Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N4 / 2002

Эволюция хозяйственного управления в эпоху глобализации финансовых рынков

Бурцев В.В.,

к.э.н., аудитор ЗАО «Ин-Аудит»

Введение

...Призракбродит по всем странам — призрак антиглобализма...

Современная цивилизация сегодня в принципе представляет собой общество нищих, живущих своим собственным трудом, и богатых, живущих на ренту от труда остальных (рента от чужого труда, рента на ренту, рента в кубе и т.д.). Конечно, это упрощенная интерпретация, так как эти два уровня включают в себя определенную структуру подуровней, или внутренних отсеков. При этом возможны всевозможные пертурбации внутри этих отсеков, но «перескочить» из низших уровней на высшие практически невозможно, так как общество построено по кастовому принципу. Все разговоры по-поводу свободы возможностей для всех в современной западной цивилизации — не более чем мистификация. При этом отчетливо наметилась тенденция сокращения числа представителей богатых уровней, а также роста внутренних барьеров для их перемещения «вверх» даже внутри соответствующих отсеков. Как отмечают специалисты, для воспроизводства системы уже сегодня достаточно лишь 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. В дальнейшем же эти проценты будут еще более снижены. В этой связи представители так называемой средней буржуазии уже в недалеком будущем рискуют оказаться безработными (а следовательно, «переместиться вниз» по уровням), а представители студенчества даже в богатых странах по этой же причине не смогут практически реализовать полученные в учебных заведениях знания. Все эти тенденции — прямое следствие глобализации.

Глобализация, объединяя мир, одновременно его разрушает. Ее результатом являются очередные программы жесткой экономии и массовые увольнения. Такие страны, как Бразилия, где богатые селятся в отторженных гетто, а большинство населения ведет борьбу за существование, становятся всемирной моделью. Попытки же богатой буржуазии заниматься еще и социальными вопросами обустройства общества (например, создание «государств всеобщего благоденствия», попытки сократить неравенство между людьми, искуственно повышая благосостояние самых бедных через пособия — по сути подачки — и т.п.) из-за своей нелепости и внутренней противоречивости (меркантилизм) сегодня уже «сводятся на нет». В то же время глобальный терроризм, распространение наркомании, спида, ксенофобии и многих других угрожающих тенденций современного общества, основанного на системной эксплуатации труда и капитала,  являются не только прямым следствием кризиса капиталистической формации, но и попыткой ее столпов оттянуть ее заведомый крах. Заявления лидеров мировой капиталистической системы о своих попытках преодолеть эти угрозы в современном обществе выглядят явно лицемерными и рассчитаны, скорее всего, лишь на отвлечение по сути нищих народных масс от решения своих экономических проблем политическими методами. Движение же так называемых «антиглобалистов» сегодня является во многом еще романтической, стихийной, зачаточной стадией той экономической борьбы между власть имущими (плутократами) и всеми остальными (народными массами), которая  неизбежно развернется в будущем (например, в нашей стране первая более-менее организованая мини-акция антиглобалистов была проведена в Москве 28 мая, при этом участвовавшая в ней безобидная молодежь была быстро разогнана). Для этого нужна соответствующая научно обоснованная теория построения нового общества и совершенно новая формация лидеров, не связанных с перекрасившейся во имя спасения своих финансовых потоков (капиталов на зарубежных счетах) саморазрушающейся советской номенклатурой (все сегодняшние лидеры как «правых», так и «левых» — усердно демонизируемые СМИ обычные временщики, так как они, временно оттягивая свою агонию и организовавшие так называемую «перестройку», а точнее, «перекройку» госсобственности, прямые потомки одной и той же номенклатуры, имеющие ту же генетику, те же родственные узы и тот же номенклатурный менталитет, что и в 70-х). Но следует отметить, что кровавые революции — это средства такой борьбы, использовавшиеся в прошлом. В наступившем же веке вместо революций, вероятно, будут использованы финансовые потоки (что обосновано в моей прошлой статье см.: «Финансовый менеджмент». — 2001. — №6), т.е. основным методом завоевания власти станут собственно финансовые и торговые войны (последние события на мировом рынке стали как нельзя лучше подтверждают это предположение). Сегодня уже сама категория экономической власти трансформируется из системы господства, удерживаемого одними экономическими группами по отношению к другим, в систему все более сложной взаимозависимости различных социальных слоев и групп, систему отношений сил, многообразие, импульсивность, динамичность и общераспространенность которых повышает вероятность изменения силовых соотношений между основными центрами мировой власти, или глобальным финансовыми игроками (ГФИ) и возможностей их проявления.

Нерешенностьпроблемы ограниченности мировых ресурсов и их неравномерного территориальногорассредоточения еще более усугубляет международную конкуренцию. При этомгоризонты цивилизационного развития дают ГФИ новыйимпульс пассионарности, новые условия игры. В статье«Основной конкурентный потенциал страны-системы в условиях финансовой транснационализации» (см.: Финансовый менеджмент. — 2001. — № 6) рассмотрены аспектыконкурентной борьбы между ГФИ, настоящая же работа посвящена проблемам ихструктурной трансформации.

Основы экономического развития в эпоху глобализации

Как соединить экономический рост и борьбу с неравенством?
Как уйти от такого парадокса, когда страна богатеет,
а ее жители становятся все беднее? Почему уважение
к демократии не побуждает правительства к  вмешательству
в области занятости, жилья, здравоохранения и образования, с тем
чтобы исправить чрезмерные проявления неравенства?

