Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N6 / 2001

О дивидендной политике государства

Поройков С.Ю.,

к.ф.-м.н., сотрудник Минимущества России

Целью государства в отношении реализации своих прав на дивиденды является обеспечение дивидендных поступлений в бюджет. Право Российской Федерация на получение дивидендов от акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, непосредственно реализуют Минимущество России и Российский фонд федерального имущества на основании Федерального закона «Об акционерных обществах», других нормативно-правовых актов.

Основными задачами дивидендной политики Министерства являются:

  • выполнение бюджетного задания по дивидендным поступлениям в федеральный бюджет;
  • улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • повышение рыночной стоимости акций, находящихся в федеральной собственности.

Ценность дивидендов по отношению к доходам, получаемым государством при продаже акций, заключается в том, что они относятся к возобновляемым ресурсам. Так, по итогам 1999 г. в качестве дивидендов по федеральным пакетам государство получило 6,5 млрд. рублей. При этом от реализации государственного имущества был получен сопоставимый доход в размере 8,5 млрд. руб. В 2000 г. поступления от приватизации значительно возросли и составили 31,37 млрд. руб, но в то же время в качестве дивидендов в федеральный бюджет поступило всего 5,58 млрд. руб. Таким образом, очевидно, что активизация продаж государственной доли акций несовместима с ростом дивидендных поступлений в федеральный бюджет.

В связи с этим стратегия приватизации должнавырабатываться в неразрывной связи сдивидендной политикой государства, чтопозволяло бы обеспечить соблюдение баланса егодолгосрочных и краткосрочных интересов и, вчастности, рост дивидендных поступлений вбюджет. Представляется целесообразнымвоздерживаться от продажи акций наиболееприбыльных предприятий, являющихся источникомзначительных дивидендных поступлений(дивидендообразующих обществ), исключительно сцелью пополнения доходной части федеральногобюджета. В то же время реализация акциймалоэффективных предприятий с целью привлечениястратегических инвесторов, заинтересованных вразвитии производства, расширении рабочих мест,продолжает оставаться наиболее актуальнойзадачей приватизации.

Смещение в целом акцента с приватизациигосударственного имущества (доля которого вструктуре собственности в настоящее время непревышает 30%) на совершенствование системы егоэкономического и правового регулированияпредставляется необходимым также в связи спроведением в настоящее время правительствомполитики занижения реального курса рубля кдоллару (и, соответственно, другим мировымвалютам). Данная политика, несомненно, выгодна поотношению к отраслям, традиционноориентированным на экспорт, позволяетобеспечивать положительное торговое сальдостраны, выплачивать внешние государственныедолги, защищать внутреннего производителя. Тогдакак политика «твердого» рубля не способствоваларазвитию производства, приводила к увеличениюроссийского внешнего долга.

О значительной заниженности реального курсарубля свидетельствует уже тот факт, что если доначала реформ ВВП России составлял более 30% отВВП США, то в 2000 г. (по курсу доллара) — менее 3%. Приэтом объемы производства в стране за эти годы внатуральном выражении отнюдь не уменьшились напорядок.

Между тем заниженный курс рубля невыгоден припроведении приватизации, поскольку приводит кискусственному занижению также и валютныхкотировок акций российских эмитентов. Так,несмотря на демонстрируемый многими российскимипредприятиями значительный рост производства, иувеличение прибыли (доходы в долларах СШАзначительной части российских компаний вышли науровень 1997 г.,) акции большинства российскихкомпаний в долларовом выражении неадекватнодешевы по сравнению с их западными аналогами, иих котировки, рассчитываемые в долларовомэквиваленте, в настоящее время примерно в 2–5 разменьше своего максимального докризисногоуровня.

Завышенный перед кризисом 1998 года курс рубляпозволял реализовывать государственные пакетыакций достаточно дорого, что способствовалоосуществлению одной из приоритетных задач,стоявших в начале реформ, — приватизациигосударственной собственности. Ярким примеромуспешного приватизационного проекта можетслужить продажа 25% акций АО «Связьинвест»,реализованных более чем за 1,87 млрд. долл.Реализация же, в соответствии с планомприватизации общества, аналогичного пакетаакций в настоящее время по сравнимой цене, поэкспертным оценкам, представляетсямаловероятной.

