Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N4 / 2002

Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм

Емельянов С.В.,

старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, к.э.н.

Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко осознанная и поставленная в России, уже давно стала проблемой номер один в макроуровневой экономической политике экономически развитых стран. Пожалуй, впервые она явным образом была поставлена в послевоенной экономике Японии. Затем, когда Япония стала экономически беспокоить Америку, содействовавшую появлению «японского чуда», проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции в первую очередь для того, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность, сравнимую с конкурентоспособностью США.

Между тем за позицией страны в мировой экономике стоят прежде всего позиции ее производителей на мировом рынке — как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных и финансовых рынках мира. Поэтому обоснование экономической стратегии страны лежит в плоскости анализа, прогнозирования и поддержки производителей, имеющих конкурентные преимущества либо способных приобрести их в обозримом будущем.

Что может служить критерием конкурентоспособности отрасли или сектора экономики в эпоху глобализации? Классик теории конкуренции М. Портер дает на это практически однозначный ответ: «...успех в международной конкуренции определяют не столько сами факторы [производства], сколько то, где и насколько продуктивно они применяются» [1, с. 33].

Проблемаконкурентоспособности действительно тесно связана с проблемой продуктивности, эффективностихозяйственной деятельности, поскольку именно рост эффективности являетсязалогом конкурентоспособности товаров, являющихся основным материальнымрезультатом этой деятельности, и фирм, выступающих ее субъектами и получателямиее стоимостного эквивалента.

Нельзя неразделить также мнения Портера о том, что высокая конкурентоспособность —необязательно следствие наличия у предприятия высоких технологий, как это частоподчеркивается многими исследователями проблемы. При этом ни то, ни другое негарантирует успеха само по себе, о чем говорит и М. Портер: «Прибыльностьотрасли не зависит от того, что представляет собой ее продукт, является ли онрезультатом высокой или низкой технологии... Некоторые вполне обычные отрасли,такие как торговля зерном или производство штемпелевальныхмашин для почты, являются исключительно доходными. Одновременно некоторые болеепрестижные, высокотехнологичные отрасли вроде производства персональныхкомпьютеров и кабельного телевидения неприбыльны для многих действующих в нихфирм» [1, с. 88].

Исходя из этого становится очевидным, что возможностигосударства по поддержке конкурентоспособности своих производителей лежат нестолько в сфере регулирования отраслевой структуры экономики, сколько в сферерегулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ того или иногоуровня вне зависимости от отраслевой принадлежности производителей.

Такимобразом, внешнеэкономическую политику государства можно структурировать, исходяиз качества бизнес-среды, которую поддерживаетгосударство в том или ином случае. Проведенный нами анализ политикиамериканского государства с этой точки зрения позволил выявить доминирующиеконкурентные преимущества национальных производителей.

В анализебыла использована классификация К.Л. Рожкова [2], выделяющая восемь типов деловойпривлекательности страны, каждому из которых соответствует свой типконкурентных преимуществ производителей.

Анализ политики американского правительства в области конкурентоспособности национальных производителей

Исследованиеэкономической политики американского правительства в последнее десятилетие ХХв. показало, что использовались рычаги поддержки конкурентных преимуществ, поменьшей мере, четырех типов.

А. Поддержка ресурсных преимуществ производителей

Традиционныйспособ защиты интересов национальных производителей — выставление таможенных (вобщем случае — торговых) барьеров — активно использовался Соединенными Штатами,несмотря на то что времена всеобщего прямогопротекционизма прошли еще в середине века. Этот способ защищает ресурсныепреимущества фирм, которые исчезают с увеличением свободы торговли в силуразличий в обеспеченности стран ресурсами различных видов. В первую очередьмеры подобного рода касаются добывающих отраслей и отраслей низкой степенипереработки исходного сырья, поскольку именно они более других эксплуатируютресурсные конкурентные преимущества.

Пожалуй, самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатахбыло и остается сельское хозяйство. Исторически сложилось, что внешнеторговаяполитика страны носила протекционистский характер, и буквально с самого началасуществования американского государства внутренний рынок был защищен высокимиставками импортных пошлин. В 1930 г. по закону Смита был принят самый высокий вХХ в. протекционистский тариф: 52,8% стоимости импортируемых товаров. Попервому закону новой сельскохозяйственной политики импортные ограниченияналагались на 12 видов товаров: пшеницу, рожь и муку из них, ячмень, овес,хлопок, молочные продукты, миндаль, фундук, арахис и масло из него, льняноесемя и масло из него, сахар и сиропы. Сейчас меры, предусмотренные этимзаконом, применяются для ограничения импорта хлопка, арахиса, молочныхпродуктов и сахара.

С другойстороны, государство не взимает пошлины с тропических видов продукции, которыепо большей части не производятся в стране. В частности, это кофе, какао, чай,пальмовое масло и другая сельхозпродукция, производимая в достаточной мере.

