Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N4 / 2003

Цели и задачи регулирования деятельности НПФ на современном этапе (формирование новой идеологии госрегулирования рынка НПО)

Батаев В.В.,

руководитель Инспекции Негосударственных Пенсионных Фондов
при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации

Уважаемые читатели!

В связи с повышенным интересом к данной теме мы открываем новую рубрику — «Пенсионная реформа в России». Освещать и постоянноинформировать о ходе реформ любезно согласился руководитель Инспекции НегосударственныхПенсионных Фондов при Министерстве труда и социального развития Российской федерации БатаевВячеслав Владимирович.

15 мая 2003 года состоялось совместное совещаниеинспекции НПФ при Минтруде России и НАПФ. Ниже мы публикуем выступлениеруководителя Инспекции Негосударственных Пенсионных Фондов при Министерстветруда и социального развития Российской федерацииБатаева Вячеслава Владимировича.

Текущий статус

Негосударственное пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью пенсионной системы России. На протяжении ряда лет негосударственные пенсионные фонды показывают уверенный рост большинства показателей своего развития. Интерес к деятельности НПФ проявляют уже не только крупнейшие корпорации топливно-энергетического комплекса, но и предприятия все более широкого круга отраслей хозяйства, банки и другие финансовые организации.

Признанием возросшей роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России явилось внесение поправок в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивших условия их участия в обязательных видах пенсионного страхования.

Одновременно с развитием негосударственных пенсионных фондов шло развитие и совершенствование системы государственного регулирования деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, надзора и контроля за указанной деятельностью.

Эта система к настоящему времени устоялась и включает в себя:

  • лицензирование деятельности фондов;
  • унифицированную систему бухгалтерского учета, предусматривающую раздельный учет пенсионных резервов и имущества для обеспечения уставной деятельности фондов;
  • контроль за соблюдением фондами правил размещения пенсионных резервов со стороны спецдепозитариев и уведомление ими о выявленных нарушениях Инспекции НПФ;
  • обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание фондов;
  • развитую систему отчетности пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ;
  • проверки фондов комиссиями Инспекции.

Система контроля за деятельностьюНПФ показала свою достаточную эффективность, свидетельством чего являетсяотсутствие каких-либо серьезных судебных разбирательств и скандалов, связанныхс деятельностью НПФ даже в условиях кризиса 1998 года.

На протяжении ряда лет руководство и команда Инспекции НПФсовместно с пенсионным сообществом обеспечивали стабильное развитие отраслиНПФ.

Внесенные в закон «О негосударственных пенсионных фондах»поправки установили новые, более жесткие требования к деятельности фондов,расширили сферу деятельности и полномочия контролирующего органа.

Все это требует принципиального совершенствованиякачества государственного регулирования, качества контроля и надзора,что и предстоит делать, опираясь на существующую систему.

Формула повышения качества контроля (контекст контроля):Для тех, кто соблюдал, соблюдает и будет соблюдатьтребования законодательства и нормативных актов – сохранится преемственностьконтроля. Для тех, кто нарушал, нарушает или хочет нарушить законодательство –произойдет ужесточение контроля.

Возможно нам придется применятьопыт регулирования в смежных секторах финансового рынка. Нам есть чемупоучиться у наших коллег.

Особенности момента

Принятие поправок в Федеральный закон «О негосударственныхпенсионных фондах» означает поворотный момент в деятельности НПФ. Фондыполучили «госзаказ», выиграли «конкурс» у других, не менее уважаемых участниковфинансового рынка. Оставаясь единственным институтом, осуществляющимдобровольное пенсионное обеспечение, негосударственные фонды получают доступ кобязательному пенсионному страхованию, которое они будут осуществлять вместе сПенсионным фондом Российской Федерации.

Для того, чтобы обеспечитьучастие фондов в обязательном пенсионном страховании, требуется принятие рядаподзаконных актов — постановлений Правительства Российской Федерации и решенийуполномоченного федерального органа. Разработка проектов этих документов иактивное участие в их обсуждении и принятии – важнейшая задача Инспекции наближайшее время.

