Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N5 / 2001

Особенности лизинговых отношений в агропромышленном комплексе

Богомолов А.Ю., Горемыкин В.А.,

В системе мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему АПК (дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям, машиностроительным предприятиям, налоговые и кредитные льготы, развитие оптовых рынков, сферы агросервиса и др.) важнейшим направлением является организация лизинговой предпринимательской деятельности.

Преимущество лизинга в сфере АПК состоит, кроме всего прочего, в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы. С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм производителей сельскохозяйственных машин за счет использования других источников получения техники: импорта, восстановления изношенных деталей, многократного использования разными потребителями и др. Наконец, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время по содержанию хозяйствами собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом.

Развитие системы агролизинга способствует:

  • преодолению диспаритета цен на сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства;
  • расширению сбыта сельскохозяйственных машин и оборудования;
  • повышению спроса на сельхозтехнику не только со стороны корпоративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств, и садово-огородных товариществ, подсобных хозяйств промышленных предприятий;
  • рациональному сочетанию интересов изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.

В результате при лизинге возникает синергический (умноженный) эффект, который обусловливается комплексом факторов:

  • льготами, предоставляемыми сельскому хозяйству;
  • включением лизинговой платы в себестоимость производимой продукции;
  • использованием фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию;
  • ускоренной амортизацией техники;
  • снижением простоев техники и потерь при выполнении сельскохозяйственных работ;
  • повышением машиновооруженности производства и оборачиваемости техники;
  • ростом эффективности использования техники за счет высококачественных сервисных услуг и др.

Экономический эффект, полученный по каждому направлению, должен быть поделен между участниками агролизинга в соответствующих пропорциях  — с учетом вклада в формирование конечного результата.

Существенным условием развития агролизинга является возможность и потребность в оплате оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, т. е. путем встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной продукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как крестьян, так и государства или другого кредитора. Фьючерсные сделки позволяют организовать сельскохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. Они выгодны и государству, так как гарантируют поставки продукции в федеральный фонд. В связи с ростом цен на продовольственные товары агролизинг при фьючерсных сделках служит надежной защитой инвестиций в АПК и средством стабилизации продовольственного рынка.

Итак, агролизинг — передача машин, оборудования потребителям с отсрочкой платежа — является как бы дальнейшим развитием и разновидностью проката технических средств, в то же время он сходен с арендой материальных ценностей. По существу же агролизинг представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачивает владельцу машин (арендодателю) определенный процент за кредит, восполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг.

Таким образом, для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы — приобретение техники и ее финансирование. В результате обеспечивается конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.

В общем случае в системе агролизинга участвуют: изготовители (поставщики) машин, лизингодатели, пользователи (арендаторы — сельскохозяйственные товаропроизводители), инвесторы и финансово-кредитные учреждения, организации оптовой и розничной торговли, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, посредники, предоставляющие консультационные, сервисные услуги, услуги по обучению и др. (схема 1).

Порядок проведения агролизинговых операций

Практическое осуществление агролизинга предполагает проведение примерно восьми видов работ.

1.  Уточнение перечня машин и оборудования:

  • оценка перспектив получения новых и подержанных машин по экспорту;
  • выяснение возможностей и готовности отечественных производителей сельхозтехники участвовать в лизинговых отношениях по поводу их продукции;
  • изучение возможностей привлечения машин, временно свободных у промышленных, строительных и транспортных организаций;
  • решение вопроса восстановления изношенных машин.

2. Уточнение состава услуг:

  • выявление организаций, занимающихся ремонтом и обслуживанием техники;
  • оценка их возможностей по выполнению работ (сроки, расценки, мощности);
  • проведение переговоров о транспортировке машин;
  • оценка возможности самовывоза техники клиентами;
  • определение целесообразности утилизации отслуживших своей срок изделий;
  • разработка вопросов обучения и консультирования клиентов;
  • решение вопросов предлизинговой подготовки машин;
  • определение с вопросами страхования.

3. Выявление потребности: объемов постоянной, сезонной и эпизодической потребности в разрезе типов машин и услуг.

4. Покупка сельхозтехники:

  • заключение договоров купли-продажи с изготовителями машин;
  • заключение договоров аренды на получение машин во временное пользование;
  • предлизинговая подготовка сельхозмашин;
  • организация хранения машин (при необходимости).