Так, на 01.01.1998 стоимость чистых активов ОАО«Связьинвест» превышала 90 млрд. руб. (около 15млрд. долл. по курсу доллара по состоянию науказанную дату), в то время как на 01.01.2001 г. чистыеактивы общества, согласно его консолидированнойбухгалтерской отчетности составляют всего 29млрд. руб. (около 1 млрд. долл. США), т.е. запослекризисный период они снизились в 3 раза врублях и в 15 раз — в долларовом эквиваленте.Таким образом, если до кризиса стоимостьблокирующего пакета ОАО «Связьинвест» всоответствии с методикой оценки его чистыхактивов составляла 3,7 млрд. долл., то в настоящеевремя она оценивается всего примерно в 250 млн.долл. Оценка стоимости планируемого к продаже в2002 г. пакета акций общества в размере 25% –2 акции,проведенная с учетом рыночной капитализациидочерних и зависимых обществ ОАО «Связьинвест»,дает еще меньшую стоимость данного пакета, непревышающую 150 млн. долл.

В частности, капитализация ОАО «Ростелеком», 38%акций которого принадлежат ОАО «Связьинвест»,обеспечивая примерно половину его стоимостипоследней компании, в настоящее время составляетвсего около 0,5 млрд. долл. При этом стоимостьакций общества в 9 раз меньше их максимальнойстоимости в 1997 г. и находится практически науровне послекризисного периода второй половины1998 г.

Ресурс дерегулирования экономики(приватизации) к настоящему времени взначительной степени исчерпан (около 70%собственности теперь принадлежит частнымпредприятиям). Тем самым, приватизация сегодня неявляется приоритетной государственной задачей.На первый план выходит задача совершенствованиясистемы управления государственным имуществом,повышения прибыльности предприятий, достиженияоптимального баланса налоговых и неналоговых (втом числе дивидендных) поступлений в бюджет.

Сегодня созрели все необходимые предпосылкидля существенного повышения дивидендных выплатакционерными обществами, включая и те, акциикоторых находятся в федеральной собственности. Впоследнее время наблюдается существеннаяположительная динамика в размерах дивидендов,выплачиваемых предприятиями, акции которыхкотируются на фондовом рынке. Так, по итогамработы за 2000 г. указанными обществами в качестведивидендов планируется выплатить 41 млрд. руб.,что более чем в 2,5 раза превышает объемдивидендов, начисленных в 1999 г., составившийоколо 16 млрд. руб. В определенной степени стользначительное увеличение дивидендных выплатдостигнуто именно благодаря активизациидивидендной политики, проводимой МинимуществомРоссии в отношении обществ, акции которыхнаходятся в федеральной собственности.Одновременно фондовый индекс РТС за эти два годаувеличился в 3 раза (что указывает напропорциональную зависимость капитализацииобществ от величины выплачиваемых имидивидендов).

Также в 2001 г. ожидается возрастание дивидендныхпоступлений в федеральный бюджет (для сравнения:в 1995 и 1996 гг. данные поступления составлялисоответственно всего 115 и 119 млн. руб., а в 2000 г. онидостигли уже примерно 5,6 млрд. руб.), чтосвидетельствует об эффективности проводимой внастоящее время государством дивиденднойполитики.

В то же время резервы здесь еще далеко неисчерпаны. Достаточно сказать, что размердивидендов, выплачиваемых на одну акцию, впромышленно развитых странах Запада в среднемсоставляет примерно одну треть от приходящейсяна нее чистой прибыли. В ряде стран, в том числе вСША, на выплату дивидендов направляется околополовины чистой прибыли предприятий. Так, еще вначале 90-х годов акционерные компании СШАежегодно выплачивали в качестве дивидендовболее 100 млрд. долл. При этом размер дивидендныхвыплат в США в среднем удваивается за десять лет.Такая дивидендная политика, в частности,обеспечила беспрецедентный рост котировок акцийамериканских компаний в последние десятилетия.

В России подобное соотношение дивидендов ичистой прибыли начало складываться по итогамработы за прошлый год лишь в незначительномколичестве крупных обществ, контрольные(блокирующие) пакеты которых находятся вфедеральной собственности. Ранее, как правило,акционерными обществами на выплату дивидендовнаправлялось не более 10% от размера их чистойприбыли. Данная политика в целом была оправданна,поскольку отсутствие экономического роста встране в 90-е годы требовало направления прибылипредприятий прежде всего на развитиепроизводства, обновление основных средств.

