Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Эффективность лизинга при обновлении основных фондов(на примере региональной авиакомпании)

Заргано М.Г.,

помощник финансового директора ОАО «Аэрофлот-Дон»

В условиях острого недостатка оборотных средств компании часто прибегают к различным способам финансирования сделок по приобретению имущества. В этой связи возникает острая необходимость формирования механизма анализа эффективности лизинговых операций как отдельного направления в финансовом анализе. Данное направление ориентировано на обоснование решений по использованию лизинговых схем, изучение условий реализации лизинговых проектов, выявление и оценку факторов, оказывающих влияние на конечные результаты лизинговых сделок для всех субъектов лизинговых отношений.

Под эффективностью лизинга следует понимать получение выгоды лизингополучателем при осуществлении лизинговой сделки по сравнению с иными способами финансирования обновления основных фондов.

Несмотря на то что лизинг в большинстве случаев принято считать наиболее эффективным инструментом инвестирования в целях обновления средств производства, компаниям необходимо проводить детальную оценку заключаемых сделок. Экономический эффект различных способов финансирования инвестиций выражается в величине потока денежных средств (cash flow — CF). При использовании лизинга в качестве инструмента обновления основных средств cash flow определяется величинами лизинговых платежей с учетом ставки дисконтирования. Тогда лучший результат позволяет выбрать и лучшую лизинговую сделку, причем сравнение необходимо проводить даже при одинаковых сроках лизинга и суммах лизинговых платежей.

Вот почему целью данной статьи является определениеэффективности и возможности использования механизма лизинга при обновленииосновных фондов на примере гражданской авиации. Особое внимание уделяетсясубсидированию процентов по лизингу, без чего на данном этапе считаетсяневозможным обновление авиа- и сельхозтехники. При этом необходимо оценитьэффективность равноценных вариантов, выявив влияние ряда факторов на реальныезатраты лизингополучателя.

Расчет стоимости лизинга

Практически любой метод оценки эффективности капитальныхвложений связан с приведением стоимости вложенных средств к настоящему моментувремени. Компания-лизингополучатель может использовать несколько ставокдисконта, рассчитанные различными методами. Однакорациональнее будет в качестве дисконтной ставки взять ставку процента, покоторой фирме пришлось бы платить при получении кредита для покупки средств производства.

Вмененный доход от использования лизинга длялизингополучателя (NPVL) будет определяться по формуле (см. в журнале).

Следует отметить, что NPVLотличается от традиционной NPV, так как расчет проводится со стороныплательщика средств, а не со стороны получателя средств. Вотпочему оригинальность предлагаемой методики состоит в том, что ситуациярассматривается с точки зрения лизингополучателя и является «зеркальной»относительно классической.

Основной принцип прост: инвестирование в основные фондыкомпании по средствам лизинга является эффективным, если результат превосходитаналогичное финансирование, обусловленное кредитом.

Экономический эффект лизинга, как известно, возрастает сувеличением процентной ставки кредита, при условии различной ставки налога наприбыль для лизингополучателя и лизингодателя. (В РФ ставки налога на прибыльдля лизингополучателя и лизингодателя одинаковые.) Выгода, возникающая прилизинговых операциях, появляется при использовании налогового щита,образованного за счет разницы в суммах выплачиваемых налогов, возникающих приодинаковой ставке из-за различной величины налогооблагаемых баз врассматриваемых формах инвестирования, а также ввиду полного отнесениялизинговых расходов на себестоимость.

Если предмет лизинга имеет остаточную стоимость в конце срокализинга, то она должна быть учтена в расчетах. Если в сумму лизинговых платежейне входят ликвидационная стоимость оборудования, его страховка, дополнительноеобслуживание и прочие расходы, то они должны быть оценены отдельно и учтены воценке эффективности лизинга.

Очевидно, что лизинг является приемлемым способомфинансирования, если NPVL > 0. В этом случае лизинговоефинансирование превышает кредитное. Однако необходимо отметить, что даже если NPVL< 0, приобретение средств производства с помощьюопераций лизинга может быть приемлемым. Это связано с тем, что прикорректировке ставки дисконтирования на налог на прибыль, подразумеваетсяотнесение всех расходов на себестоимость лизингополучателя. Ведь в России всоответствии со ст. 269 НК РФ проценты по кредиту можно относить насебестоимость в размере 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ в рублях и 15% виностранной валюте. Соответственно, если rбольше этих значений, то при подобном расчете для величины кредитакорректировка на налог на прибыль будет производиться только в части величиныпроцента.

Отметим такой момент, что если производится субсидированиелизинговых платежей государством, то ставка дисконта будет уменьшена на величинусубсидии. Таким образом, формула (1) будет иметь вид (см. в журнале).

Например, для создания эффективно действующей системы государственной поддержки гражданской авиации России определен порядок возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга. Закрепленный коэффициент равен 0,5 величины лизинговых процентов. По оценкам различных экспертов приобретение новой авиатехники будет прибыльным при k = 2/3.

Также в данной статье читайте:

  • Принятие решений по инвестиционным проектам
  • Финансовые условия лизинга
  • Резюме

 

Полностью статья опубликована в журнале Финансовый менеджмент №2 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».