Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N0 / 2000

Некоторые вопросы практики применения Закона о разделе продукции

Карманов А.П.,

В связи с рассмотрением нового закона о разделе продукции, который должен прийти на смену действующему с 1995 г. соглашению о разделе продукции, возникают вопросы о практике его применения и возможностях, открывающихся перед партнерами в свете его постановлений.

Принятый в 1995 году закон "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает раздел коммерческих интересов партнеров на основе платы за инвестиции в форме части произведенной продукции. Как правило, пропорции ее раздела между партнерами устанавливаются 50 на 50%. Необходимость подобной формы сотрудничества связана с чрезвычайно высокой капиталоемкостью определенных производств и длительным сроком окупаемости проектов. Это делает инвестиции потенциально рискованными. Однако применительно к России практическая надобность в партнерстве на условиях раздела продукции вызвана тем, что в неустоявшейся переходной экономике страны налоги, как правило, меняются два раза в год, а средний срок введения в действие объекта, подпадающего под закон о разделе продукции, по расчетам специалистов составляет 5-8 лет.

В силу того, что для российской экономики особую роль играют экспортно-ориентированные сектора, этот закон трактует положение о разделе продукции в области поиска, разведки и добычи минерального сырья. Однако в зарубежной практике любой контракт по совместному производству сопровождается проработкой вопроса о правах на использование изготовленного продукта. В связи с этим обращаем внимание специалистов на то, что недооценка этого вопроса влечет большие потери для организаций, имеющих контракты с зарубежными партнерами или имеющими представительства и филиалы за рубежом.

При применении этого закона неизбежно встанет проблема определения себестоимости продукции, подлежащей разделу. Вместе с тем разработка элементов, определяющих ее, переданная в ведение соответствующих отраслевых министерств, до сих пор не завершена. Однако для заинтересованных организаций представляется необходимым в рамках имеющегося зарубежного опыта всесторонне продумать правоприменительные параметры сделок о разделе продукции.

Перечисление положений этого закона представляются вполне понятными и, казалось бы, не дают богатой пищи для размышления. Однако из зарубежной практики сотрудничества на основе раздела продукции, в рамках установленных правил по части ройялти (royalty), т.е. дальнейшего коммерческого использования полученного продукта очевидно, что возможности применения этого закона гораздо шире.

При рассмотрении деловых предложений партнеров, как правило, речь идет о доле прибыли, причитающейся каждой стороне. Однако следует знать, что в совместном бизнесе возможности получения дополнительных выгод значительно шире. Так, во всем мире действует правило, по которому необходимо оговорить и права на продукты, полученные в результате объединения усилий нескольких компаний. Эти права касаются получения выгоды от продажи аналогов, видоизмененных образцов, технологии изготовления и т.д. Причем их стоимость зачастую гораздо выше доли прибыли от продажи самого продукта. Поэтому соглашения о совместном производстве должны учитывать и расчеты будущей возможной прибыли. Правила, действующие в этой области, различны в каждой стране, так как составляются с учетом национальных стандартов.

Как правило, в этих случаях требуются немалые усилия как для определения эффективности совместного бизнеса, так и для выбора направлений инвестирования.

Кроме того, существует и проблема получения информации о "правилах игры", действующих в различных странах, поскольку законы, регулирующие совместную деятельность, постоянно меняются в зависимости от экономической, политической и геополитической ситуации.

Каковы возможности использования совместного продукта

Положение о ройялти (royalty), т.е. дальнейшем коммерческом использовании полученного продукта, на создание которого вашей фирмой привлекались средства зарубежных или отечественных инвесторов, обязательно должно быть разработано в договоре и соответствовать принятой зарубежной и отечественной практике.

Ставка ройялти предполагает форму платежа за право использования совместно разработанного продукта. Размер ройялти устанавливается в различных странах либо в процентах от чистой прибыли, полученной от продажи продукта (делением годовой суммы ройялти на годовую чистую прибыль от продажи, т.е. без косвенных налогов, сборов и пошлин), либо в процентах от себестоимости или в виде фиксированного платежа за каждую единицу выпущенной продукции.