Государственныевнешнеторговые программы, таким образом, играют значительную роль вжизнедеятельности современного аграрного сектора страны. Своей импортнойсоставляющей они «прикрывают» ресурсные преимущества аграрного сектора. Принципотбора объектов государственного покровительства, как мы видим, состоит в том,чтобы поддерживать производство продуктов сельского хозяйства, ресурсы производства которых имеются в США, вне зависимостиот уровня технологий. Фактически жизненный цикл этих продуктов продляетсяискусственно — за счет выставления барьеров на пути движения на внутренний рынок страны продуктовиностранного производства с более низкими издержками.

Длярегулирования импорта продукции, обеспечения защиты внутреннего рынка идостижения определенных внешнеполитических целей в США применяются стандартные,принятые в мировой практике, меры. В их числе — импортные пошлины, ограничения(квоты) на импорт, сопутствующие им механизмы, а также технические ограниченияна ввоз сельхозпродукции. Пошлины введены на большое количество импортируемых встрану сельскохозяйственных товаров, но они, как правило, невелики в сравнениис текущими ценами рынка.

Количественныеограничения импорта (квоты или взаимные договоренности) — более весомый посравнению с пошлинами инструмент. С 30-х годов президент имеет право введенияимпортных пошлин или квот, если импорт какого-либо товара отрицательносказывается на эффективности программ поддержания цен и дохода. Поэтомупрактически все виды сельскохозяйственной продукции, производство которых поддерживаетсягосударственными программами, в той или иной степени защищены импортнымиквотами или пошлинами.

Антидемпинговаяполитика вообще и в металлургической отрасли в частности еще более явносвидетельствует о защите ресурсных преимуществ американских производителей.Можно по-разному оценивать наличие или отсутствие демпингового ценообразованияу поставщиков-нерезидентов (в том числе у российских металлургическихэкспортеров), однако позиция американской стороны в международной конкуренцииздесь явно оборонительная.

Кромепротекционистской политики правительством США широко используютсякредитно-финансовые меры, причем объект регулирования здесь — не столько защитавнутреннего рынка от импортной экспансии, сколько собственно поддержканационального производства.

При этом следует различать прямое замещение частного спросагосударственным и косвенную поддержку производителей через кредитование поразным каналам. Первое — такой же (если не более грубый) инструментпротекционизма, как импортные пошлины.

Так,судостроительная отрасль США поддерживается на основе Постановления онациональном судостроении и реконструкции кораблей (theNational Shipbuilding and Conversion Act) от 1993 года и расширенной Федеральной программы гарантированияфинансирования судостроения (the Еxpanded Title XI Federal Ship FinancingGuarantee Program).

В течение 40лет Морская администрация (Maritime Administration — MARAD) через эту программу, а также черезФонд капитального строительства (Capital Construction Fund — CCF)предоставляет отрасли финансовую поддержку.

В дополнениек этому федеральное правительство продолжает оказывать прямую поддержку черезприобретение товаров и услуг, предоставляемых судостроительными верфями идругими предприятиями отрасли в целях ремонта кораблей, находящихся всобственности государства. Приобретения товаров и услуг государствомоформляются соответствующими контрактами. Сторонами контрактов (от государства)выступают, в частности, инженерные войска, служба береговой охраны, Морскаяадминистрация (MARAD) и др.

Замещениеэкспортного спроса государственным может быть практически однозначно, так жекак и замещение внутреннего частного спроса государственным, истолковано какподдержка ресурсных преимуществ производителей.

К таковымможет быть отнесено использование программ технической и продовольственнойпомощи для создания стабильных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции вразвивающихся странах и новых независимых странах на территории бывшего СССР.

Подобныеспособы проникновения американских производителей на иностранные рынкипрактикуются и для отраслей традиционно высокого технологического уровня.Например, Международный валютный фонд, подконтрольный США, недавно предоставилочередной кредит Индонезии под реализацию автомобильной программыиндонезийского правительства.

О косвенныхспособах применения государственных финансовых рычагов влияния на конкурентоспособность производителей выводы следуетделать после более глубокого анализа результатов и объектов регулирования.

В настоящеевремя в США сложилась высокоэффективная система фермерского кредита, чемуспособствовала многолетняя сельскохозяйственная политика государства.

Так, вовремя сельскохозяйственного кризиса 70-х годов ФРС позволила коммерческим банкам,предоставлявшим кредиты фермерам, отсрочить часть фермерских долгов, а внекоторых случаях полностью списать проценты. Для банков, кредитующих сельскоехозяйство, были смягчены нормы обязательных резервов.

Помимокоммерческих банков на финансовую поддержку фермеров направлена деятельностьСистемы фермерского кредита, через которую предоставляется около 25% всехсельскохозяйственных кредитов (35,8 млрд. долл.). Главное регулирующее звеносистемы — Администрация по делам фермерского кредита — позволяет открытьправительственную кредитную линию, доступ к которой возможен через частныеинституты финансового рынка. Система состоит из 48 отделений на уровне штатов,250 окружных отделений и почти 2000 отделений уровня графств.