В настоящее время с позиций фундаментальногоанализа российская экономика находится наподъеме. Так, в 2000 г. инвестиции в российскуюэкономику выросли по сравнению с 1999 г. примернона 20%, причем почти половина иностранныхинвестиций была направлена в промышленность.Положительный торговый баланс России в 2000 г.достиг 60 млрд. долл., а промышленный рост составилоколо 9%. По данным рейтингового агентства«Эксперт РА», рентабельность 200 крупнейшихпредприятий российской промышленности по итогам2000 г. составила в среднем 18,1% (увеличившись на 1,7%по сравнению с 1999 г.), что почти в два раза вышеаналогичного показателя среди европейскихкомпаний, который согласно рейтингу FT-500 Europe,составляет 9,5%.

Залогом конкурентоспособности российскойпродукции в числе прочих факторов являетсянизкая (сравнительно с развитыми странамиЗапада) стоимость рабочей силы при достаточновысокой ее квалификации. Наконец, решениеземельного вопроса, оптимизация налоговогозаконодательства позволяют заложить устойчивыйфундамент для развития в России каксельскохозяйственного, так и промышленногопроизводства.

Сохранение благоприятных тенденций вроссийской экономике явится весомым аргументомв пользу такой стратегии приватизации, котораяпредполагает сохранение в собственностигосударства акций перспективных компаний, с темчтобы в дальнейшем продать недооцененные внастоящее время активы значительно дороже. Приэтом основную часть поступлений в бюджет отуправления государственной собственностьюмогут обеспечить дивидендные поступления, атакже поступления от сдачи в арендугосударственного имущества, перечисления частиприбыли федеральных государственных унитарныхпредприятий.

В этой связи представляется уместнымостановиться здесь на долгосрочных перспективахразвития отечественной экономики и фондовогорынка. В условиях рыночной экономики, приинтегрированности России в мировое сообщество,российский фондовый рынок в целом не может независеть от состояния международных рынков.

Известно, что рыночные тенденции имеют нетолько поступательную составляющую, но ициклическую. Сложное поведение рынков можнопредставить в виде наложения (суперпозиции)целого ряда волн различной длительности, в связис чем для повышения достоверности прогноза, какправило, необходим учет целого ряда циклов.Проведенные недавно исследования рядадлительных (двадцати- тридцатилетних) цикловмировых финансовых рынков США и 16 другихкрупнейших развитых стран («Эксперт», 2001, № 13)позволяют сделать вывод о том, что достаточновелика вероятность сокращения инвестиций вфондовые рынки в ближайшие 3–5 лет. После чегоожидается новый бум вложений в ценные бумаги,поскольку в соответствии с теорией циклов заспадом рынка следует его рост. Таким образом, спозиций технического анализа мировая экономика,в том числе и экономика России, через нескольколет могут вступить в фазу долгосрочного роста.

Между тем одной из особенностей российскойэкономики, традиционно имеющей выраженнуюэкспортно-сырьевую составляющую, являетсяследующее: независимо от того, в какомнаправлении в перспективе развиваютсямеждународные фондовые рынки, конъюнктура неоказывает выраженного неблагоприятноговоздействия на макроэкономическую ситуацию вРоссии.

Так, преобладание положительных тенденций намировых фондовых рынках позитивно скажется наразвитии российского фондового рынка,традиционно на них ориентированного, и можетвыразиться как в росте его инвестиционнойпривлекательности, так и инвестиционнойпривлекательности отечественного производствав целом. В то же время ухудшение инвестиционногоклимата на ведущих фондовых рынках приведет кперераспределению денежных потоков в пользутоварных рынков (как правило, данные рынкидвигаются в противофазе вследствие перетокакапитала с одного из них на другой), что в своюочередь вызовет рост стоимости сырьевыхресурсов, на которые приходится значительнаячасть российского экспорта.

Подобная тенденция перераспределенияфинансовых средств с фондовых на товарные рынкинаблюдается в мировой экономике с середины 1999 г.Так, за последние два года в условиях снижениямировых фондовых индексов ежедневный объемторгов только на Лондонской нефтяной бирже выросв 3 раза, одновременно средняя дневная цена повсем фьючерсам повысилась в 2 раза.