Именно положение о ройялти, т.е. дальнейшем использовании продукта, а не распределение прибылей, должно стать для вас определяющим. Например, проектирование на его базе новых продуктов, передачу прав на изготовление, использование или продажу полученного продукта другим компаниям, началом с его помощью широкомасштабного продвижения на новом рынке, как правило, в новой стране, или объявление конкурса по обновлению или модификации пакета его документов (за приличное вознаграждение) с дальнейшим использованием полученных результатов, но уже на правах собственника продукта.

Нельзя сбрасывать со счетов и возможную закулисную дискредитацию "товарищами по бизнесу" вашего совместного продукта с целью его дальнейшего использования в рамках перечисленных выше направлений. Страховкой от подобных авантюр служит оговорка в договоре сотрудничества пункта о принятии широкого спектра регулирования ответственности за дальнейшую судьбу продукта. Как правило, зарубежные партнеры предлагают своим партнерам по бизнесу, российским производителям, так называемое положение о разделении рисков, не имеющее ничего общего с юридической ответственностью по разделу продукта, т.е. с ройялти. При этом следует знать, что дальнейшая судьба совместной продукции может трактоваться как по российским законам, так и по законам страны нахождения ваших партнеров.

Если речь идет о зарубежных партнерах, то консультацию о действующей в стране практике ройялти можно получить в аудиторской фирме, у юристов, специализирующихся на международных коммерческих отношениях или непосредственно в местной налоговой службе. Так в США, Великобритании (в нее входят Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия) и других странах подобную консультацию можно получить и непосредственно в налоговом ведомстве Управления Внутренних Доходов (УВД).

Прибыль одна - налоги разные

Как показывает внешнеэкономическая коммерческая практика российских компаний, при разработке налоговых аспектов сделок недостаточно внимания уделяется возможностям минимизации и отсрочки налоговых обязательств. В результате теряется значительная часть прибыли компании в виде налогов. В то же время в международной практике бухгалтерского учета существуют методики, позволяющие максимизировать прибыль, остающуюся после уплаты налогов, законными методами налогового планирования. В результате даже в условиях высокого налогообложения современные компании добиваются снижения налоговых выплат до 20-25%. О возможностях налогового планирования обязаны знать и директор, и главный бухгалтер российской компании, имеющей зарубежные деловые связи.

Как известно, при составлении общей финансовой отчетности компании должны консолидировать, т.е. объединить отчеты своих филиалов и дочерних фирм. Полученная в результате объединения отчетов прибыль подлежит разделу и налогообложению. Однако иностранные партнеры, используя вполне законные бухгалтерские приемы, могут показать в своих отчетах и заниженную и завышенную прибыль как своей компании, так и полученную в результате сотрудничества. Это вызывает необходимость учета того факта, что одна и та же прибыль, рассчитанная по нормативам и правилам, действующим в различных странах, приведет к различным результатам.

Размер прибыли, которую можно вполне законным способом утаить от налогообложения практически в любой стране, попытались определить аудиторские фирмы, специализирующиеся на аудите многонациональных компаний. Оказалось, что одна и та же прибыль компании, рассчитанная, по учетным стандартам Соединенного Королевства (которые, по мнению аналитиков, являются самыми консервативным в международной практике учета), будет в два раза выше той же прибыли в переложении на немецкий бухгалтерский учетный стандарт и в полтора раза выше прибыли, рассчитанной по французским правилам.

Очевидно и то, что разница в размере получаемой прибыли в каждой стране зависит не только от эффективности работы компания, но и от того, насколько она сумеет использовать преимущества действующих систем налогообложения.

В числе приемов, влияющих на размер декларируемой прибыли, можно назвать такие, как: применение так называемой балансовой политики (window-dressing), налоговой амортизации, ускоренной амортизации, полугодовой конвенции, метода отсроченного налогообложения прибыли и т.д.

В чем заключается рыночный подход

Если подходить строго и ставить перед собой задачу выявления действительных характеристик ваших партнеров или условий бизнеса страны пребывания вашего филиала, то следует разрабатывать двойные параметры сотрудничества в каждом отдельном случае. Во-первых, следует принимать во внимание установленные в стране вашего партнера налоговые законы и положения о коммерческом сотрудничестве между странами. Во-вторых, постараться получить сведения о сложившейся деловой практике ведения дел в той или иной стране.