(Игнасио Рамоне«Геополитика хаоса»)

Многие исследователи-футурологи (напр.: T. Adorno, D. Bell, Z. Brzezinski, G. Marcuse, A. Toffler, U. Habermas, M. Horheimer   и др.) пытались представить модель будущегообщества, раскрыть перспективные тенденции его развития. Не будемвдаваться в подробный анализ предложенных этими специалистами моделейсоциальной динамики, так как каждая из них вносит определенный вклад в созданиецелостного представления о грядущей новой цивилизации. Помимо моделейсоциальной динамики, на наш взгляд, необходимо определить и базовые еепринципы. При этом основные характеристики данной динамики обуславливаютсяфеноменом финансовой интернационализации (широкой диверсификациифинансовых активов по странам и регионам) и глобализации (усилении ролимеждународных рынков).

Итак, следующие четыре базовых принципа (как четыре основных сваи) экономического развития современного обществаследует считать основными:

1) принцип плюрализма;

2) принцип импульсивности;

3) принцип динамичности;

4) принцип глобализма.

Определить данные принципы позволяет не только количественная оценкаобщественных явлений на основе статистики, но и их качественный анализ с учетомопределяющего воздействия на них экономического и технологического способовпроизводства. При этом следует заметить, что каждый из данных принциповкасается тенденций принципиальных изменений базиса современнойобщественно-экономической формации (т.е. изменений самих производственныхотношений), влекущих неизбежные грядущие изменения и в ееполитико-идеологической надстройке. Ниже представлена краткая характеристикавышеуказанных принципов и факторы, обуславливающие развитие современногообщества в соответствии с данными принципами.

1. Принцип  экономическогоплюрализма заключается в многообразии форм и видов экономическогосамовыражения.

Основные экономические факторы, обуславливающие действие принципа,следующие:

  1. Переход к «экономике знаний» (при котором в экономике вообще и трудовой деятельности в частности главную роль начинает играть созидание и использование знаний, или так называемого «интеллектуального капитала»), или сдвиг в сторону «знание-интенсивных» отраслей от капитало- и трудоинтенсивных и, вместе с тем, отчуждение индивида от общества (относительная исключенность человека из социальных связей, при котором утрачиваются взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, утрачивается чувство общности, происходит рост безличных механизмов социальной связи, рост индивидуализма.
  2. Технологические сдвиги в производстве и использовании энергии, а следовательно, в производстве веществ и материалов, в развитии транспортных систем, а также в средствах и методах передачи информации.
  3. Увеличение множества коммуникаций (взаимодействий между людьми, бизнес-общения), информационно-насыщенных продуктов и услуг, передающихся с помощью средств электроники (компьютеризация общества).
  4. Увеличение множества форм организации бизнеса (например, появление электронной, или сетевой, экономики, распространение электронной кооперации, увеличение количества религиозных и семейных производственных команд, интеллектуальных рабочих  и т.д.).
  5. Изменения в характере и содержании труда (например, перенесение профессиональной активности с заводов и учреждений в индивидуальные жилища работников, рост интеллектуализации труда, новый баланс полов и возрастов, повышенная эмоциональная нагрузка, новые формы мотивации и контроля труда, новые формы занятости, новые формы организации профсоюзов и т.д.).
  6. Распространение небольших, гибких и восприимчивых к нововведениям производственных систем, тенденция к дематериализации производства.
  7. Возникновение новых форм участия работников в собственности, прибыли и управлении (происходящее в связи с возрастанием доли капитала, контролируемого теми, кто занят в данной организации).
  8. Новая структура общественного производства, увеличение доли в ВВП третичного сектора экономики (переход к так называемому «обществу услуг»).

Рост многообразия экономического самовыражения в современных условияхимеет вполне серьезные основания. Известно, что различные формы сознанияотражают различные стороны действительности. Например, экономическое бытиеобщества определяет экономическое сознание, аследовательно, и различные формы и виды экономического самовыражения (т.е. активизациилюдей в сферах их включенности в производственные отношения). Усложнениеже общественного экономического бытия, а также развитие и обогащениепознавательных способностей людей ведут к бесконечному увеличению числа видових экономического самовыражения. Но здесь имеется и обратная связь. В своюочередь, усложнение элементов экономики (как системы общественных отношений поповоду формирования, распределения, обмена и потребления результатов человеческойдеятельности) и их взаимосвязей (что отчасти видно и из таблицы) обусловленообъективным усложнением и развитием самого социума. При этомпроизводственные отношения (как способ соединения факторов производства) непросто воспринимают те импульсы к изменению, которые обусловлены экономическимсамовыражением людей (работников), т.е. основного элемента производительныхсил, они в свою очередь оказывают активное обратное воздействие на их развитие,ведут к еще большему многообразию средств производства, плюрализму видов личныхфакторов производства, форм экономического самовыражения работников, а также ккардинальной трансформации самой технологии и организации производства.Следует заметить также, что плюрализм самовыражения различных социальных группделает их интересы все более несопоставимыми имножественными, что может инициировать  вбудущем множество локальных конфликтов экономических интересов. Следуетотметить, что экономический плюрализм можно рассматривать не только всоциальном, но и в техническом аспекте. Например, конвергенция, интеграция иунификация международных финансовых рынков компенсируются увеличениеммногообразия финансовых инструментов.

2.Принцип экономической импульсивности заключается в росте импульсивностиэкономического самовыражения и силы его проявления.

Основныеэкономические факторы, обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Системное расслоение общества по уровню доходов (имущественное неравенство), трансформирующее структуру производительных сил (в данном случае — личных факторов производства), расширяющее границу между более импульсивными экономическими агентами, а точнее, способными (а следовательно, имущими) и неспособными (в большинстве своем неимущими) участвовать в новом общественном производстве, создавать и продавать новые конкурентоспособные товары (оказывать новые услуги).
  2. Рост безработицы  (по мнению ряда авторитетных западных аналитиков, в наступившем столетии для функционирования мировой экономики будет достаточно 20 % населения) и социальной незащищенности широких слоев населения (даже бывшие европейские «государства всеобщего благоденствия» все более утрачивают функцию социальной поддержки населения, защиты слабых его категорий).

