Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N6 / 2001

Основной конкурентный потенциал страны-системы в условиях финансовой транснационализации

Бурцев В.В.,

Коль скоро равновесия между промышленно развитыми государствами уже нельзя достичь посредством военной силы, оно будет достигнуто в результате постоянного и повсеместного геоэкономического конфликта, «логикой» которого будет война, а «грамматикой» — экономика. В геоэкономике же господствует «наступательное оружие», ее последним средством является «хищническая финансовая политика», а окончательная цель геоэкономики — это завоевание и удержание собственной роли в мировой экономике.

Эдвард Люттвак

Финансовая транснационализация и ее участники

Сегодня во всем мире (а точнее, во всех мировых интеграционных центрах) наблюдается весьма бурный процесс слияния и поглощения тех или иных транснациональных финансовых структур, концентрации финансовой деятельности (например, объем ежедневных операций мировых центрах валютных бирж сопоставим с суммарными золотовалютными запасами центральных банков мира), а ее ключевые звенья — потоки финансовой информации, их систематизация, аналитическая обработка, принятие важнейших решений — сосредотачиваются в крайне узких центральных штабах глобальных финансовых игроков (ГФИ). По многочисленным каналам — стимулируя бегство капитала (высокими ставками, выгодными условиями, навязыванием странам неадекватной и разрушительной внутренней политики и т.д.), отмывая криминальные капиталы, опосредованно стимулируя «неэффективное использование» своих же кредитов (навязанных правительствам слаборазвитых стран), обеспечивая безопасное хранение денег, спекулируя на валютных курсах, наращивая навязанные государствам долговые обязательства и т.д. — ГФИ изымают из национально-хозяйственных комплексов отдельных стран колоссальные финансовые ресурсы, разрывают нормальный кругооборот капитала, ставят национальное воспроизводство в зависимость от притока займов и инвестиций из-за рубежа. ГФИ забирают своего рода финансовую ренту также и посредством дискриминационной политики в отношении, в том числе, российских товаропроизводителей, экспорта инфляции в слаборазвитые страны, косвенного изъятия своих же инвестиций (приток иностранных инвестиций облегчает конвертацию рублей в твердую валюту для ее последующего нелегального вывоза и легального разворовывания — посредством так называемого «неэффективного использования» и т.д.), спекулятивных операций на рынке долговых обязательств стран — объектов экспансии ГФИ, приватизации (через своих агентов) российской госсобственности, субсидирования подрывных (в отношении государств) акций подконтрольных СМИ и т.д.

Сила ГФИ только возрастает в связи с их взаимосвязью с ведущими государствами, в то же время они практически неподконтрольны каким-либо социальным силам (ГФИ все чаще преследуют узкокорпоративные интересы, а не интересы граждан стран — своих кредиторов). ГФИ и государства взаимодействуют и в экономических войнах, и в мероприятиях по закабалению и разрушению слабых стран. Следует отметить, что в настоящее время развертывается беспрецедентная борьба как между самими ГФИ, так и между ними и иными силами (теневыми мировыми игроками иного рода) за будущие позиции на глобальных финансовых рынках. Особенно острая борьба идет на фондовых и валютных рынках, в области кредитования, в ипотечном, страховом и инвестиционном деле. Логично предположить, что здесь используется и такое «оружие», как инициирование (и поддержание в «незатухающем» состоянии посредством провокационных заявлений подконтрольных СМИ) многочисленных локальных вооруженных конфликтов в тех или иных частях мира.

В то же время следует отметить возросшие риски утери контроля над виртуальным финансовым капиталом со стороны самих центральных штабов ГФИ вследствие роста противоборства, стремительности финансовых инноваций, «разбухания» (перенакопления) ничем не обеспеченных «финансовых пузырей», или так называемых виртуальных финансов (вследствие превышения скорости финансовых трансакций над товарными), возникновения компьютерных рисков (сетевое пиратство, финансовые диверсии через электронные системы, запуск вирусов и т.д.). Глобальный же финансовый кризис или даже его угроза в современных условиях могут оказаться детонаторами серии глобальных катаклизмов, социальных конфликтов, революций...

Вполне очевидно, что мировой рынок не сводится только к борьбе между ГФИ. Но в основе тотальной конкуренции в мире сегодня лежит не геополитика, не геоидеология, а геоэкономика, и прежде всего — геофинансы. Геофинансовое начало сегодня — в основе основ1.