Кромепрямого кредитования используется система гарантий частным кредиторам:правительство возмещает им до 90% заемных средств.

На Системуфермерского кредита работают несколько финансовых организаций, связанных спротекционизмом в отношении сельского хозяйства не напрямую, а косвенно [3,с. 81—82]:

  • Федеральная корпорация по финансированию банков (Federal Banks Funding Corporation) — дает заемные средства с Уолл-Стрит под гарантии долга;
  • Страховая корпорация (Farm Credit System Insurance) — гарантирует долги банков;
  • Лизинговая компания (Farm Credit Lising Services Corporation) — занимается лизингом техники, предоставляет фермерам оборудование и помещения. Также компания осуществляет доставку и разгрузку материалов, предоставляет высокие технологии в области переработки продукции, занимается техническим обслуживанием, а также изысканием финансовых средств для строительства хранилищ и предприятий переработки, закупки оборудования, железнодорожных вагонов и другой необходимой техники.

Федеральная сельскохозяйственная ипотечная корпорация (Federal Agriculture Mortage Credit Corporation) — «Фермер Мак» — занимается вторичным сбытомдолговых обязательств фермеров и их кооперативов, развивает вторичный рынокипотечных расписок фермеров и сельских домовладельцев. Результаты финансовойдеятельности этой корпорации в результаты деятельности СФК не включаются.

В том случае, если финансово-кредитная поддержка государства изменяетценовые пропорции на внутреннем рынке иусловия торговли (замещение частного спроса государственным, в частности,понижает нижний предел цен производителей, с которыми они могут выходить на рынок), она может бытьистолкована как поддерживающая ресурсные преимущества.

Б. Поддержка технологических преимуществ производителей

Следуетподчеркнуть, что программы стимулирования экспорта базируются на совершенноиных посылках, чем программы защиты внутреннего рынка от импорта, хотя и то, идругое вполне можно считать разными проявлениями протекционизма в торговле.

В 1996 г., в связи с принятием нового закона осельском хозяйстве, одна из основных целей деятельности Министерства сельскогохозяйства во внешнеторговой сфере была сформулирована как «открытие, расширениеи поддержание мирового рынка посредством международной торговли, кооперации иразвития деятельности, которая обеспечит жизнеспособность иконкурентоспособность американского сельского хозяйства и связанных с нимпредприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции» [4,с. 43]. «Открытие, расширение и поддержаниемирового рынка посредством международной торговли» — прямая противоположностьвыставлению таможенных барьеров. Даже делая поправку на обычные для США двойныестандарты в политике (в том числе внешнеэкономической), в рамкахкоторых проповедь открытой экономики касается всех стран, кроме самих США,можно все-таки считать поддержку сельскохозяйственного экспорта защитойтехнологических преимуществ американских фермеров от возможного перекрывающегодавления ресурсных преимуществ основных стран-конкурентов.

Одной из государственных организаций, регулирующих отношениягосударства с сельскохозяйственными производителями США, является Товарно-кредитнаякорпорация (ТКК). Ее задачами являются стабилизация, поддержка и защитафермерских цен и доходов для регулирования баланса и предложениясельскохозяйственной продукции, для оказания содействия ее эффективномураспространению. Товарные кредиты безоборотны,предоставляются по установленным нормам на пшеницу, рис, хлопок, шерсть, сахар,табак и мед.

Обеспечиваетсяпрограмма кредитования хранилищ и поддержки создания фермерами резервов зерна.Участие в программе позволяет фермерам дождаться благоприятной экспортнойконъюнктуры. ТКК обеспечивает программу подготовки зернохранилищ дляпоступающей сельхозпродукции, контрактуя частные зернохранилища, элеваторы итерминалы.

ТКК также способствует экспорту сельхозпродукции посредством продаж,платежей, предоставления кредитов и гарантий под кредиты. С 1985 г. поПрограмме расширения экспорта (Export Enchancement Program) перечисленоне менее 1 млрд. долл. С 1989 г. экспортная деятельность ТКК заключается впредоставлении гарантий под кредит в рамках Программы экспортных кредитныхгарантий (Export Credit Guarantie Program) и программыэкспортных гарантий для посредников [3, с. 88].