Всоответствии с данным принципом возрастает вероятность потери контроля ГЭИ наднормальным функционированием мирохозяйственной системы и возникновениемглобальной нестабильности. Косвенно это подтверждают известные трагическиесобытия в США. Все усилия же продлить существование мировой капиталистическойсистемы, разрушить сверхгосударства и т.п. могутобернуться «выпуском джинна из бутылки». Вместе с тем импульсивностьсамовыражения различных социальных групп (включая криминальные сообщества)увеличивает вероятность возникновения принципиально новых форм так называемых«опасных классов» (т.е. тех, кто беспокоит ГЭИ, людей, владеющих капиталом,правящих или принимающих решения), от чего еще более возрастает  риск глобальной нестабильности вмирохозяйственной системе. Как замечает профессор ИммануилВаллерстайн (Университет Бингемтона,США), «начнутся политические конвульсии, люди будут пытаться установить новыевиды систем вместо действующих сегодня. <...> Унас будут крупные политические столкновения. Мы их уже наблюдаем. Но через десять-двадцать лет они будут гораздо серьезнее» (см. Эксперт.— 2001. — № 28. — С. 17).

3. Принцип экономической динамичности заключается в росте динамичности, неустойчивости, изменчивости экономического самовыражения.

Основные экономические факторы, обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Гибкость и подвижность информационных сетей.
  2. Многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма.
  3. Глобальная подвижность и неустойчивость мировых финансовых потоков.
  4. Глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кри зисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

Всоответствии с данным принципом следует отметить, что мировая экономическаяэлита (ГФИ и т.п.) в будущем, вероятно, также станет более динамичной иоткрытой (временно). Четко структурированная организация (илибизнес-сообщество) как таковая будет отмирать. Мировые экономические акторы из четко структурированных и контролируемых ГФИштабов (государства, субгосударственные структуры,транснациональные финансовые центры и т.п.) мало- помалу будут приобретатьбольшую аморфность, превращаться в нечетко структурированные сетевые бизнес-структуры (так называемые гипертекстовыеорганизации), многообразие трансакций между которымибудет иметь характер более динамичной игры, в ходе которой хаотичносталкивающиеся друг с другом тенденции будут резче усиливать, изменять,переворачивать силовые соотношения. Хотя государства и в будущем будут игратьосновную роль в ресурсообеспечении экономических исоциально-политических схватках между основными ГФИ. В то же время господствующие сегодня в мирохозяйственной системеГФИ (контролирующие государственные аппараты стран и посредством этого контроля«продавливающие» важнейшие экономические решения) вряд ли смогут в будущем обладатьполной властью, вряд ли смогут иметь в своем распоряжении всю функциональнуюсеть будущего общества, вряд ли смогут эффективно контролировать устремлениявсех важных этнических групп (которые могут локализовыватьсяв разных уголках мира и в то же время не растворятьсяв принятой социально-политической среде, а использовать ее для достижениясобственных целей), если формируемые ими глобальные управленческие системы(системы поддержания управляемости мировых рынков) не будут также болеединамичными и гибкими.

4.Принцип экономического глобализмазаключается в глобализации экономики и иных областей общественных отношений.

Основныеэкономические факторы, обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков, беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают  друг в друга и формируют друг друга, по мере того как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран), нацеленность элит на образование единого всеобщего мирового рынка.
  2. Относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков (при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними).
  3. Расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран (возрастает глобальная неустойчивость).
  4. Постоянное увеличение огромной массы капиталов (включая потоки капиталов между странами), крайняя подвижность которых (обусловленная возрастанием скорости перевода с одного рынка на другой) создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую).
  5. Тенденция к концентрации капиталов, растущая автономизация глобальных коммерческих и финансовых конгломератов, или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, рост их влияния на народохозяйственные комплексы отдельных стран.
  6. Рост интенсивности финансовых трансакций, высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков (например, кризис, первоначально возникший на каком-то одном рынке, может быстро распространиться на другие, что может иметь непредсказуемые последствия для всей мировой финансовой системы) на базе новейших информационных технологий.

