Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2006 год | Статьи из номера N2 / 2006

Финансовый директор: первый день на новом месте. С чего начать?


Не обращайте внимание на то, что говорят критики.
В честь критиков до сих пор не поставили ни одного памятника...
Джин Сибелиус

Если играть по правилам, то обязательно проиграешь.

В этом номере журнала мы решили обсудить актуальные для многих финансистов, выстраивающих свою карьеру, вопросы: с чего начинать на новом месте; как отделить «горящие» проблемы от тех, которые могут подождать; как провести экспресс-анализ финансового состояния компании.

На вопросы редакции отвечает Юлия Анатольевна Биккулова, финансовый директор Российской рекламной группы компаний TBWA/RUSSIA, входящей в состав Международного рекламного холдинга TBWA Int.

— Юлия Анатольевна, расскажите о том, как складывалась Ваша карьера финансиста.

— Моя карьера финансиста складывалась вполне стандартно: я получила финансовое образование и начала свою карьеру с бухгалтерского учета, потом продолжительное время работала главным бухгалтером, но правда не в рекламном бизнесе. В рекламный бизнес я попала в 2000 году. Это была известная радиостанция «Европа Плюс». В процессе работы на радиостанции я все больше понимала, что бухучет мне мало интересен и что хочется большего. В 2003 году я получила бизнес-образование (МВА—финансы в бизнес-школе «МИРБИС») и поняла, что моим знаниям необходима большая широта применения. К тому моменту я уже полюбила рекламный бизнес и поэтому приняла решение продолжать свою карьеру в этой области, но уже на более высокой должности.

— Нам всегда трудно что-либо начинать, тем более если это первый рабочий день на новом месте, особенно на руководящей позиции, скажем, на должности финансового директора. Что бы Вы посоветовали читателям в подобной ситуации?

— Одной из самых серьезных проблем в первый рабочий день может оказаться стресс, которому подвержен любой человек, независимо от своих профессиональных знаний и навыков. В стрессовой ситуации человеку очень трудно контролировать себя и свои эмоции, а также сосредоточиться. Зачастую в таких ситуациях молодые руководители начинают решать проблему посредством заранее отработанных способов и приемов, которые не всегда являются правильными. Бывает, что какая-то проблема кажется вообще не решаемой, а сложившаяся ситуация сложной и безвыходной, и здесь у любого человека может возникуть желание все бросить и уйти. Но важно помнить, что сдаться никогда не поздно, а вот сложнее всего устоять и найти правильный выход. Для достижения поставленных целей финансовому директору необходимо научиться управлять своими мыслями и эмоциями. Нет большего врага, чем наши страхи, поэтому, если не избавишься от них, то ничего не достигнешь.

— Сегодня существует достаточно литературы, освещающей теоретические аспекты работы специалиста в финансовой сфере, в частности, работы финансового директора. Тем не менее, у любого руководителя, приходящего в компанию на позицию финансового директора, может возникнуть вопрос: с чего мне начать?

— К сожалению, финансы не относятся к той сфере, где можно сразу прийти на работу и начать что-то делать. В любой происходящий процесс надо вникнуть, даже если у вас прекрасное образование и большой опыт работы за плечами. Как ни странно, но не всякий предыдущий опыт можно сразу применить в новой компании и не все знания из учебников подойдут к каждому конкретному предприятию, так как в любой компании есть своя специфика работы. Для вас важно понять, что главное в данный момент, а что второстепенное, и не стараться сделать все сразу.

— А что Вы можете выделить в качестве главного?

— Я бы сформулировала три основных вопроса, которые должен задать себе финансовый директор на новом рабочем месте:

1. Где я?

2. Какие задачи и сроки стоят передо мной?

3. Как я буду решать эти задачи?

— Юлия Анатольевна, Вы не могли бы более подробно раскрыть первый вопрос?

— Как правило, ответ на первый вопрос подразумевает первоначальную оценку компании, в которую вы пришли работать. Здесь важно понять сущность компании, а затем в зависимости от этого строить свою дальнейшую стратегию управления финансами. Для более полного представления о компании не лишним будет выяснить следующее:

-

место компании на российском рынке;

-

миссия компании;

-

группы компаний внутри холдинга, филиалы;

-

акционеры и их роль в управлении компанией;

-

общий уровень компании: уровень сотрудников финансовой и бухгалтерской служб, IT-службы, HR-отдела1;

-

кто занимается непосредственным управлением компанией;

-

«оторванность» руководства от рядовых сотрудников и отношение к сотрудникам;

-

кто и что являются основными источниками дохода в компании;

-

кто отвечает за прибыль;

-

как построены бизнес-процессы в компании;

-

корпоративная культура в компании: есть ли она вообще;

-

место и роль, отведенные финансовой и бухгалтерской службам в данной компании.