Справедливость того тезиса, что российскаяэкономика и фондовый рынок после кризиса 1998 годавступили в фазу долгосрочного роста, слабокоррелирующую с состоянием мировой экономики,подтверждает рост котировок акций крупнейшихроссийских эмитентов. Как уже отмечалось, сначала 1999-го по конец 2000 г. индекс РТС увеличилсяв 3 раза, несмотря на то что индексы ведущихмировых фондовых бирж за этот период существенноснизились. Причем в 2001 г. тенденция роста какотечественной экономики, так и фондового рынкасохраняется. Таким образом, существующая внастоящее время значительная недооцененностьакций российских эмитентов при сохраненииблагоприятных тенденций в экономике вперспективе может быть устранена.

Наиболее негативным сценарием развитиямировой экономики является одновременноепадение фондовых и товарных рынков (фазакризиса), что отрацитально скажется как нароссийском фондовом рынке, так и на экспортныхотраслях отечественной промышленности.Определенная вероятность этого, как отмечалосьвыше, сохранится в ближайшие несколько лет.Однако последствия возможного мирового кризисане отразятся на российском финансовом рынкестоль сильно, как это было, например, в 1998 г., всилу существенной заниженности курса рубля.

В период кризиса проведение приватизациигосударственной собственности оказываетсянеэффективным — при одновременном возрастаниироли дивидендной политики. Так, поступления отприватизации в 1998 г. сократились по сравнению с1997 г. в 40 раз: с 18 до 0,44 млрд. руб. Дивидендные жепоступления в федеральный бюджет за тот жепериод возросли в 5 раз: с 270 до 1357 млрд. руб.

Одним из существенных резервов повышенияинвестиционной привлекательности отечественныхпредприятий является приведение осуществляемойими дивидендной политики в соответствие смировой практикой. Средний размер дивидендов напривилегированную акцию для крупнейшихроссийских предприятий сейчас составляет от 10 до20% от ее курсовой стоимости, а на обыкновенную —около 5% («Деньги», 1 августа 2001 г.).

Между тем мировой опыт показывает: дляобеспечения повышения предприятиямидивидендных выплат недостаточно проведения имитолько так называемой политики постоянной доли вприбыли, основанной на фиксированномкоэффициенте дивидендных выплат по отношению кразмеру прибыли общества, поскольку в данномслучае учитывается только относительный размердивидендов, но не принимается во внимание ихабсолютная величина.

Безусловно, основным фундаментом дляпостоянного роста дивидендных выплат являетсяувеличение прибыли предприятий. И здесь вкачестве другой формы дивидендной политикиможно назвать политику дивидендных премий. Так, вслучае, если уровень прибыли компании превышаетобычный (плановый), полученное по итогам годаизбыточное количество денежных средствнаправляется на выплату дивидендов.

Существует также третий, наиболеераспространенный в странах Запада вариантдивидендной политики — политика стандартныхвыплат дивидендов. Данный подход основан напроведении ежеквартальных выплат относительностабильной суммы дивидендов на каждую акцию. Приэтом компаниями поддерживается максимальновозможная регулярность и последовательность вуровне выплачиваемых дивидендов. Целью такойполитики является поддержание стабильногоинтереса инвесторов к акциям компании, посколькуинвестиции в подобные акции можно сопоставить сразмещением денежных средств на банковскомдепозите — с той существенной разницей, чтопомимо дивидендов акционер также получаетприбыль от роста курсовой стоимости акций. Неслучайно интерес к корпоративным ценным бумагамв промышленных странах Запада традиционно стольвелик. Так, среднестатистический американскийчастный инвестор около 70% своих средствнаправляет именно на покупку акций. В России же, ксожалению, своевременность перечисленияакционерными обществами дивидендов все ещеоставляет желать лучшего.

В связи с многообразием подходов, существующихв вопросе проведения акционерными обществамисвоей дивидендной политики, представляетсяцелесообразным принятие советами директоровроссийских обществ соответствующих положений опорядке выплаты дивидендов, регламентирующихсроки, очередность и порядок выплаты дивидендов,разъясняющихправа акционеров на получениедивидендов, а также устанавливающих общиепринципы формирования размера дивидендов(данные положения, например, уже приняты рядомкрупнейших отечественных предприятий). При этомпроводимая каждым обществом дивиденднаяполитика должна оптимальным образомсоответствовать стоящим перед ним целям изадачам. Принятие отечественными обществамиуказанных положений явилось бы шагом в сторонуповышения их информационной открытости, а такжеспособствовало бы усилению их инвестиционнойпривлекательности.