При этом следует подчеркнуть, что манипуляции с портфельными инвестициями и оборонительные экономические стратегии (автаркия, протекционизм с помощью тарифных барьеров и т.д.) уступают место наступательным действиям. Например, те или иные ГФИ и стоящие за ними государства могут использовать следующие инструменты для создания кризисных явлений в экономике своих противников (конкурентов): запуск компьютерных вирусов, компьютерное пиратство, манипулирование ценами на рынках, инициирование политических и иных кризисов и др.

Так, давно известно, что простейший способ вызвать кризис — тем или иным способом извлечь деньги из обращения. Громадные капиталы ГФИ будут застаиваться, извлекая деньги из государств, которые к ним же и были вынуждены обратиться за займами. В то же время ГФИ здесь могут «убить сразу двух зайцев». Представим следующую гипотетическую ситуацию. В каком-либо достаточно мощном государстве (государство «Центр») возникает ухудшение внутриэкономической ситуации. Чтобы парировать эту угрозу экономической безопасности, данным государством посредством сложной системы шагов своих агентов инициируется достаточно значимая кризисная ситуация в какой-либо части света (например, бомбардировки, неожиданные результаты выборов, объявление дефолта, вооруженные конфликты — все эти события в последнее время мы, собственно, и наблюдали). Внешняя неустойчивость в подобные периоды истории заставляет капиталы со всего света перемещаться на рынки государства «Центр» и таким образом стабилизирует их состояние. То есть посредством такой вульгарной эксплуатации социальной напряженности в тех или иных «горячих точках» государство «Центр» одновременно достигает двух целей — собственная экономическая стабилизация и выведение из строя страны-конкурента (но обычно эта незавидная роль достается странам периферии). Можно, конечно, предусмотреть и более сложные комбинации. Хотя, в какой-то момент, вследствие контрмер экономический спад может захватить и государство «Центр», и периферию и оба направления могут подкреплять друг друга в направлении свертывания деловой активности. Для предотвращения такой возможности государством «Центр» может быть создана целая сеть финансовых инструментов (страхование и т.д.). Но отдельные страны периферии как своеобразные односторонние клапаны в системе циркуляции мирового капитала вполне могут волевыми методами воспрепятствовать оттоку капитала, инициируемому государством «Центр» (что имело место, например, в России), однако это дополнительно усилит отток и система рухнет более «жестко», т.е. автаркия в условиях глобализации еще более опасна.

Новые факторы геоэкономической борьбы в условиях финансовой транснационализации

В то же время прежняя система мировых координат, базировавшаяся на принципах суверенности национальных государств и самостоятельности национальных экономик (данные принципы в свое время снизили вероятность мировых революций), трансформируется в некую глобальную сложноподчиненную систему геоэкономически интегрированных национальных пространств, стянутых ресурсными и финансовыми потоками между «новыми» формальными субъектами глобального управления — нечетко структурированными (аморфными) сетевыми транснациональными бизнес-системами (разного рода ассоциации ТНК, ТНБ и т.п.), являющимися своего рода системообразующими узлами в сети глобальной экономической паутины. Формируется некая глобалитарная «узловая» экономика со своими принципиально новыми (экономическими) субъектами — «странами-системами». При этом растет конкуренция между ними. В то же время глобализация отнюдь не означает однородности или однотипности социально-экономического развития регионов. В принципе, в мире происходит двуединый процесс, состоящий из двух мощных, но противоположных тенденций: центростремительных, или интеграционных, с одной стороны, и центробежных, или дезинтеграционных, децентралистских — с другой. Иными словами, на одном уровне (или в одном аспекте) идет процесс интернационализации, а на другом — процесс регионализации. Вполне понятно, что тенденции развития одних региональных рынков прямо обусловливают логику финансовых трансакций во всех остальных регионах, ситуация же на других влияет лишь на локальные экономические процессы (например, в России). В этом плане возникает новый феномен — «новая укрупненная регионализация», при которой различные мелкие региональные рынки, а также региональные военные системы (армии, региональные военные блоки и т.д.) будут объединяться в более крупные и в то же время обособленные системы и выполнять строго определенную функцию (в тех или иных геоэкономических мероприятиях) в единой глобальной мирохозяйственной системе (при этом возможна их определенная изоляция друг от друга). Но следует отметить, что разделение на региональные рынки, региональные союзы и объединения в современном мире глобального взаимодействия и взаимозависимости во многом носит условный характер. Вместе с тем региональные рынки в соответствии с вышеуказанными принципами импульсивности и динамичности (усиливающими кризисные тенденции в мировой капиталистической системе) станут менее управляемыми, более «дикими». Любые же попытки структурировать какую-либо систему управления, ввести правила, дающие гарантии собственности, или же какие-либо стандарты экономического поведения, вероятно, обречены на неудачу (что резко повышает вероятность возникновения новых — а также усиления старых — локальных войн и потери управления над ними).