 

— На первый взгляд кажется, что эти вопросы не имеют прямого отношения к финансам.

— Это не так, потому что ответы на вышеуказанные вопросы помогут выстроить дальнейшую стратегию управления финансами. Как правило, окружающая среда и специфика работы внутри компании сильно влияют на процесс управления финансами.

Ответив на указанные вопросы, можно переходить к определению поставленных задач и сопоставлению их с установленными срокам. Для каждой компании задачи и сроки будут своими. Необходимо найти общее взаимопонимание с теми участниками процесса, кто ставил вам задачу на первоначальном этапе: как правило, это акционеры и высшее руководство. Однозначное взаимопонимание необходимо для того, чтобы в дальнейшем не испытывать разочарование: в начале процесса что-то было неоднозначно понято, а результат получился не такой, как ожидали.

Наконец, когда вы уже осмотрелись и поняли, что от вас требуется, можно начинать выстраивать дальнейшую стратегию и отвечать на вопрос: «Как я смогу решить поставленные передо мной задачи?» Надо быть готовым к тому, что чем глубже вы будете познавать компанию, в которой работаете, тем наиболее вероятно, что ваша стратегия будет корректироваться. Также возможны ошибки, которые в дальнейшем будут исправляться в процессе работы. Это нормально. Здесь важно уметь расставлять приоритеты и четко понимать, что первично, что вторично и что можно делегировать своим подчиненным.

Как показывает опыт, всю работу вы не сможете выполните в одиночку. К тому же командная работа всегда более успешна.

— Давайте вернемся к вопросу определения, приоритетных направлений действия финансового директора в первый период его деятельности на новом месте.

— Во избежание серьезных ошибок хотелось бы еще раз остановиться на глобальных вопросах. В любом бизнес-процессе у нас всегда есть пять основных ресурсов:

-

время;

-

люди;

-

технологии;

-

деньги;

-

информация.

 

В повседневной жизни любой компании все эти ресурсы обладают, на первый взгляд, одним негативным качеством: обычно их слишком мало. С другой стороны, всегда можно обменять один ресурс на другой. Например, за деньги можно купить технологии, или время, или и то и другое.

При помощи людей, времени или денег можно разработать технологии; разумное использование последних ведет к производству продукции, услуг. Рынки поставляют не что иное, как информацию, которая в дальнейшем увязывается с остальными ресурсами.

Далее необходимо сформулировать для себя каждую из этих составляющих, применительно к компании, в которую вы пришли работать.

В этом вам поможет составление небольшой таблицы с выдержками из баланса. Эта таблица позволит вам взглянуть на общую картину компании, оценить ее финансовое состояние.

— Как это сделать на практике?

— Используя основное балансовое равенство «Активы = Капитал + Обязательства», можно вывести в поддерживающую таблицу основные статьи, которые являются существенными (значимыми) для компании.

Активы

Капитал

Основные средства

Капитал и резервы

Запасы

 

Дебиторская задолженность

Обязательства

 

Кредиты

Банк, касса

Поставщики

 

Налоги

 

В зависимости от особенностей вашей компании значимыми могут быть и другие статьи.

Из таблицы вы можете рассчитать cash flow, сопоставив краткосрочные активы и обязательства. На основании этих данных можно попытаться оценить свободные денежные средства компании: их наличие, объем, потребность в них, рассмотреть возможность получения дополнительного дохода от вложения свободных денежных средств компании.

Данный экспресс-анализ позволит вам сразу же представить общую картину финансового состояния компании. Рассмотрев эти статьи в динамике, например в течение нескольких месяцев, вы сможете выявить для себя основные проблемные разделы. Далее можно будет скорректировать свои первоначальные рабочие планы.

— А на что особенно должен обратить свое внимание финансовый директор, проводя экспресс-анализ?

— Не лишним будет обратить внимание на участки, где возможна утечка денежных ресурсов или где ресурсы работают неэффективно (например, запасы, основные средства и проч.). Особое внимание следует уделить дебиторской задолженности, так как часто именно в дебиторской задолженности находятся необходимые компании денежные средства. Важно оценить сумму задолженности, насколько она долгосрочная и реальная к получению, а также проверить, что делается в компании для ее получения.

Для более глубинного анализа статей баланса можно произвести расчет различных финансовых коэффициентов, таких, как коэффициенты текущей и срочной ликвидности. Могут помочь также коэффициенты оборачиваемости запасов, которые будут актуальны в случае значительной суммы на статьях запасов. Все показатели, применяемые для исследования, необходимо рассматривать в течение продолжительного промежутка времени. для более точной оценки выгоднее использовать сразу несколько показателей.