Говоря о современной аграрнойполитике США, в первую очередь важно отметить ее динамизм. Приоритетностьразличных инструментов, конкретный состав и содержание применяемых программменяются в зависимости от ситуации на внешних рынках и во внутренней экономике.Такой подход предупреждает появление догм и стереотипов и позволяет оперативнореагировать на быстрые перемены в мире. Другая особенность, обусловливающаяэффективность внешнеторговой политики, — ее комплексность. Программы в областистимулирования экспортных поставок или рационализации импорта по возможностиувязываются с решением других задач, иногда не имеющих прямого отношения каграрному сектору. Пример, приводимый О.Г. Овчинниковым[4, с. 47]: согласно положению о морской торговле, принятому в 1936 г.,75% экспорта, финансируемого государством (в рамках продовольственной помощи),должно транспортироваться под флагом США. Сельскохозяйственный закон 1990 годаснизил этот уровень до 50%, оговаривая, что оставшаяся половина должнатранспортироваться по самым низким ценам независимо от национальнойпринадлежности судов. В то же время если эта вторая половина подлежиттранспортировке на судах под флагом США, то в среднем это обходится в 1,5—2раза дороже, чем по существующим на мировом рынке ценам фрахта. Однако издержкибезоговорочно оплачиваются из бюджета Минсельхоза по программе PL480, несмотряна то что такая практика ведет к значительномуудорожанию государственных экспортных программ.

Свидетельством поддержки технологической конкурентоспособностисельскохозяйственных производителей являются такие направления работыМинистерства сельского хозяйства США на 1994—2000 гг., как:

  1. Совершенствование системы экономической разведки относительно экспортных возможностей конкурентов, их программ поддержки экспорта, конкретной практики и товаров, поставляемых на экспорт.
  2. Выявление и развитие новых каналов сбыта продукции с высокой степенью переработки.
  3. Обеспечение посредством кредитов и субсидий поддержки участия на растущих рынках по достигнутым международным договоренностям.

Забота и каналах сбыта продукции высокойстепени переработки — свидетельство наличия технологических преимуществ уамериканских производителей и политики их поддержки со стороны правительства.Ориентация на повышение степени переработки исходного сырья прослеживаетсяи в металлургической отрасли. Экспортметалла, а не руды, в частности, является одним из приоритетов развития отраслис точки зрения правительства.

Национальные приоритеты в угольной отрасли также свидетельствуют ополитике стимулирования технологической конкурентоспособности производителей.

СШАрассчитывают упрочить здесь свои позиции на европейском рынке, так как страныЕвропы сокращают собственную добычу угля. Несмотря на сокращение спроса накоксующийся уголь в Азии, потребность вугле для электростанций будет расти на 3,8% в год. Поэтому, хотя основнымипоставщиками будут Австралия, Южная Африка и Китай, США намерены увеличить свойэкспорт в этот регион до 20 млн. тонн.

Признаки поддержки правительством технологических преимуществ производителей можно найти и при анализе государственнойполитики в отношении судостроителей.

Понимая, что американские верфи должны в перспективе статьконкурентоспособными на мировом рынке, федеральное правительство разработалокомплексную программу повышения конкурентоспособности национальнойсудостроительной промышленности на мировом рынке. В 1993 г.президентом Клинтоном был представлен доклад для Конгресса под названием «Оздоровлениеамериканских судостроительных верфей: план действий по повышениюконкурентоспособности на мировом рынке» (StrengtheningAmerica’s Shipyards:A plan for Сompeting inthe International Market), который предусматривал помощь американскимпроизводителям в переориентации их производств с оборонных заказов накоммерческие проекты, для того чтобы получить возможность конкурировать намировом рынке и получать заказы из-за рубежа на свою продукцию. Основныеположения данной программы:

  • гарантии честной международной конкуренции;
  • минимизация государственного регулирования отрасли;
  • помощь в продвижении продукции на мировой рынок.

Содействие государства снижению таможенных барьеров для американскихпроизводителей за рубежом также можно отнести к способам поддержкитехнологических преимуществ. Это содействие идет по всему кругу отраслей итоваров американского экспорта и фактически не зависит от отраслевойпринадлежности экспортеров.

Заключение двусторонних и многосторонних соглашений, а также вступлениестраны в интеграционные группировки, позволяющие, в числе прочего, добитьсяулучшения условий торговли, тоже могут быть классифицированы как инструментыповышения технологических преимуществ национальных производителей.

Соглашение между Америкой и Японией по поводу суперкомпьютеров,подписанное в 1987 г., было направлено на увеличение доступа американскихпредприятий на японский рынок общественного сектора. Соединенные Штаты и Японияповторно заключили это соглашение в 1990 г. Это последнее соглашения до сих поростается в силе, содержит более детальные процедуры для открытого, недискриминационного процесса приобретения суперкомпьютеров, основанного наконкурентоспособных факторах.

Информационное технологическое соглашение (ITA), которое вступило всилу с 1 июля 1997 г., продолжает положительно воздействовать на американский экспорт компьютеров и международную конкурентоспособностьпромышленности компьютерного оборудования.