5. Составление списка клиентов — лизингополучателей:

  • установление контактов с организациями и органами аграрного сектора;
  • разработка процедуры отбора клиентов;
  • составление списка клиентов.

6. Отбор арендаторов (проектов):

  • проведение рекламно-учебных мероприятий с возможными клиентами;
  • реализация процедуры отбора.

7. Оформление лизинговых отношений:

  • заключение договоров на лизинговое обслуживание;
  • поставка клиентам техники.

8. Определение ассортимента сельскохозяйственной продукции в качестве лизинговых платежей:

  • заключение фьючерсных контрактов либо формулирование условий в лизинговом договоре по количеству, качеству, ассортименту и срокам поставки сельскохозяйственной продукции;
  • переговоры и заключение контрактов на перевозку, переработку продукции, а при необходимости и на ее сбыт.

Схема 1. Общая система агролизинга

Общая система агролизинга

Схема 2. Формирование лизингового фонда в АПК

Формирование лизингового фонда в АПК

Схема 3. Определение номенклатуры и объемов поставки техники в АПК по лизингу

Определение номенклатуры и объемов поставки техники в АПК по лизингу

Схема 4. Порядок проведения лизинговых операций

Порядок проведения лизинговых операций

Схема 5. Действия получателя (арендатора) в лизинговой сделке

Действия получателя (арендатора) в лизинговой сделке

Схема 6. Основные положения договора агролизинга

Основные положения договора агролизинга

Осуществление лизинговых сделок в сфере АПК регулируется Законом РФ «О лизинге»; постановлением Правительства РФ от 16 июня 1994 г. №  686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); постановлением Правительства РФ от  26 февраля 1999 г. №  228 от «О лизинге машиностроительной продукции в АПК РФ с использованием средств федерального бюджета» и постановлением Правительства РФ от 10 июня 2001 г. № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в АПК», а также Порядком обеспечения АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе, согласованным Минсельхозпродом, Минфином и ОАО «Росагроснаб» (схемы 2—6).

Определенный опыт лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе накопили такие организации, как «Росагроснаб», «Алькор», «АККОР-Лизинг», «Росагролизинг» — дочерняя компания государственного банка «Росагробанк» и др.

Малое предприятие «Алькор» на договорной основе оказывает научно-методическую и внедренческую помощь как коммерческим, так и посредническим организациям, кооперативам, ассоциациям, акционерным обществам, промышленным и сельскохозяйственным товаропроизводителям, отдельным предпринимателям по созданию и организации работы лизинговых фирм, компаний, обеспечивает необходимой документацией.

АО «АККОР-Лизинг» — генеральный подрядчик фонда «Российский фермер» по программе поддержки частных сельхозпроизводителей, реализуемой при участии американской компании, — предлагает в лизинг широкий спектр современного оборудования импортного и отечественного производства по переработке сельскохозяйственной продукции, а также осуществляет маркетинговые исследования и прямые поставки комплектного оборудования по заказу.

Фирма располагает широкими связями с изготовителями оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания и оборудования для предприятий общественного питания, обладает банком данных по видам и характеристикам имеющегося на рынке оборудования.

Периодически фирма проводит конкурс производителей оборудования. Она комплектует и поставляет «под ключ» следующее оборудование:

  • мини-заводы (в том числе в контейнерном исполнении) по переработке мяса и выпуску колбасных изделий;
  • оборудование по производству хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • мукомольное и крупяное оборудование;
  • оборудование по переработке молока в масло, сыр мягких и твердых сортов, сметану, йогурты, творог и др.;
  • универсальные термодымовые камеры для производства копченостей из мяса, птицы, рыбы;
  • линии по переработке картофеля и производству чипсов;
  • мини-заводы по производству сушеных фруктов, овощей, ягод, порошковых концентратов и продуктов промежуточной влажности из плодоовощного сырья;
  • оборудование для производства растительного масла;
  • оборудование для кафе и баров;
  • мини-заводы по производству пива.

Данные по характеристикам оборудования проверены специалистами как на предприятиях-изготовителях, так и непосредственно в тех хозяйствах, где оно уже установлено.

Получив большой опыт в работе с фермерскими хозяйствами, фирма «АККОР-Лизинг» предлагает решение проблем, учитывая особенности развития сельского хозяйства России:

  • анализ перспективности развития производства;
  • расчет технико-экономического обоснования производства;
  • выбор оборудования в соответствии с запросами;
  • осуществление закупки и монтажа оборудования;
  • помощь в организации обучения персонала работе на оборудовании;
  • экспертиза состояния фермерского хозяйства;
  • планирование деятельности фермерского хозяйства.

