Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N4 / 2004

Интервью с главным редактором журнала «Управленческий учет» Поповой Людмилой Владимировной

В настоящее время издается большое количество учетно-экономических журналов, в которых имеются отдельные рубрики, посвященные проблемам управленческого учета. Почему возникла необходимость издания отдельного журнала, посвященного вопросам управленческого учета?

Действительно, российские периодические издания регулярно публикуют материалы, касающиеся отдельных проблем в области управленческого учета, наряду с проблемами экономики, финансового, налогового учета. Однако данные публикации не объединены в систему, носят разрозненный характер. Специфика построения и функционирования системы управленческого учета такова, что ее принципы, применяемые в настоящее время, уже превосходят только задачи учета. Мы говорим уже о системе управления информацией в компании как о неотъемлемой части системы управления в целом. Поэтому необходим системный подход к проблематике формирования информации для целей управления.

Инструментарий системы управленческого учета — одно из самыхбольных мест в силу большой трудо- и капиталоемкости.Нередко создание программного продукта, обеспечивающего систему, затмеваетзадачу создания системы в принципе.

Наиболее распространенным способом решения задачитехнического обеспечения являются собственные разработки или адаптируемыетиражируемые продукты. Это связано с несколькими факторами:

  • незаконченность общей схемы управленческого учета;
  • отсутствие на рынке программных средств, отвечающих требованиям компании;
  • несоразмерная цена за продукт.

Журнал призван решать важные задачи по информированиючитателей о современных разработках в области управленческого учета, орезультатах внедрения системы получения управленческой информации и о последнихдостижениях в области программного обеспечения, способствующих повышениюэффективности функционирования системы управленческого учета.

В таком случае Вы не поясните, что же представляет собой современный управленческий учет?

Собирательный образ управленческого учета выглядит следующим образом это инструмент, позволяющий прозрачно оценивать бизнес и принимать менеджерам всех уровней обоснованные управленческие решения: стратегические и оперативные. Управленческий учет включает в себя сбор и обработку данных о различных сторонах деятельности компании: от натуральных производственных показателей до сбора мнений сотрудников о самой компании, прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, генерацию необходимых показателей, позволяющих отслеживать близость компании к намеченным планам.

Современный управленческий учет включает не только финансовыепоказатели (например, степень удовлетворенности клиентов, качество управленияперсоналом). У каждой компании есть специфические бизнес-процессы и должны бытьпоказатели, оценивающие их качество. Как правило, это собственные методикикомпании, которые являются «ноу-хау» и обычно не разглашаются. Таким образом,система управленческого учета выходит за рамки не только финансового учета, нои обычных экономических показателей.

Управленческий учет вырос из своего недавнего образа учета,«параллельного» бухгалтерскому. Результаты зарубежных исследований (TACIS, Манчестерскийуниверситет) показывают, что во всем мире управленческий учет развивалсяпоэтапно, в соответствии с изменением конкурентной ситуации и задач, стоящихперед компаниями.

За последние 10—15 лет российские предприятия пытаютсясемимильными шагами наверстать то, что западные предприятия постепеннонаращивали целое столетие. Но основные этапы развития управленческого учетаостаются теми же, потому что они тесно связаны со стратегическими задачамикомпании. Когда ключевыми факторами конкуренции являются цена и снижениеиздержек, самое важное место занимают учет затрат и бюджетирование. Потомкомпании становятся больше, и для того, чтобы как-то упорядочить финансовыепотоки, вводится планирование, выделяются центры затрат, чтобы заместителидиректора не спорили из-за очередности платежей. А нефинансовые и качественныепараметры выходят на первый план тогда, когда ключевым факторомконкурентоспособности становится эффективное управление уникальными ресурсами,развитие уникальных знаний и компетенций в компании.

В России на многих рынках основная борьба еще идет за цену, иименно поэтому многие из руководителей по-прежнему сосредоточены на финансовыхпоказателях. Однако, например, на рынке услуг, где удовлетворенность клиентаимеет важное значение, компании вводят и качественныепоказатели, которые позволяют им отследить как результат (доходность напосадочное место), так и сам процесс достижения результата (количествоневыполненных заявок и причины).

Таким образом, успешные российские компании двигаются по путикомплексного понимания управленческого учета в соответствии с тем, какие задачиперед ними ставит рынок.

Успешные компании стараются внедрять комплексныйуправленческий учет, но сейчас находятся еще на подступах к этапу. Предстоитеще выстроить управленческий учет, основанный не на данных других учетов, атакже предложить единую систему управленческой информации для подготовкиуправленческих решений.

А существуют ли отличия между российским и зарубежным пониманием сущности управленческого учета?