Первоначальносоглашение было подписано 29 странами. К июлю 1999 г. эточисло выросло до 48 стран, включая Австралию, Канаду, Китайский Тайпей, Чешскую Республику, Коста-Рику, Сальвадор(Центральная Америка), Европейский Союз, Эстонию, Гонконг (Китай), Исландию,Индию, Индонезию, Израиль, Японию, Корею, Республику Киргизстан, Латвию, Литву,Макао, Малайзию, Маврикий, Новую Зеландию, Норвегию, Панаму, Филиппины, Польшу,Румынию, Сингапур, Словацкую Республику, Швейцарию (включая Лихтенштейн),Таиланд, Турцию и Соединенные Штаты.

В соответствии с соглашением большинство из 48 участвующих в нем странустранили тарифы на определенные товары к 1 января 2000 г. Несколькимразвивающимся странам временно (до 2005 г.) вместе с тем была предоставлена возможность сохранить ограничения на импорт.

Было намечено, что переговоры порасширению списка товаров, находящихся в режиме свободной торговли, ускорениютарифных сокращений, а также по нетарифным мерам закончатся 30 июня 1998 г.Однако, неудача в достижении соглашений по охвату данными мерами дополнительных товаров привела к продолжению переговоров.

Образование НАФТА позволило резко снизить тарифы на ввоз продукцииамериканского станкостроения на территорию Мексики. При этом некоторые виды станков, произведенные в США,вообще не облагаются никакими пошлинами (duty free), в то время как ввоз станков, произведенных вне США,в Мексику облагается тарифами, ставки которых варьируются от 10 до 20%. Такимобразом, на рынке данной страны американские производители имеют сильноестратегическое конкурентное преимущество.

Китай также является стратегически важным направлением американскогоэкспорта станков. Производство на китайских предприятиях — потребителяхпродукции станкостроения — растет. И хотя, вопреки ожиданиям, с 1997 по 1999гг. объемы экспорта американских станков в Китай непрерывно снижались,прогнозируется рост объема экспорта в связи с заключенным между США и Китаемсоглашением о снижении ставок тарифа на ряд видов продукции.

Соглашение между Японией и США, заключенное в 1995 г.(US—Japan Framework Agreement), позволило снизить внешнеторговый дефицит попроизводству автозапчастей (импорт их с 1995 по 1998гг. упал на 19%, в то время как американский экспорт в Японию возрос на 26%),тем не менее баланс остается отрицательным и эффект этого соглашения постепенносходит на нет, так как с 1998 по 1999 гг. внешнеторговый дефицит сновавозрос.

Доступ американских производителей автозапчастейна рынок стран Латинской Америки ничем не осложнен. С Мексикой — крупнейшим(после Канады) потребителем американского экспорта автозапчастейСША взаимодействуют в рамках НАФТА, что автоматически создает режим наибольшегоблагоприятствования как для американской внешней торговли с Мексикой, так и дляразмещения на ее территории филиалов американских производителей.

Экспорт американских автозапчастейв Бразилию возрос с 1992 по 1998 гг. на 536%. Американские производителисвободно размещают свои филиалы в Бразилии, кроме того, в марте 1998 г. междуБразилией и США было подписано торговое соглашение, касающееся торговли автозапчастями между этими странами, — Memorandumof Understanding Concerning Trade in the AutomotiveSector, которое, в частности, предусматриваетснижение внешнеторговых тарифов, предоставление кредитов под покупку американских автозапчастей, атакже закупки Бразилией американского производственного оборудования.

Постепенно, начиная с 60-хгодов, США стали выступать в качестве адвоката свободной международной торговлидаже для традиционно защищаемого сельского хозяйства. Такое изменениеориентиров было вызвано следующими причинами [4, с. 40]:

  • большая часть экспортируемой продукции доминирует на мировом рынке и отсутствие протекционизма должно способствовать ее успешному сбыту;
  • эффективность аграрного сектора значительно возросла, что сделало основные виды производимой сельскохозяйственной продукции конкурентоспособными на мировом рынке;
  • страна не производит в значительных объемах определенные виды продукции (чай, кофе, бананы и т.п), спрос на которые значительно возрос;
  • стоимость некоторых продуктов, произведенных в других странах мира, намного меньше в силу региональной специфики либо дешевой рабочей силы;
  • благодаря свободной торговле США смогут получать продукцию высокого качества из стран, специализирующихся на ее производстве.