Всоответствии с этим принципом происходит как финансово-экономическое, так ииное (политическое, религиозное и т.д.) сближение и интеграция мелкихнациональных сообществ, образования новых укрупненных социально-политическихблоков. Прежняя система мировых координат, базировавшаяся напринципах суверенности национальных государств и самостоятельности национальных экономик (данные принципы всвое время снизили вероятность мировых революций), трансформируется в некуюглобальную сложноподчиненную систему геоэкономическиинтегрированных национальных пространств, стянутых ресурсными и финансовымипотоками между «новыми» формальными субъектами глобального финансовогоуправления — нечетко структурированными (аморфными) сетевыми транснациональнымибизнес-системами (разного рода ассоциации ТНК, ТНБ ит.п.), являющимися своего рода системообразующимиузлами в сети глобальной экономической паутины. Формируется некая глобалитарная «узловая» экономика со своими принципиальноновыми (экономическими) субъектами — «странами-системами». При этом растетконкуренция между ними. В то же время принцип глобализации отнюдь не означаетоднородности или однотипности социально-экономического развития регионов. Впринципе в мире происходит двуединый процесс, состоящий из двух мощных, нопротивоположных тенденций: центростремительных или интеграционных, с однойстороны, центробежных, дезинтеграционных или децентралистских,с другой. Иными словами, на одном уровне (или в одном аспекте) идет процессинтернационализации, а на другом — процесс регионализации, раздроблениягосударств, крупных государственных образований. Риски этнического, культурногои имущественного раздробления современных государств, их переход на новыесистемы управления в результате беспрецедентной борьбы основных ГФИ засрединную землю (хартленд) и ее недра пока еще малопрослеживается (ее первые симптомы — распад социалистического блока), но современем станет очевидна, хотя национальныеправительства будут предпринимать все возможные меры по торможению этого можносказать «юношеского»  периода развитиянашей цивилизации как единого организма (все империи рано или позднораспадались, приоритетные формы лидерства как иправящие кланы в разных государствах в разные периоды истории всегдацеленаправленно и системно замещались путем разнообразных революций, военныхпереворотов, политических выборов и т.п.). Отчасти об этом свидетельствуетвеликая сентябрьская трагедия в США. Вполне понятно, что тенденции развитияодних региональных рынков прямо обуславливают логику финансовых трансакций вовсех остальных регионах, ситуация же на других влияет лишь на локальныеэкономические процессы. В этом плане возникает новый феномен — «новаяукрупненная финансовая регионализация», при которой различныемелкие финансовые региональные рынки, а также региональные военныесистемы (армии, региональные военные блоки и т.д.) будут объединяться в болеекрупные и в то же время обособленные системы и выполнять строго определеннуюфункцию (в тех или иных геоэкономическихмероприятиях) в единой глобальной мирохозяйственной системе (при этом возможнаих определенная изоляция друг от друга). Но следует отметить, что разделение нарегиональные рынки, региональные союзы и объединения в современном миреглобального взаимодействия и взаимозависимости во многом носит условныйхарактер.
Вместе с тем региональные рынки в соответствии с вышеуказанными принципамиимпульсивности и динамичности (усиливающими кризисные тенденции в мировойкапиталистической системе) станут менее управляемыми,более «дикими». Любые же попытки структурировать какую-либосистему управления, ввести правила, дающие гарантии собственности, или же какиелибо стандарты экономического поведения без учета основных аспектовпредлагаемой ниже модели корпоративного мира в силу вышеуказанных принциповплюрализма, импульсивности и динамизма (экономического самовыражения),вероятно, обречены на неудачу (что резко повышает вероятность возникновенияновых — а также усиления старых — локальных финансовых конфликтов и потериуправления над ними).

Вышеуказанныепринципы можно рассматривать и как наиболее общие риски в условиях финансовойинтернационализации и глобализации, учитывать которые необходимо при разработкеконцепции постиндустриального государства. Снизить риск социальнойдезинтеграции, обусловленной действием вышеуказанных принципов, позволитвведение новых форм хозяйственной организации, среди которых в первую очередьследует отметить модель постиндустриального корпоративного государства.

Генезис идеи постиндустриального корпоративного общества в условиях финансовой интернационализации и глобализации

Нельзя безнаказанно управлять
государством без народа и против воли народа.

М. Торез

Всовременных условиях формирования постиндустриальногообщества роль основных институтов социальной интеграции игосударственности могут играть народные корпорации — объединения юридических ифизических лиц, в которых права собственности разделены между ними, как междуакционерами. Непосредственными же центрами социальной интеграции (а точнее, квазиобщинами) в эпоху системной финансовой глобализации, атакже комплексной интеграции основных блоков государств в предлагаемой моделиуправления будут являться локализованные на уровне определенных административных хозяйственных районов, или АХР (в определенномпорядке объединенных земель, провинций и т.п. — название этих по сути квазигосударственных образований особой роли не имеет),отделения — филиалы и т.д. — этих корпораций (или отдельные средние и малыекорпоративные структуры в целом).

При созданииАХР должны быть учтены хозяйственные и иные особенности каждого субъектабазового федеративного государства, их хозяйственный потенциал — объемпроизводства, инвестиционная привлекательность и т.д. — хозяйственные связи, исторически сложившиеся между ними. Приэтом следует отметить, что управление по территориальному принципу на основеАХР не будет иметь ничего общего с автаркией, или хозяйственной замкнутостью отдельных АХР. Для общей координации хозяйственным исоциальным развитием в каждом АХР будут образовываться советы корпораций (см.ниже). При этом собственниками корпораций (или корпоративных холдинговыхструктур) будут являться в той или иной мере большинство проживающих в АХРграждан (механизмам их участия — в том числе косвенным — имущественным правам ит.д. будет посвящено отдельное исследование). Таким образом,административно-хозяйственными институциональными единицами в АХР будутявляться корпоративные холдинговые структуры, в которых влиятельные группыинтересов напрямую будут вовлечены как в процесс формирования, так и реализациисоциально-экономической политики (см. ниже). Следует отметить, что такая модельв определенной мере исключает многие негативные последствия такой, можносказать, «общемировой болезни» как лоббизм, при котором группы интересовдействуют лишь как «группы давления» и практически не связаны никакимиобязательствами перед обществом. И, хотя базой для такихкорпораций (корпоративных холдинговых структур) первоначально будут являтьсясобственно бизнес-структуры (коммерческие организациии их объединения), в дальнейшем спектр их деятельности значительно расширится,и они будут заниматься как хозяйственными вопросами, так и вопросамисоциального обеспечения, охраны общественного порядка, культурными,административно-надзорными и иными вопросами жизнедеятельности общества налокальных территориях АХР.

В принципе впредставляемой модели возможной в будущем государственности на первом этапеформирования новой модели корпоративного государства (или государствакорпораций) мы предполагаем три уровня государственного, а точнее,корпоративно-государственного управления:

1) общегосударственный, или надкорпоративный, уровень;

2) уровень АХР;

3) муниципальный (местный) уровень.

Данные уровни и их особенности наглядно показаны на рисунке 1 (см. ниже).

Рис.1. Предполагаемая структура вовлечения корпораций
в экономическое управление обществом (принципиальная схема) >>>

В настоящей статье в силу значительного спектра возникающих вопросов по поводу общей организации системы власти уделим внимание первым двум уровням (при этом основное внимание уделим второму уровню, т.е. уровню АХР, так как именно на этом уровне будет реализован основной принцип возможной будущей государственности — самоуправление), третий затронем лишь отчасти.