В целях обеспечения роста дивидендныхпоступлений в федеральный бюджет МинимуществомРоссии выработан ряд принципов реализации своейдивидендной политики в отношении акционерныхобществ, акции которых находятся в федеральнойсобственности — в частности:

  • прогнозирование дивидендных поступлений по итогам предстоящего финансового года;
  • участие в планировании обществами основных финансовых показателей их деятельности на предстоящий финансовый год;
  • контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности обществ, в том числе через представителей государства в их советах директоров и ревизионных комиссиях;
  • подготовка предложений по вопросу о размере начисляемых дивидендов с учетом оптимальной для данного общества доли планируемой (полученной) чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также обоснованной величины средств, направляемых обществом из чистой прибыли на развитие производства, на социальные нужды работников;
  • влияние через представителей государства в органах управления обществ на процесс утверждения советами директоров рекомендованного Министерством размера дивидендов за отчетный период и сроков их перечисления, а также на процесс принятия соответствующих решений на общих собраниях акционеров;
  • контроль за своевременностью и полнотой перечисления обществами начисленных дивидендов.

При этом особое внимание Министерствомуделяется дивидендообразующим предприятиям.

В настоящее время в уставах некоторыхакционерных обществ существуют ограничения наразмер выплачиваемых дивидендов, непредусмотренные статьей 43 Федерального закона«Об акционерных обществах». В частности, внекоторых обществах установлен фиксированныйразмер выплачиваемых дивидендов по акциям в видеопределенного количества номиналов данныхакций, или по привилегированным акциямустановлен предельно допустимый размер выплат ввиде фиксированного отношения величиныдивидендов к размеру чистой прибыли, чтоавтоматически ограничивает дивидендные выплаты.В отношении указанных обществ Министерствопланирует проведение работы по внесениюсоответствующих изменений в их уставы,предусматривающих отмену таких ограничений.

В процессе приватизации некоторые акционерныеобщества, используя ряд доступных финансовыхсхем, выводили свои денежные ресурсы изхозяйственного оборота, искусственно занижаятем самым стоимость своих чистых активов,ухудшая свои экономические показатели для того,чтобы в дальнейшем руководство данныхпредприятий смогло выкупить акции обществ нааукционе (в том числе через подконтрольные емуструктуры) по заниженной цене. При этомакционерам зачастую выплачивалисьсимволические дивиденды либо дивиденды невыплачивались вовсе, с тем чтобы провести скупкуакций, размещенных по закрытой подписке, поминимальным ценам.

Борьбу с подобной практикой, в частности,призван обеспечить мониторинг финансовогосостояния акционерных обществ, акции которыхнаходятся в федеральной собственности,проводимый соответствующими структурнымиподразделениями Министерства совместно сзаинтересованными органами федеральнойисполнительной власти.

В случае выявления аудитором, ревизионнойкомиссией, представителями государства в советедиректоров и ревизионной комиссии обществасерьезных нарушений, допущенных руководством АОв ходе финансово-хозяйственной деятельностипредприятия, в том числе повлекших за собойухудшение его экономического положения, взависимости от масштаба нарушения, а также отвозможностей государства в конкретном обществе,к указанным предприятиям могут быть примененыряд мер, включающие проведение внеплановойревизии финансово-хозяйственной деятельностиобщества, в том числе с привлечением финансовыхконсультантов и аудиторских организаций, иныхпроверок. Наконец, Министерство можетинициировать смену руководства общества.

Дивидендная политика Министерствапредполагает также проведение мероприятий постимулированию руководства общества к повышениюприбыльности предприятия. В частности, в целяхусиления заинтересованности менеджментакомпаний в результатах их деятельностипредполагается распространить практикупремирования высшего управленческого звенаобщества в соответствии с полученной даннымпредприятием чистой прибылью. В качестве одногоиз примеров, демонстрирующих прогрессивностьподобного опыта, можно привести ОАО«Шереметьево», которое в течение ряда летнаправляет на премирование своего высшегоуправленческого звена суммы в размере 1% отвеличины чистой прибыли. При этом наблюдаетсяустойчивая позитивная динамика роста чистойприбыли общества. Так, например, по итогам работыв 2000 г. чистая прибыль общества составила свыше 880млн. руб., что на 30% превышает результат 1999 г.