Для достижения своих целей США используют заключение многостороннихсоглашений (в рамках ВТО) или создание региональных групп свободной торговли.Уругвайский раунд переговоров ВТО (1986—1994 гг.) был в значительной степенипосвящен вопросам международной торговли сельскохозяйственной продукцией и сталсамым продолжительным (семь лет) из всех проводимых ранее. США выступили на немкак поборник свободной торговли. Наиболее принципиальные соглашения раундаотражали позицию США и включали в себя следующие основные положения:

  • объем экспорта товаров, поддерживаемый с помощью государственных субсидий, должен быть уменьшен на 21% (на 14% для развивающихся стран), а ассигнования на эти цели из государственного бюджета — на 36% (24%) по отношению к базовому периоду 1986—1990 гг.;
  • примерно на 20% (на 13,3% для развивающихся стран) подлежит снижению уровень поддержки внутреннего аграрного производства;
  • импортные квоты должны быть изменены в тарифы либо тарифные квоты с последующим снижением тарифов в целом (в среднем) на 36% (на 24% для развивающихся стран). При этом снижение величины каждого отдельного тарифа должно быть не меньше 15% (10%). Все указанные изменения в уровнях поддержки производства, экспорта или ограничения импорта должны были производиться начиная с 1995 г. в течение 6 лет для развитых стран и 10 лет — для развивающихся стран.

Наиболее отчетливо стремление правительства повысить технологическийуровень национального производства просматривается в тех случаях, когда онопроводит антимонопольную политику, ориентированную на развитие ценовойконкуренции. И хотя электроэнергетика — отрасль, работающая преимущественно навнутренний рынок, ее пример заслуживает внимания, тем более что тарифы наэлектроэнергию входят в издержки основной массы предприятий, базирующихся натерритории США, в том числе экспортеров.

Электроэнергетика США — это ряд крупныхвертикально-интегрированных общественныхпредприятий, необщественные производители, а также компании, выполняющие роль посредниковмежду продавцами и покупателями. В последнее время в связи с реструктуризациейв некоторых регионах создаются новые корпоративные структуры, сочетающие в себегенерирование, распределение и маркетинг электроэнергии, а также предприятия,сочетающие в себе одну или две из указанных функций.

Производство электроэнергии включает в себя многочисленные коммерческиеи производственные действия, такие как закупки топлива, строительствоэлектростанций, генерирование электроэнергии, строительство и обслуживаниепередающих и распределительных объектов, маркетинг розничных потребителей, атакже обслуживание систем учета потребления и расчета оплаты. Общественные производителиподразделяются на две категории: предприятия, являющиеся собственностьюинвесторов, и предприятия, являющиеся общественной собственностью.Необщественные производители также подразделяются нанесколько категорий. Это промышленные группы, которые владеют оборудованием длягенерирования электроэнергии, мелкие независимые производители электроэнергии,имеющие специальный статус, а также независимые производители электроэнергии(IPP — independent power producers). Компании данной группы внедряют новые проекты иприобретают уже существующие предприятия. Как правило, это неуправляемыефилиалы или крупные общественные предприятия.

К прочим участникам рынка относятся предприятия, продающие и покупающиеэнергию, брокеры, которые занимаются продажей энергии, не являясь еесобственниками, и обслуживающие компании. Обычно передача энергии принадлежитпроизводителям, но иногда ею занимаются и сторонние организации.

Последние три года на государственном уровне проводится реструктуризацияотрасли. Штаты с высокими ценами на электроэнергию, такие какМэриленд, Калифорния, Род-Айленд, Иллинойс, Мэн, Нью-Йорк, Коннектикут,Пенсильвания, уже приняли программу дерегулированияна 1998—2000 гг. Прочие штаты еще дискутируют по этому поводу, однако Техас,Огайо, Монтана и Арканзас будут проводить ее в период2000—2002 гг. В основном решения штатов относительно дерегулированияотрасли принимаются под влиянием местных ценовых условий и политических причин,не всегда согласующихся с федеральнойстратегией. Но, в принципе, в случае необходимости штаты можно принудить. Вмарте 1998 г. администрация Клинтона приняла план, который создает штатам«гибкий мандат» дерегулирования в период до 2003 г.,позволяющий руководствоваться в выборе стратегии общественными интересами. В1999 г. Конгресс добился некоторых успехов в создании законодательства по дерегулированию.

В целом тенденции достаточно ясны. Распределение и передачаэлектроэнергии функционально отделяются от производства, которое, собственно, иподвергается дерегулированию. Это приведет к созданиюнового, более конкурентного рынка электроэнергии, который практически не будетвключать розничный уровень.

Штаты поддерживают традиционные методы регулирования распределения ипередачи электроэнергии, используя для предотвращения ограничивающихконкуренцию действий местных продавцов лишение прав либо их серьезноеограничение.

В целом северные штаты отдали распоряжения общественным предприятиямсократить производство электроэнергии, для того чтобы поддерживать определенныйуровень цен. Южные штаты предпочитают не вмешиваться в планированиепроизводства, а регулируют рынок.

Руководствуясь предписаниями Федеральной комиссии регулированияэлектроэнергии (FERC — Federal EnergyRegulatory Comission),штаты и регионы используют независимых системных операторов (ISО — Independent System Operators), с тем чтобынаблюдать за линиями передач и обеспечивать к ним равный доступ для всехпродавцов электроэнергии. Эти компании не должны иметь интересов или делового сотрудничествани с одной из оперирующих на рынке компаний.

