Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Институт кураторства банка России — новое направление в области банковского надзора

Институт кураторства Банка России —
новое направление в области банковского надзора

Трубицын П.А.,
аспирант Московского университета потребительской кооперации
 
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №2 / 2004

Согласно планам Банка России в ближайшее время у каждого банка появится персональный куратор — «служащий Банка России, в компетенцию которого входит осуществление надзора в территориальном учреждении Центрального Банка Российской Федерации за одной или несколькими кредитными организациями» [1]. Будут определены представители Банка России, призванные контролировать деятельность коммерческого банка ежедневно.

О намерении ввести в надзорную практику институт персональных кураторов банков Центральный Банк заявлял не в первый раз. Изменение контроля за банками связано с тем, что текущий банковский надзор характеризуется громоздкостью и недостаточной оперативностью в принятии решений. На фоне широкой регламентации текущей деятельности банков прогнозная оценка их поведения развита слабо. Оптимизация содержания и методов банковского надзора в направлении смещения акцентов с формальной оценки количественных параметров на профессиональную и своевременную диагностику состояния банка является особо актуальной.

Затруднения в организации полноценного превентивного (упреждающего) надзора в значительной степени обусловлены практикой банков по приукрашиванию своей деятельности и связанными с этим искажениями бухгалтерской отчетности. Хотя введение международных стандартов финансовой отчетности отчасти будет способствовать повышению прозрачности банков, все аспекты, сопряженные с достоверностью отчетности, не исчезнут. Весьма возможно, что с введением Международной системы финансовой отчетности определенный набор приемов искажения отчетности с успехом может быть заменен на другой. В этом отношении ясно понимается приоритет аналитической составляющей в надзорной практике, базирующейся на организации персонифицированного контроля деятельности банка (кураторства) и развитии методов финансового мониторинга.

Суть института кураторства состоит в том, что все вопросы, касающиеся деятельности одной кредитной организации, находятся в компетенции одной группы специалистов — кураторов кредитной организации. Это вопросы пруденциального надзора, инспектирования, валютного контроля, контроля за эмиссионной и инвестиционной деятельностью, операциями кредитных организаций на рынке ценных бумаг, формированием обязательных резервов, отдельные вопросы лицензирования, касающиеся расширения деятельности кредитной организации, вопросы, связанные со службами внутреннего контроля кредитных организаций. При этом в ходе осуществления надзорных функций основной акцент делается на контактный надзор.

За деятельностью кредитных организаций устанавливается текущий ежедневный надзор с учетом направления их работы. Основное внимание намечается сосредоточить на ежедневном анализе принятых банком рисков (риск потери ликвидности, мониторинг движения средств по корреспондентским счетам), контроле за ссудной задолженностью. Для оценки проведенных операций должны учитываться не только значимость и реальное содержание принимаемых банком рисков, определение сегментов рынка и интенсивность работы данной кредитной организации на рынке банковских услуг, но и другие факторы, связанные с особенностями внутреннего менеджмента, квалификацией персонала, составом клиентуры и контрагентов банка.

К очевидным преимуществам введения института кураторства можно отнести:

  • возможность получения представления о реальном финансовом состоянии кредитной организации на основании анализа информации на межотчетные даты и, как следствие, выявление на раннем этапе проблем, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков банка;
  • вследствие ежедневного отслеживания осуществляемых банком операций возможность более детального контроля за достоверностью отчетности, представляемой в надзорный орган на отчетные даты и, как следствие, более реальная оценка эффективности системы внутреннего контроля в кредитной организации;
  • возможность сближения пруденциального и контактного надзора и, как следствие, оперативное взаимодействие специалистов разных профилей;
  • переход от строго формализованных критериев оценки деятельности кредитной организации, определенных в настоящее время нормативными документами Банка России, к мотивированному суждению на основании накапливаемого материала о банке в целом.

Для получения более подробной информации по отдельным вопросам деятельности кредитной организации либо с целью применения адекватных мер воздействия целесообразно проведение в банках при необходимости оперативных тематических проверок и совещаний с руководством и специалистами банка.

Вместе с тем создание института кураторства на практике зависит от решения ряда проблем, центральной из которых является проблема правового статуса куратора в организационной структуре Банка России. Ответственность куратора за происходящее с контролируемым банком напрямую связана с наделением курирующего лица соответствующими полномочиями, предполагающими определенный уровень самостоятельности и независимости в иерархической управленческой структуре территориальных управлений. Куратору придается некий особый статус, границы которого требуют тщательного осмысления. В частности, при специальном обучении куратора до достижения им высокой профессиональной квалификации и подготовки для работы с кредитными организациями полномочия по применению штрафных санкций от руководителя территориального управления предполагается передать непосредственно куратору. Однако при этом возникает проблема единоличного принятия решений, что часто может напрямую зависеть от личных отношений куратора и руководителей банка. В этой ситуации для разработки и принятия адекватного решения по каждому вопросу куратору необходимо опираться на четко определенные нормативные и правоопределяющие документы.

