Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N2 / 2005

Особенности финансового планирования в некомерческих организациях

Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н.,

Национальная экономика любой страны подразделяется на пять секторов, объединяющих институционные единицы со сходными поведенческими характеристиками:

1 — домашнее хозяйство;
2 — некоммерческие организации;
3 — производственно-коммерческие организации;
4 — финансовые организации;
5 — государственные организации<1>.

<1> Нестеренко Т.Г. Межбюджетные отношения//Финансы. — 2001. — №10. — С. 16.

Каждый из секторов выполняет определенные функции в общей системе и наделен рядом особенных признаков. Некоммерческие организации представляют собой довольно значительный сектор экономики. Так, по данным о государственной регистрации юридических лиц, на 01.07.2004 г. было зарегистрировано 1 643 259 ед. коммерческих организаций и некоммерческих — 512 740 ед.<2>, или, другими словами, на каждые три коммерческие организации приходится одна некоммерческая.

<2> Экономика и жизнь. — 2004. — №38. — С. 35.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ.

Отличительной особенностью некоммерческих организаций, как это следует из буквы и духа закона, является то, что их деятельность базируется на потреблении совокупного общественного продукта, который создается в коммерческом секторе экономики.

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. В их состав входят потребительские общества, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы и т.д. При этом каждая из этих групп некоммерческих организаций может быть представлена подробно. Например, к общественным объединениям относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественного самоуправления; профессиональный союз; политическая партия (общественная организация, общественное движение); молодежное общественное движение; детское общественное движение.

Необходимость существования такой организационно-правовой формы, как некоммерческая организация, обусловлено тем, что предоставление государством общественных благ населению связано с потреблением национального дохода, в связи с чем возможности его в этой области ограничены. Но если бы государство и имело возможность удовлетворять потребности всех граждан в общественных благах, то это потребовало бы создания многоуровневой и сложноуправляемой системы их распределения, причем добиться четкого и бесперебойного функционирования данной системы в экономике любого государства было бы маловероятным.

В этой связи решение проблемы обеспечения доступа граждан ко всему широкому спектру общественных благ должно быть перенесено с государственного уровня непосредственно на уровень участников гражданского оборота в виде некоммерческих организаций.

История некоммерческих организаций России тесно переплетается с историей государства. Еще с давних пор в дореволюционной России существовали всевозможные союзы, ассоциации, собрания, общества охотников, любителей природы, общества взаимного всепоможения, общества служащих, ремесленников, врачей, общества трезвости, попечительские общества о детях сиротах, о бедных, т.д., а также различные добровольные организации. Примечателен в этой связи тот факт, что театр им. К.С. Станиславского долгое время существовал под вывеской Общества трезвости.

В советское время понятие «общественная организация» появилось только в 1932 г. В состав общественных организаций входили Коммунистическая партия Советского Союза, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов и профессиональные союзы, коммунистический союз молодежи, добровольное общество содействия авиации, армии и флоту и др. Практика деятельности этих организаций показывает, что они не были идеологически свободными и по существу выполняли функции органов государственной власти. Пожалуй, отдельно в этом ряду стоят организации Всесоюзного общества глухих и Всесоюзного общества слепых, деятельность которых была действительно связана с решением социальных проблем инвалидов. При этом за годы советской власти была прервана история существования ряда некоммерческих организаций, целью которых была действительно благотворительность, культурно-просветительская и филантропическая деятельность.

Возрождение некоммерческого сектора экономики стало возможным только в результате проведения рыночных реформ, что позволило охватить социальными программами негосударственных некоммерческих организаций более четверти населения России. Кроме того, по данным статистики, ежегодно количество некоммерческих организаций увеличивается на 10—11%, а общая численность работающих в этом секторе достигает более 1,5 млн чел.<3> Отсюда видно, что некоммерческий сектор российской экономики играет важную роль в жизни общества, значимость которой будет все время возрастать.

<3> Некоммерческие организации в России. — 2002 г. — № 5. — С.4

Следует отметить, что целью деятельности некоммерческих организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план. Именно в финансовом плане некоммерческой организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Вот почему целью настоящей статьи является обоснование механизма финансового планирования в процессе формирования и использования финансовых и материальных ресурсов некоммерческих организаций как основополагающей базы их функционирования в условиях рынка.