Не следует сбрасывать со счетов и возможность со стороны ваших партнеров незаконного укрытия прибылей, хищений, мнимых банкротств, срывов контрактов и т.д. Бытует мнение, что, работая с зарубежными партнерами, можно положиться на правильность и достоверность учета прибыли английских, французских и немецких компаний, которые более консервативны в нарушении законных правил.

В международной предпринимательской практике при любой форме организации бизнеса нормы и правила бухгалтерского учета и налогообложения устанавливаются исходя из принципов либо резидентства, либо территориальности. Для резидентов, т.е. граждан страны, а также организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность как в ее пределах, так и за рубежом, действуют правила, отличные от правил для нерезидентов, под которыми понимаются иностранные подданные и компании.

В некоторых странах, в том числе практически во всех развивающихся, действует особый подход и к ведению бухгалтерского учета, и к налогообложению фирм и частных лиц по принципу территориальности (когда любые зарубежные доходы находящихся на их территориях граждан и компаний освобождаются от налогообложения).

Понятно, что для стран, получающих большие доходы от переводов на родину прибылей расположенных за рубежом отечественных компаний, выгодно разграничение налоговых и бухгалтерских норм на основе резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы действующих в них зарубежных фирм, более выгоден принцип территориальности.

Например, если компания является резидентом Соединенного Королевств, то у нее подлежат обложению корпоративным налогом все полученные доходы независимо от того, где они получены и переведены ли в страну или находятся за рубежом. В то же время фирма, принадлежащая нерезиденту будет выплачивать корпоративный налог только с прибылей, полученных от коммерческих операций в пределах Соединенного Королевства с использованием машин и оборудования, т.е. основных средств, принадлежащих Королевству. В том случае, если иностранная фирма, действующая на территории Великобритании, попадает под юрисдикцию заключенного между странами соответствующего договора о двойном налогообложении, то ее владельцы подлежат обложению только подоходным налогом.

Что нужно учесть при заключении контракта

Российским фирмам, действующим самостоятельно или в партнерском содружестве за рубежом или принимающим у себя иностранных инвесторов, следует руководствоваться следующими положениями:

1) что влияет на размер прибыли остающейся в распоряжении компании, а также место ее территориальной регистрации;

2) на чьей территории происходит изготовление товаров, производятся работы или оказываются услуги, заявленные в уставной деятельности компаний;

3) где территориально происходит факт реализации изготовленного продукта, произведения работ или оказания услуг. Это может быть территория государства вашего зарубежного партнера, России или третьей страны.

Кроме того, следует учитывать экономические и политические направления и приоритеты развития родной страны вашего делового партнера, поскольку, вероятнее всего, сотрудничество с вами может быть оформлено по национальным меркам как экспортная операция. Тогда прибыли от вашей совместной деятельности попадают под действующие практически во всех странах значительные налоговые льготы или даже прямые субсидии и компенсации, касающиеся экспортной деятельности.

В случае, если зарубежные участники совместного с вами предпринимательства осуществляют инвестиции в новые производственные направления, способствуют созданию новых рабочих мест, освоению относительно менее развитых районов и т.д., то им также будут предоставлены льготы, уменьшающие налогообложение и соответственно, увеличивающие прибыль.

Требует уточнения в каждом конкретном случае и такой вопрос, как определение, что же понимать под доходами от заявленной основной уставной деятельности, которое важно с точки зрения размера прибыли, остающейся после налогообложения в вашем распоряжении. В таких странах как США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания под доходом понимают доход "постоянного делового учреждения" ("истэблишмент", "баз фикс" и т.д.), имеющего постоянное место хозяйственной деятельности: цех, фабрику, контору, строительный участок, шахту, и т.д. В других странах, например в Голландии, налогом облагается "деловая активность", т.е. любая деятельность, связанная с извлечением прибыли.

Таким образом в межгосударственных подходах можно отметить важное принципиальное различие: в одном случае национальные налоговые нормы в основном базируются на характере деятельности компаний, в другом в качестве облагаемой базы выступает понятие "постоянного делового учреждения", т.е. юридического лица.

Следует отметить, что в терминологии налогообложения зарубежных стран принято разделение ставок платежей по внутренней и внешней коммерческой деятельности. Однако ни в одной развитой стране законом не устанавливаются четкие правила принадлежности фирмы к "внутренней" или "внешней" сфере бизнеса. В каждом конкретном случае это, при необходимости, устанавливается в судебном порядке.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».