Лизингодателем по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) за счет средств Федерального лизингового фонда могут являться лизинговые компании (фирмы), контрольный пакет акций которых закрепляется в федеральной собственности и не подлежит отчуждению и передаче на иных правах сторонним организациям.

Для отбора проектов создания объектов межфермерской кооперации по хранению, переработке и реализации сельхозпродукции за счет средств Федерального лизингового фонда создана Рабочая группа, в которую входят представители ведомств и организаций, имеющих своих представителей в Межведомственной комиссии. Утверждение кандидатур членов Рабочей группы и председателя Рабочей группы производится Межведомственной комиссией на очередном заседании.

При голосовании члены Рабочей группы имеют по одному голосу. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.

Требования к инвестиционным проектам и организация их конкурса

Участие в конкурсе могут принять все частные производители сельскохозяйственной продукции, фермерские объединения и межфермерские кооперативы (предприятия) вне зависимости от их членства в какой-либо ассоциации, партии или движении.

Частные сельскохозяйственные производители должны быть зарегистрированными в качестве таковых в соответствии с российским законодательством, при этом не менее 50% их уставного капитала должно являться собственностью фермеров, межфермерских кооперативов (предприятий) и других фермерских объединений.

К конкурсу допускаются проекты, которые предполагают реализацию конкретных инвестиционных предложений с четко определенной коммерческой целью. Заказываемое оборудование может быть предназначено только для переработки, реализации и хранения сельскохозяйственного сырья.

Заявитель должен располагать производственным помещением для размещения или монтажа оборудования (кроме проектов, предполагающих поставку оборудования в модульном исполнении). Если строительство здания является частью проекта, то инвестиции в строительство должны осуществляться заявителем самостоятельно, за свой счет.

Заявленные на конкурс проекты должны предусматривать загрузку мощностей оборудования не менее чем на 40% сырьем собственного производства заявителя и его учредителей.

Приоритет будет отдаваться проектам, отвечающим одному из следующих требований:

  • наличие гарантии своевременности и полноты внесения лизинговых платежей со стороны областной (краевой, республиканской) или районной администрации;
  • наличие банковской гарантии;
  • ответственность по платежам застрахована в установленном порядке;
  • предприятие, представившее проект, зарегистрировано в организационно-правовой форме, предполагающей ответственность всех или части учредителей по обязательствам заявителя.

Ожидаемые доходы от реализации проекта должны быть достаточными для выкупа оборудования (выплаты займа и процентов по нему) в срок не более трех лет. В технико-экономическом обосновании все стоимостные оценки и денежные расчеты должны производиться в условиях единого базового периода (по состоянию на принятую заявителем дату). Не допускается закладывать в расчеты рост выручки от инфляции.

Участники конкурса для регистрации должны представить в двух экземплярах ответственному секретарю Рабочей группы следующие документы:

  1. заявление с указанием объектов финансирования, запрашиваемых сумм и сроков их возврата, а также объемов выпуска продукции (оказываемых услуг) при выходе этих объектов на проектную мощность;
  2. нотариально заверенные копии учредительных документов (устава, учредительного договора, протокола учредительного собрания, постановления (свидетельства) о регистрации устава), документы на право на землю, данные по адресу и банковским реквизитам;
  3. годовой финансовый отчет (баланс) за последний отчетный период, заверенный налоговой инспекцией;
  4. справки соответствующих банков о состоянии расчетного счета и об уже имеющейся кредиторской задолженности и имуществе, находящемся в залоге;
  5. предлагаемый заемщиком вариант по перечню запрашиваемого оборудования с указанием его мощности (по возможности с указанием заводов-изготовителей и цены);
  6. копии согласований (разрешений) на размещение планируемого производства (СЭС, Комитет по экологии, Госпожнадзор, Энергонадзор, служба Главного архитектора и т. д.);
  7. отвечающий установленным требованиям бизнес-план (технико-экономическое обоснование) финансируемого объекта с сопроводительной запиской;
  8. внутрипостроечный титульный список и другая проектно-сметная документация по общепринятым образцам, а также предполагаемый подрядчик для выполнения строительных работ;
  9. ходатайство районной и областной фермерских ассоциаций, администрации района.