В современных условиях особо следует выделить следующие факторы трансформации мира:

  • стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков, интернационализации мирового хозяйства (называемая глобализацией)2;
  • относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков (при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними);
  • расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран (возрастает глобальная неустойчивость);
  • постоянное увеличение огромной массы капиталов (включая потоки капиталов между странами), крайняя подвижность которых (обусловленная возрастанием скорости перевода с одного рынка на другой) создает напряженную обстановку; высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую) уровне3;
  • тенденция к концентрации капиталов, растущая автономизация контролируемых ГФИ глобальных коммерческих и финансовых конгломератов, или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью (см. выше), рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран (в первую очередь на Россию);
  • рост интенсивности финансовых трансакций, высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков (например, кризис, первоначально возникший на каком-то одном рынке, может быстро распространиться на другие, что может иметь непредсказуемые последствия для всей мировой финансовой системы) на базе новейших информационных технологий;
  • многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  • беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны — обе они взаимопроникают и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
  • усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах (например, это проявляется в потере некоторых рынков сбыта, дискриминации российских товаропроизводителей на мировых рынках — ущерб, причиненный российскому экспорту применением необоснованных дискриминационных мер, по разным оценкам, ежегодно доходит до 1,5–2,0 млрд. долл.), использование мощными экономическими субъектами агрессивных стратегий завоевания мирового экономического пространства;
  • чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  • глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать;
  • противостояние основных ГФИ (в литературе данный фактор часто называют «противостоянием Севера и Юга»).

В таких условиях четко структурированная организация (или бизнес-сообщество) как таковая будет отмирать. Мировые экономические игроки из четко структурированных и контролируемых ГФИ генеральных штабов (государства, субгосударственные структуры, транснациональные финансовые центры и т.п.) мало-помалу будут приобретать большую автономность, аморфность, превращаться в нечетко структурированные сетевые бизнес-структуры (так называемые гипертекстовые организации); многообразие трансакций между последними будет иметь характер более динамичной игры, в ходе которой хаотично сталкивающиеся друг с другом тенденции будут резче усиливать, изменять, переворачивать силовые соотношения. Сама категория экономической власти трансформируется из системы господства, удерживаемого одними общественными группами по отношению к другим, в систему все более сложной взаимозависимости различных социальных слоев и групп, систему отношений сил, многообразие, импульсивность, динамичность и глобальность (общераспространенность) которых повышает вероятность изменения силовых соотношений между основными центрами власти (ГФИ), так же как и самого их (центров власти) проявления. Следует отметить, что горизонты цивилизационного развития предоставляют ГФИ новый импульс пассионарности, новые условия игры, при которых любая страна либо встраивается в интернационализированные воспроизводственные системы (становясь страной-системой) и тем самым овладевает ключом к мировому доходу и диктует свои условия, либо, становясь объектом геоэкономических войн, она поглощается противником. В этих условиях основные ГФИ будут вынуждены искать новые формы социальной модернизации, обеспечивающей сохранение и приращение собственности.

Страна-система и ее капитализация как конкурентный потенциал в геоэкономической борьбе

Вышеописанные угрозы глобальной нестабильности, конкуренция с ГФИ, а также вполне реальная угроза «поглощения» нашей страны (M&A — mergers and acquisitions), исходящая от основных ГФИ Севера и Юга, обусловливают необходимость разработки Единой концепции развития и наращения конкурентного потенциала страны-системы «Корпорация РОССИЯ». Это допущение становится еще более актуальным в условиях отсутствия реальных приоритетов и стратегических целей развития нашей страны (абстрактные и, в принципе, пустые лозунги либеральных социально-экономических программ я здесь не рассматриваю).

