Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N4 / 2005

Создание свободной зоны между россией, беларусью, казахстаном и украиной:эмпирический анализ

Обуховский В.В.,

После распада СССР неоднократно предпринимались попытки сохранить, а позже воссоздать на новой рыночной основе общее экономическое пространство. В соглашении о создании Содружества Независимых Государств и Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., руководители одиннадцати бывших союзных республик (без Грузии и стран Балтии) подтверждали «приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков».

Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.), во многом учитывавший интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, был ориентирован прежде всего на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято более 80 соглашений, решений, других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов в формировании новых межгосударственных структур не достигнуто. До сих пор в Содружестве в формате двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли — простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому экономическому пространству.

В этой связи представляются актуальными попытки оценить реальность и перспективы тех или иных интеграционных процессов.

Исследования, посвященные сходным вопросам, как правило, носят описательный характер, вследствие чего сделанные выводы и предложенные рекомендации зачастую не подкреплены количественными результатами, которые являются наиболее наглядными и в дальнейшем могут использоваться для прогнозирования возможных сценариев развития исследуемого явления. Применение эмпирического анализа на основе методов эконометрического моделирования поможет получить дополнительные аргументы для ответов на указанные выше вопросы.

Следует подчеркнуть, что подход к исследованию возможностей экономической интеграции между Россией и другими странами СНГ как одного из путей дальнейшего развития российской экономики в отечественной научной литературе с использованием эконометрического моделирования, и прежде всего эмпирического анализа, ранее не применялся.

Выдвинем гипотезу оправданности с экономической точки зрения создания зоны свободной торговли между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Ответим на вопрос: даст ли данное объединение положительный экономический эффект как для России, так и для Украины, Республики Беларусь и Казахстана?

Создание зоны свободной торговли между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном предусматривает:

-

проведение общей экономической политики;

-

развитие рыночной инфраструктуры;

-

создание общего рынка услуг;

-

формирование транспортного союза;

-

создание общего рынка труда и равных условий трудоустройства, жительства, образования и социальной защиты граждан;

-

обеспечение свободного движения капитала в рамках единого экономического пространства;

-

создание единого научно-технологического и информационного пространства;

-

сближение и унификацию законодательства.

 

В 2004 г. Беларусь, Украина и Казахстан являлись основными торговыми партнерами России, внешнеторговый оборот России с этими странами за 2004 г. составил 10 290 млн долл. США. Как видно из таблицы, на 1 марта 2005 г. товарооборот распределялся следующим образом: 30,7% приходилось на долю Беларуси, 39,7% — Украины и 19,5% — Казахстана.

Таблица

Удельный вес стран СНГ в общем объеме товарооборота России в 2005 г., январь—февраль

Страна

Удельный вес (%)

Беларусь

30,7

Украина

39,7

Казахстан

19,5

Узбекистан

3,1

Азербайджан

1,4

Молдова

2,1

Кыргыстан

0,85

Туркмения

0,7

Армения

0,6

Грузия

0,6

Таджикистан

0,56

 

Рост товарооборота между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном создает объективные предпосылки для создания зоны свободной торговли между ними, что, предполагается, окажет положительное влияние на экономику этих стран (и прежде всего России).

Для модели анализа процессов экономической интеграции между Россией и странами СНГ определим ряд переменных.

1. В качестве результирующей переменной используем ВВП в % к предыдущему году. Необходимо проверить, каким образом изменятся тенденции экономического развития (экономического роста) в России в результате создания экономических объединений со странами СНГ или каким образом влияет на экономический рост участие России в уже существующих союзах.

Показателей уровня экономического развития и, следовательно, экономического роста страны существует достаточно много. Включение чрезмерно большого количества переменных в анализ привело бы к противоречивым, не поддающимся объяснению результатам. Поэтому ограничимся включением в эмпирический анализ переменной, которая, как представляется, наилучшим образом позволит сделать вывод об экономической целесообразности развития процессов экономической интеграции для России и других стран, являющихся потенциальными участниками торговых объединений: ВВП в % к предыдущему году (иными словами, темп роста ВВП) в качестве зависимой переменной.