Инициаторы проекта несут всю полноту ответственности за достоверность представленных расчетов и данных. В случае обнаружения факта их намеренного искажения соответствующие проекты будут исключаться из конкурса, а затраты по их экспертизе (в том числе с выездом на место) — относиться на счет заявителей.

Регистрацию поступающих на конкурс проектов осуществляет ответственный секретарь Рабочей группы. Сданные документы письменному рецензированию не подлежат и заявителям не возвращаются. Срок подачи документов — не позднее 1 месяца до проведения очередного заседания Рабочей группы.

Регистрации подлежат проекты, удовлетворяющие условиям «Положения о конкурсе компаний, претендующих на осуществление функций Генерального подрядчика по снабжению объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации сельхозпродукции на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга)». Проекты, поступающие с нарушением установленных сроков, не регистрируются и не рассматриваются.

До регистрации представленных документов ответственный секретарь Рабочей группы бесплатно дает заявителям предварительные заключения и замечания по проектам. Заявители вправе не вносить предложенные ответственным секретарем дополнения и изменения в документы, а также не соглашаться с возможной отрицательной оценкой всего проекта. В этом случае ответственный секретарь, сделав соответствующую запись о своих замечаниях в Книге регистрации и на оригинале заявления, обязан принять и зарегистрировать представленные документы. Указанные замечания в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Рабочей группы и учитываются при принятии решения по рассматриваемым проектам. Экспертиза таких проектов производится только после уплаты заявителем в кассу Генерального подрядчика аванса командировочных расходов за выезд на место группы экспертов.

Зарегистрированные проекты рассматриваются Советом попечителей в последовательности их регистрации. Заседание Рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей утвержденного состава (с учетом доверенностей на передачу голоса).

О сроках и месте проведения заседаний Рабочей группы его члены официально извещаются ответственным секретарем Рабочей группы не менее чем за 5 рабочих дней. Ответственный секретарь Рабочей группы несет персональную ответственность за проработку проектов и других вопросов, выносимых на рассмотрение Совета попечителей.

При рассмотрении проектов учитываются результаты экспертизы специалистов, заключение ответственного секретаря Рабочей группы. При необходимости на заседание могут приглашаться заявители, которые отвечают на вопросы членов Рабочей группы, но не присутствуют при обсуждении их проекта и голосовании.

Решение об одобрении финансирования проекта, необходимости его доработки или отклонении в письменной форме сообщается заявителю ответственным секретарем Рабочей группы в срок не более двух недель после рассмотрения соответствующего проекта на заседании Рабочей группы. Проекты, ранее отклоненные Советом попечителей, к повторному рассмотрению не принимаются.

Решения Рабочей группы об одобрении финансирования, принятые без учета результатов проверки деталей проектов на местах и уточнения стоимости оборудования с заводами-изготовителями и подрядчиками, носят предварительный характер и безусловному выполнению (в части выделяемых сумм) не подлежат.

«Положение о конкурсе...», протоколы заседаний Рабочей группы и Книга регистрации проектов являются документами, открытыми для ознакомления всеми участниками конкурса.

Члены Рабочей группы имеют неограниченный доступ ко всем документам, связанным с реализацией настоящей программы и обладают правом созыва внеочередных заседаний Рабочей группы.

Порядок обеспечения объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации сельхозпродукции на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга)

Объектом межфермерской кооперации считается производственный объект, служащий для хранения, переработки или реализации сельскохозяйственной продукции, оборудование которого используется межфермерским предприятием на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга).

Межфермерским предприятием считается юридическое лицо, созданное в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их объединениями с целью предпринимательской деятельности для хранения, переработки или реализации сельскохозяйственной продукции, в уставном капитале которого совокупная доля крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений, малых сельскохозяйственных предприятий и других мелкотоварных сельхозпроизводителей составляет не менее 50% и выручка от хранения, переработки или реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 40% в объеме реализации. Обеспеченность межфермерского предприятия сырьем, производимым учредителями, не должна быть ниже 40% производственных мощностей.

1. Формирование лизингового фонда

Для обеспечения объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации сельхозпродукции создается и постоянно пополняется специальный фонд, который формируется за счет средств федерального бюджета, а также других разрешенных законом источников.

Бюджетные ассигнования выделяются на возвратной основе Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ. Минсельхозпрод РФ в течение трех дней перечисляет средства компании, определенной в качестве Генерального подрядчика, которая обеспечивает выполнение и координацию работ на основании «Положения о конкурсе компаний, претендующих на осуществление функций Генерального подрядчика по снабжению объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации сельхозпродукции на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга)», на основании договоров с межфермерскими предприятиями, а также договоров поставки. Межфермерские предприятия проходят конкурсный отбор на основании «Положения о Рабочей группе по отбору проектов создания объектов межфермерской кооперации по хранению, переработке и реализации сельхозпродукции».

