Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации

Шекова Е.Л.,

к.э.н.,
асс. кафедры теории менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета

В силу того, что основной целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации носит ярко выраженную специфику.

Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных результатов от выполнения проекта.

Анализ экономических результатов инвестиционных проектов некоммерческой организации базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.

К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.

Коэффициент социальной рентабельности (SR) рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.

В качестве примера рассмотрим выборочную вакцинацию населения в одном из регионов. В данном случае социальный эффект будет проявляться в снижении уровня заболеваний населения региона, при этом выгоды получат те лица, которые не прошли вакцинацию, но остались здоровыми из-за сокращения масштабов распространения вируса. Таким образом, денежная оценка социального эффекта будет измеряться разницей стоимости затраченных медицинских услуг региона, где не проводилась вакцинация, и региона, где вакцинация имела место, при условии, что регионы равноценны по своим характеристикам. Затраты на производство социального эффекта измеряются расходами на проведение вакцинации в регионе.

Однако в отличие от показателя экономической рентабельности коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т.д. По мнению Андреева И.А., показатель социальной рентабельности наиболее применим для программ социально-экономического развития региона страны, разработанных государственными и негосударственными научно-исследовательскими институтами. Их результативность «может быть оценена отношением изменения душевых (семейных) денежных доходов населения региона после ее внедрения к затратам на ее разработку и реализацию» [1, c. 13]. Однако показатель социальной рентабельности может активно использоваться и в сфере здравоохранения, где процессы и результаты оказания медицинских услуг поддаются количественной оценке.

При оценке инвестиционных проектов некоммерческой организации наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т.е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подобной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта (TR) или общей нормы доходности. Он рассчитывается следующим образом:

Показатель общей рентабельности есть сумма экономической и социальной рентабельности, т.е. чистая прибыль от реализации проекта суммируется с денежной оценкой социального эффекта от проекта и относится к затратам, связанным с его выполнением.

Таким образом, в целях финансовой стабильности некоммерческая организация должна принимать к реализации проекты с показателем общей рентабельности выше нуля. Тем не менее возможны ситуации, когда некоммерческая организация реализует проекты с отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т.е. когда финансовые убытки от проекта перекрывают социальные выгоды. В этом случае финансовая стабильность некоммерческой организации должна обеспечиваться за счет государства, благотворительных организаций и т.д.

Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проектов некоммерческих организаций. Однако они не учитывают временной стоимости поступлений от проекта, что имеет большое значение, если доходы от проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет показатель чистой приведенной социальной стоимости (NPSV — Net Present Social Value). Он определяется по аналогии с чистым приведенным денежным потоком следующим образом:

Показатели социальной ценности проекта (программы) в году t, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных инвестиций, связанных с реализацией проекта.

Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение социального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания медицинских, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказываемых услуг или разницей между полной и льготной ценой.

Ставка дисконта (Ks), с точки зрения некоммерческой организации отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения благотворителей, коэффициент дисконтирования отражает альтернативную доходность благотворительных взносов. Благотворители имеют возможность вложения средств в портфель ценных бумаг, а затем использования доходов для прямого приобретения некоммерческих услуг. Таким образом, с точки зрения благотворителей ставка дисконтирования равна доходности от вложений в акции коммерческой фирмы, предоставляющей подобные услуги.

При анализе инвестиционных проектов некоммерческой организации нельзя однозначно требовать положительных значений коэффициента чистой приведенной стоимости, так как сумма затрат, связанных с реализацией проекта, может превышать приведенную социальную стоимость проекта. В этом случае необходимо проанализировать также финансовые поступления от проекта, т.е. рассчитать показатель чистой приведенной денежной стоимости проекта.

Таким образом, для общей оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации можно использовать коэффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV (Total Net Present Value):

Проект считается приемлемым, если TNPV>0. Однако, как говорилось выше, это не означает, что каждая составляющая формулы (NPV и NPSV) также должна быть положительной. Некоммерческая организация в силу наличия высокой социальной ценности проекта может реализовывать экономически убыточные проекты, в которых NPV<0. Кроме того, возможен и такой вариант, когда инвестиционный проект имеет положительную приведенную денежную стоимость, но отрицательную социальную стоимость. Так, установление высоких цен на медицинские, образовательные, культурные услуги позволит получать высокие доходы от такой деятельности, но в то же время ограничит потребление услуг малообеспеченными слоями населения.