Практическое внедрение института кураторства также ставит вопрос о готовности методологических процедур по внедрению новых форм и методов содержательного всестороннего банковского надзора с использованием анализа финансового состояния банка. «Нацеленность кураторов на упреждающий надзор, надзор, предотвращающий развитие негативных событий в банке, делает работу кураторов зависимой от разработки и качества аналитических приемов и методов финансового анализа банка» [9]. Куратору необходимо оперативно проанализировать полученный результат от проведенных банком операций, сделать вывод о результативности совершенных действий и целесообразности использования подобного в дальнейшем. Для этого требуется сместить акцент с формальной оценки на сущностную. Только так можно выйти на адекватную диагностику кредитной организации и, как следствие, на прогноз. На практике для этого нужно соблюсти как минимум два условия: отслеживать финансовое состояние банка не от месяца к месяцу, а постоянно и не по отдельным параметрам деятельности, а комплексно.

Хотелось бы обратить внимание на одно из основных направлений достижения успеха в обеспечении надзора — это единство контактного и пруденциального надзора как основы развития института кураторства. Аккумулируя инструкции, поступающие в надзорный орган, становится возможным проведение анализа данных в их взаимосвязи, выстраивание тенденции. Встречи с руководителями банка и обсуждение различных его проблем дадут возможность куратору получить дополнительную информацию, подтвердить либо опровергнуть сделанные выводы о его финансовом состоянии и перспективах дальнейшей деятельности.

При этом банковский надзор не может быть эффективным без применения современных методов его организации. «Внедрение института “кураторства”, направленного на развитие содержательного надзора, требует от обособленных подразделений, обеспечивающих дистанционный надзор и проведение проверок на месте, дальнейшего совершенствования решения задачи по повышению уровня координации (взаимодействия) между дистанционным надзором и инспектированием» [8]. Всестороннее рассмотрение одних и тех же вопросов (на основании документарного надзора и посредством изучения и анализа первичных документов в банке) позволит оперативно и наиболее точно дать оценку состоянию дел в кредитной организации.

Основным вопросом, влияющим на развитие организационных связей дистанционного надзора и инспектирования, является вопрос о центральной роли надзора, куда стекается весь поток информации. Исторически в системе Банка России сложилось, что именно «дистанционный надзор является тем “центром”, который собирает и обрабатывает информацию о банках и на основе ее анализа самостоятельно вырабатывает надзорные решения о применении соответствующих мер воздействия к банкам» [10]. Возможно, что такое положение с учетом окружающей действительности можно считать оптимальным, поскольку разрозненные по различным подразделениям данные не могут дать общей реальной картины о банке. Однако ситуация в коммерческих банках настолько скоротечна, темпы развития негативных тенденций бывают настолько быстры, что поддерживать в актуальном состоянии информацию о происходящих процессах возможно только путем ежедневного анализа кураторами текущей отчетности кредитных организаций, то есть при помощи методов, применяемых в документарном (дистанционном) надзоре, учитывая интервалы проведения проверок на местах, регламентируемые сегодняшним банковским законодательством. Содержащаяся в актах инспекционных проверок информация может кардинально меняться от проверки к проверке. В этой связи инспектирование, являясь самостоятельным элементом банковского надзора, обретает свою силу и значимость при условии сохранения единства с дистанционным надзором по вопросам анализа деятельности кредитной организации, дополняя его (надзор) присущими только инспектированию способами оценки реальной ситув банке. Таким образом, для полноценного развития кураторства очевидна необходимость тесного взаимодействия документарного надзора и инспектирования.

И в заключение хочется отметить, что кураторство — естественный инструмент любого контроля. Использование института кураторов, как показывает международная практика, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в надзоре, повысить их эффективность. Развитие этого института должно способствовать переходу от формального надзора к содержательному. Оценка отчетных данных банка на основании разработанных критериев (валюта баланса, размер собственных средств, результат деятельности и обязательные нормативы) дает возможность куратору сделать общие (формальные) выводы о ситуации в банке. Обладание же дополнительной информацией о конкретных действиях банка даст возможность получить наиболее точное представление о действительном финансовом положении в кредитной организации.

Таким образом, всесторонний анализ деятельности банка будет способствовать реализации стратегической цели банковского надзора — своевременного реагирования на нарушения и негативные тенденции в деятельности кредитных организаций для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.

Литература

  1. Письмо Банка России от 31.01.2003 №04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций».
  2. Ed. Enoch C., Ed. Marston D., Ed. Taylor M. Building Strong Banks: Through Surveillance and Resolution. — Washington: IMF, 2002.
  3. Ed. Courtis N. How Contries Supervise their Banks, Insurers and Securities Markets. — London: Central Banking Publications, 2001.
  4. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: Сборник статей. Вып. 2. ч. 3/ ЦЦП Банка России. — М., 2002.
  5. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. — М. Спарк, 2001
  6. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. — М.: Экзамен, 2002.
  7. Антипова О.Н. Международные стандарты банковского надзора. — М.:  ЦБ РФ, 2002.
  8. Банковский надзор и аудит: Учебник/Под ред. И.Д. Мамоновой. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  9. Уэр Д. Основные принципы банковского надзора: Пер. с англ./ЦПП Банка России. — М.: ЦПП ЦБ РФ, 2001.
  10. Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России: Сборник статей/ ЦПП Банка России; Сост. Антипова О.Н. — М.: ЦБ РФ, 2003.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».