Снижение государством с 2002 г. ставки налога надивиденды с 15 до 7% призвано повыситьинвестиционную привлекательность корпоративныхценных бумаг. Значительное же снижение ставкиналога на прибыль — с 35 до 24% должностимулировать развитие производства,способствовать росту прибыли предприятий и,соответственно, — явиться важнейшим факторомувеличения дивидендных выплат.

Таким образом, комплекс мер, предпринимаемыхгосударством в целях реализации своейдивидендной политики, позволит не толькообеспечить повышение дивидендных поступлений вбюджет, но и получение прибыли в виде дивидендовдругими акционерами, инвестировавшими своиденежные средства в корпоративные ценные бумаги.В свою очередь, это будет способствоватьповышению инвестиционной привлекательностипредприятий, поскольку размер дивидендов,выплачиваемых акционерными обществами, а такжевеличина их прибыли являются фундаментальнымипоказателями, влияющими на капитализациюпредприятий.

Вместе с тем при реализации своей дивиденднойполитики Министерству приходится сталкиваться срядом проблем. Так, размер чистой прибыли,направляемой на выплату дивидендов обществами,зачастую устанавливается по остаточномупринципу, когда общество в течение текущего года,до утверждения советом директоров счетаприбылей и убытков, распределения прибылиобщества, расходует большую часть прибыли.

Например, размер чистой прибыли(нераспределенной прибыли отчетного года) ОАО«Аэрофлот» за 2000 г. составил 1238 млн. руб. Из них 1134млн. руб. (92% чистой прибыли) общество направило напокрытие расходов, произведенных в 2000 г. Такимобразом, размер чистой прибыли общества,оставшейся к распределению за 2000 г., составил у«Аэрофлота» около 104 млн. руб., т.е. всего 8% отобщего размера чистой прибыли общества.

По итогам 2000 г. на выплату дивидендов ОАО«Аэрофлот» направляет 33,3 млн. руб. (чтосоставляет 32% чистой прибыли общества,подлежащей распределению, и лишь около 3% отобщего размера чистой прибыли). При этомгосударству, владеющему 51,17% акций компании,планируется выплатить около 17 млн. руб. (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение чистой прибылиОАО «Аэрофлот» за 2000 г.

Распределение чистой прибыли ОАО «Аэрофлот» за 2000 г.

Зачастую на управленческие расходы (строка 040формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»)акционерными обществами (прежде всего крупнымихолдингами) направляются неадекватнозначительные средства. Так, управленческиерасходы ОАО «Аэрофлот», имеющего десяткидочерних и зависимых организаций, в 2000 г.составили 1092 млн. руб. — почти 40 млн. долл. США, чтопримерно в 30 раз больше, чем направляется в видедивидендов собственникам компании (см. рис. 2).

В некоторых обществах выплаты по условиямколлективного договора (расшифровка строкибаланса 480 «Расходы текущего года») традиционнозначительно превышают дивидендные выплатыакционерам (по сути, собственникам предприятий).Так, в ОАО «Аэрофлот» в 2000 г. данные выплатысоставили 97 млн. руб. (в 3 раза больше, чемнаправлено на дивиденды). Безусловно,обеспечение выплаты работникам заработнойплаты, иных социальных выплат — одна изприоритетных задач для каждого предприятия. Но вто же время нельзя забывать, что основной цельюдеятельности хозяйствующего в условиях рыночнойэкономики субъекта является получение прибыли.Также необходимо обеспечить право собственникана получение части прибыли, в том числеакционерами — дивидендов в размере, адекватномвложенным ими денежным средствам.

Рис. 2. Расходы ОАО «Аэрофлот» насодержание аппарата управления, выплаты поколлективному договору и дивиденды, млн. руб.

Расходы ОАО «Аэрофлот» на содержание аппарата управления, выплаты по коллективному договору и дивиденды, млн. руб.