В отличие от коммерческой фирмы оптимизация бюджета капиталовложений некоммерческой организации не сводится к максимизации TNPV, т.к. в этом случае возможны варианты, когда финансовая ценность инвестиционных проектов могла быть вытеснена социальной ценностью, и наоборот. Для некоммерческой организации оптимизация бюджета капиталовложений заключается в том, что экономические убытки от инвестиционных проектов должны покрываться либо за счет прибыли от реализации других проектов, либо за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора и государства.

Кроме того, некоммерческие организации ограничены в возможностях аккумулирования денежных средств для реализации инвестиционных проектов. Источники финансирования некоммерческих организаций сводятся к доходам от собственной деятельности, государственным субсидиям, благотворительным, спонсорским вкладам, заемным средствам и др., которые ограничены в своем объеме, целях использования и часто требуют много времени для их привлечения. В результате если коммерческая фирма, имеющая возможности аккумулировать практически неограниченное количество средств для инвестиций, вкладывает собственные или привлеченные средства в реализацию проектов до тех пор, пока NPV>0, то некоммерческая организация часто вынуждена откладывать реализацию проектов с положительным TNPV в силу недостатка средств.

Наряду с показателем чистой приведенной социальной стоимости активно используется индекс социальной доходности (SPI – Social Profit Index). Он рассчитывается как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций:

В силу того что индекс социальной доходности является относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости различных проектов.

Сводный индекс доходности инвестиционных проектов некоммерческих организаций (TPI – Total Profit Index) будет выглядеть следующим образом:

Сводный индекс доходности можно использовать не только для сравнительной оценки, но и в качестве критерия принятия проектов к реализации. Если значение индекса меньше или равно единице, то проект отвергается. К реализации принимаются проекты с индексом доходности больше единицы.

На практике некоммерческая организация, как правило, занимается реализацией сразу нескольких проектов, поэтому для нее не менее актуальными, чем для коммерческих предприятий, являются вопросы формирования бюджета капиталовложений.

Для оптимизации бюджета капиталовложений некоммерческих организаций большое значение приобретает коэффициент внутренней нормы социальной доходности проекта (IRSR). Он характеризует уровень социальной доходности инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Таким образом, социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне дисконтной ставки, а на базе внутренней нормы социальной доходности самого проекта.

Внутренняя норма социальной доходности определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость будущих социальных выгод равна настоящей стоимости затрат на реализацию проекта, т.е. чистая приведенная социальная стоимость NPSV равна нулю.

IRSR = k при NPSV = 0.

Очевидно, чем выше внутренняя норма социальной доходности, тем более привлекательным является тот или иной проект с социальной точки зрения. Проекты с высокой нормой социальной доходности имеют больше оснований для привлечения благотворительных средств, государственных субсидий, грантов и др.

Однако для комплексной оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации целесообразно применять коэффициент внутренней нормы общей доходности (TIRR). Он будет определяться сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость будущих финансовых и социальных доходов равна стоимости первоначальных инвестиций.

TIRR = K при TNPV = 0.

Для оптимального инвестиционного портфеля некоммерческой организации отбираются проекты с максимальным значением нормы доходности.

Таким образом, оценка инвестиционных проектов некоммерческих организаций включает анализ финансовых и социальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной. Экономические и социальные результаты инвестиционных проектов могут быть противоречивыми, что не позволяет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта. Кроме того, выбор проекта некоммерческой организации в большинстве случаев не осуществляется ею самостоятельно, на такой выбор оказывают влияние решения третьих лиц (государства, благотворительных фондов, спонсоров и др.). Исходя из финансовой зависимости от третьих лиц, а также из ограничений получения и распределения прибыли некоммерческие организации вынуждены подстраиваться под интересы спонсоров, программы благотворительных фондов, политику попечителей и т.д.

Литература

 

  1. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2.
  2. Anthony R., Regina E. Management control in nonprofit organizations. — Georgetown, 1990.
  3. Dees J. Enterprising Nonprofits // Harvard Business Review. — 1998. — Vol. 76.
  4. Espy S. Handbook of Strategic Planning for Nonprofit Organisations. — N.Y., 1992.
  5. Oster S. Management of Non-profit Organizations. — Dartmouth, 1994.
  6. Skloot E. Enterprise and Commerce in Nonprofit Organisations.//The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. — New Haven, 1987.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».