Дляреализации этой модели необходима многоуровневая структура принятия решений,предполагающая такую систему политико-хозяйственного взаимодействия, которая, содной стороны, обеспечит АХР возможность самостоятельного принятия важных дляних решений и установление правовой ответственности за их исполнение, а сдругой — позволит центру определять единую стратегию федеративного управления,но с учетом специфики региональных интересов. Следует учесть, что в целяхорганизационной и функциональной системности взаимодействие между частямикорпоративного (общинного) государства при всей его сложности не должно иметьсегментированный характер или характер «взаимопроникновения функций» (в целяхустановления четкой ответственности). При этом целостнаясистема управления таким государством должна будет основываться на четких иобоснованных (основанных на максимальном соблюдении интересов всех участников)правилах игры для всех вышеобозначенных уровней управления(включая различные предписания относительно определения компетенций, ихреализации и контроля).

Основныепринципы построения вышеуказанного глобального корпоративного государства, понашему мнению, должны быть следующими:

  • деление государств на административные хозяйственные районы (территории) без учета национального признака (принцип исключения национально-териториального характера федерации, или национальных государственных образований). В связи с этим стоит отметить, что «витающая в воздухе» идея реформы государственного устройства, направленной на образование так называемых национально-культурных автономий (или, так сказать, «сшивание» федеральных округов по национально-культурному принципу), на мой взгляд, выглядит как один из первичных вариантов снижения межнациональной напряженности (создания условий национального равноправия в регионах, разрешения проблемы межнациональной конфликтности, создания предпосылок для реальной и по-настоящему добровольной интеграции всех национальностей и народностей). АХР будут представлять собой достаточно сложные конфедеративные (а точнее, квазиконфедеративные) хозяйственно-политико-правовые образования;
  • корпоративное самоуправление в АХР при жесткой контрольно-регулирующей роли органов общегосударственной власти (современный аналог — федеральная власть);
  • контрактная система работы в органах власти и управления всех уровней.

Общегосударственная (или конфедеральная)власть в государстве будет являться гарантом его целостности, разработчиком(совместно с нижестоящими уровнями) всеобщих «правил игры» (осуществлениеполитической власти, выработка экономических нормативов для АХР, обеспечивающихмакроэкономическую эффективность и оптимальность всей национальной экономики),в определенных случаях — их организатором и исполнителем (этот вопрос в силу своеймногоаспектности и наличия на сей счет большого спектра мнений требует особогоисследования), а также верховным контролером.

Общегосударственная(или конфедеральная) власть будет представленаПрезидентом. Речь не идет о построении какого-то авторитарного государства илиреконструкции диктатуры, но реальная управляемость государства — фундаментпоступательного его развития (динамичного социально-экономического развитияроссийского социума). В нашем понимании только усиление президентскогоправления  создаст реальные условия дляформирования эффективного государства. Так президентская экономическая политикадолжна формироваться на приоритетах производства продукции, соответствующейновому технологическому укладу.  В целоминновационный путь развития экономики предполагает взаимосвязанное становлениенаучно-технического, финансово-экономического, производственного, социального иинституционального блоков. При этом «стержнем» всего этого должен бытьгосударственный протекционизм, умелое направление развития экономики ксоциально-ориентированному технологическому прорыву. Особую роль играетгосударственная поддержка перспективных предприятий (инвестиции, госзаказы,льготы и т.д.).

В принципе государство должно расширить сферы воздействия на частный сектор по линии научно-технической, структурной и инновационной президентской политики. Например, в целях инновационного обновления производственной базы каждого государства целесообразно разработать комплекс мер стимулирования инновационной активности наиболее значимых предприятий, например: освобождение от налогообложения части прибыли сырьевых предприятий, банков, финансовых организаций (в основном занимающихся спекуляциями), направляемой на развитие наукоемкого производства; предоставление налоговых кредитов предприятиям, расширяющим инновационную сферу (инвестирующим в перспективные технологии), формирование широкомасштабной системы государственных заказов (при их реальном обеспечении) в рамках целевых комплексных программ и т.д. При этом здесь очень важна полная согласованность различных видов президентской экономической политики. Иными словами, необходима целая система государственной инновационной политики (правовая, методологическая, информационная, оргструктурная, кадровая, материально-финансовая составляющие). В то же время создание инновационной системы требует и определенных бюджетных вложений. В целях концентрации денежных ресурсов в данной сфере в условиях бюджетной ограниченности можно даже допустить механизмы финансирования (инвестиции, займы и др.) наукоемкой стратегически важной промышленности со стороны иных сфер частного бизнеса под жестким эффективным совместным контролем Президента и кредиторов за законным, целевым и эффективным использованием этих источников.

В то жевремя необходимо укрепление контрольных полномочий Президента (центра),восстановление системы эффективного взаимодействия органов различных ветвейвласти всех уровней в деле государственного строительства. В условиях снижениядоходной базы бюджета, территориальной дифференциации населения по уровнюдоходов, а регионов в целом — по экономическим и иным параметрам контрольнаяроль центральной власти должна быть максимум усилена без потери ееэффективности.