В то жевремя, отдавая должное всей важности деятельности фондов в качествестраховщиков по обязательному пенсионному страхованию, необходимо помнить, что важнейшейзадачей НПФ является дальнейшее развитие различных видов добровольногопенсионного обеспечения, создание условий, при которых большинствоработодателей осознают необходимость построения пенсионных программпредприятий, а отдельные граждане — самостоятельного формирования своихпенсионных накоплений.

Это уже вопрос воспитанияфинансовой культуры и ответственности людей за свое собственное будущее, чтобылюди не ждали милостей от государства.

Наша задача – обеспечитькачество продукта, который государство предлагает людям на выбор.

Основные цели

Приступая кработе в условиях действия новых требований к государственному регулированиюдеятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения иобязательного пенсионного страхования мы осознаем необходимость повышенияроли органа, осуществляющего такую деятельность.

Важнейшей и первостепенной задачейявляется придание (вернее, описание) госрегуляторустатуса органа, обладающего необходимыми полномочиями, кадровым потенциалом иматериально-технической базой.

Что касается финансовойсамостоятельности Инспекции и независимости сотрудников (3 млрд. на душу),то это должно быть более «активное» включение в бюджет 2004 года,совершенствование системы оплаты труда персонала, работа в направленииподдержки исследований со стороны международных агентств, финансированиеперспективных разработок участниками рынка и организованными участниками рынка.

Этот орган должен обладатьразвитой региональной сетью, позволяющей приблизить контроль кнегосударственным пенсионным фондам, осуществляющим деятельность по всейтерритории России. Система террорганов может базироватьсяна принципах федеральных округов, и при этом нужно также развивать опыт работыИнспекции над Соглашениями с субъектами РФ.

Инспекция должна существенноповысить качество контроля за деятельностью НПФ,исходя из приоритета безусловного обеспечения законных интересов участникови застрахованных лиц как на этапе взносов, на этапе учета накоплений и инвестдохода, так и на этапе выплат, а также на этапахреорганизаций фондов в результате слияний, покупок, поглощений.

Необходимо создать условия, прикоторых фонды будут стремиться сами соблюдать установленные нормативы итребования, поскольку это будет залогом их успешной работы. Для этого должныбыть сформулированы понятные правила работы на рынке негосударственногопенсионного обеспечения, обеспечена стабильность и преемственностьпредъявляемых требований, информационная открытость и прозрачностькак рынка негосударственного пенсионного обеспечения, так и регулятора впроцессе его регулирования.

Необходимо добиваться принятиятакого отношения государства к добровольному пенсионному обеспечениюпрежде всего в вопросах создания налогового режима, которое «стимулируетболее активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольномпенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов».(Я специально процитировал новую редакцию статьи 36Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Мы рассчитываем, что решение этих вопросов придастдополнительный импульс развитию рынка НПФ по добровольным и обязательным видампенсионного обеспечения.

Приоритеты в работе Инспекции

Всех участников совещания волнует вопрос о том, кто будетрегулятором рынка НПФ? Каков будет Статус Инспекции?

Инспекция НПФ является аппаратом для подготовки и принятиярешений Министерства труда и социального развития РФ, реализующим функциигосударственного контроля за деятельностью НПФ.Соответствующие поправки будут подготовлены и внесены в Положение об ИнспекцииНПФ и в Положение о Минтруде.

Необходимо подготовить серию постановлений Правительства иотдельных нормативных актов, определяющих с учетом нового законодательства.Называть их не буду, они все поименованы в законе и в проекте постановленияПравительства РФ.

Хотел бы сформулировать свою позицию по следующимвопросам.

1. Инвестирование пенсионных резервов

Порядок инвестирования пенсионных резервов будетразработан в сроки, установленные Правительственным планом-графиком подготовкидокументов по реализации закона 14-ФЗ.

Процесс инвестирования пенсионных денег должен стать болеепрозрачным для вкладчиков и участников. Они должны знать, кто и как управляетденьгами НПФ, какова инвестиционная стратегия Фонда.

Сверхдоходность не являетсяприоритетом в работе НПФ. Основной приоритет — сохранность и прирост. Это основноетребование к НПФ со стороны вкладчиков, участников и государства.

2. Требования к пенсионным схемам нуждаются в детализации

Условия негосударственного пенсионного обеспечения должныоднозначно трактоваться всем участниками рынка и регуляторами.