Генеральный подрядчик осуществляет оплату продукции в соответствии с договорами, заключенными с лизингополучателями.

Средства, поступающие от Минсельхозпрода РФ на отдельный текущий счет Генерального подрядчика, расходуются строго по целевому назначению на основании соглашения между Минсельхозпродом РФ и Генеральным подрядчиком.

2. Определение номенклатуры продукции машиностроения для передачи в лизинг межфермерским предприятиям

Номенклатура и объемы поставки продукции машиностроения, поставляемой для объектов межфермерской кооперации, формируются Генеральным подрядчиком на основе проектов, утвержденных в соответствии с «Положением о Рабочей группе по отбору проектов создания объектов межфермерской кооперации по хранению, переработке и реализации сельхозпродукции».

3. Осуществление снабжения объектов межфермерской кооперации продукцией машиностроения на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга)

Генеральный подрядчик в соответствии с предусмотренной утвержденными проектами номенклатурой в пределах предусмотренных средств заключает договоры лизинга с межфермерскими предприятиями и договоры купли-продажи с поставщиками предусмотренного проекта оборудования; осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поставки данной продукции.

Генеральный подрядчик перечисляет средства за поставляемое оборудование на расчетные счета организаций-поставщиков. Если это предусмотрено проектом, в стоимость оборудования может включаться стоимость его доставки, предпродажной подготовки и монтажа в пределах работ, осуществляемых изготовителем (поставщиком).

Величина арендной платы, а также других расходов лизингополучателей определяется в соответствии с «Положением о конкурсе компаний, претендующих на осуществление функций Генерального подрядчика по снабжению объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации сельхозпродукции на основе долгосрочной аренды с правом выкупа (финансового лизинга)».

Оборудование, поставленное межфермерским предприятиям, отражается на балансе Генерального подрядчика вплоть до прекращения расчетов с лизингополучателем после полного погашения стоимости оборудования. Налог на имущество уплачивается Генеральным подрядчиком за счет средств ежегодно взимаемой с межфермерских предприятий арендной платы.

Лизинговые платежи, перечисляемые межфермерскими предприятиями, поступают в лизинговый фонд и используются Генеральным подрядчиком в соответствии с распоряжениями Минфина РФ. Средства лизингового фонда не могут быть использованы на покрытие текущих расходов Генерального подрядчика, за исключением уплаты налога на имущество, переданное в лизинг.

Договор лизинга между Генеральным подрядчиком и межфермерским предприятием заключается на срок не более 3 лет и включает в себя:

  • величину первоначального и последующих лизинговых платежей и периодичность их внесения;
  • наименование субъекта, осуществляющего гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования, и условия его осуществления;
  • сметную стоимость услуг Генерального подрядчика и порядок их оплаты.

Обязательства межфермерского предприятия по своевременности и полноте лизинговых платежей обеспечиваются за счет права собственности Генерального подрядчика на переданное в лизинг оборудование. При нарушении графика возврата средств оборудование может быть изъято у межфермерского предприятия для дальнейшей реализации лизингодателем с целью погашения задолженности. Дополнительные гарантии со стороны межфермерского предприятия отражаются в «Положении о Попечительском совете по отбору проектов создания объектов межфермерской кооперации по хранению, переработке и реализации сельхозпродукции».

4. Контроль за использованием средств, выделенных для формирования лизингового фонда

Контроль за целевым использованием государственного лизингового фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Генеральным подрядчиком.

Министерство финансов Российской Федерации может самостоятельно или через территориальное управление Федерального казначейства провести проверку выполнения Порядка обеспечения АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе и получить необходимую документацию.

Средства, использованные Генеральным подрядчиком не по назначению, возмещаются Министерству финансов Российской Федерации в полном объеме с одновременным взиманием штрафа по действующей учетной ставке Центрального банка РФ за весь период нецелевого использования средств в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе». Взыскание производится в доход федерального бюджета на код доходов 30400 «От государственных предприятий и учреждений Российской Федерации».

Отчет об использовании средств производится Генеральным подрядчиком ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Одновременно производится отчет о поступлении лизинговых платежей.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».