Страна-система в наиболее общем понимании — это неинституционализированная организация, включающая базовую территорию, проживающий на данной территории народ, организующее этот народ государство (основной политический институт, обеспечивающий существование и развитие этого народа и в целях этого реализующий определенную социальную и хозяйственную политику), а также систему реализации определенных геоэкономических интересов (основные элементы которой вынесены за рамки стратегической — базовой — территории) в процессе воспроизводственных и торговых трансакций на мировом рынке.

На рисунке 1 представлена конфигурация основных ресурсов страны-системы.

Рис. 1. Модель основного ресурсного потенциала страны-системы, используемого ею в геоэкономической борьбе в условиях роста импульсивности базовых элементов (индивидуумов) глобальной мирохозяйственной динамики

Модель основного ресурсного потенциала страны-системы, используемого ею в геоэкономической борьбе в условиях роста импульсивности базовых элементов (индивидуумов) глобальной мирохозяйственной динамики

Цифры на рисунке обозначают:

1 — политические ресурсы (государственные органы, дружественные политические объединения, субъекты личной унии и др.);

2 — национальные денежные фонды (централизованные и децентрализованные) и материальное богатство (основные фонды, запасы предметов труда и предметов потребления, личное имущество населения, золотовалютные и иные резервы и др.);

3 — военные ресурсы государства (ВПК, результаты участия в военных блоках, личный состав, военные базы и др.);

4 — кадровые ресурсы (партия власти, бизнес-элита, диаспора в регионах мира);

5 — основная финансовая (бюджетная система, кредитно-финансовые институты и др.), производственная (транспортные системы, системы связи, системы материально-технического обеспечения, включая энергообеспечение и др.) и социальная (ЖКХ, системы здравоохранения и образования и др.) инфраструктура (в том числе за рубежом);

6 — национальное нематериальное богатство (научный, образовательный, квалификационный потенциал, объекты промышленной собственности, имущественные права на пользование чем-либо, программные продукты (в частности, «закрывающие» технологии и др.) и т.д.;

7 — системы участия (размеры квот и т.д.) государства в международных совещательных институтах («большая восьмерка», ООН и ее специализированные учреждения, ВТО, ОЭСР и др.);

8 – динамика (рост) положительных финансовых потоков государства, ВНП, НД, инвестиций и иных экономических потоковых показателей (но это во многом условный — не отражающий реального социального благосостояния — ресурс экономического развития и экономического имиджа страны-системы);

9 — инфраструктура основных промышленных регионов государства, их товарные и финансовые рынки;

10 — внутрирегиональные, межрегиональные и транснациональные корпорации и банки, контрольный пакет акций в которых принадлежит субъектам страны-системы, а также особо с ней связанные4;

11 — стратегические союзники (страны СНГ и т.п.) и их ресурсы (в том числе территории);

12 — имущество зарубежных аффилированных (субъектам страны-системы) лиц;

13 — стратегический капитал, дающий стране-системе возможность выхода на высший уровень глобальной геоэкономической игры (данный показатель заключает в себе конечный итог или результат управления всеми остальными ресурсами страны-системы, в совокупности являющимися личными, информационными, материальными, нематериальными, финансовыми и иными факторами производительных сил страны-системы; их взаимодействие выражается в технологиях организации страны-системы).

Цель функционирования страны-системы заключается в росте ее капитализации, т.е. в приращении стратегического капитала (капитализация должна превышать суммарную стоимость активов страны-системы). При этом последний, по моему мнению, может быть как реальным (промышленным и торговым), т.е. обусловленным реальными товарными потоками страны-системы, так и виртуальным (ссудным и трансакционным5).

Из рисунка видно, что одним из основных источников финансовых ресурсов страны-системы служат положительные финансовые потоки государства. При этом под финансовыми потоками государства (или государственными финансовыми потоками) следует понимать оцененное в денежном выражении движение (изменение количества, стоимости, пропорций, перераспределение между любыми институциональными единицами экономики — секторами, хозяйственными субъектами и пр.)6 любых элементов государственного имущества или объектов государственных имущественных прав и, соответственно, любых источников их формирования (финансирования). Следует заметить, что, когда в процессе движения неденежного имущества и источников его формирования образуются, распределяются, расходуются денежные средства, возникают денежные потоки. По существу же, денежные потоки — один из элементов потоков финансовых. Некоторые специалисты, на наш взгляд, необоснованно отождествляют финансовые потоки с денежными7.

Рост положительных финансовых потоков — одно из основных условий роста капитализации страны-системы.В этой связи понимание природы государственных финансовых потоков является весьма важным условием разработки качественной финансово-экономической стратегии страны-системы. Поэтому аспекты финансовых потоков государства следует рассмотреть подробнее.