И в российской, и в международной практике именно на базеданных управленческого учета принимаются управленческие решения, осуществляютсяконтроль за текущей деятельностью и планирование.Однако очевидна и разница между западным и российским подходами: на Западеакцент делается на термине «управленческий», а в нашей стране — на термине«учет». Это объясняется тем, что на западных предприятиях управленческий учет (management accounting)используется для анализа, планирования и более точного принятия решений. Нароссийских же предприятиях основная задача управленческого учета — достоверноеи полное отражение деятельности компании и состояния ее активов.Термин «учет» понимается буквально, а из аналитических механизмов применяетсятолько расчет себестоимости по различным методикам.

Если говорить о планировании, то на большинстве российскихпредприятий не все научились составлять достоверные бюджеты и, как следствие,не привыкли ежедневно работать со среднесрочными бюджетами и тем более состратегическими планами. Даже если в компании есть бюджет, то, как правило,отсутствуют методики по его адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Такиепонятия, как «скользящий бюджет», «приведенный бюджет» (когда бюджет приводитсяк реальному курсу доллара) большинство предприятий на практике пока еще неиспользуют.

Что мешает эффективному функционированию управленческого учета на российских предприятиях?

При внедрении на предприятии управленческого учета почтивсегда возникают серьезные трудности, вызванные самыми разнообразнымипричинами. В качестве основных можно выделитьследующие:

  • нежелание руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений;
  • отсутствие локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной структуры;
  • нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета;
  • дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете;
  • противодействие работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учету часто представляются профессиональными конкурентами.

Тем более что управленческий учет, в отличие от финансового и налогового законодательно не регламентирован,а при его постановке возникают вопросы, как «чем руководствоваться» и «какиепринципы применять».

Управленческий учет можно построить на основе МСФО, ГААП, аможно и на основе российских ПБУ — кому как удобнее.Можно изобрести и собственные правила, что тоже встречается на практике. Крометого, есть системы управленческого учета, которые вообще не основаны напринципах двойной записи, и они тоже имеют право на существование. Другое дело,что обычно компании используют уже разработанные методики.

Система управленческого учета большинству руководителей представляется сложным и дорогим введением для предприятия. Насколько оправдано его использование?

Управленческий учет в том или ином виде существует на каждомпредприятии. Любой руководитель ежедневно принимает решения, которыеосновываются не на информации из бухгалтерской отчетности, а на различныхуправленческих данных (справках отдела продаж, отчетах продавцов, отчетахпроизводственников, служебных записках об отгрузке и т. д.). Однако каждыйруководитель должен понимать, что существующая на предприятии системауправленческого учета может быть неэффективной и не давать всей полнотыинформации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.Поэтому нужно постоянно искать пути усовершенствования системы управленческогоучета.

При внедрении управленческого учета следует руководствоватьсяпрагматичным принципом: затраты на получение информации не должны превышатьположительного эффекта, который можно извлечь из этой информации. Многие мелкиеи средние фирмы не могут не только построить глобальную систему управленческогоучета, но иногда и бухгалтерию автоматизировать. Важно понимать, какаяинформация нужна руководителю для принятия решений и какой эффект можетпринести наличие этой информации.

Основной источник стоимости процесса учета — трудозатратысобственных работников организации и привлеченных исполнителей плюс амортизацияпроизведенных инвестиций в оборудование и программное обеспечение.

Необходимо оценивать затраты на введение системыуправленческого учета не абсолютно, а в сравнении с объемами деятельностипредприятия. Как правило, эффект от внедрения такой системы превышает затратына ее разработку и функционирование.

На какой круг читателей рассчитан журнал «Управленческий учет»?

Прежде всего, мы рассчитываем, что журнал будет интересен тем, кто непосредственно работает с данными управленческого учета, то есть с потребителями информации, формируемой в его системе.

Можно выделить три основных уровня потребителей:корпоративный уровень (акционеры, инвесторы), топ-менеджмент и среднее звено(функциональные службы и подразделения). Сотрудники компании должны уметьпользоваться теми данными, которые предоставляет система управленческого учета.

Также материалы журнала будут интересны студентам,аспирантам, научным работникам, то есть всем, кого интересуют классическиепринципы и нововведения в системе управления предприятием.

Какова направленность журнала «Управленческий учет»?

Говоря о системе управленческого учета, можно увлечься теорией и построением красивых систем, хотя, прежде всего, необходимо помнить, для кого эта система предназначена. Любая управленческая информация нужна конкретному менеджеру, который принимает управленческие решения.

Поэтому на страницах журнала мы попытаемся объединитьтеоретические разработки, использующие последние достижения науки, ипрактический подход, чтобы помочь достигнуть максимальной эффективностифункционирования предприятий.

Кого приглашаем в авторы?

Мы приглашаем к сотрудничеству научных работников, чьи знания в области теоретических принципов управления будут очень ценными. А также практиков – тех, кто внедряет или уже внедрил систему управленческого учета на предприятии и может поделиться своим бесценным опытом и результатами работы.

Справки о подписке на 2005 г. на журнал «Управленческий учет» >>>

Тел.: (095) 168-39-63, 964-97-57.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».