая доходность конкретного инновационного предприятия;  средняя доходность безрискового актива; Rm – средняя доходность рынка инноваций;  – риск актива конкретного инновационного предприятия (премия за риск).

После построения модели множественной регрессии и нахождения коэффициентов проводим корреляционный анализ. Его результатом будет отбор значимых показателей и отказ от несущественных. Значимость можно вычислить на основе P-значения (в инструменте «Регрессия»), которое показывает вероятность того, что статистика Стьюдента может оказаться больше, чем наблюдаемая. Если P-значение меньше a, то коэффициент признается значимым на уровне  [3].

В данной модели статистически незначимыми признаются три признака: уровень инновации, длительность инновационного проекта и классификация инновационных предприятий по отношению к инновационным продуктам.

На основе оставшихся показателей проводим регрессионный анализ, в результате которого окончательно определяем весовые коэффициенты классификационных признаков.

В результате уравнение расчета риска будет выглядеть следующим образом:

Используя формулу (1), можно рассчитать риск инновационного проекта, взвешивая балльную оценку по каждому классификационному признаку, а затем суммируя эти значения. Полученные величины риска будут варьироваться на каждом этапе жизненного цикла. Данные значения изменяются в зависимости от рейтингового значения данного признака. Кроме того, волатильность может быть обусловлена реорганизационными процессами в компании, осуществляющей инновационную деятельность (например, изменения предмета или масштаба инновации).

Таким образом, одним из важнейших этапов в управлении риском инновационного проекта является качественный анализ и количественная оценка риска. Качественный анализ предполагает составление совокупности возможных рисков. Количественно измерить риск можно с помощью метода балльной оценки, основанной на составлении рейтинга. Разработка данной модели является необходимой как для финансовых менеджеров и собственников компании, так и для инвесторов. Практическое применение разработанной методики позволяет эффективнее управлять инновационной деятельностью компании и внедрять большее количество инновационных проектов.

Литература
1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Риск-менеджмент : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2005.
2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов : пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.
3. Дрождин В.В., Рындина С.В. Эконометрика: парный и множественный регрессионный анализ : учеб. пособие. – Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.
4. Игонина Л.Л. Инвестиции : учеб. пособие. – М. : Экономистъ, 2004.
5. Смоляк С.А. О норме дисконта для оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях риска // Аудит и финансовый анализ. – 2000. – № 2.
6. Чайковский А.А. Рейтинговые оценки и их формирование в отраслевой экономике : автореферат. – М., 2008.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».