2. Финансовый план — основной документ планирования

Существенным отличием некоммерческой организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время некоммерческая организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы — бюджет, смета, баланс, — в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового плана — это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:

вступительные и членские взносы — это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;

добровольные взносы — это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г.).

доходы от предпринимательской деятельности — это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации<4>.

<4> Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствии этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

Важно отметить, что при составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. А поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект. Например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и т.п.). Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени. Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план. Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

3. Практический пример составления финансового плана

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Рассмотрим механизм составления финансового плана по последнему способу.

Допустим, имеется некоммерческая общественная организация, которая объединяет медицинских работников и оказывает помощь в получении специализированных медицинских услуг людям с ограниченным финансовыми возможностями. Общественная организация основана на членстве и в процессе уставной деятельности проводит работу по оказанию помощи медицинским работникам и их семьям (трудоустройство, образование, юридическая поддержка и др.), благотворительные акции, презентации благотворительных проектов и новых технологий в области медицины для сбора средств на их внедрение, оказывает помощь малоимущим гражданам в получении ими медицинских услуг и др. Кроме того, общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, оказывая платные услуги, в том числе и на льготной основе, для разных категорий граждан.

В дальнейшем поставленные цели конкретизируются и оформляются в виде двух программ: благотворительной акции «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1) и проекта по оказанию помощи детскому дому инвалидов «Мир не без добрых людей» (S2) — при этом финансирование каждой программы складывается из конкретных целевых источников, а доходы самой некоммерческой организации разбиваются по соответствующим статьям (см. табл. 1).

Таблица 1

Доходы некоммерческой организации, руб.

№ п/п

Доходы

Средства, поступившие на программу

Прочие поступления

Всего поступило средств

«Здоровые дети — прекрасное будущее»

«Мир не без добрых людей»

S1

S2

1.

Вступительные взносы

_

_

34 000

34 000

2.

Членские взносы

_

_

168 000

168 000

3.

Добровольные пожертвования от

 - юридических лиц

- физических лиц

 

 

56 504 000

5 450 000

 

 

2 975000

625 000

 

 

60 000

14 000

 

 

59 539000

6 089 000

4.

Доходы от коммерческой деятельности

1 500 000

500 000

250 000

2 250000

 

Итого:

63 454 000

4 100 000

526 000

68 080 000

После этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации.

Этап распределения представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Для наглядности последовательность процедуры принятия решений в процессе планирования можно представить в виде схемы (рис. 1), где:

S1, S2...… Sn — программа (в нашем примере S1 — программа «Здоровые дети — прекрасное будущее», а S2 — «Мир не без добрых людей»);

H1, H2... …Hm — состояние ресурсов для реализации программы (H1 — наличие помещения, H2 — наличие персонала, H3 — наличие медикаментов, H4 — наличие оборудования и т.д.);

Pfk — затраты (например, для ресурса H1: P11 — арендная плата, P12 — оплата коммунальных услуг, P13 — расходы на содержание помещения), а поэтому сумма всех затрат и определяет потребность в финансовых ресурсах.

Рис.1. Последовательность этапов определения ресурсной базы

Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на этапы. На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ. На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу. На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана. На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали — программы. Ниже приводится пример определения потребностей в материальных и финансовых ресурсах как вариант применения предложенной процедуры планирования в процессе разработки благотворительной программы.

Пример.

Благотворительная программа «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1)

1 этап. Цель программы: поддержка и реализация комплексных мероприятий, направленных на оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально-незащищенным и остро нуждающимся гражданам, прежде всего детям, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также детям-сиротам на базе созданной современной детской клиники.

Задачи программы, направленные на достижение цели:

проведение всестороннего обследования детей с использованием современных методик;

организация многопрофильного лечения с использованием широкого арсенала средств и методов;

организационно-методическая работа с применением современных технологических средств;

2 этап. Определение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей:

1. Материально-техническая база — Клиника (H1):
1.1. Приобретение недвижимого имущества (P11);
1.2. Расходы на капитальный ремонт (P12);
1.3. Арендная плата за помещение, коммунальные платежи, текущие эксплуатационные расходы (P13);
1.4. Аренда и приобретение оборудования (P14):

оргтехника для офиса;

офисная мебель (столы, тумбочки, шкафы и т.д.);

оргтехника для Клиники;

мебель для Клиники (полки, стеллажи, шкафы, столы, вешалки и т.д.);

медицинское оборудование общего назначения;

автомобиль;

автомобиль специальный;

специальное медицинское оборудование;

кабинет специалиста (комплект);

лаборатория;

кабинет оптик-отделения;

кабинет флюорографии;

кабинет ультразвуковой диагностики;

операционная;

пожарная сигнализация;

охранная сигнализация;

мобильные средства связи;

сантехническое и эксплутационное оборудование.