Такимобразом все общинно- или общественно-государственноеуправление будет подразделяться на два относительно независимых уровня — 1)финансово-экономическую и политическую (президентский — высший — и федеральныйуровни) и 2) политико-административную (уровень АХР) власть (административныефункции). При разработке же механизмов их взаимодействия необходимо учесть имаксимально исключить условия их противоречия. Такое деление власти призванообеспечить системность и слаженность общественного управления. Организующая жеи контролирующая роль общегосударственной (конфедеральной)власти и лично Президента позволит предотвратить возникновение так называемого«грабительского капитализма», при котором государство оказывается пленникоммощных олигархических сил, устремления которых нацелены на приращение разногорода благ (в первую очередь — материальных) через каналы политической ренты. Всовременных условиях экономический рост будет реален при гармонизацииобщенациональных интересов с интересами частных субъектов хозяйствования.Следует подчеркнуть, что усиление регулирования со стороны Президента предполагает прежде всего стимулирование усилий субъектоврынка на созидательную деятельность в общенациональном смысле, т.е. надостижение не только частных (локальных), но и общественных (общенациональных)интересов. В общем и целом президентское регулированиеэкономики мы предлагаем как совокупность следующих направлений (каждое из нихвключает множество составляющих): прогнозирование национальной экономики,определение целей и возможностей экономического развития; выработка стратегий достижениязаданных целей (социально-экономическая политика и т.д.); определение ирезультативное применение механизмов реализации данных стратегий; формированиесистемы государственных и негосударственных организационно-экономическихструктур; регламентацию хозяйственной жизни, т.е. задание ееправил (права, обязанности, круг возможностей, меры взаимной ответственности ит.д.), стандартов, кодексов поведения и т.д. Представляетсяцелесообразным, что должна быть разработана стратегия и тактика президентскоговоздействия (регулирования) на экономику (хотя в этом случае она будетсмешанной), направленная на целевую фундаментальнуюустановку прорыва на международные рынки высокотехнологичной и наукоемкойпродукции, а также на завоевание позиций, обеспечивающих живейшее и адекватноеучастие в формировании и распределении мирового дохода (для решения каксоциальных, так и воспроизводственных задач государства). Общегосударственнаяисполнительная власть будет осуществлять свою деятельность наконтрактной основе (о контрактной системе подробнее см. ниже).

Власть же науровне АХР (которая с полным правом может быть обозначена какобщинно-государственная, или, точнее, общественно-государственная) будетстроиться на следующей основе:

  • главы муниципалитетов будут избираться непосредственно гражданами (прямые выборы). Здесь целесообразно сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть, что самоуправление общества отнюдь не предполагает отсутствие всякой системной власти. В различных государствах такая модель уже доказала свою несостоятельность. Например, американцы (а в Америке, как известно, гражданское общество наиболее сильное и жизнеспособное) первоначально вообще хотели обойтись без постоянных государственных служащих, передав все властные полномочия собраниям граждан и выборным лицам, в первую очередь легислатурам. Однако довольно скоро они убедились, что выборные лица так же способны на злоупотребления, как и постоянные служащие, а отказ от профессиональных администраторов приводит дела в состояние хаоса. В нашем же понимании отличительные признаки самоуправляемого общества следующие: а) разделение политической (общегосударственной) и административной власти (последнюю же на уровне АР будут осуществлять: корпорации как непосредственные представители народа, выразители именно народных интересов (функции исполнительной власти); законодательные собрания (функции администрирования в рамках производства законов, т.е. их разработки и принятия); судебные органы);  б) наличие контрактной системы найма исполнительной власти (что предполагает реальную возможность реализации механизмов ее ответственности; при этом назначение на общегосударственные или политические должности также должно основываться на контрактной основе; оптимальный срок действия контракта — 2—3 года); в) наличие сильного общественного контроля (реализация модели «прозрачной», т.е. подконтрольной людям бюрократии);
  • главы муниципалитетов в свою очередь будут выбирать главу АХР (это снизит возможности быть избранными для разного рода «залетных» политиков — чародеев  (генералов, харизматических шарлатанов и т.п.), которые, естественно, не обременены всерьез нуждами коренного населения);
  • главы муниципалитетов и АХР, будучи избранными, тем не менее будут заключать заранее определенные контракты (контрактная система работы) как с народными представителями (соответствующими  представительными органами власти), так и с общегосударственной (федеральной) властью. Основная цель таких контрактов — установление четких критериев оценки деятельности глав муниципалитетов и АХР, недостижение которых дает основания для их переизбрания. При этом инициатива переизбрания может исходить как снизу (представительные органы), так и сверху (по вертикали власти). Это также будет создавать условия для действенного общественного контроля за деятельностью глав администраций. С главой администрации, нарушившим условия контракта, будет немедленно расторгнут контракт (со всеми вытекающими последствиями — санкции и т.д.), при этом он будет лишен права своего повторного переизбрания. Следует отметить, что контракты должны быть непротиворечивы и основываться на соответствующей нормативно-правовой базе. В силу необходимости сохранения целостности государства при возникновении каких-либо противоречий или разногласий контракты между главами администраций АХР и общегосударственной властью будут иметь приоритет перед контрактами между главами администраций АХР и представительными органами АХР (как и контракты уровня АХР перед муниципальными);
  • главы администраций будут в свою очередь заключать контракты с представителями корпораций на выполнение последними определенных работ по управлению в АХР (будет реализовываться система корпоративного чиновничества или корпоративной администрации). При этом принципиальная модель контрактной системы найма исполнительной власти будет представлять собой совокупность процедур (правил), регулирующих все вопросы прохождения службы чиновников — от найма до увольнения (аналог — прохождение службы контрактниками в армии). Содержание каждой процедуры должно быть основано на конкретной роли того или иного чиновника (основные требования к личности, характер деятельности чиновника, его статус и т.д.). Во исполнение своих функций чиновник будет привлекать силы и средства своих корпораций (корпораций, представителем которых он будет являться). За чиновниками и корпорациями должен быть налажен жесткий общественный контроль (контроль за выполнением условий контрактов). Если чиновник и соответствующие корпорации не будут выполнять свои обязательства по контрактам (не будут справляться со своими обязанностями), они будут оперативно заменяться.