— Изучив общую картину финансов в компании, можно переходить к рассмотрению деталей? Они также немаловажны при управлении финансами. С чего необходимо начинать здесь?
— С изучения организации работы в финансовой службе (бухгалтерии):

1. с чего начинается день?

2. как поступает информация?

3. как обрабатывается информация и как хранится (программа и прочие IT-средства)?

4. как распределены участки и людские ресурсы на этих участках?

5. постараться оценить уровень сотрудников (можно провести с ними легкий тест в виде игры, основной целью которого будет оценка способности и желания выполнять поставленные задачи).

6. оценить существующую процедуру контроля и вероятность нежелательной утечки информации и денежных ресурсов.

7. Посмотреть нормативы и стандарты, по которым ведется учет.

8. Как и когда готовится отчетность, оценить ее достоверность.

9. Посмотреть учетную политику и сопоставить желаемое (то что написано в документе) с действительным (с тем, что есть на самом деле); найти расхождения, оценить критичность расхождений.

Также в процессе исследования необходимо уделить внимание рискам, возникающим у компании (банки, задолженности, основные средства, проч.). У каждой компании, в зависимости от специфики работы, могут быть свои риски. Проанализируйте, занимается ли компания хеджированием рисков, а может быть о рисках до вас никто не задумывался. Быть может, именно вам придется обязательно заняться этим вопросом.

— Юлия Анатольевна, все, что Вы перечислили, относится к анализу, а когда следует приступать к непосредственным изменениям в управлении финансами?

— После оценки сложившейся ситуации можно начинать переходить к изменениям, но прежде чем что-то «ломать», нужно очень хорошо уяснить для себя, насколько и в каком объеме это нужно. Часто бывает, что перед финансовым директором ставятся глобальные задачи, а когда дело доходит до их выполнения, то оказывается, что данные изменения слишком радикальны и что к ним не готовы ни руководство, ни сотрудники. Для того чтобы этого не произошло, важно серьезно подойти к первоначальному исследованию. Как я уже говорила, правильно понять: где вы на самом деле находитесь? что это за компания?

— Отношения с подчиненными — это тоже немаловажный фактор. Что Вы посоветуете?

— Правильно подобранная команда — важная составляющая успеха. Необходимо собрать эту команду, так как в одиночку вы не справитесь, все ваше время будет уходить на так называемую спонтанную активность и выполнение текущих дел, а это не совсем верно, так как у руководителя достаточное количество времени должно уходить на стратегию. Все дела, относящиеся к разряду «не срочные» и «не важные», обязательно должны делегироваться. Необходимо правильно поставить задачи своим подчиненным, то есть сделать из непонятного понятное, а затем подтянуть сотрудников для выполнения поставленных задач.

Надо быть готовым к тому, что не все ваши сотрудники смогут вместе с вами пойти дальше, и возможно вам придется формировать новую команду. Такая ситуация встречается довольно часто. В любом случае, у вас должны быть такие подчиненные, в которых вы уверены и которые не подведут, а также благодаря которым вся информация отражается правильно, своевременно и достоверно.

Прежде чем сделать резкое движение, надо все правильно спланировать. И, конечно же, никто не застрахован от ошибок. Возможно, что в процессе обнаружения ошибок ваши планы будут корректироваться, но это нормальный процесс. В наши дни как никогда актуальна знаменитая фраза Ленина о том, что не делает ошибки только тот, кто ничего не делает.

— Что бы Вы хотели посоветовать нашим читателям?

— Самое главное – не бояться делать первые шаги, хотя это всегда трудно.

Несомненно у вас будут завистники и постоянные критики, так как изменения всегда мало кому нравятся. Обычно завистники очень быстро появляются рядом. Как правило, это люди, которые сами боятся что-либо сделать или предложить, поэтому им ничего другого не остается, как критиковать более успешных людей. Завистники и критики часто сильно сбивают и мешают работать. Таких людей лучше отдалять от себя или больше нагружать работой.

И в заключение хотелось бы еще раз остановиться на необходимости правильной формулировки цели, к которой следует четко идти, концентрируясь на глобальных аспектах. И тогда вас ждет успех. Когда-то Уинстон Черчиль отметил: «Успех – это способность не терять энтузиазма, идти от одной неудачи к другой». Также немаловажно подходить к решению проблемы креативно, используя нестандартный подход. Нельзя всегда четко придерживаться правил из учебников, так как это не всегда работает. Причина в том, что у каждой компании своя специфика, структура, способы завоевания рынка и, наконец, корпоративная культура, которая также играет немаловажную роль. К тому же, если всегда играть по написанным правилам, то обязательно проиграешь, потому что эти правила давно всем известны.

Итак, успехов вам!

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».