2. Трудовые ресурсы (H2), включая:

штатный персонал по программе;

административный персонал;

медицинский и технический персонал;

фонд оплаты труда (P21).

3. Поддержание инфраструктуры (H3) — это все текущие расходы, включая расходные материалы, услуги связи, транспортные, командировочные и оплату услуг сторонних организаций.

4. Целевая поддержка населения (H4) — затраты на оказание материальной помощи (деньгами, услугами, имуществом) нуждающимся гражданам и другие расходы.

Результатом данного этапа является разработанная смета расходов (табл. 2), в которой представлены расходы по всем видам деятельности, программам и проектам некоммерческой организации, увязанные с прогнозируемыми объемами поступлений. Так как в финансовый план благотворительной программы «Здоровые дети — прекрасное будущее» уже заложены все расходы, в том числе и административно-управленческие, то необходимо решить вопрос о распределении общехозяйственных расходов по другим направлениям, включая проект «Мир не без добрых людей». В качестве нормативной базы распределения может выступать фонд оплаты труда штатных сотрудников. Если фонд оплаты труда в целом по организации принять за 100%, то доля проекта S1 составит — 88,14%, а проекта S2 — 11,86%. В дальнейшем распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности можно производить в соответствии с этими пропорциями.

Таблица 2

Смета расходов некоммерческой организации, руб.

№п/п

Статья расходов

Расходы на благотворительные программы

Расходы по прочим уставным видам деятельности

ВСЕГО расходов

«Здоровые дети — прекрасное будущее»

«Мир не без добрых людей»

S1

S2

1.

Приобретение имущества

16 249 000

243 360

-

16 492 360

2.

Расходы на капительный ремонт

400 690

57 720-

-

458 410

3.

Аренда и приобретение оборудования

19 000 000

 1 400 000-

-

20 400 000

4.

Коммунальные платежи

2 599 310

90 300-

-

2 689 610

5.

Оплата труда

-штатного персонала

-привлеченных специалистов

5 788 897

 

414 000

365 000

-

-

6 202 897

365 000

6.

Текущие расходы

2 830 000

179 766

-

3 009 766

7.

Оплата услуг сторонних организаций

8 400 000

124 800

-

8 524 800

8.

Целевая поддержка населения

2 700 000

768 950

526 000

3 994 950

9.

Проведение прочих мероприятий

840 00

88 000

-

928 000

10.

Расходы на рекламу

650 000

21 000

-

671 000

11.

Прочие расходы, в том числе налоги и другие обязательные платежи

3 996 103

347 104-

-

4 343 207

 

ИТОГО:

63 454 000

410 000

526 000

68 080 000

Предложенная этапность принятия решения позволяет формализовать как процедуру планирования, так и текущего управления в процессе реализации целевых программ и особенно при составлении финансовых планов.

В этой связи рассмотрим подробно процедуру составления финансового плана. Основываясь на первом подходе к финансовому планированию, определим объемы финансирования, исходя из прогнозируемых затрат.

После того как установлены цели, необходимо сформулировать задачи для достижения поставленных целей на каждом из этапов работы (рис. 1) и провести расчеты. После этого разрабатывается система мероприятий, выбор которых осуществляется на основе многовариантных расчетов. Пример мероприятий, необходимых для реализации программы S1 в течение трех лет с разбивкой по кварталам, приведен ниже (табл. 3).

Таблица 3

Перечень мероприятий по программе S1 <5>

Мероприятия

1-ый год

2-ой год

3-ий год

Кварталы

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Подбор штатного персонала для офиса

 

+

+

 

 

Заключение договоров аренды офиса

+

 

 

 

 

Подбор помещений под Клиники

+

 

 

 

 

Мониторинг строительно-ремонтных организаций

+

 

 

 

 

Подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Клиники

+

+

 

 

 

Техническое обеспечение офисного помещения (закупка оборудования и т.д.)

+

+

 

 

Согласование проектов с уполномоченными организациями (СЭС, пожарными службами и т.д.)