Дисбаланс распределения доходов зачастуюзакладывается обществами уже на стадииформирования бюджета на будущий (текущий)финансовый год. Так, в соответствии с финансовымпланом ОАО «Связьинвест» в 2001 г. ожидаютсяпоступления в бюджет компании средств в размере304 млн. руб. (в том числе дивидендные поступленияпо итогам работы зависимых акционерных обществэлектросвязи — 244 млн. руб.). При этом на дивидендыобществом планируется направить 20 млн. руб. Такимобразом, холдинг предполагает израсходовать 94%дивидендных поступлений от входящих в негообществ, лишь 6% перечислив государству. При этом,например, на оплату труда и отчисления насоциальные нужды работников планируетсянаправить 42% всех доходов общества (см. рис. 3).

Рис. 3. Планируемое ОАО «Связьинвест»распределение доходов в 2001 г.

Планируемое ОАО «Связьинвест» распределение доходов в 2001 г.

В этой связи Минимущество РФ предполагаетдобиваться представления открытымиакционерными обществами, акции которыхнаходятся в федеральной собственности, проектовбюджетов, счетов прибылей и убытков напредстоящий год, а также планируемогораспределения прибыли и их утверждения советамидиректоров (наблюдательными советами).

В ряде обществ прибыль зависимых и (или)дочерних структур сопоставима с прибылью самогообщества (превышает ее), либо общество неполучает адекватной финансовой отдачи отсредств, инвестированных в данные структуры. Так,в ОАО «Аэрофлот» доля инвестиций в дочерние изависимые общества (вложения в их уставныйкапитал, предоставленные займы) в 2000 г. составили1691 млн. руб.

Таким образом, Минимущество Россиипредполагает усилить контроль за представлениемподведомсвенными акционерными обществамиисчерпывающей информации пофинансово-хозяйственной деятельности ихзависимых и (или) дочерних структур. В случаевыявления фактов вывода обществами прибыльнойчасти бизнеса из-под контроля государствацелесообразно выносить на рассмотрение советадиректоров общества вопрос о пересмотре условийфинансово-хозяйственных договоров, заключенныхмежду обществом и его зависимыми и дочернимиструктурами, в интересах общества, либо опрекращении их действия и возврате обществуфинансовых средств, ранее инвестированных им ввышеуказанные организации.

Среди факторов, негативно сказывающихся наобеспечении неналоговых поступлений вфедеральный бюджет по итогам деятельностипредприятий, можно также отметить встречающиесяфакты несогласованности позиции ряда отраслевыхминистерств с позицией Минимущества России какпо вопросам дивидендных выплат акционернымиобществами, так и по вопросам перечисленияфедеральными государственными предприятиямичасти прибыли в федеральныйбюджет.

Так, постановлению Правительства РоссийскойФедерации от 03.02.2000 г. № 104 «Об усиленииконтроля за деятельностью федеральныхгосударственных унитарных предприятий иуправлением находящимися в федеральнойсобственности акциями открытых акционерныхобществ» размер чистой прибыли, подлежащейперечислению в федеральный бюджет,устанавливается федеральныморганомисполнительной власти, на который возложеныкоординация и регулирование деятельности всоответствующей отрасли (сфере управления).Следовательно, отраслевые министерства имеютформальные основания принимать решения онеперечислении части прибыли в федеральныйбюджет подведомственными им ФГУП, либооттягивать срок соответствующих перечисленийвопреки позиции Минимущества России по даннымвопросам.

Как известно, представитель государства обязанголосовать на общих собраниях акционеров, атакже на советах директоров акционерных обществисходя их выданных соответствующим федеральныморганом исполнительной власти директив. Однакопо-прежнему встречаются факты, когдапредставители государства (прежде всего этокасается представителей отраслевых министерств)голосуют вопреки директивам МинимуществаРоссии, в том числе по вопросам выплатыдивидендов акционерными обществами.

Так, позиция Минимущества России по вопросуразмера начисления дивидендов по итогам 2000 г. небыла поддержана представителями другихминистерств в отношении таких крупных обществ,как ОАО «Аэрофлот» (доля государства всобственности компании составляет 51,17% акцийобщества), ОАО «Шереметьево» (в собственностигосударства находятся 100% акций). В результатечего советами директоров данных обществ былаутверждена величина дивидендов значительно нижепредлагавшейся Минимуществом России (вотношении ОАО «Шереметьево», например, былаутверждена величина дивидендов в размере 50 млн.руб., в то время как предложение МинимуществаРоссии составляло свыше 150 млн. руб.).

Таким образом, усиление ответственностипредставителей государства в акционерныхобществах является одним из резервов повышенияэффективности его дивидендной политики.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».