Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N3 / 2004

Бухгалтерский учет в Германии

Миславская Н.А.,

к.э.н.,
доцент кафедры бухгалтерского учета
Московского университета потребительской кооперации

Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.

Как уже отмечалось, основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.

Присущий Германии консерватизм уходит своими корнями в тридцатые годы двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов того времени был крайне заинтересован в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это — активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.

Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии с 1931 года является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Однако официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.

Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937 году в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет.

В 1985 году, после принятия Германией четвертой, седьмой и восьмой директивы Европейского Союза, правила подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Вступил в действие Закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в основной источник нормативного регулирования — Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.

В 1998 году в связи с принятием новых директив Европейского Союза вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета (немецких, международных IAS или американских GAAP) компаниями, акции которых котируются на бирже.

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:

  • информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
  • доказательство при судебных разбирательствах;
  • отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
  • основа для определения налогов и финансового управления организациями;
  • информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:

1) отражение всех изменений стоимости имущества и задолженности и установление актуального состояния этой стоимости;

2) точное определение прибылей и убытков предприятия в результате хозяйственной деятельности;

3) обеспечение калькуляции цен изделий путем обоснования необходимых данных;

4) предоставление сведений для контроля за хозяйственными процессами на предприятии и для выявления имеющихся резервов;

5) создание основы для точного исчисления налоговых платежей;

6) представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками;

7) формирование надежной основы для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики).

Торговое и налоговое законодательство при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:

  • полноту — запись всех без исключения хозяйственных операций;
  • правильность содержания — записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;
  • временные разграничения — записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;
  • ясность, наглядность, возможность проверки — бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;
  • правильность формы — запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;
  • хронологический порядок — запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения.

Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов.

Подготовка учетных документов заключается в систематизации документов по видам и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке.

Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы: указание вида и номера учетного документа; внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволят установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями.

На основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.

Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:

  • возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;
  • сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;
  • возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);
  • наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий.

Номенклатура счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).

Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов.

Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.

Однако мемориальные ордера и главная книга не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации.

В качестве примера вспомогательной книги можно назвать контокоррентную книгу, где по отдельности и пофамильно на лицевых счетах представлена информация о дебиторах и кредиторах на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия на этих лицевых счетах контролируется соблюдение сроков платежей.

При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности сальдо по счетам требований и обязательств сверяются с данными отчетов по счетам главной книги. Необходимым требованием является следующее:

сальдо инвентарного счета «Требования» = сумме сальдо всех счетов заказчиков;

сальдо инвентарного счета «Обязательства» = сумме сальдо всех счетов поставщиков.

Альтернативным методом контроля дебиторской и кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов.

Хранение бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет.

При организации бухгалтерского учета используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет.

Журнально-книжная форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала в мемориальные ордера, а затем в главную книгу.

Американский журнал соединяет мемориальный ордер и главную книгу в одной многографной книге.

Копиручет — это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в мемориальных ордерах и в главной книге, а также во вспомогательных книгах.

Применение любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные проводки. Простые обычно затрагивают дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется несколько счетов или кредитуется один счет, а дебетуется несколько.

Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже.

Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах:

1) отчеты должны быть ясными и понятными — то есть финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей;

2) сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо — активы и обязательства не должны взаимозачитываться;

3) показатели начального баланса года должны соответствовать показателям конечного баланса предыдущего года;

4) учет ведется исходя из предположения о непрерывности деятельности предприятия — методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно;

5) признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, прибыль же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов;

6) учет должен вестись в соответствии с принципом начислений — то есть отражение финансовых последствий хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства;

7) используемые в учете методы должны применяться последовательно от года к году — необходимо придерживаться единой методологии ведения бухгалтерского учета;

8) оценка проводится по первоначальной стоимости (себестоимости) — все активы должны учитываться по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию;

9) принцип обязательственности.

Последний принцип заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей, и несмотря на существование двух типов счетов — коммерческих и налоговых — отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательственности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских. Поэтому бухгалтерские методы, используемые для учета коммерческих операций, одновременно обязательны и для определения налогооблагаемой прибыли. И наоборот, любая привилегия, предоставляемая налоговым законодательством, может быть использована компанией только тогда, когда она будет отражена в бухгалтерских документах.

Структура бухгалтерского баланса в Германии в отличие от англо-американской модели баланса, в которой приоритет отдается выявлению платежеспособности предприятия и строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности, а пассивы — по степени возвратности долговых обязательств, также имеет свои особенности и построена исходя из принципа владения или права собственности. Пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал (капитал, резервы, результат отчетного периода) и заемные средства (обязательства по займам на цели финансирования, долги поставщикам, дивиденды и социальные выплаты, фискальные долги). Согласно такой схеме долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения. Информацию относительно степени возвратности обязательств немецкие аналитики предпочли расположить в приложении, для того чтобы представить там более полную картину.

Основные разделы баланса представлены в таблице.

Структура бухгалтерского баланса, используемая коммерческими фирмами Германии

Активы Капитал и кредиторская задолженность

А. Внеоборотные активы

I. Нематериальные активы
II. Основные средства
III. Финансовые вложения

А. Собственный капитал

I. Уставный капитал по подписке
II. Капитальные резервы
III. Резервы из прибыли
IV. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток прошлых лет)
V. Финансовый результат отчетного года

В. Оборотные активы

I. Товарно-материальные запасы
II. Счета к получению (дебиторская задолженность) и прочие оборотные активы
III. Денежные средства

В. Специальные статьи для налоговых целей
С. Предварительно оплаченные расходы и отложенная выручка

С. Начисления

I. Начисления пенсионных обязательств
II. Начисленные налоги
III. Прочие начисления

  D. Кредиторская задолженность

Таким образом, в последние десятилетия наметилась тенденция устойчивых преобразовательных процессов в бухгалтерском учете Германии. Однако несмотря на влияние процессов глобализации различия между международными стандартами финансовой отчетности и национальными стандартами Германии остаются весьма значительными.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».