Все это обеспечит по крайней мере: 1) реальнуюдемократизацию состава государственной службы (перевод ее на уровеньобщественно-государственной), создание так называемой репрезентативнойадминистративной власти; 2) непосредственное участие народа (представителейкорпоративных структур) в выработке, принятии и выполнении решений пообщественно-государственному управлению; 3) возможность перевода на хозрасчет(самоокупаемость) структур исполнительной власти; 4) реализацию принципаприоритета профессиональных качеств служащих; 5) возможностидля реального решения проблемы коррупции; 6) реализацию принципа ориентации наклиента (чиновник не будет «оторван от народа»); 7) адаптивную(приспособительную) направленность общественно-государственной службы к неопределеннойи подвижной социальной среде; 8) самодисциплину, механизмыполитико-административной отчетности; 9) решение этических вопросов и вопросовстандартизации общественно-государственного администрирования (появляетсябольше возможностей установления конкретных этических норм и стандартовпрофессиональной деятельности служащих).

Главы администраций АХР и муниципалитетов будут осуществлятьполитическую власть, т.е. выполнять функции формирования и контроля исполненияполитики (стратегических решений общественного управления).

Чиновники же (или представители корпораций) вкупе со своим аппаратом(включая корпорации) будут осуществлять административную власть, выступать какнезависимые (но подотчетные по контракту) агентства, выполняющие чистоуправленческие функции  (решениеуказанных в контрактах задач по оказанию общественных услуг и т.д.).Представители корпораций через свои структуры будут осуществлять функцииисполнительной власти в АХР. Здесь можно предусмотреть различные инструменты,например:

  • организация административно-хозяйственного управления в АХР на основе корпоративных межотраслевых объединений, включающих крупные и средние корпорации и подразделяющихся на отраслевые (промышленную, финансовую, энергетическую, страховую, торговую и т.д.) и межотраслевые специализированные профессиональные (по различным хозяйственным, социальным, культурным и иным вопросам) группы. При этом группы могут в свою очередь подразделяться на подгруппы и т.д. На муниципальном (территориальном) уровне каждая из групп будет иметь палаты. Все вышеперечисленные органы будут формировать объемы производства, определять межкорпоративные связи, связи с органами общегосударственного управления, распределять окружные (общегосударственные) заказы, кредиты и т.д. Для общей же координации хозяйственным и социальным развитием в каждом АХР будут образовываться советы корпораций. Они будут разрабатывать и осуществлять координацию исполнения перспективных и текущих планов хозяйственного развития АХР. При этом структура аппарата советов корпораций будет построена применительно к конкретным условиям АХР.
  • определение социальных (производственных) заказов (при этом клиентом здесь будет выступать сам народ, проживающий в АХР), разработка инструментов их исполнения (с привлечением бизнес-структур, физических лиц и т.д.), организация, регулирование и контроль их исполнения;
  • формирование общегосударственной (совместно с органами власти общегосударственного уровня) и территориальной (на уровне АХР) хозяйственной контрактной системы (здесь хозяйственный контракт — экономически-правовой инструмент хозяйствования и управления, регламентирующий взаимоотношения двух равноправных партнеров по договору: органов власти (общегосударственной, региональной) и корпорации-исполнителя (подрядчика);
  • создание с участием исполнительных органов и корпораций на определенных территориях АХР опорных «бизнес-каркасов» (или каркасов территориальных рынков; при этом основные структуры таких «бизнес-каркасов» могут быть следующими: территориальные залоговые фонды, биржи, банки, маркетингово-сбытовые центры, магазины, склады, фонды и т.д.) и систем участия корпораций в обеспечении разнообразных социально-экономических потребностей АХР (регионов) с применением интенсивных инновационных технологий и новых организационно-экономических решений и т.д.

И наконец, отметим, что при организациивышеописанной модели следует учесть как минимум: 1) экономические,географические и иные условия регионов, включая уклад жизни (комплекссоциальных, культурных, нравственных традиций, норм, правил и т.д.); 2)имеющийся потенциал власти (ресурсы, возможности и ограничения реализациипринуждения, доверие социума); 3) необходимость баланса интересов иответственности между различными социальными группами, системы мотивациидеятельности; 4) необходимость адекватной системы общественно-государственногоконтроля.

Предложенная выше модель государственности на основеобщественного самоуправления, хотя и отчасти, но может решить следующиеполитические проблемы: 1) соперничества между властью и бизнесом (в большеймере проявляющуюся в американской модели управления экономикой); 2)гипертрофированного преобладания власти над бизнесом (приводить примеры нетнужды); 3) отчужденности общества и власти.

На втором этапе формирования постиндустриального государства  предлагается отказ от принципатерриториальности государственного строения (т.е. исключение любого статусавнутригосударственных административно-территориальных образований). Инымисловами, образование АХР создаст необходимые предпосылки для перехода к посттерриториальному государственномууправлению на основе административных хозяйств (АХ) вцелях разрешения многочисленных проблем «удельных княжеств» (самодурствои произвол местной бюрократии и т.д.) и предотвращения опасностей возникновениянеэфеодализма. Идея заключается втом, что на определенные управленческие органы (советы, директораты и т.п.),создаваемые народными корпоративными структурами (посредством прямых иликосвенных выборов среди непосредственных участников — акционеров — этихструктур или определенных корпоративных объединений) без привязки ктерриториям,  будут возложены функциипо организации и поддержанию необходимых условий жизни своих участников, илиакционеров (социальная защита, правовое регулирование тех или иных областей ихжизни и деятельности и т.д.), а по определенным договоренностям — и участниковиных корпоративных структур,  независимоот их местожительства (через свои территориальные структуры). Административнымихозяйствами и будут называться корпоративные структуры (объединения) и их управленческиеструктуры (директораты). При этом территориальные органы власти, осуществляющиеправовое регулирование тех или иных областей общественной жизни наподведомственных им территориях, будут соответственно упразднены. Ролькоординатора общественного управления и развития будут играть особые корпоративныеСоветы. Схематично это показано на рис.2. В принципе поднятый выше вопрос(об исключении принципа территориальной дифференциации государства) в связи сего значительной сложностью и неоднозначностью требует самостоятельногоглубокого исследования.