2. Объясняющие переменные, которые можно разделить на две группы:

Первая группа объясняющих переменных связана с общими факторами, определяющими экономическую готовность России и других стран СНГ к созданию объединений или экономическую целесообразность их участия в ранее созданных. В данную группу факторов входят:

-

объем грузоперевозок, в % к предыдущему году;

-

розничный товарооборот, в % к предыдущему году.

 

Включение вышеперечисленных переменных в регрессионную модель представляет интерес в связи с тем, что, поскольку Россия и другие страны СНГ относятся к странам с переходной экономикой, важно при исследовании процессов экономической интеграции между ними проследить изменение отраслевой структуры экономики;

-

индекс потребительских цен, в % к предыдущему году. Как известно, одним из основных критериев вступления стран в Европейский союз является выполнение условия, в соответствии с которым уровень инфляции в стране, претендующей на вступление в данное объединение, не должен превышать средний уровень инфляции, зафиксированный в трех странах ЕС с наиболее стабильными ценами, более чем на 1,5 процентных пункта. Включение данной переменной в модель обусловлено тем, что торговые отношения строятся наиболее успешно между странами, в которых отсутствуют резкие колебания цен, что предполагает более низкие инфляционные издержки по сравнению со странами с более высокой инфляцией.

 

Вторая группа объясняющих переменных непосредственно связана с участием России в том или ином объединении стран бывшего СССР:

-

экспорт в страны СНГ, в % к предыдущему году;

-

экспорт в другие страны, в % к предыдущему году;

-

импорт из стран СНГ, в % к предыдущему году;

-

импорт из других стран, в % к предыдущему году.

 

Изменения объема экспорта и импорта могут служить индикатором эффективности процессов торговой интеграции между странами. Вместе с тем комплекс показателей, связанных с экспортом, его изменением и т. д., является одним из индикаторов реструктуризации и повышения эффективности производства.

Анализ изменения ВВП в зависимости от приведенных выше факторов позволит определить экономическую готовность России к созданию новых объединений со странами СНГ и Балтии, а также ее (России) участия в ранее созданных объединениях.

В целях проверки обозначенной выше гипотезы построим следующую эконометрическую модель и путем эмпирического анализа оценим ее параметры:

(1)

 

где  - константа;
 - ВВП, в % к предыдущему году;
 - объем грузоперевозок, в % к предыдущему году;
 - розничный товарооборот, в % к предыдущему году;
 - индекс потребительских цен, в % к предыдущему году;
 - объем экспорта в страны СНГ, в % к предыдущему году;
 - объем экспорта в другие страны, в % к предыдущему году;
 - объем импорта из стран СНГ, в % к предыдущему году;
 - объем импорта из других стран, в % к предыдущему году;
 - ошибка.
Определим оценки коэффициентов  и

Параметры уравнения 1 оценивались на основе данных по указанным четырем странам в период с 1995 по 2003 г. В результате оценки уравнение 1 принимает вид:


(2)

 

Анализируя уравнение 2, можно определить статистически значимую зависимость между изменением ВВП в странах, для которых оценивается возможность создания зоны свободной торговли (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), и факторами, включенными в модель экономической интеграции, с доверительной вероятностью 99%. Следовательно, процессы, происходящие в национальной экономике одной страны, способны оказывать влияние на развитие экономики другой. Более того, это влияние является сильным, о чем свидетельствует коэффициент детерминации = 81,1%. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о наличии экономической интеграции между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном, на базе которой может быть создана зона свободной торговли между этими странами. Результаты эмпирического анализа позволяют заключить, что принятие решения о создании зоны свободной торговли будет обоснованным не только с политической, но и с экономической точки зрения.