Права участников, в том числе и солидарных схем, должныбыть четко описаны и полностью соблюдаться. Регуляторбудет более внимательно следить за соблюдением прав участников, особенно всвязи с участившимися случаями объединения фондов.

Четко сформулированные пенсионные схемы, применяемые НПФ,позволят решить вопросы налогообложения негосударственного пенсионногообеспечения.

3. Налогообложение

Финансово-экономические расчеты показывают, что от схемыЕЕТ выигрывают все: и участники, и вкладчики, и фонды, и государство. Такаясхема просто наиболее эффективной.

Поддерживаю тезис о необходимости однообразногоналогообложения деятельности ПФР и НПФ при реализации обязательного пенсионногострахования.

Жду предложений от пенсионногосообщества в части упорядочения налогового режима НПФ по добровольным иобязательным видам пенсионного обеспечения.

4. Требования к персональному расчету и информационным системам НПФ. Очень здорово, что эта работа с участием Пенсионного фонда России уже началась.

5. Аттестация руководителей и главбухгалтеров НПФ. Система уполномоченных образовательных учреждений не только для краткосрочных курсов, но и для получения высшего образования (второго высшего).

6. Отдельная лицензия на аудит НПФ (предложить Минфину).

7. Раскрытие информации о деятельности НПФ

Прозрачности фондов посвящена часть закона №14-ФЗ «Овнесении изменений в закон «О негосударственных пенсионных фондах», вступившийв силу в январе 2003 г.

Цитирую Федеральный закон: «Госрегуляторпубликует в средствах массовой информации список фондов, информацию о фондах,осуществляющих деятельность по ОПС, а также о фондах, у которых приостановленодействие лицензии на осуществление деятельности по ПОи ПС, или указанная лицензия аннулирована в течении 10дней»; «ежегодно публикует в СМИ сведения о формировании и финансовыхрезультатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании ифинансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений».

От себя добавлю о необходимости выхода на новый уровеньинформационно-аналитической работы и PR-поддержки.

Мы твердо намерены содействовать в любых начинаниях,которые касаются прозрачности рынка, PR, разъяснения и прочей информационнойработы.

Чем прозрачнее рынок, чем понятнее правила игры,участники, система гарантий, порядок инвестирования, уровень доходности, тембольше выиграют все — и люди, и фонды, и государство.

Механизмы решения задач

1. Согласование с другими государственными органами власти позиций по контролю за НПФ (лебедь, рак и щука).

  • Разграничение компетенции и полномочий.
  • Повышение эффективности взаимодействия.

2. Активное взаимодействие представителей рынка с СРО:

  • СРО должны разрабатывать и внедрять профессиональные стандарты деятельности НПФ.
  • В частности, на СРО целесообразно возложить функции по контролю за соблюдением Кодекса профессиональной этики.

3. Включение экспертов в процесс разработки ключевыхдокументов, регулирующих деятельность НПФ:

  • Целесообразно создание Экспертного совета при Инспекции НПФ.
  • создание экспертных групп по направлениям с целью подготовки проектов документов в разумные и конкретные сроки.

4. Планируется формирование территориальных органов набазе федеральных округов, приближение контроля к месту нахождения идеятельности НПФ, в том числе используя опыт заключения Соглашений с субъектамиРФ.

5. Повышение качества вневедомственного контроля состороны независимых аудиторов, независимых актуариев, независимых спецдепозитариев, а также всех заинтересованных субъектовчерез механизмы раскрытия информации.

6. Предложитьруководству Минтруда России создать Управление по ППС в рамках численностиблока НПО Минтруда России, согласованного с Минфином России, МинэкономразвитияРоссии, ФКЦБ России, Минюстом России — до 50 человек.

7. Фондам необходимоопределиться в следующем: участвовать в ОПС или остаться в системе ДПО.Независимо от этого требования к НПФ будут одинаковыми.

Всех волнует проблема«мертвых душ» — маленьких и недействующих фондов. Считаю, что они имеют правона существование в рамках переходного периода до 2009 года при условиисоблюдений требований законодательства и регулярной отчетности.

Рынок отрегулируетцелесообразность их существования — как через механизмы слияния и поглощения,так и путем появления у них новых учредителей, которые придадут импульс ихразвитию.

На рынке может быть 30фондов или 3 000 фондов, лишь бы они соответствовали требованиямзаконодательства. Это не вопрос количества фондов, это вопрос качества фондов ипредлагаемых продуктов.