+

+

 

 

Капитальный ремонт помещений.

+

+

+

 

 

Мониторинг средств медицинского оборудования

 

 

+

 

 

Закупка медицинского оборудования

 

+

+

 

 

Техническое обеспечение помещения Клиники (закупка оборудования и т.д.)

 

 

+

+

 

Пуско-наладочные работы

 

 

+

 

 

Подбор технического и медицинского персонала Клиники

 

 

+

 

 

Работа детской клиники

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Ведение методов просветительской работы в области детских заболеваний и их профилактики

 

 

+

 

+

+

+

Организация учебно-методических службы для изучения и апробации новаторских идей в области детской педиатрии

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация медицинской консультативной службы для оказания услуг населению

 

 

+

+

 

Работа консультативной службы

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Распространения новых форм методики работы в области лечения детских заболеваний.

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация создания и обслуживание Интернет - странички Клиники

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Проведение реабилитационных программ

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация и ведение базы данных по лицам, получившим помощь

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация диспансерного наблюдения пациентов

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Содействие научным исследованиям в области детских болезней

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Выпуск методической и рекламной литературы

 

 

 

+

+

+

+

Координация и привлечение к деятельности Клиники государственных и общественных организаций

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Создание службы неотложной помощи

 

 

 

 

+

+

Освещение хода реализации программы в средствах массовой информации.

+

 

+

 

+

+

+

+

Отчет о реализации программы перед заинтересованными лицами

 

 

+

 

 

+

+

<5> Перечень мероприятий по программе со сроками проведения необходим для контроля за исполнением финансового плана.

После разработки комплекса мероприятий составляется календарный план, необходимый для достижения сбалансированности финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.

Данный этап работы мало чем отличается от определения потребностей в материальных ресурсах коммерческих проектов — разница лишь в конечных целях и ограничениях, заложенных в программах или проектах некоммерческих организаций, определяющей стороной которых является не доходность, а результативность. Пожалуй, самое трудоемкое на данном этапе — это согласование натуральных и стоимостных показателей финансового плана на основе специально разработанной методики увязки и перехода от материальных к финансово-стоимостным показателям и обратно для обеспечения их сбалансированности.

Кроме того, на этом этапе же планирования происходит распределение обязанностей между ответственными лицами и, как следствие, определяется необходимое количество сотрудников для выполнения всего объема работ. При этом выявляется общая картина состояния трудовых ресурсов и проводится анализ возможного использования имеющихся в организации сотрудников, а также остается вопрос о привлечении квалифицированного персонала со стороны для участия в работе данной программы или проекта.

При планировании численности персонала уместно определить, какова потребность в конкретных специалистах у организации на начальной стадии реализации проекта или программы, какой она будет через 1 год, 5 лет, т.е. на всем протяжении действия программы или проекта, на каких условиях они будут привлечены (полная, частичная занятость, добровольцы), какова система оплаты труда, будут ли предусмотрены дополнительные выплаты и т.д. После чего, определив потребности в персонале, можно рассчитать заработную плату по отдельным подразделениям организации и категориям работников.

В целом же, хотя величина потребности в материальных и трудовых ресурсах является обоснованием размера всех финансовых затрат и, следовательно, необходимого объема финансовых ресурсов, нужен постоянный контроль за ходом исполнения проектов и программ. Это прежде всего необходимо для того, чтобы понять, насколько успешной является деятельность организации по освоению проекта или программы на различных этапах, достигаются ли запланированные цели и чем обусловлены неудачи, если они есть. Для этого по окончании отчетного периода или при выполнении каждой программы составляется отчет об исполнении финансового плана, который, так же как и финансовый план, утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. С этим отчетом могут также ознакомиться грантодатели и учредители, финансирующие целевые программы или проекты.

Для организации успешного контроля, представляющего собой сложный и трудоемкий процесс, целесообразно все полученные данные о выполнении благотворительной или целевой программы в этом отчете оформить в разрезе статей финансового плана некоммерческой организации, который содержит всю информацию о поступлениях и расходах. Кроме того, такой подход соответствует требованиям контролирующих органов при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности, а сами жертвователи могут получить четкую картину о целевом использовании предоставленных средств.

В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования — одна программа; много источников финансирования — одна программа; много источников финансирования — много программ; один источник финансирования — много программ.

В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с жертвователями и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».