Таким образом, основываясь на полученных результатах, мы принимаем гипотезу и делаем вывод о том, что создание зоны свободной торговли между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном является оправданным с экономической точки зрения.

На них приходится почти 90% совокупного ВВП Содружества, 92,6% внутрирегионального экспорта и 89,3% импорта.

Образование Организации региональной интеграции (ОРИ) можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран. Участникам Организации предстоит договариваться об открытии своих рынков друг для друга, формировать национальные структуры производства, которые бы дополняли друг друга с учетом сравнительных преимуществ каждой страны-участницы.

Для формирования общего экономического пространства кроме объективных факторов готовности и экономической целесообразности необходимы политическая воля лидеров государств, поддержка в обществе и законодательных структурах власти. Наиболее проблематично это для Украины в свете выборов президента в 2004 г. Здесь новую интеграционную инициативу участников Содружества будут оценивать в соотношении с официально объявленной ориентацией страны на вступление в НАТО и ЕС, ранее принятыми обязательствами перед партнерами по альянсу ГУУАМ, соглашением о формировании зоны свободной торговли с государствами ЕС, проходящими переговорами об условиях и сроках вступления страны в ВТО.

После долгих лет балансирования между Россией и ЕС Украина в своих заявлениях о намерениях официально отдает приоритет отношениям с Евросоюзом. Она стремится по примеру государств Центральной и Восточной Европы после достижения к 2007 г. промежуточной ступени — ассоциации с ЕС стать в 2011 г. его полноправным членом. Об этом было сказано еще президентом Кучмой в приветствии на саммите Европейского совета в Афинах в апреле 2003 г. Еще за год до этого события Верховная Рада Украины в обращении к парламентам и правительствам стран ЕС заявила о намерении Украины вернуться в семью европейских народов и выразила надежду, что получит положительные сигналы в ответ на свое стремление к интеграции с ЕС. Даже компартия Украины, имеющая вторую по численности фракцию в парламенте (20,4% голосов избирателей), на своем съезде в июне 2003 г. уже не отвергла принципиально вступление в ЕС, с условием, что оно не нанесет ущерба тесным экономическим отношениям с Россией.

Не исключено, что ратификация соглашения о создании Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном может быть заблокирована украинским парламентом. При отказе Украины участвовать в Организации региональной интеграции (ОРИ) возможна интеграционная комбинация из трех государств (России, Казахстана и Беларусью), которая, скорее всего, станет последней в поиске оптимального формата для создания единого экономического пространства.

Оценивая перспективы экономической интеграции в СНГ, следует отметить, что степень интеграционного взаимодействия государств Содружества в целом соответствует уровню их индустриального развития, рыночного реформирования экономики, демократизации общественных отношений, не противоречит стратегическим целям и отвечает политической конъюнктуре большинства государств-участников. В формате всего Содружества не следует надеяться на скорое решение каких-либо значительных задач в экономической, социальной и других сферах взаимодействия. Очевидно, что ускоренное развитие и преобразование Содружества в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. СНГ и в дальнейшем может существовать как полезный форум для встреч и консультаций, как механизм сближения и согласования интересов, разрешения назревших противоречий.

Перспективы отдельных региональных объединений государств Содружества также весьма неоднозначны. Появление Организации региональной интеграции означает, что проще создавать новое экономическое объединение постсоветских стран, чем пытаться реформировать уже существующие. Цели и задачи ЕврАзЭс и ОРИ примерно одинаковы. И если поставленные задачи будут решаться в рамках нового объединения государств, то возникнет вопрос о целесообразности сохранения ЕврАзЭс. Центральноазиатское экономическое сообщество и альянс ГУУАМ по объективным причинам не способны в ближайшем будущем реализовать поставленные перед ними задачи. Подлинная интеграция постсоветских государств, новая структура связей и состав участников более реально определятся только на основе взаимной выгоды в ходе экономических и политических реформ в этих государствах в контексте мировых процессов усиления взаимосвязи и взаимозависимости.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».