В основном штаты осуществляют принцип возмещения «скрученных» цен:потребители платят цену выше рыночной, тем самымоплачивая стоимость невостребованной электроэнергии. С другой стороны,Пенсильвания и Нью-Хэмпшир установили цены меньшие, чем необходимо дляполного возмещения. Штаты действовали по соглашениям с общественнымикомпаниями, поэтому легаль ность такого установления цен непроверялась. Установление величины «скрученных цен» является основным предметомразногласий, но лишение имущества помогло решить эту проблему автоматическимустановлением цен на заводах.

В некоторыхштатах, занявшихся дерегулированием в 1998 г.появились некоторые практические препятствия. В Калифорнии «скрученные цены»оказались столь высоки, что пользователи почти не ощутили преимуществ от дерегулирования. Поэтому ряд штатов потребовали от компанийна 10% сократить тарифы и обеспечить «стандартное предложение» потребителям, ненашедшим «конкурентоспособных» поставщиков.

Вторымпрепятствием явилось масштабное сокращение имущества — на 66000 мегаватт в 1999 г. Во многих случаяхпокупатели электроэнергии платили гораздо больше балансовой стоимостипроизводства. Это позволило сократить «скрученные цены». Дерегулированиерынков привело к настоящему буму строительства газовых электростанций новогопоколения, которые способны эффективно конкурировать с уже существующимипроизводствами.

Некоторыештаты форсируют полное отделение производства электроэнергии от распределения,прочие ратуют за функциональную дезинтеграцию, то есть разные операции должныосуществляться одной компанией, но раздельно. Конечным результатом являетсяотделение нерегулируемого производства электроэнергии и маркетинга отрегулируемого распределения и сервиса.Компании должны выбирать между действиями в обеих сферах либо в какой-то одной.

Правительствонегативно относится к слияниям в отрасли, считая монополизацию подобного рода угрозойстабильности рынка электроэнергии. Поэтому слияния DukePower и PanEnergуCorp., а также Reliant Energy и Noram, состоявшиеся в1997 г., были быстро отменены.

В. Поддержка инновационных преимуществ производителей

Данный видподдержки заключается, в отличие от поддержки ресурсных преимуществ (защитапроизводителей от ценовой конкуренции с импортом) и поддержки технологическихпреимуществ (стимулирование участия производителей в международной ценовойконкуренции), в стимулировании участия производителей в неценовой международнойконкуренции.

В первуюочередь сюда стоит отнести использование финансовых и кредитных рычагов длястимулирования НИОКР во всех отраслях.

Налоговоекредитование производителей компьютерного оборудования составляет в среднем 20%годовых расходов фирм на НИОКР. Срокикредитования периодически продляются Конгрессом. Большинство фирм, ведущихбизнес в компьютерной промышленности,стремятся к получению налогового кредита на 5 лет или даже постоянно. Проблема налоговогокредитования НИОКР — одна из самых важных, поскольку влияет на господство американской промышленностиинформационных технологий на мировом рынке сейчас и в перспективе.

Одно из направлений правительственной поддержки инновационныхпреимуществ — продвижение на международном уровне системы стандартов качества.В частности, одним из направлений деятельности Минсельхоза США являетсяобеспечение введения в практику международной торговли достигнутых соглашенийпо свободной торговле, сосредоточение внимания на внедрении научно обоснованныхсанитарных и фитосанитарных стандартов.

Еще одно проявление инновационной деятельности государства по отношениюк производителям — взятие на себя некоторых маркетинговых и инновационных функций, обычно выполняемых предприятиями.

Государствообеспечивает информационную поддержку сельскохозяйственных производителей,информируя покупателей о продуктах, их видах (но не о марках!). Подобнаяпрограмма финансируется средствами, поступающими от специального налога. Ещеодин путь стимулирования сбыта — стандартизация продукции: во-первых, этопозволяет поддерживать надлежащее качество продукции, во-вторых, ускоряет иупрощает торговые операции.

В американском Министерстве торговли существует отдел текстильнойпродукции и одежды (US Department ofCommerce’s Оfficeof Textiles and Apparel — OTEXA), которыйпредоставляет фирмам, осуществляющим внешнеторговые операции, необходимуюподдержку (включая предоставление базы данных по экспорту — ExportAdvantage, содержащей информацию о мировом рынке,листинг зарубежных покупателей и американских экспортеров). ОТЕХА такжеоказывает помощь в ознакомлении с зарубежным законодательством и помогает впреодолении ограничений на экспорт со стороны других стран.