Следует отметить, что формирование такой модели хозяйственного устройства соответствует и марксистской концепции о неизбежной гибели капитализма и переходе общества на новую формацию. Административно-территориальные единицы будут заменены на административно-корпоративные. Вместо тех или иных населенных пунктов будут значиться корпоративные центры. Понятие же административной территории как «земельного пространства с определенными границами» трансформируется в понятие административной территории как «корпоративного пространства определенной конфигурации».

Рис.2. Предполагаемая структура управления в корпоративном государстве
без его территориальной дифференциации >>>

В предполагаемой новой мирохозяйственнойкорпоративной системе корпорации как таковые (лат. corporatio— объединение) окончательно утратят свою чисто хозяйственную первооснову изаймутся всем спектром социального управления, т.е. реализацией: 1)социально-экономической политики, направленной на производство необходимыхматериальных благ; 2) социально-культурной политики, направленной напроизводство духовных благ и обеспечение гармоничного социального развития;3)  политики в области административногоуправления обществом, направленной не достижение общих целей социальногоразвития. Следует отметить, что предложенная система управления должнапредусматривать принципиально новые формы реализации взаимодействия и развитияотношений социального управления, выраженных в праве, принципах управления,целях, функциях, структурах, методах, процессах и механизмах общественногоуправления. В данной статье не стоит задача раскрытияатрибутов управления корпоративной мирохозяйственной системой, скажу лишь, чтов предлагаемой концепции мироустройства понятия власти (потенциал, механизм,структура  и т.д.), экономики (потенциал,механизм, качество жизни и т.д.) и политики (сущность социального прогресса,баланс интересов, жизненный уклад  ит.д.) должны быть кардинально пересмотрены, а организационно-экономические исоциально экономические, производственные отношения должны быть,соответственно, качественно иными. Рамки статьи позволяют лишь указать наиболееобщие фундаментальные признаки предлагаемой системы мирохозяйственногоустройства. Итак, будущий корпоративный социохозяйственныйуклад должен базироваться на следующем:

  • акционерная  (или, точнее, корпоративная) форма собственности на средства производства (а точнее — на производственные ресурсы) и результаты корпоративной деятельности по поводу производства материально-вещественных и иных благ. Здесь акционерная (корпоративная) собственность, в экономическом понимании, — это  количественная величина, суммирующая стандартные единицы прав собственности на те или иные факторы (ресурсы) и результаты деятельности в той или иной корпоративной структуре. Акция же — это свидетельство тех или иных прав собственности ее владельца. Акционерная (корпоративная) собственность будет предусматривать особые правила удовлетворения материально-вещественных прав собственников и их прав на получение определенных социальных благ при условии делегирования непосредственных функций организации производства и социального управления выборным органам (лицам) только на контрактной основе. При этом в механизмах распределения собственности и осуществления прав собственника в корпорациях необходимо исключить возможности проведения какой-либо  дискриминационной политики в отношении миноритарных акционеров (собственников).  В принципе должны быть разработаны оптимальные модели, предусматривающие: большое число небольших участников (никто из них не будет владеть крупной долей в одиночку), равный доступ всех к информации, действенную юридическую систему защиты прав собственников, высокое развитие рынков (включая электронных) акционерного капитала (в качестве отправной точки — совершенствования — может служить аутсайдеровская модель корпоративного управления в США);
  • координационный механизм хозяйственной и иной деятельностью, основанный на корпоративных Советах — представительных органов корпоративных сообществ (Советы будут призваны выражать интересы и волю всех участников корпоративных сообществ). При этом не исключены и конкурентные механизмы функционирования системы.

Наличие конкуренции между различными корпоративнымисистемами одного уровня (между объединениями работников, между собственнокорпорациями, теми или иными объединениями корпораций и т.д.) в процессе ихфункционирования (по удовлетворению тех или иных общественных благ) —обязательное условие системы, первая предпосылка господства тех корпоративныхструктур, которые удовлетворяют общественные потребности наилучшим образом(т.е. с наибольшим экономическим, экологическим, социальным, технологическим ит.д. эффектом).

Закономерным итогом краха практического воплощения идеологии большевистского капитализма в XX веке и системного кризиса современной капиталистической системы являетсязадача поиска так называемого «третьего пути» развития человечества. В то жевремя креативная экономическая культура, основанная прежде всего на стремлении творческого самовыражения в бизнесе, является сегодня фундаментальной категориейсовременного социума. Интеллектуализация хозяйственной деятельности,способствующая росту индивидуализма, отчужденности индивидов от предписанийинституализированной культуры, вместе с тем порождает относительно новые формыэкономического самовыражения (организация новых форм бизнеса, занятости,включенности в хозяйственные связи и т.д.). При этом властным институтам(государство, церковь, семья, школа, предприятие) все более сложно удерживать вопределенных культурных рамках перманентно растущую и обусловленнуюестественным биопсихосоциальным развитием человекаобщественную энергетику (пассионарность). Обществовступает в стадию усложнения как вертикальных (авторитарных, иерархических)форм экономической власти, так и горизонтальных (сетевых, договорных) и вместес тем становится более сложным, динамичным и непредсказуемым. Кроме того, оностановится все более неподдающимся какому либо точному описанию. Нет никаких оснований утверждать то, что общество становится более цивилизованным, так же как и то, что оно движется к какой-либо анархии и распаду. Но вполне очевидно, что одной из целей государства будущего должна стать социальная ориентация рыночной экономики, способствующая формированию нового общества, отличного от социалистически-государственного и капиталистически-рыночного. Предлагаемая же выше модель нового социального устройства вполне созвучна основополагающим ценностям  концептуалистов «третьего пути», выгодно отличаясь наработкой взаимосвязанного комплекса конкретных методов ее практической реализации. При этом достаточно ясно представляются также и контуры новой — шестой — общественной формации, основанной на принципах всеобщего экономического достатка и социальной справедливости.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».