В общем и целом финансовые потоки могут быть рассмотрены в двух основных аспектах:

1) с точки зрения субъектов хозяйственных отношений (операций) с участием государства;

2) с точки зрения видов хозяйственных отношений с участием государства.

При этом первый отражает возникновение и распределение финансовых потоков между различными субъектами — иного рода институциональными единицами (субъектами управления и хозяйствования), институциональными звеньями управленческой и хозяйственной структуры государства (системой органов государственной власти и управления и т.д.).

Второй же позволяет определить и обосновать пропорции распределения финансовых потоков между различными сегментами осуществления задач и функций государственной власти — разными областями государственного регулирования (системой воздействия на поведение хозяйствующих субъектов), отраслями экономики и т.д.

В аспекте анализа природы государственных финансовых потоков, на наш взгляд, целесообразно рассматривать три следующих основных институциональных сектора (за исключением внешнего), экономические отношения (трансакции) между которыми (и внутри которых) их обусловливают: 1) сектор домашних хозяйств (экономические субъекты данного сектора являются первичной ячейкой экономической организации государства); 2) сектор государственных учреждений и унитарных предприятий (экономические субъекты данного сектора осуществляют государственное управление, выполняют государственные обязательства); 3) сектор хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и некоммерческих организаций — за исключением бюджетных учреждений (экономические субъекты данного сектора, являясь важнейшей составной частью институциональной структуры рынка, играют важнейшую роль — при регулировании со стороны государства — в формировании экономических факторов финансовых потоков страны-системы и результатов хозяйственной деятельности, влияющих на формирование доходной части бюджета, выполнение государственных заказов на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг и т.п.).

Открыть рисунок 2. "Принципиальная модель финансовых потоков государств" >>>

На рисунке 2 в графической форме представлена принципиальная (без деталей) модель8 финансовых потоков в условиях трансформационной многоукладной экономики. Следует уточнить, что в рамках темы исследования данная модель отражает лишь наиболее общее представление о природе государственных финансовых потоков (в реальной же действительности система финансовых потоков имеет куда более сложную структуру), поэтому в ней опущены некоторые, на наш взгляд, не столь очевидные (косвенные) или же необычные факторы (финансовых потоков). Так, например, в модели не учитывается влияние валютного курса, инфляции, эмиссии, разного рода чрезвычайных ситуаций и иных воздействий особого характера (т.е. не обусловленных непосредственными хозяйственными трансакциями между экономическими единицами), тем или иным образом изменяющих стоимостную оценку элементов государственного имущества (объектов имущественных прав) и любых источников их формирования. Кроме того, в модели не учитывается влияние внешнего сектора экономики (трансакции — взаимодействия — государство — его экономические единицы) и «внешнего» мира (внешние займы, экспорт, импорт, государственные гарантии и т.д.), а также не рассматриваются изменения пропорций государственной собственности между уровнями бюджетной системы в результате межбюджетных финансовых потоков и т.д.9 Все эти и иные не учтенные в модели факторы в полной мере могут быть раскрыты в научном исследовании, специально им посвященном. При разработке же данной модели использовался метод абстрагирования (абстрактной любая модель — или обобщенное представление — в принципе, и должна быть), при этом направления финансовых потоков представлены обособленно от всех взаимосвязей и явлений. Например, выплата заработной платы бюджетникам указана как перераспределение государственного имущества (в данном случае — денежного) из казны в сектор домохозяйств10 (в общем и целом включающий в себя все население страны, т.е. физических лиц); в то же время вполне понятно, что средства для выплаты заработной платы бюджетникам поступают в рамках финансирования бюджетных учреждений, т.е. происходит перераспределение государственного денежного имущества из государственной казны в бюджетные учреждения (что происходит в рамках сектора государственных учреждений и унитарных предприятий).

Формирование положительных финансовых потоков должно быть обусловлено грамотной финансово-экономической политикой страны. В то же время нашей стране-системе необходимо вырабатывать и умело реализовывать приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам, механизмы контрдискриминационной политики (поддержка на внешних рынках российских прозводителей), защиты национальной финансовой системы от запрограммированных враждебными мировыми игроками финансовых кризисов, механизмы защиты от ослабляющих экономику (структурно разрушающих, подрывающих национальный суверенитет и т.д.) инвестиций, механизмы обеспечения получения «справедливой» доли мирового дохода от экспорта сырья и т.д. В то же время стратегия системного приспособления и закрепления в важнейших областях мирохозяйственной структуры (при котором ее устранение или разделение будет чревато глобальным хаосом и нарушением основных взаимозависимостей между ГФИ) позволит стране-системе вовремя нарастить некоторые конкурентные преимущества в глобальной геоэкономической борьбе.