В судостроительной отраслисуществует Федеральная программа MARITECH повышения рыночнойконкурентоспособности продукции. Это 5-летняя федеральная программа, в соответствиис которой выделяются средства на развитие судостроения, на интенсификациюприменения передовых технологий дляповышения конкурентоспособности и защиты производственной базы отрасли.Программа была разработана совместно правительством и производителями исодержит как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

В краткосрочном плане она призвана содействовать предприятиям отрасли впродвижении продукции на мировой рынок (в плане дизайна, маркетинговойстратегии, технологии строительства кораблей). В долгосрочном плане программадолжна способствовать повышению технологического уровня предприятий за счетиспользования самых современных технологий судостроения, с темчтобы повысить качество конечной продукции (кораблей) и способствоватьувеличению доли американских производителей на мировом рынке судовкоммерческого использования. Кроме того, должна быть создана производственнаябаза, которая жизненно важна для обеспечения национальной безопасности вусловиях кризиса. Программа реализуется на основе конкурса разнообразныхпроектов (от изысканий в области усовершенствования технологий до инноваций вобласти дизайна). Проекты, выигравшие конкурс, получают государственноефинансирование.

Для претворения плана повышения международной конкурентоспособностисудостроения в жизнь было издано Постановление о переориентации судостроения исудостроительных верфей (the NationalShipbuilding and Shipyard Conversion Act). Данное постановление расширило существующую Программугарантий финансирования в разрезе гарантий по облигациям, выпущенным дляфинансирования строительства и реконструкции кораблей, идущих на экспорт. Наосновании постановления была сформулирована программа национальнойсудостроительной инициативы (National Shipbuilding Initiative Program), предназначенная для поддержки производственнойбазы в целях национальной безопасности.

С целью поддержки инновационных преимуществ в компьютерной отрасли —разработки суперкомпьютерных аппаратных средств, программного обеспечения итехнологий, новых сетевых технологий и использования информационных технологийдля улучшения биомедицинских исследований, образования, здравоохранения,производства, национальной безопасности, науки — американское правительство приняло всеобъемлющие программы,такие как «Федеральное вычисление, информация и связь» (CIC).

Защита американских технологий от неконтролируемого распространения — также очевидный способзащиты инновационных преимуществ производителей.

В целях более жесткого контроля за распространениемлицензионного оборудования и технологий и после ряда случаев утечки технологий,как это было, в частности, с Китаем, в феврале 1999 г. президентом США былапредложена новая программа лицензирования, контроля и наблюдения за экспортом —The License and Enforcement Action Program of the ExportAdministration.

Программапредусматривает ужесточение процедуры выдачи экспортных лицензий наоборудование и технологии двойного назначения, особенно для компаний малого исреднего бизнеса, получение более подробной информации непосредственно обимпортере и о его гарантиях по предоставлению Министерству торговли США правапроизводить контроль оборудования на месте после осуществления экспорта.

Законом вряде случаев допускается экспорт некоторых изделий без получения лицензий, еслив их состав входят части, подлежащие лицензированию, но составляющие не более25% от общей стоимости товара. Подобная норма закона допускает нежелательныйэкспорт некоторых изделий и товаров, которые в ином случае не могутэкспортироваться. Тот же раздел допускает возможность реэкспорта ряда товаровиностранным импортером, если контролируемая США технология составляет не более25% от общей стоимости изделия.

Так,например, жестко контролируется экспорт компьютерной техники каквысокотехнологичной продукции двойного назначения. Рынок суперкомпьютерныхсистем довольно узок. Конкуренцию на мировом рынке суперкомпьютеров американцамсоставляют сейчас лишь несколько японских и западноевропейских компаний. Поабсолютным показателям экспорта этого вида продукции США не имеют себе равных.При этом в числе главных импортеров американской продукции — ведущиезападноевропейские страны, Япония и Ю. Корея (данные Главной контрольной службыКонгресса США).

СШАсогласовывают экспортную политику в отношении поставок суперкомпьютеров состранами, в которых еще производится эта техника, — Японией, Германией иВеликобританией. С Японией с 1984 г. действует двустороннее соглашение на этотсчет — так называемый режим суперкомпьютеров.

Основныецели американского экспортного контроля компьютерного сектора оборудования — защита национальной безопасности иинтересов американской внешней политики. Бюро экспортной администрацииамериканского отдела торговли ответственно за выполнение инструкций, связанныхс экспортом компьютерного оборудования из Соединенных Штатов.

Чтобысохранить темп быстрых технологическихуспехов американской компьютерной промышленности, администрация пересматривалаэкспортные параметры компьютерногооборудования уже три раза с 1993 г. Эти пересмотры приняли во вниманиеувеличившуюся доступность компьютерныхизделий. Они ослабили регулирующие обязанности правительства в промышленности иобеспечили эффективный контроль за распространениемвоенных технологий.

В результатевнесенных изменений во внутреннее законодательство США был поднят «потолок»технических характеристик компьютерной техники, ниже которого ее экспорт неконтролировался. Компьютеры быстродействием ниже 2 тыс. MTOPS можно теперьпоставлять в абсолютное большинство стран мира без лицензий. Одновременно всегосударства — потенциальные импортеры были разделены на четыре категории.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».