Если индустрия НПФбудет прозрачна, система взаимного контроля будет эффективной — это снизитпотребности в государственном регулировании и упростит задачу регулятора.

Миссия, которую мыпредлагаем пенсионному сообществу, заключается в создании до 2009 года в Россииодной из лучших в мире систем НПО! Это посильная задача, учитывая темпыразвития рынка НПФ.

Для этого надо давать обещания и сдерживать их!

Благодарю за внимание. Успехов Вам!

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов

№№ Наименование показателей В целом по фондам
на 1.01.03 на 1.04.03
1 Собственное имущество фондов (млн. руб.) 63 813,9 81 253,4
2 Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) 10 328,0 23 008,4
3 Пенсионные резервы (млн. руб.) 51 550,4 55 948,2
4 Количество участников фондов (тыс. чел.),
из них
получающих негосударственную пенсию
4 467,2

356,6
4 540,0

374,9
5 Сумма инвестированных средств (в том числе ИОУД)
(млн. руб.)
60 241,9 77 559,5
6 Сумма пенсионных взносов (млн. руб.) 11 558,4
(нарастающим итогом с начала 2002 года)
3 870,4
 (за 3 месяца 2003 года)
7 Сумма пенсионных выплат (млн. руб.) 2 001,6 683,2

Итоги деятельности НПФ в 1 квартале 2003 года

Инспекция НПФ приМинистерстве труда и социального развития Российской Федерации подвела итогидеятельности негосударственных пенсионных фондов в 1 квартале 2003 года.

В настоящее время на территории Российской Федерациидействуют 287 негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ), имеющихгосударственную лицензию. На 01.04.2003 года в системе негосударственногопенсионного обеспечения принимало участие свыше 4,54 млн. человек, в т.ч. более374 тыс. человек получали дополнительную негосударственную пенсию.

НПФ расположены в 51 субъектеРоссийской Федерации, в том числе в Москве — 127 фондов, в Санкт-Петербурге —21, Самарской области — 18, в Нижегородской области — 10. Участники фондовпроживают в 80 субъектах Российской Федерации.

По состоянию на 01.04.2003 собственное имущество НПФвозросло до 81,2 млрд. рублей, что превышает на 27% показатели на начало2003 года.

Пенсионные резервы НПФсоставляют 55 948,2 млн. рублей, имущество для обеспечения уставнойдеятельности (ИОУД) — 23 008,4 млн. рублей.

В 65 негосударственныхпенсионных фондах (23% от общего числа фондов), сумма пенсионных резервовкоторых превышает 50 млн. рублей, сосредоточены 99,4% всех пенсионных резервов.В 28 негосударственных пенсионных фондах (10% общего числа фондов), суммапенсионных резервов которых превышает 200 млн. рублей, сосредоточено 90,7%пенсионных резервов.

За 1 квартал 2003 годапенсионные взносы в НПФ превысили 3 870 млн. рублей, выплаченонегосударственных пенсий на сумму 683 млн. рублей.

Негосударственные пенсионные фонды активно приводятосновные финансовые показатели в соответствие с новыми требованиями закона «ОНПФ», вступившими в силу в январе 2003 года.

По данным отчетности, размер совокупного вкладаучредителей у 94 фондов превышает 3 млн. рублей. У 26 НПФ размер совокупноговклада учредителей свыше 30 млн. рублей, что является одним из нормативовучастия в обязательном пенсионном страховании.

Согласно данным отчетностисвыше 40 фондов имеют более 5000 договоров с физическими лицами или имеют свыше5000 участников, получающих негосударственную пенсию.

На протяжении последних летНПФ демонстрирует устойчивый рост всех основных показателей деятельности.Негосударственное пенсионное обеспечение востребовано и получило признание какрыночный институт социальной защиты граждан.

Инспекция НПФ при Министерстве труда и социальногоразвития РФ в качестве своих приоритетных задач считает необходимым проводитьскорейшую разработку нормативных правовых актов, определяющих порядок участияНПФ в обязательном пенсионном страховании; дальнейшее совершенствование системыгосударственного контроля за деятельностью НПФ;повышение надежности и прозрачности системы НПФ.

Инспекция НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
Май 2003 года

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».