В заключение следует отметить, что из глубин мира глобальных капиталов бросаются все более жадные и алчные взгляды на территориально-ресурсные потенциалы нашей страны. И у нас нет выхода — Россия либо станет полноценно и полноправно участвующей в формировании и распределении мирового дохода (через использование высоких геоэкономических технологий и активное оперирование на геоэкономическом атласе мира) страной-системой, либо, не сумев совместить собственную стратегию развития с принципами социальной динамики (являющимися первоосновой всемирных глобальных социально-экономических процессов), будет и дальше сдавать зоны своего влияния, терять опорные позиции в мировой экономике. Рост капитализации нашей страны-системы является ее основной целью в условиях глобальной нестабильности современной мирохозяйственной системы. Только значительная капитализация позволит России играть на равных с мировыми (глобальными) лидерами. Но смогут ли понять и достичь данной цели сегодняшние наши государственники — это уже вопрос, требующий отдельного исследования...

_____________________________________

1 Об этом подробнее см.: Бурцев В.В. Основные вопросы геофинансового контроля// Финансист. — 2000. — № 8; Бурцев В.В. Финансовая безопасность России на современном этапе экономического развития // Аудит. — 2000. — № 8; Бурцев В.В. Укрепление финансовой безопасности // Президентский контроль. — 2000. — № 11; Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1; Бурцев В.В. Что грозит нашей финансовой безопасности // Президентский контроль. — 2001. — № 8—9 и др.

2 Об этом, в частности, свидетельствуют данные, приведенные в работе: Шишов Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000—2015 гг.). — М.: ИМЭМО РАН, 1998.

3 В то время как внутренняя денежная масса в развитых странах превышает ВНП примерно в 1,7 раза, международная денежная масса превышает объем товарообмена в 4,5 раза. Тот факт, что на международном финансовом рынке величина финансовых ресурсов слишком сильно превышает ограниченный объем реальной деятельности, является источником нестабильности.

4 То есть получившие от государства собственность по сниженным ценам (российская «приватизация»), использующие в своей деятельности государственную собственность, выполняющие государственные заказы, являющиеся получателями государственных гарантий, использующие предоставленные государством субсидии, кредиты и т.п.

5 Образуется в результате экономических трансакций на фондовом рынке, обусловленных экономическими ожиданиями и предпочтениями их участников.

6 Такое движение может быть как положительным (влекущим увеличение совокупных активов государства, наращивание его финансово-хозяйственного потенциала), так и отрицательным.

7 См., например: Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. —М.: Диалог-МГУ, 1999.; Ицкович Б.Ф. Контроль финансовых потоков государства органами федерального казначейства// Финансы. — 2000. — № 8 и др.

8 Здесь модель — абстрактное обобщение системы контроля финансовых потоков (выражение основных элементов контроля финансовых потоков), сделанное в графической форме.

9 В то же время можно иначе представлять структуру участников трансакций, в результате которых формируются финансовые потоки. Например, как считает Т.Г. Нестеренко (Нестеренко Т.Г. Некоторые аспекты учета исполнения федерального бюджета в рамках положений бюджетного кодекса Российской Федерации // Финансы. — 2000. — №12), всех бюджетополучателей можно разделить на две категории: 1) бюджетные учреждения с соответствующими правами и ограничениями, с финансированием по смете расходов при субсидиарной ответственности государства; 2) иные бюджетополучатели, отношения государства с которыми должны строиться на основе договоров или посредством выделения субвенций или субсидий из бюджета.

10 Здесь домохозяйства в целом — экономическая единица, состоящая из совокупности физических лиц (одно или несколько лиц представляют собой отдельное домохозяйство), которая обеспечивает экономику страны трудовыми и иными ресурсами (полученными в результате индивидуальной хозяйственной деятельности продуктами и т.д.), использует полученные на них деньги для приобретения необходимых для удовлетворения своих потребностей товаров (оплаты работ, услуг), а также потребляет государственные бесплатные услуги.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».